Top.Mail.Ru
Колонки

Как пройти студенческую практику, чтобы в итоге получить оффер от компании

Колонки
Анастасия Стасева
Анастасия Стасева

Руководитель проекта BrandUp&YounGo в Kontakt InterSearch Russia

Полина Константинова

Не секрет, что студенческая практика в российских вузах обычно не слишком эффективна. Зачастую, стремясь минимизировать организационные хлопоты, учебные заведения направляют своих студентов в дружественные компании, не учитывая ни интересов молодых людей, ни их карьерных амбиций. А может ли студент сам выбрать компанию для стажировки? И может ли она принести ему реальную пользу? Рассказывает Анастасия Стасева, руководитель проекта YounGo компании Kontakt InterSearch Russia

Как пройти студенческую практику, чтобы в итоге получить оффер от компании

Неожиданная практика

Вот пример типичной ситуации. Учебный процесс идет своим чередом, приближается сессия, когда из деканата вдруг поступает требование: к определенному числу необходимо предоставить подписанный документ о прохождении практики. 

Времени мало, а значит приходится искать самый простой путь решения проблемы: найти принимающую организацию через родителей, знакомых или карьерный центр вуза.

Такой подход изначально исключает возможность выбора – студенту приходится идти в ту организацию, где его согласятся принять. 

Конечно, при известной удаче хорошее место можно найти и таким способом. Однако рассчитывать на большую заинтересованность со стороны компании не стоит. Скорее всего, практиканта будут воспринимать или как дополнительные свободные руки, или даже как своего рода «трудового туриста», от которого мало пользы и от которого следует как можно скорее избавиться. 

В обоих случаях практиканту, скорее всего, поручат рутинные и скучные задачи, чтобы он подольше был занят и «не мешался под ногами».

Пример. Один из наших клиентов столкнулся с подобной ситуацией, когда с просьбой о прохождении практики студентом к нему обратился вуз, с которым у компании был подписан договор о сотрудничестве. 

К сожалению, произошло это за неделю до дня трудоустройства, и отдел, который теоретически был бы очень рад помощи и был бы готов выделить интересные и понятные студенту задачи, находился в процессе завершения большого проекта для заказчика. 

В итоге большая креативная команда передавала своему стажеру рутинные ассистентские задачи. Не потому, что они не хотели другого опыта, а потому что в пылу сдачи проекта и так приходилось дневать и ночевать в офисе – тут уж не до стажера.

Не согласен – предлагай 

Если перспектива такой стажировки вас не вдохновляет, придется взять ситуацию в свои руки. И пусть это потребует некоторых временных затрат, результат того стоит. В конце концов ни вуз, ни работодатель, ни родители не заинтересованы в вашей качественной стажировке больше, чем вы. 

Итак, что нужно сделать.

  1. Первое. В начале года узнайте, когда официально планируется прохождение студенческой практики. Она не должна стать для вас сюрпризом.
  2. Второе. Составьте список компаний и направлений, в которых вы хотели бы поработать. Обращайте внимание не только на крупные известные бренды, но и на мелкий, и средний бизнес, так как зачастую в таких компаниях можно получить максимально разнообразный профессиональный опыт. Информацию о вакансиях в таких компаниях можно искать на порталах по поиску работу, а затем уже изучать их сайты и группы в социальных сетях.
  3. Третье. Найдите в интернете всю имеющуюся информацию о том, какие возможности для молодых специалистов предлагают эти компании. Когда стартуют отборы на стажировки, есть ли информация о практиках, лидерские программы? Изучите требования.
  4. Четвертое. Займитесь самоанализом. Какие знания есть у вас на данный момент? В чем вы особенно сильны? Какие личностные компетенции выделяют вас на фоне других?
  5. Пятое. Сопоставьте получившийся у вас личный портрет с теми позициями, которые вы выбрали на третьем шаге. Где больше шансов преуспеть? Составьте рейтинг наиболее подходящих позиций и компаний. 

Теперь вы готовы к активному поиску места для стажировки. Подготовьте краткую информацию о себе, которая должна включать такие данные: 

  • описание вашего образования, 
  • знания иностранных языков, 
  • владение программами, 
  • функции, которые вы хотите и можете выполнять. 

Опыт участия в волонтерских проектах, общественная деятельность в вузе, любая подработка будут большим плюсом. 

Письма с этой информацией нужно отправить всем найденным вами работодателям. Благо почтовые ящики отделов персонала практически всегда указаны на сайте. Также письма можно отправить в ответ на стажерские вакансии на профильных сайтах, в пабликах и мессенджерах.

Готовьтесь к тому, что не все вам ответят, поэтому следующим этапом вам придется обзвонить компании и постараться поговорить с отделом персонала и коротко рассказать о вашем желании пройти у них стажировку.

Как показывает практика, все, кто ищет таким способом, получает как минимум одно предложение.

И еще один важный момент – начинать искать работодателя следует задолго до официального старта практики. Более того, можно и вовсе к этим датам не привязываться. Вопрос о том, что вы пройдете практику заранее, легко решается с помощью вуза, где вам потребуется запросить направление о прохождении стажировки, которая впоследствии будет зачтена за предусмотренную учебным планом.

Пример. Старайтесь адекватно оценивать свои знания и возможности. Помните, что вы еще не профессионалы и на решение тех или иных задач вам будет требоваться больше времени, чем опытным сотрудникам. Это важно при подготовке тестовых заданий, которые могут высылать вам в качестве отборочного этапа. 

Один из наших клиентов, например, отправил задание двум студентам, желавшим пройти практику в редакции журнала. Им было необходимо найти фактическую информацию в интернете, обработать ее и составить небольшой рейтинг из найденных данных. 

Первый прислал свою работу за три дня до намеченного дедлайна. Редактор успел два раза отправить текст на доработку, ответить на вопросы, и к нужному сроку материал уже был отредактирован и согласован. 

Второй же претендент прислал свою работу день в день. Он был лучше того, что подготовил первый студент, но также требовал доработки. В результате на практику попал первый студент.

Главная задача – быть полезным

Не стоит, приходя на стажировку, ждать, что для вас уже готов план обучения и развития, а наставник четко знает, какие задачи и в какой последовательности вы будете выполнять. Даже если в компании есть разработанная программа стажировки, от вас потребуется большая проактивность. 

Пример. В нашей практике был случай, когда студентка, претендовавшая на роль стажера в департаменте маркетинга, отлично продала себя на собеседовании. Более того, она сама обратилась в компанию с просьбой взять ее, очень логично и увлеченно рассказывала о том, почему ей интересен именно такой опыт, прекрасно справилась с тестовым заданием. 

Через три дня после начала практики она стала просто пропадать, ссылаясь то на болезнь, то на срочные дела в вузе. Появилась снова только за пару дней до окончания практики для подписания необходимых бумаг.

Обязательно попросите руководителя провести с вами установочную встречу и узнать на ней об основных функциях и ключевых проектах, над которыми работает департамент. Во время этой встречи составьте список задач, в решении которых вы можете поучаствовать. 

Постарайтесь избежать ошибок, которые совершает большинство стажеров.

  • Не бойтесь задавать вопросы. Многие молодые специалисты считают, что должны прийти к наставнику с уже выполненной задачей, готовым решением. Это отличный подход. Но только в том случае, если вы досконально поняли задачу и у вас не возникло вопросов по ходу выполнения. В противном случае вы рискуете потратить большое количество времени и прийти с результатом, который совсем не соответствует ожиданиям руководителя. Не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы. Но, конечно, знайте меру, не отвлекая наставника от работы постоянно.
  • Смотрите на задачу шире. Если вам дали одну конкретную задачу – например, написать пост для группы компании на Facebook, это не значит, что вы не можете, выполнив ее, подумать о том, что еще можно предложить руководителю в этой области. Вы – ценный ресурс, так как смотрите на бизнес «незамыленным» открытым взглядом и можете предложить интересные идеи, благодаря которым вас в конечном итоге и запомнят.
  • Будьте активны. Мы не рассматриваем случаи, когда цель стажировки – просто получить необходимую подпись. Если вы хотите, чтобы практика стала ценным опытом, а возможно, началом карьеры в компании, ваша главная цель – сделать так, чтобы ваше присутствие в команде было ощутимо. Слушайте, что обсуждают коллеги, отмечайте, в каких направлениях им не хватает ресурсов или идей. Именно в эти направления вы должны органично встроиться и стать полезным. 

Сделайте все, чтобы получить оффер. Даже если он не нужен 

Лучшим результатом вашей стажировки станет предложение от работодателя остаться на постоянную работу. Даже если к трудоустройству вы пока не готовы, получить такое предложение очень важно. 

В будущем на собеседовании при устройстве на работу вас обязательно попросят рассказать об опыте прохождения практики. И рекрутер точно спросит, была ли у вас возможность остаться в компании после стажировки. Почему? Потому что отличных сотрудников никто просто так не отпускает. Помните об этом. 

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Зарплата, эмиграция или гибкий график: что больше всего привлекает студентов в работе – исследование
  2. 2 Как 20-летний студент из Волгограда поднял на продаже 3D-принтеров 1,6 млн рублей
  3. 3 От инженера-практиканта до президента Ford: как Ли Якокка стал королем автоиндустрии
  4. 4 Восемь ошибок, которые не позволят остаться в компании после стажировки
  5. 5 «Меня поразило то, что все работают из дома». Дети — о своих стажировках в IT-компаниях