Егор Ганин, основатель мобильной социальной сети VERB и руководитель направления облачных и бизнес-сервисов подразделения Почта и портал Mail.Ru, делится опытом создания стартапа и рассказывает, каково это: днем быть топ-менеджером, а ночью – стартапером.
Днем топ-менеджер, ночью – стартапер
Три года назад у меня появилась идея создать сервис, в котором пользователи могли бы делиться своими текущими делами. Сейчас в бизнесе 6 основателей, проект недавно привлек инвестиции Mail.ru Group, а начиналось все с одного менеджера, идеи, в которую никто не верил, и полного отсутствия денег.
Егор Ганин
Как все начиналось
Несколько лет назад, еще когда я работал в «Яндексе», ко мне пришла мысль, что не хватает социальной сети, где можно было бы писать о простом, ежедневном — том, что занимает большую часть жизни и о том, о чем нам негде рассказать.
Так родилась идея стартапа — мобильной соцсети, где можно писать о своей жизни с помощью глаголов «ем мороженое», «смотрю кино», «сижу на работе».
Чтобы удостовериться в том, что у замысла есть право на жизнь, мы даже провели исследование и изучили потребности аудитории.
Как мы работали
Сейчас у нас в команде 6 человек, каждый из нас полноценно трудится на основном рабочем месте и не планирует заниматься исключительно сервисом. Вся разработка ведется вечерами и по выходным, поэтому по меркам стартапа мы делаем продукт крайне долго, три года.
На старте было понятно, что денег у нас нет, и каждый из нас вкладывается в проект опытом, экспертизой и временем. Несмотря на то что в качестве валюты мы использовали обещания, я не забывал о том, что это самая настоящая бизнес-сделка.
Да, сейчас мы все работаем бесплатно, но работаем, чтобы потом заработать, ровно поэтому к бесплатной работе расслабленно относиться нельзя.
Так уж устроено, что люди почему-то не хотят работать бесплатно, поэтому я всем, в ком был заинтересован больше чем на несколько месяцев работы, предлагал долю в компании в обмен на время, уделенное проекту. Это вполне работающий вариант, на такие условия работы мне удалось договориться даже с фрилансером, которого я нашел на fl.ru.
Скриншоты из приложения Verb
Люди должны соблюдать ваши изначальные договоренности, а вы гарантировать им ту долю, о которой договаривались вначале. Если же соглашения нарушаются — людей можно наказывать. У нас был случай, в результате которого доля одного из участников изменилась с 12% до 8%: один из партнеров уходил из проекта на 6 месяцев и в это время совершенно им не занимался, что и вылилось в пересмотр доли.
Как мы поделили компанию, которой не было
К счастью, этот момент еще не наступил, но изначально мы готовились к тому, что какую-то часть компании придется продать. Дело в том, что, когда инвестор входит в долю, он в равной степени (если ничего не предпринять с юридической точки зрения) размоет доли всех акционеров.
Если вы делите 100% компании, то инвестиции в 25% компании на четверть размоют доли каждого основателя. Ровно по этой причине я не собирался делить все 100% будущего предприятия.
Пока нас было четверо я распоряжался 51%, оставляя 49 будущим инвесторам. По мере разработки у нас росла и потребность в людях, а денег по-прежнему не было — сейчас у нас 6 основателей (а в пике было 7, но долю одного мы выкупили), поэтому медленно, но верно мы подошли к делению всей компании.
Как мы оценивали вклад каждого
Разговор с будущими партнерами у меня был предельно простой: «Смотри, какая классная идея! Мне нужны твои навыки, денег нет, давай попробуем начать. Взамен готов отдать долю. Думаю, процентов 11».
На тот момент я совершенно не понимал, какой процент называть и как это делать, поэтому в конце неуверенно добавлял: «Ну, вообще, я это себе вижу как от 6 до 14% в зависимости от твоего участия. Там видно будет». После того как партнер давал согласие, я фиксировал договоренность в Telegram.
Напомню, что делил я 49%, поэтому от 8 до 14% на четверых выглядело очень даже много. Такие договоренности были с теми, кто работал над приложением с самого начала. Последнему партнеру я предлагал уже долю в 4% в обмен на его участие.
Скриншоты из приложения Verb
Итого компанией владеют 6 человек:
- Я, как и было изначально, отвечаю за продукт и организацию работ.
- У нас два бэкенд-разработчика,
- JS-разработчик, который написал версии для iOS,
- еще в команде один дизайнер и один тестировщик.
- Долю автора приложения под Android, которого мы нашли на фрилансе с обоюдного согласия мы выкупили.
Мы планируем масштабировать проект, все так же не отвлекаясь от своей основной занятости. Все основатели имеют постоянное место работы и почти все на руководящих должностях, так что у нас есть опыт одновременного управления несколькими проектами.
Мы надеемся организовать систему, в которой сможем следить за проектом удаленно, обеспечивая стратегическое управление, консультации и курирование, а работу над разработкой релизов, дизайном и управлением выкатками рассчитываем осуществить ресурсами наемных сотрудников в штат нашей компании.
Как создавали ООО
Когда Verb стал приобретать все более завершенный вид, мы обратились к юристу с вопросом о том, как нам правильно оформить наши доли, не создавая ООО. Но объективно при текущем законодательстве распределить доли возможно, только открыв ООО.
В итоге у нас появилась простая бумажка, на которой написано, что мы этим вот составом решили создать вот эту вот компанию и распределить в ней участие вот в таком соотношении.
Причем договор об учреждении я показывал трем юристам, каждый говорил: «Это неправильно и противоречит законодательству» и что-то дописывал. Четвертому показывать не стал.
Создание ООО — мероприятие, требующее времени и денег. Оформить договор об учреждении стоит от 3 000 рублей. Если у вас нет опыта вычитки договоров и элементарных юридических знаний, вам понадобится постоянный юрист на вычитку всех документов, которые подписывает ваша организация. Это от 1500 рублей за документ.
С момента создания ООО возникает необходимость ведения бухучета и сдачи деклараций. Если вы не будете делать это сами, то надо будет нанимать человека. Цены на бухгалтерию сильно зависят от ваших предпочтений и того, насколько активную деятельность вы планируете вести, — от 3 000 за редкую помощь на аутсорсе до зарплаты бухгалтера.
У нас регистрация ООО заняла неделю и стоила около 30 000 (10 000 из которых — уставной капитал, 6000 рублей подготовка документов для 6 учредителей, 3 000 нотариус, 4 000 госпошлина и другие расходы). На открытие расчетного счета стоит заложить еще неделю.
Интерфейс приложения Verb
Учитывая происходящее на рынке, мы решили открыть счет сразу в двух банках — «Точка» и «Тинькофф». Выбрали их, потому что, как оказалось, это единственные банки, которые почти автоматизировали процесс создания счета.
- «Альфа-Банк», например, попросил прислать на почту фото уставных документов, а так как размер входящей корреспонденции ограничен, просили это делать несколькими письмами, выложенные в облака файлы сотрудникам недоступны — доступ к ним запрещен их файрволами.
- ВТБ-24 отказал не объясняя причин, но я думаю, это потому что я с первого раза не прислал им какой-то документ, который они просили. Обслуживание корсчета почти у всех одинаковое и в месяц стоит около 750 рублей.
В нашем случае передача интеллектуальной собственности в собственность ООО было обязательным условием сделки. Самым сложным оказалось сменить собственника приложения в маркетах с Egor Ganin на Verb Team.
В GooglePlay смена названия у собственника заняла одну минуту, iOS же построил вокруг этого целый бизнес: чтобы зарегистрировать аккаунт для компании, в AppleStore нужно предоставить DUNS номер — это такой идентификатор, который выдается после внесения компании в базу независимого финансового источника D&B.
Чтобы Apple не заниматься проверками каждой компании, они это передали на аутсорс, где все просто: вы платите, за 12240 рублей вам выдают какой-то отчет, в котором вбиты транслитом все данные вашей организации и есть DUNS номер, который и надо вбить в анкету AppleStore, занимает вся процедура несколько дней. А потом нужно заплатить и самому стору 6 000 рублей (и платить ежегодно) за владение аккаунтом от имени компании. Учитывая, что каждый шаг надо делать последовательно и ждать по несколько дней, пока выполнится предыдущий, процесс превращается в каторгу.
Так что если нет понимания, что после открытия ООО вы сразу же не начнете вести деятельность от его имени, то я рекомендую делать это в самый последний момент.
В нашем случаем сделка закрылась через несколько месяцев после подписания «термшита» именно потому, что мы решали все эти вопросы. Из-за нехватки времени мне даже пришлось на какой-то период приостановить работу над самим продуктом.
Как не поддаться соблазнам
Первый вопрос, который встает после получения инвестиций: «Как будем пилить?». Мы делали продукт достаточно долго, так что соблазн конвертировать это время в деньги за счет полученных средств был велик.
Основателей много, мнений тоже было достаточно, но постепенно эмоции поутихли и мы, как мне кажется, пришли к самому правильному решению — оставить все привлеченные деньги на развитие: расширение штата, закупку рекламы, ну и оплату операционной деятельности.
В конце концов, в нас проинвестировала компания, которая владеет крупнейшими в России социальными сетями, а значит, наша вера превратилась и в веру инвестора, что сейчас гораздо ценнее, чем просто деньги.
Материалы по теме:
Я побывал на TechCrunch Disrupt и узнал, где сейчас настоящий хайп
Стартап из Кремниевой долины хочет произвести революцию в сфере носков
10 стартапов, которые перевернут автоиндустрию
Как топ-менеджер с немецкими корнями приехал в Россию, чтобы инвестировать в стартапы
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter