14 июня по трассе М-11 Москва-Петербург в рамках экспериментального правового режима поехали первые автономные грузовики с коммерческими посылками.
Эта веха важна не только для рынка логистики и для создателей беспилотного транспорта. Инновации в сфере грузоперевозок затронут всю экономику: водителей, бизнес, его потребителей, разработчиков новых технологических решений.
Кирилл Кочанов, CEO экосистемы услуг и IT-сервисов в области транспортной логистики Trucker, поделился своими ожиданиями и предположениями, как изменится сфера с внедрением технологий.
IT на службе «КамАЗа»
Технологии уже достаточно давно проникли на рынок отправки грузов. Появились решения:
- «цифровая очередь» (TSM — Time Slot Management),
- электронный документооборот (ЭДО),
- геомониторинг,
- маркетплейсы для перевозчиков,
- целые специализированные IT-системы для всех участников логистического процесса — Transportation Management Systems (TMS).
Отдельно стоят технологии для управления беспилотным транспортом — они в случае успешного развития могут перевернуть всю отрасль.
Транспорт — довольно консервативная сфера, поэтому передовые решения проникли в нее не сразу. Однако пандемия, а затем события 2022-2023 года ускорили цифровизацию отрасли.
Если в 2019 году только у 5% транспортных компаний (ТК) в России в составе их IT-систем были беспилотные технологии и ИИ, то к 2022 эта доля выросла до 50%. По прогнозу Минтранса, в 2024 такие IT-решения будут уже у каждой ТК в РФ.
Читайте по теме: Экотранспорт выгоден доставщикам. Расчёты — в нашей колонке
Развивать автономные транспортные системы особенно выгодно грузоперевозчикам. Это позволит им повысить маржинальность своего бизнеса и существенно снизить риски за счет того, что:
- можно сэкономить на оплате труда водителей и на топливе, которого расходуется меньше при движении в колоннах;
- грузы на беспилотнике едут в режиме 24/7, без остановок на отдых;
- сокращается количество ДТП и связанных с ними издержек;
- сроки доставки более предсказуемы, а значит, компания платит меньше штрафов за опоздание.
Все это делает вложения в автоматизацию транспорта выгодными для перевозчиков. К тому же, это позволяет им решить проблему кадров, ведь водители отказываются работать во многих промышленных местах, из-за плохих погодных и прочих условий.
При этом, в отличие от такси или автобусов, грузовики-беспилотники существенно повлияют своим появлением и развитием на всю экономику — именно поэтому за этим трендом стоит следить особенно внимательно.
Автономные грузоперевозки: выгода для всех
Помимо того, что беспилотный транспорт сокращает издержки и риски для компаний-грузоперевозчиков, он в первую очередь приносит пользу бизнесу, который отправляет грузы.
Благодаря тому, что экономит логистическая компания, производитель и/или ритейлер тоже снижает свои издержки.
За счет этого он может:
- предлагать более конкурентные цены,
- зарабатывать больше,
- вкладываться в дальнейшее развитие бизнеса.
В бизнесе важна скорость: чем быстрее обращаются деньги, тем скорее можно пустить их на разработку новых продуктов, технологий. За счет того, что автономные грузоперевозки не требуют отдыха для водителя, они ускорят кругооборот товаров минимум в два раза.
Так, водитель в рабочую смену проходит примерно 800 км в сутки — автопилот может удвоить эту возможность.
Внедрение автоматизированного транспорта пойдет на пользу и потребителям — им не придется переплачивать за то, что грузоперевозчик опоздал, повредил часть продукции в результате ДТП, выплатил штрафы и теперь перекладывает расходы на производителя, а тот — на своего клиента, повышая цены.
Читайте по теме: Первые в мире беспилотные автобусы запустят в Шотландии
Больше всего многих беспокоит то, как автономный транспорт скажется на рынке труда. Водителей грузовиков уже не хватает — сейчас дефицит кадров в этой сфере составляет порядка 160 тысяч человек.
Автоматизация поможет в первую очередь закрыть эту нехватку, а в дальнейшем создаст новые рабочие места: это инженеры, разработчики, операторы и все специалисты, связанные с созданием и поддержанием инфраструктуры вокруг автономного транспорта, его обслуживанием и ремонтом.
Когда беспилотные машины заменят обычные?
Всего в мире существует шесть уровней автономности автомобилей.
- Для легковых машин удалось достичь четвертого уровня: при идеальных условиях авто сможет самостоятельно проехать весь маршрут.
- Грузовики уже вышли на более высокий, пятый — это демонстрируют испытания, во время которых российский «КамАЗ» курсировал по ЯНАО, по трассе за полярным кругом.
Что же останавливает более широкое распространение беспилотных технологий?
Нехватка правовой базы
В марте прошлого года Правительство России утвердило программу экспериментально-правового режима (ЭПР) по эксплуатации беспилотного транспорта. Именно она позволила запустить грузовики по М-11, в планах — отправить их по М-12 Москва — Казань.
В рамках ЭПР можно запускать и легковые машины: в Москве, в Иннополисе и федеральной территории «Сириус». В Москве — пока только с водителем-испытателем в кабине, в двух других регионах — в том числе и без него. Грузовики уже ездят с пустым водительским сиденьем, вместо этого на пассажирском кресле сидит оператор, контролирующий процесс.
Разрешение на то, чтобы перемещаться по трассам или по городу — это одна, небольшая часть проблемы.
Читайте также: От Hyperloop до Nevomo: что происходит на рынке вакуумного транспорта
Более сложный вопрос — как будет распределяться ответственность в случае ДТП?
Есть конструкторы автомобилей, разработчики алгоритмов, операторы — как решить, чья работа в каждом случае привела к аварии?
Беспилотники, скорее всего, снизят смертность на дорогах. По прогнозам «МострансПроекта», автономный транспорт снизит риск ДТП на 70% — с учетом того, что в 2022 в России в авариях погибло 14 тысяч человек, это тысячи спасенных жизней ежегодно.
И все же нельзя массово запускать беспилотные автомобили на дороги, не определившись, кто будет нести ответственность, если трагедия все же произойдет.
Недостаток инфраструктуры
Это касается как дороги — специальные коридоры, качество полотна, — так и датчиков на самих автомобилях, которые помогут отслеживать ситуацию.
На трассах, где запущены первые беспилотные грузовики, решить эту проблему проще: они идут по отдельной полосе, движение структурировано.
Читайте также: RnD и новый транспорт: как создавать инновации на рынке шеринга
Когда автономный транспорт будет массово передвигаться в общем потоке по городу, понадобится гораздо больше усилий для избежания аварий.
Сегодня проводят тест роботакси в московском районе Ясенево.
- Заказать его можно, как обычно, через приложение «Яндекс Go», но посадка возможна в 40 отведенных для этого точках.
- В салоне в соответствии с законом будет находиться водитель-испытатель.
- Если эксперимент удастся, возможно, беспилотники станут ограниченным элементом городской инфраструктуры уже в 2025.
Но, скорее всего, наиболее передовые технологии в работе с самими авто и с дорожным полотном будут сначала проверять на грузоперевозках, а потом — с лагом в несколько лет — внедрять уже в инфраструктуру легкового транспорта.
Культура вождения
Эта проблема может быть актуальна для стран с высокой аварийностью и небезупречным соблюдением ПДД — к таким относится и Россия.
Эксперты считают, что водители будут «провоцировать» беспилотники на дорогах общего пользования, проверяя скорость их реакции и маневренность.
Это решается не только и не столько просвещением в отношении автономного транспорта, сколько ужесточением наказаний за нарушение ПДД.
Если под угрозой серьезного штрафа нужно соблюдать правила, держаться в полосе, мигать поворотником и так далее, то не важно, кто едет за тобой, — человек или беспилотник.
Недостаточная автоматизация смежных процессов
Сегодня до сих пор можно наблюдать «живые очереди» из фур в зоне погрузки или разгрузки у складов: перевозчик приезжает, встает и ждет несколько часов, теряя время и деньги. При таком положении вещей эффект от экономии, связанной с автоматизацией самого транспорта, размывается.
Есть выход — «цифровые очереди», или TSM-системы: там можно заранее забронировать дату и время прибытия, чтобы избежать лишнего ожидания. Но такой подход сработает, если на цифровые очереди перейдут все перевозчики и грузоотправители.
Внедрение беспилотников создает пространство для новых рисков:
- хакерские атаки,
- взлом маршрута,
- даже терроризм.
Все это нужно будет учитывать специалистам по кибербезопасности, которые будут работать с соответствующими IT-решениями.
Инновации стоит вводить последовательно. Конечно, рано говорить об автономном транспорте, если компания еще не перешла на ЭДО, — кто подпишет бумажные документы, если водитель или экспедитор отсутствует?
Автономные грузовики в 2023: драйвер рынка и экономики
Цифровизация и автоматизация — ключ к развитию компаний в сфере грузоперевозок. Они уже стараются внедрять технологии, которые решают задачи от контроля транспорта до взаимодействия с клиентами. Работа с беспилотниками — следующий закономерный этап этого процесса.
Читайте по теме: Альтернативное топливо: на чем будут ездить автомобили будущего
Сегодня отрасль автономного транспорта имеет возможность отработать сложные вопросы, сотрудничая с перевозчиками. И это пойдет на пользу всем сторонам: бизнес получит экономию на логистике, потребители — более низкие цены и широкий ассортимент товаров, а рынок труда — новые вакансии.
В результате этого беспилотный транспорт будет все больше становиться частью повседневной и бизнес-реальности. Это произойдет не сразу: первые изменения мы можем заметить уже в 2025, на более серьезное развитие отрасли уйдет 10-12 лет.
Чтобы беспилотники стали массовыми, понадобится:
- Разработать нормативную базу по автономному транспорту;
- Создать необходимую инфраструктуру для его движения;
- Внедрить системы диспетчеризации и безопасности движения;
- Обеспечить единые правила по страхованию любых рисков.
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025