Колонки

«До этого я бывал в Москве только проездом». Как тестировщик сменил Калифорнию на Россию

Колонки
Фаик Атланов
Фаик Атланов

QA Lead компании OMNICOMM

Светлана Зыкова

Обычно специалисты из сферы ИТ говорят о том, как они переехали в США, но сегодня Фаик Атланов, QA Lead компании Omnicomm, рассказывает «зеркальную» историю — о переезде из Штатов в Россию.

«До этого я бывал в Москве только проездом». Как тестировщик сменил Калифорнию на Россию

Я родился и вырос в Ташкенте, высшее образование получил в местном филиале Московского государственного университета экономики, статистики и информатики в 2004 году. Поработав несколько лет в IT-компаниях в Узбекистане, я решил испытать судьбу и принял участие в розыгрыше Green Card. Мне повезло — я выиграл вид на жительство в США, а значит, и возможность посмотреть мир. Раньше я часто путешествовал по Европе, неплохо владел английским, но никогда не бывал по ту сторону океана.

В начале 2011 года я приехал в Нью-Йорк и довольно быстро нашел работу в небольшой компании MokaFive. Поработав год младшим специалистом по тестированию, полностью освоился в местной культуре, подтянул английский… и решил переехать в Калифорнию. К тому моменту я уже выбрал специализацию — тестирование программного обеспечения и платформ — и составил список «компаний мечты», куда хотел попасть в первую очередь.


Как искал работу в Калифорнии

Поиск первой работы в Кремниевой долине занял около 3 месяцев, а потом уже при переходе из компании в компанию я тратил около месяца между рабочими контрактами. В среднем приходилось рассылать по 50 откликов в день или 250 в неделю. В лучшем случае на 10% откликов поступает ответ — перезванивают, проводят телефонное интервью и только потом приходит приглашение на очное или техническое тестирование. По моему опыту, действуя таким образом, можно к концу месяца получить 3-4 оффера. Ключевые ресурсы для поиска вакансий ‒ это Craiglist, LinkedIn, dice.com и monster.com. 

HR из IT-компаний ведут поиск только по ключевым словам, поэтому резюме необходимо «затачивать» под каждую вакансию. Да, это долго, но поиск работы в Штатах — это полноценный рабочий день с 8 утра до 8 вечера.

Помимо ключевых слов необходимо отразить: 

  • Все технические навыки и умения;
  • Подробные описания зон ответственности на предыдущих местах работы;
  • Полный спектр инструментов разработчика, с которыми вы умеете обращаться;
  • Все это должно быть сделано предельно грамотно с точки зрения английского языка

В первую очередь работодатели в Калифорнии рассматривают резюме, из которых четко понятно, что именно умеет делать соискатель. При этом они отдают предпочтение кандидатам с отличным владением английским. Уровень «хай-бай» не подойдет, необходим полноценный технический английский, при этом соискатель должен четко отвечать на вопросы и поддерживать беседу на профессиональные темы.

RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.

Не менее важно умение вести себя на собеседовании. На первый взгляд это может показаться пустяковым делом, но в Америке нормы поведения на собеседовании — это целая культура, с которой неплохо было бы ознакомиться, прежде чем начинать ходить на встречи. Выигрышная стратегия на собеседованиях: 


  • Поддерживать спокойное и непринужденное, но сфокусированное состояние;
  • Рассказать о себе, отметив сильные стороны;
  • Продемонстрировать владение деловым английским;
  • Показать способность четко и быстро, а главное ‒ спокойно реагировать на любые вопросы.

Также очень важно знать своё резюме наизусть и уметь ответить на любой из вопросов по нему. Не забудьте подготовить небольшую вступительную речь о себе, примерно на 2-3 минуты. В ней необходимо связно и красиво рассказать о своем опыте, релевантном выбранной должности. При этом требуется открыто рассказывать о своих стремлениях и достижениях. И, конечно, надо быть расслабленным, ведь это собеседование, а не допрос. Американские работодатели не будут рады зажатому сотруднику с плохим навыком коммуникаций.

Будьте готовы к тому, что оффер по итогам собеседований можно ждать несколько месяцев.

Калифорния — это единственный штат, в котором действует принцип at will, то есть любой контракт может быть расторгнут в любой момент как по инициативе работника, так и работодателя. Поэтому команды разработчиков проводят как минимум одно собеседование в неделю и формируют пул кандидатов на «холде». В результате если срочно потребуется замена, то могут позвонить и пригласить выйти на работу — даже через полгода после собеседования.

В моей практике были как удачные, так и неудачные собеседования. Например, в 2012 году не удалось получить оффер от Microsoft, также «завалил» собеседование в Apple. Но я не переживаю из-за этих неудач, потому что они мотивируют пробовать и анализировать свои ошибки. В результате в Штатах я получил опыт работы в Google, Netflix, LinkedIn, поэтому ни о чем не жалею.


Читайте по теме: «Долина — это большое село». Программист из Украины — о переезде в США и работе в Netflix



Опыт работы в Штатах

В мае 2012 году я вышел на работу в штаб-квартиру University of California, которая управляет всеми кампусами, лабораториями, научными исследованиями университета. Я вышел на временный проект ‒ всего на 3 месяца ‒ по разработке веб-формы для студентов, которые подают заявку на обучение в университете. Получив первый опыт в Калифорнии, отправил свое резюме в Google.

В Google я получил первый годовой контракт в Штатах.

Здесь тестировал ПО, руководил командой QA-инженеров, контролирующих качество продукта, а также внедрял ConOps и DevOps-практики, чтобы обеспечить стабильное концептуальное развитие программных продуктов и наладить непрерывный процесс разработки и внедрения улучшений. Также я участвовал в запуске поддержки пользователей Google Play.

В LinkedIn я работал дважды. В первый раз я был основным тестировщиком, который принимал новый пользовательский интерфейс (UI — User Interface), введенный в 2014 году. Для него было создано множество автоматических тестов, проверяющих корректность работы UI. Второй раз мы работали с аналогичными тестами, но их нужно было портировать на язык Java, то есть необходимо было адаптировать уже созданную экосистему для программ, написанных на другом языке программирования.

Команда Netflix

В Netflix мне довелось поработать в разрезе всего процесса разработки и тестирования. Это был некоторый симбиоз разных сфер — от проверки функциональности до «последней линии» поддержки клиентов. Фактически мы занимались всем спектром DevOps, и здесь мне меньше приходилось программировать, но больше вылавливать ошибки, решать проблемы пользователей, вносить исправления в продукт. 

Netflix — это единственная американская компания (из тех, в которых я работал), которая поразила меня выстроенной корпоративной культурой.

Еще на этапе знакомства с компанией, до собеседования, кандидаты получают презентацию Netflix с подробным описанием целей, позиционирования бизнеса и ценностей сотрудников. На собеседовании HR-менеджер ожидает, что соискатель разделяет ценности компании. Например, принцип freedom of responsibility — готовность предлагать собственные идеи, как усовершенствовать тот или иной процесс, даже если он находится за пределами твоих обязанностей. И, самое главное, к сотрудникам прислушиваются.

Еще один важный принцип — act as an owner, то есть способность посмотреть на IT-продукт не только с позиции тестировщика (в моем случае), но и как продакт-менеджер, владелец компании и клиент. 

В Cisco моя работа была посвящена тестированию аппаратной платформы. Как раз тогда производитель стал выпускать свои мультимедиа-системы. В компании шла активная разработка видеосервисов, и я участвовал в их тестировании. Интересно было поработать в команде, где четыре человека стационарно работали в офисе, а еще трое были официально выведены на удаленную работу. Но в этом режиме мы успешно справлялись с задачами тестирования как единая команда.

Все мои места работы в США были контрактными, то есть работодатель заключал со мной договор на 9-12 месяцев (это стандартная практика для ИТ-отрасли в США). Можно сказать, что это обычное трудоустройство, но с заведомо определенной датой увольнения.

Вам выдается необходимое оборудование (ноутбуки, смартфоны и другие устройства при необходимости), пропуск, открывается доступ к внутренним ресурсам. 

«Запланированное увольнение» происходит в день окончания контракта. Примерно за две недели начинается процесс передачи дел другому контрактнику или постоянному сотруднику. От вас будут ждать отчет о проделанной работе и документацию, которую вы должны создавать во время действия контракта. В конце последнего рабочего дня вы возвращаете оборудование, сдаете пропуск и прощаетесь с командой. 


Переезд в Россию

Скажу честно, у меня не было каких-то конкретных планов приехать в Россию. Но работа в разных компаниях, где я получал опыт, а потом применял его на новых местах работы, приучила меня рассматривать самые разные возможности карьерного роста.

До этого я обычно бывал в Москве проездом, когда нужно было делать пересадку в аэропорту. Но в 2018 году друзья пригласили меня в гости, и я решил отправиться на свой день рождения в Москву. Проведя в городе неделю в августе и сентябре, понял, что хочу поработать и пожить в Москве — мне понравилась атмосфера. 

После этого я вернулся в Калифорнию и начал искать работу удаленно. Рассмотрев несколько предложений, подал заявки, сходил на несколько собеседований. В результате я выбрал Omnicomm — российскую компанию, которая занимается разработкой телематики и работает на стыке софта и «железа». На позиции QA Lead у меня появился шанс получить тот опыт, которого было недостаточно для дальнейшего развития моей карьеры.


Чем я занимаюсь в России?

В Omnicomm у меня появилась возможность применить полученные в США опыт и знания для улучшения процессов на новом рабочем месте. Сейчас я занимаю должность руководителя отдела тестирования, и моя основная задача — улучшать продукт, внедряя новые для российской компании практики.

У компании много комплексных проектов, которые скрывают в себе несколько уровней сложности. В основном я работаю над задачами, связанными с обработкой огромного количества данных. Каждый месяц телематическая платформа аккумулирует более 2 TB данных, связанных с управлением транспортом. Вся информация должна быть верно интерпретирована, а результаты — представлены конечному потребителю в виде отчетов, графиков и схем. Такая работа развивает внимание к деталям, так как у Omnicomm более 100 клиентов только в России.

В QA-отделе работает восемь специалистов, которые занимаются отладкой процессов разработки и тестирования программного обеспечения.

Однако для того, чтобы внедрять новые методологии, требуется определенная свобода, и мне было очень важно, чтобы мы могли экспериментировать, даже если пробы новых методик оказываются неудачными. 

Лично мне нравятся ответственные и самостоятельные люди, не люблю заниматься микроменеджментом. Я ставлю задачи, прекрасно понимаю, как скоро это можно сделать, и не спрашиваю сотрудников: «Ну, как дела?». Важна самостоятельность, заинтересованность, обучаемость, живой интерес ко всему. В России это можно найти далеко не в каждой компании.

Команда Omnicomm

Я считаю, что главный маркер успешной работы отдела тестирования — непрерывное повышение качества продукта. Для этого мы постоянно работаем над улучшением связанных с тестами программных сред, увеличиваем количество автоматических тестов, а ручные тесты (которые на данном этапе невозможно автоматизировать) фокусируем на определенных аспектах, наиболее важных для продуктовой среды — чтобы конечные пользователи решения не столкнулись с критическими проблемами. 

Конечные клиенты работают с телематической платформой Omnicomm Online, поэтому у нашей команды несколько ключевых показателей эффективности, основной — это количество обращений в техническую поддержку.

Мы ведем статистику, и за последний год сократили практически до нуля число повторных обращений по выявленным проблемам и количество инцидентов, которые нарушают бизнес-процессы на стороне клиента. Также с начала 2019 года QA-команда как минимум в два раза сократила время полного регрессионного тестирования платформы. Omnicomm Online постоянно обновляется, продуктовая команда запускает новые сервисы, поэтому скорость проверки и «выкатывания» релизов крайне важна. 

Команда отдела тестирования также работает над устранением дефектов т.н. legacy-кода. Omnicomm на рынке уже более 20 лет, поэтому сохранилось небольшое, но все же «наследие» от прежних команд разработчиков. Также стараемся повысить производительность команды: проектов много, поэтому мы должны вовремя обрабатывать поток входящих изменений.


Плюсы и минусы работы в американских и российских компаниях

После работы в ведущих ИТ-компаниях в США у меня создалось ощущение, что в России наблюдается некоторое отставание в вопросах тестирования программного обеспечения — как по части методологии, так и по части технологий. 

На мой взгляд, в российских компаниях часто боятся экспериментировать и внедрять что-то новое, хотя попытка внедрить другую технологию ценна сама по себе, потому что она помогает формализовать и оптимизировать существующие в компании процессы. Но в Omnicomm мне предоставили возможность для экспериментов, компания открыта для всего нового, и для меня в этом огромный плюс работы здесь.

В России мне нравится, что в своем большинстве люди открыты и готовы меняться.

Нововведения, которые я стараюсь перенести из Cisсo, Netflix, LinkedIn, восприняли с интересом. Сотрудники готовы применять новые модели и экспериментировать. В целом это нормальная практика ‒ приглашать зарубежных специалистов, которые делятся информацией, навыками и знаниями. Просто сейчас роль такого специалиста выпала мне.

В США, напротив, очень много интересных мест для трудоустройства, много ИТ-компаний. Но существует другая проблема: при достаточно большом рынке конкуренция также высока. Помимо таких же высококвалифицированных специалистов, как вы, на многие места претендуют иностранцы с рабочей визой H1B, у которых есть льготы при поиске работы, они могут сразу привезти семью и так далее. Поэтому за место в хорошей компании в США придется действительно конкурировать 

В целом, я чувствую себя «гражданином мира». Мне интересно учиться чему-то новому и тестировать уже знакомые методики в новых компаниях. Поэтому моя работа в Москве просто является одним из этапов общей парадигмы: я набираю багаж знаний и приношу его дальше, в следующую компанию. Будет ли это Россия, Штаты, Европа или Азия — покажет время.

Фото на обложке: chones / Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Кто-то настойчиво дышит твоим партнерам в спину». Что мы поняли, работая с партнерами из ОАЭ, Индии и других стран
  2. 2 «Вся команда летела одним самолетом. В это время инвесторы пили валерьянку». Как мы переехали работать на Кипр
  3. 3 «Сын не понимал учителя и падал со стула, засыпая со скуки». Как мы с семьей переехали в США и преодолели языковой барьер
  4. 4 Как программисту переехать в США и начать зарабатывать: о визах, адаптации и трудностях