Top.Mail.Ru
Колонки

«До этого я бывал в Москве только проездом». Как тестировщик сменил Калифорнию на Россию

Колонки
Фаик Атланов
Фаик Атланов

QA Lead компании OMNICOMM

Светлана Зыкова

Обычно специалисты из сферы ИТ говорят о том, как они переехали в США, но сегодня Фаик Атланов, QA Lead компании Omnicomm, рассказывает «зеркальную» историю — о переезде из Штатов в Россию.

«До этого я бывал в Москве только проездом». Как тестировщик сменил Калифорнию на Россию

Я родился и вырос в Ташкенте, высшее образование получил в местном филиале Московского государственного университета экономики, статистики и информатики в 2004 году. Поработав несколько лет в IT-компаниях в Узбекистане, я решил испытать судьбу и принял участие в розыгрыше Green Card. Мне повезло — я выиграл вид на жительство в США, а значит, и возможность посмотреть мир. Раньше я часто путешествовал по Европе, неплохо владел английским, но никогда не бывал по ту сторону океана.

В начале 2011 года я приехал в Нью-Йорк и довольно быстро нашел работу в небольшой компании MokaFive. Поработав год младшим специалистом по тестированию, полностью освоился в местной культуре, подтянул английский… и решил переехать в Калифорнию. К тому моменту я уже выбрал специализацию — тестирование программного обеспечения и платформ — и составил список «компаний мечты», куда хотел попасть в первую очередь.


Как искал работу в Калифорнии

Поиск первой работы в Кремниевой долине занял около 3 месяцев, а потом уже при переходе из компании в компанию я тратил около месяца между рабочими контрактами. В среднем приходилось рассылать по 50 откликов в день или 250 в неделю. В лучшем случае на 10% откликов поступает ответ — перезванивают, проводят телефонное интервью и только потом приходит приглашение на очное или техническое тестирование. По моему опыту, действуя таким образом, можно к концу месяца получить 3-4 оффера. Ключевые ресурсы для поиска вакансий ‒ это Craiglist, LinkedIn, dice.com и monster.com. 

HR из IT-компаний ведут поиск только по ключевым словам, поэтому резюме необходимо «затачивать» под каждую вакансию. Да, это долго, но поиск работы в Штатах — это полноценный рабочий день с 8 утра до 8 вечера.

Помимо ключевых слов необходимо отразить: 

  • Все технические навыки и умения;
  • Подробные описания зон ответственности на предыдущих местах работы;
  • Полный спектр инструментов разработчика, с которыми вы умеете обращаться;
  • Все это должно быть сделано предельно грамотно с точки зрения английского языка

В первую очередь работодатели в Калифорнии рассматривают резюме, из которых четко понятно, что именно умеет делать соискатель. При этом они отдают предпочтение кандидатам с отличным владением английским. Уровень «хай-бай» не подойдет, необходим полноценный технический английский, при этом соискатель должен четко отвечать на вопросы и поддерживать беседу на профессиональные темы.

Не менее важно умение вести себя на собеседовании. На первый взгляд это может показаться пустяковым делом, но в Америке нормы поведения на собеседовании — это целая культура, с которой неплохо было бы ознакомиться, прежде чем начинать ходить на встречи. Выигрышная стратегия на собеседованиях: 


  • Поддерживать спокойное и непринужденное, но сфокусированное состояние;
  • Рассказать о себе, отметив сильные стороны;
  • Продемонстрировать владение деловым английским;
  • Показать способность четко и быстро, а главное ‒ спокойно реагировать на любые вопросы.

Также очень важно знать своё резюме наизусть и уметь ответить на любой из вопросов по нему. Не забудьте подготовить небольшую вступительную речь о себе, примерно на 2-3 минуты. В ней необходимо связно и красиво рассказать о своем опыте, релевантном выбранной должности. При этом требуется открыто рассказывать о своих стремлениях и достижениях. И, конечно, надо быть расслабленным, ведь это собеседование, а не допрос. Американские работодатели не будут рады зажатому сотруднику с плохим навыком коммуникаций.

Будьте готовы к тому, что оффер по итогам собеседований можно ждать несколько месяцев.

Калифорния — это единственный штат, в котором действует принцип at will, то есть любой контракт может быть расторгнут в любой момент как по инициативе работника, так и работодателя. Поэтому команды разработчиков проводят как минимум одно собеседование в неделю и формируют пул кандидатов на «холде». В результате если срочно потребуется замена, то могут позвонить и пригласить выйти на работу — даже через полгода после собеседования.

В моей практике были как удачные, так и неудачные собеседования. Например, в 2012 году не удалось получить оффер от Microsoft, также «завалил» собеседование в Apple. Но я не переживаю из-за этих неудач, потому что они мотивируют пробовать и анализировать свои ошибки. В результате в Штатах я получил опыт работы в Google, Netflix, LinkedIn, поэтому ни о чем не жалею.


Читайте по теме: «Долина — это большое село». Программист из Украины — о переезде в США и работе в Netflix



Опыт работы в Штатах

В мае 2012 году я вышел на работу в штаб-квартиру University of California, которая управляет всеми кампусами, лабораториями, научными исследованиями университета. Я вышел на временный проект ‒ всего на 3 месяца ‒ по разработке веб-формы для студентов, которые подают заявку на обучение в университете. Получив первый опыт в Калифорнии, отправил свое резюме в Google.

В Google я получил первый годовой контракт в Штатах.

Здесь тестировал ПО, руководил командой QA-инженеров, контролирующих качество продукта, а также внедрял ConOps и DevOps-практики, чтобы обеспечить стабильное концептуальное развитие программных продуктов и наладить непрерывный процесс разработки и внедрения улучшений. Также я участвовал в запуске поддержки пользователей Google Play.

В LinkedIn я работал дважды. В первый раз я был основным тестировщиком, который принимал новый пользовательский интерфейс (UI — User Interface), введенный в 2014 году. Для него было создано множество автоматических тестов, проверяющих корректность работы UI. Второй раз мы работали с аналогичными тестами, но их нужно было портировать на язык Java, то есть необходимо было адаптировать уже созданную экосистему для программ, написанных на другом языке программирования.

Команда Netflix

В Netflix мне довелось поработать в разрезе всего процесса разработки и тестирования. Это был некоторый симбиоз разных сфер — от проверки функциональности до «последней линии» поддержки клиентов. Фактически мы занимались всем спектром DevOps, и здесь мне меньше приходилось программировать, но больше вылавливать ошибки, решать проблемы пользователей, вносить исправления в продукт. 

Netflix — это единственная американская компания (из тех, в которых я работал), которая поразила меня выстроенной корпоративной культурой.

Еще на этапе знакомства с компанией, до собеседования, кандидаты получают презентацию Netflix с подробным описанием целей, позиционирования бизнеса и ценностей сотрудников. На собеседовании HR-менеджер ожидает, что соискатель разделяет ценности компании. Например, принцип freedom of responsibility — готовность предлагать собственные идеи, как усовершенствовать тот или иной процесс, даже если он находится за пределами твоих обязанностей. И, самое главное, к сотрудникам прислушиваются.

Еще один важный принцип — act as an owner, то есть способность посмотреть на IT-продукт не только с позиции тестировщика (в моем случае), но и как продакт-менеджер, владелец компании и клиент. 

В Cisco моя работа была посвящена тестированию аппаратной платформы. Как раз тогда производитель стал выпускать свои мультимедиа-системы. В компании шла активная разработка видеосервисов, и я участвовал в их тестировании. Интересно было поработать в команде, где четыре человека стационарно работали в офисе, а еще трое были официально выведены на удаленную работу. Но в этом режиме мы успешно справлялись с задачами тестирования как единая команда.

Все мои места работы в США были контрактными, то есть работодатель заключал со мной договор на 9-12 месяцев (это стандартная практика для ИТ-отрасли в США). Можно сказать, что это обычное трудоустройство, но с заведомо определенной датой увольнения.

Вам выдается необходимое оборудование (ноутбуки, смартфоны и другие устройства при необходимости), пропуск, открывается доступ к внутренним ресурсам. 

«Запланированное увольнение» происходит в день окончания контракта. Примерно за две недели начинается процесс передачи дел другому контрактнику или постоянному сотруднику. От вас будут ждать отчет о проделанной работе и документацию, которую вы должны создавать во время действия контракта. В конце последнего рабочего дня вы возвращаете оборудование, сдаете пропуск и прощаетесь с командой. 


Переезд в Россию

Скажу честно, у меня не было каких-то конкретных планов приехать в Россию. Но работа в разных компаниях, где я получал опыт, а потом применял его на новых местах работы, приучила меня рассматривать самые разные возможности карьерного роста.

До этого я обычно бывал в Москве проездом, когда нужно было делать пересадку в аэропорту. Но в 2018 году друзья пригласили меня в гости, и я решил отправиться на свой день рождения в Москву. Проведя в городе неделю в августе и сентябре, понял, что хочу поработать и пожить в Москве — мне понравилась атмосфера. 

После этого я вернулся в Калифорнию и начал искать работу удаленно. Рассмотрев несколько предложений, подал заявки, сходил на несколько собеседований. В результате я выбрал Omnicomm — российскую компанию, которая занимается разработкой телематики и работает на стыке софта и «железа». На позиции QA Lead у меня появился шанс получить тот опыт, которого было недостаточно для дальнейшего развития моей карьеры.


Чем я занимаюсь в России?

В Omnicomm у меня появилась возможность применить полученные в США опыт и знания для улучшения процессов на новом рабочем месте. Сейчас я занимаю должность руководителя отдела тестирования, и моя основная задача — улучшать продукт, внедряя новые для российской компании практики.

У компании много комплексных проектов, которые скрывают в себе несколько уровней сложности. В основном я работаю над задачами, связанными с обработкой огромного количества данных. Каждый месяц телематическая платформа аккумулирует более 2 TB данных, связанных с управлением транспортом. Вся информация должна быть верно интерпретирована, а результаты — представлены конечному потребителю в виде отчетов, графиков и схем. Такая работа развивает внимание к деталям, так как у Omnicomm более 100 клиентов только в России.

В QA-отделе работает восемь специалистов, которые занимаются отладкой процессов разработки и тестирования программного обеспечения.

Однако для того, чтобы внедрять новые методологии, требуется определенная свобода, и мне было очень важно, чтобы мы могли экспериментировать, даже если пробы новых методик оказываются неудачными. 

Лично мне нравятся ответственные и самостоятельные люди, не люблю заниматься микроменеджментом. Я ставлю задачи, прекрасно понимаю, как скоро это можно сделать, и не спрашиваю сотрудников: «Ну, как дела?». Важна самостоятельность, заинтересованность, обучаемость, живой интерес ко всему. В России это можно найти далеко не в каждой компании.

Команда Omnicomm

Я считаю, что главный маркер успешной работы отдела тестирования — непрерывное повышение качества продукта. Для этого мы постоянно работаем над улучшением связанных с тестами программных сред, увеличиваем количество автоматических тестов, а ручные тесты (которые на данном этапе невозможно автоматизировать) фокусируем на определенных аспектах, наиболее важных для продуктовой среды — чтобы конечные пользователи решения не столкнулись с критическими проблемами. 

Конечные клиенты работают с телематической платформой Omnicomm Online, поэтому у нашей команды несколько ключевых показателей эффективности, основной — это количество обращений в техническую поддержку.

Мы ведем статистику, и за последний год сократили практически до нуля число повторных обращений по выявленным проблемам и количество инцидентов, которые нарушают бизнес-процессы на стороне клиента. Также с начала 2019 года QA-команда как минимум в два раза сократила время полного регрессионного тестирования платформы. Omnicomm Online постоянно обновляется, продуктовая команда запускает новые сервисы, поэтому скорость проверки и «выкатывания» релизов крайне важна. 

Команда отдела тестирования также работает над устранением дефектов т.н. legacy-кода. Omnicomm на рынке уже более 20 лет, поэтому сохранилось небольшое, но все же «наследие» от прежних команд разработчиков. Также стараемся повысить производительность команды: проектов много, поэтому мы должны вовремя обрабатывать поток входящих изменений.


Плюсы и минусы работы в американских и российских компаниях

После работы в ведущих ИТ-компаниях в США у меня создалось ощущение, что в России наблюдается некоторое отставание в вопросах тестирования программного обеспечения — как по части методологии, так и по части технологий. 

На мой взгляд, в российских компаниях часто боятся экспериментировать и внедрять что-то новое, хотя попытка внедрить другую технологию ценна сама по себе, потому что она помогает формализовать и оптимизировать существующие в компании процессы. Но в Omnicomm мне предоставили возможность для экспериментов, компания открыта для всего нового, и для меня в этом огромный плюс работы здесь.

В России мне нравится, что в своем большинстве люди открыты и готовы меняться.

Нововведения, которые я стараюсь перенести из Cisсo, Netflix, LinkedIn, восприняли с интересом. Сотрудники готовы применять новые модели и экспериментировать. В целом это нормальная практика ‒ приглашать зарубежных специалистов, которые делятся информацией, навыками и знаниями. Просто сейчас роль такого специалиста выпала мне.

В США, напротив, очень много интересных мест для трудоустройства, много ИТ-компаний. Но существует другая проблема: при достаточно большом рынке конкуренция также высока. Помимо таких же высококвалифицированных специалистов, как вы, на многие места претендуют иностранцы с рабочей визой H1B, у которых есть льготы при поиске работы, они могут сразу привезти семью и так далее. Поэтому за место в хорошей компании в США придется действительно конкурировать 

В целом, я чувствую себя «гражданином мира». Мне интересно учиться чему-то новому и тестировать уже знакомые методики в новых компаниях. Поэтому моя работа в Москве просто является одним из этапов общей парадигмы: я набираю багаж знаний и приношу его дальше, в следующую компанию. Будет ли это Россия, Штаты, Европа или Азия — покажет время.

Фото на обложке: chones / Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Кто-то настойчиво дышит твоим партнерам в спину». Что мы поняли, работая с партнерами из ОАЭ, Индии и других стран
  2. 2 «Вся команда летела одним самолетом. В это время инвесторы пили валерьянку». Как мы переехали работать на Кипр
  3. 3 «Сын не понимал учителя и падал со стула, засыпая со скуки». Как мы с семьей переехали в США и преодолели языковой барьер
  4. 4 Как программисту переехать в США и начать зарабатывать: о визах, адаптации и трудностях
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее