Top.Mail.Ru
Колонки

«Стартаперы – народ финансово безграмотный». Как избежать ошибок на старте

Колонки
Алексей Арсеньев
Алексей Арсеньев

Генеральный директор Юридическо-финансового альянса «Люкса»

Виктория Кравченко

Алексей Арсеньев, руководитель Юридическо-финансового альянса «Люкса», рассказывает о наиболее частых «косяках» предпринимателей, которые они совершают в начале своей деятельности.

А вдруг так делаете и вы?

«Стартаперы – народ финансово безграмотный». Как избежать ошибок на старте

Стартаперы – народ финансово безграмотный


По долгу своей службы обществу и предпринимателям я постоянно сталкиваюсь с финансовой безграмотностью умнейших людей в своем деле. Многие совершенно «пофигистически» относятся к учету своих финансов и налогов.


В мою компанию постоянно обращаются ребята, с целью решения проблемы получения заработка с их бизнеса, когда деньги уже зарабатываются. Вы только в это вдумайтесь!


Вопросы типа: «Мы заработали в прошлом месяце миллион рублей, но эта вся прибыль на флэшке!» или «Мы заработали за прошлый квартал 5 миллионов рублей, но не знаем теперь, как их забрать со своей фирмы». Позвольте, коллеги, так вы их заработали или нет?

Ошибка No 1 или почему большинство предпринимателей не знают, как легально вернуть инвестиции к себе в карман

Вот смотрите, вы решили заняться бизнесом, у вас есть в кармане 100 тысяч рублей, которые вы тратите на визитки, сайт, реализацию идеи и все такое... То есть после принятия решения о предпринимательской деятельности вы тратите деньги, у вас возникает минус, после чего вы что-то зарабатываете и дальше вкладываете в бизнес.


Потом предприятие зарабатывает еще больше, и вы продолжаете вкладывать какой-то % на развитие, чтобы достигнуть экспоненциального роста, то есть на начальных этапах у вас будет минус превалировать над плюсом и расходиться на вложения и инвестиции.


НО! Вы же инвестиционные деньги откуда-то взяли, они уже кем-то заработаны, с них уже оплачены налоги, следовательно, когда ваше дело начнет выходить в плюс, то вы должны возвращать свои инвестиции, а не платить с них налоги, так как, повторюсь, со всех инвестиционных средств налоги уже уплачены, иначе это не инвестиционные деньги.


Двойного налогообложения не бывает!

Тут я должен привести пример типичной ошибки из практики моей компании:


Как-то приходят ко мне стартаперы, которые продают оригинальные товары через интернет-магазин, да простят они меня, что не назвал их бренда! Приходят с аналогичным вопросом, мол, помогите легализоваться, хотим честно получать свои деньги, но они у нас копятся на счету.


Сразу оговорюсь, что я категорически против каких-либо криминальных схем вывода денег (например, обнала) по причине того, что это схемы криминальные, то есть грязь в сторону вашей компании, плюс можно не хило влететь, а то и сесть... В ФНС дураков нет!


А стартаперы продолжают: «Мы уже с безнала и машины снимаем и еду заказываем, наши дети все лето живут в отелях, которые тоже оплачены по безналу, дальше так жить нельзя». Компании тогда было всего полгода, ребята быстро подраскрутились, а вот, как положить деньги в карман, не подумали.

Я начинаю смотреть документы, понимаю, что у них есть склад, что этот склад надо как-то наполнять, собственно, спрашиваю: «Как?». И тут БАЦ: «А мы просто взяли наличку, поехали туда-то и там все купили!».


Мое негодование как специалиста передать сложно, по причине того, что непонятно, каким образом они вели учет склада и, что там вообще с налоговой отчетностью и остатками? Дальше еще веселее!


Не вдаваясь в подробности, ребята внесли в уставной капитал еще 3 миллиона наличных: «Чтобы было круто!» или «Для солидности!». Чтооооо??? Зачеееем? WTF??? Дальше эти средства уставняка расходовались на хозяйственную деятельность.

Объясню, в чем ошибка и как надо было сделать:

  1. Инвестиции, будь то наличные или безнал, берет директор или уполномоченное лицо и вносит в виде займа на расчетный счет организации — это раз.
  2. С этих средств идет закупка, аренда, зарплата и прочие расходы в надежде на доходы. В этом случае, когда пойдет прибыль, то она копится на счете, а потом директор или уполномоченное лицо идет в банк и снимает деньги на основании возврата того самого займа по тому самому договору — это два.
  3. Минимальный уставной капитал предприятия в РФ составляет 10 тысяч рублей, но может быть внесен в виде материальных активов, например, столом, двумя стульями и компьютерами. Если вам так надо раздуть уставняк, то внесите мебелью, роутером, натяжным потолком, аквариумом из кабинета директора, плазмой из кабинета директора! Большие уставные капиталы необходимы в конкретных случаях, например, когда компания участвует в тендере, где размер уставняка является одним из условий победы, либо при некоторых видах деятельности (например, ЧАЗ — Частное Агентство Занятости), когда необходимо иметь уставной капитал от миллиона для обеспечения своей деятельности, во всех остальных случаях — это ненужные понты.

Ошибка No 2. Выбирай систему налогообложения и организационно-правовую форму правильно!


Для большинства предпринимателей форма предприятия сводится к небогатому выбору — это ООО или ИП. Если это небольшой колбасный заводик с 3 рабочими и директором, то можно смело делать ИП, но есть всегда детали, в которых кроется Дьявол.


Все-таки для здоровой работы в 90% случаях нужно открывать ООО. К сожалению, про то, какую организационно-правовую форму выбрать моему читателю описать в статье невозможно, очень много нюансов, а вот рассказать про налоги я обязан.


НДС! Как много в этом слове для сердца русского, и как же он страшен. Так не плати!


Для начала поясню, что какие налоги платить предприниматель выбирает сам! Его не принуждают (есть некоторые виды деятельности, для которых применим только НДС), но опять же для выбора той или иной системы консультант или сам бизнесмен должен проанализировать свою будущую деятельность и принять решение.


1. ОСН (Общая Система Налогообложения), где НДС — это первоначальный и косвенный налог, то есть он не входит в стоимость товара, а прибавляется к стоимости продажи товара определенным образом и не является вашим доходом.


Например, сделал Вася-столяр высокотехнологичный стол и решил, что готов расстаться с ним за 100 рублей, значит, при ставке НДС 18% стоимость продажи стола будет 118 рублей, из которых Вася получит себе 100, а 18 должен будет уплатить государству.


НО! Если Вася-столяр, чтобы создать стол, закупился досками у фирмы, которая тоже на ОСН за 50 рублей (сами доски) и 9 рублей НДС, то в этом случае он применяет вычет НДС, то есть из своих 18 рублей НДС он вправе отнять 9, так как за доски он заплатил по факту 59 рублей, из которых 9 — НДС.


Что получаем в итоге: 118 рублей (стоимость продажи стола) — 59 рублей (стоимость закупки, то есть сумма расходов для создания этого стола) — 9 рублей (остаточный НДС после вычета) = 50 рублей — Васина прибыль. Но и тут не все так просто, далее отнимаем 20% (10 рублей) налога на прибыль и 13% (5,2 рублей) налога на дивиденды = 34,8 рублей.


И возникает вопрос, а за каким лешим Вася работает на ОСН??? Коллеги, в данной формуле представлен очень усредненный расчет, я не учитывал налоги на ЗП, пенсию Васи и так далее.


Что это за ересь вообще? Кто сказал, что если система налогов называется ОСН (Общая Система Налогообложения), то она подходит всем?! Нееееет! Это означает, что она может быть применена к любому виду деятельности, но она совершенно не подходит, например, парикмахерской или студии вэб-дизайна, или Васе, или предприятиям, у которых нет закупок.

2. Упрощенка по доходу — отдай всего 6% и всё!

Сделал Вася стол, продал его за 100 рублей, заплатил 6% (6 рублей), заплатил за доски для стола 50 рублей — получился заработок 44 рубля. Уже лучше, чем на ОСН, не находите ли?

3. Упрощенка доход — расход 7%. Отдай от того, что осталось, 7% и спи спокойно!

Наш рукастый Вася опять сделал стол и опять его продал за 100 рублей, но потратился на доски за 50 рублей, следовательно, у него осталось 50. А 50 рублей— 7% (3,5 рубля) = 46,5 — Васин заработок.

На трех простых примерах и по ОЧЕНЬ усредненному расчету мы видим, что Васе выгоднее всего работать на 7% с остатка.


НО! Акцентирую внимание, что данные расчеты приводятся лишь для ознакомления с основными видами налогообложения, эти расчеты для понимания. Есть еще налоги и платежи в различные фонды, которые тоже надо учитывать. Все 3 расчета выше полностью легальны, подтверждения можно найти в НК РФ, но будьте готовы, ибо этот кодекс самый обширный и изменяемый, а даже не могу приложить ссылку в статью, так как по поиску 7% выдаются тысячи страниц...

И вот тут и возникает вопрос, а кто плохой? Налоговая, которая хочет с вас стрясти насчитанные вами же налоги? Или, может, горе-консультанты или косячные советчики, которые не разобрались в деталях? Но как показывает жизнь, все мы сами виноваты в своих ошибках и должны за них платить, в этом случае рублем и в четкие сроки.


И помните, что с этого года неуплата налогов или уклонение от них приравнена к легализации доходов, полученных преступным путем, срок давности 10 лет.

Ошибка No3. Считайте правильно! Вы директор, вы владелец, вы директор и владелец?


Пример из практики:

Рассчитываем мы как-то финансовые показатели гостиничного бизнеса для одного достаточно обеспеченного предпринимателя, который полгода назад приобрел небольшой отель в центре Петербурга. Он к нам обратился за бухгалтерским и юридическим обслуживанием.


Не вдаваясь в подробности, вывод мы сделали такой: прибыль собственника в среднем составляет 120 тысяч рублей в месяц. Он закатил глаза, что-то считал и выдал нам, что наши расчеты ошибочны, ибо он сейчас имеет 170 тысяч железно.


Мы опять углубились в цифры и таблицы, но все перепроверки приводили к одному и тому же результату. Я решил еще раз поговорить с заказчиком, каким образом он делал свои расчеты и выяснил, что он работал в отеле на должности гендиректора, а в наших расчетах гендир получал 50 тысяч рублей в месяц. Вот и получается, что предприниматель получал как владелец бизнеса 120 тысяч, а как директор еще 50, но был убежден, что его бизнес ему приносит 170.


Такой расчет неправильный, по причине того, что если его бизнес ему зарабатывает ноль, а он получает на позиции гендира 50 тысяч рублей, то это для него, как для владельца актива — расход на персонал, следовательно инвестиции не окупаются.

Ошибка No4. Договаривайтесь на берегу о деньгах, долях и полномочиях


Разделение труда — величайшее изобретение человечества, которое вытащило нас из пещер и направило к звездам. Вот и до начала работы надо договориться, кто ведущий, а кто ведомый, должна быть глава среди партнеров. Обычно главный тот, кто вложил больше денег, но можно назначить главного самого опытного или заинтересованного.


Главный — это не тот, кто все за всех решает, а тот, кто несет ответственность за эти решения! Не забываем, что все надо решать голосованием участников. Голоса в своей организации вы можете раздать кому хотите и в каком угодно количестве.


Изначально сосчитайтесь! Определите четко, кто и сколько будет получать, когда пойдет прибыль. На что вы будете тратить инвестиционные деньги в первую очередь, что покупать во вторую и, памятуя о предыдущей ошибке, поставьте себе минимальную зарплату, работайте за %.


Если у собственников не получается договориться, когда команда уже вступила в бой за звание лидера рынка в своем сегменте, или когда уже пошла прибыль в таком количестве, что первоначальные договоренности между учредителями одна сторона считает незаконным, то можно воспользоваться вариантом «Мексиканской дуэли» — безвыходное положение или тупиковая ситуация.


Эта идиома часто используется в бизнесе, когда две стороны не могут достичь согласия. Применима следующим образом. Представим в фирме 2 участника с равнозначными долями 50%. Участники хотят расходиться. Тогда первый из участников делает второму предложение о выкупе его доли за сумму Х, если второй отказывается, то обязан выкупить долю первого участника за равную сумму Х. И все хорошо, и все довольны!


Материалы по теме:

7 этапов создания сильной бизнес-модели

55 советов, которые помогут подготовиться к запуску стартапа

PepsiCo запускает в России акселератор для стартапов

«Давай расшарим это»: как sharing economy захватывает мир

В Гонконге может появиться первый стартап-единорог. Вот чем он занимается

Как выбрать свою нишу для бизнеса

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Штрафы для ИП в 2024 — что изменилось?
  2. 2 Как сдать помещение в аренду
  3. 3 Что делать при недостаче или излишки товара при проведении инвентаризации
  4. 4 Овердрафт: что это такое и как работает для юридических лиц
  5. 5 Как зарегистрировать товарный знак в Саудовской Аравии
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!