По данным аналитиков, в 2020 году две трети стартапов (78%) США получают прибыль, в России этот показатель чуть больше половины (60%). Большой рынок и более простой доступ к инвесторам — лишь некоторые из причин, почему все так стремятся в Калифорнию, Нью-Йорк и другие технологические долины Америки. Но развивать стартап в Штатах с нуля не так уж просто: порой это не только дорого, но и абсолютно бессмысленно.
Почему не стоит сразу переезжать в США и зачем нужен «буфер» в виде Европы, рассказал Алексей Поспехов, основатель компании Missiontech.co, которая помогает российским стартапам в релокации за границу.
Что не так с американской мечтой
Денег в США очень много, получить стартап тоже может много — и от государства, и от населения. Но тратить придется еще больше, даже чтобы засетапиться. И это первая проблема Штатов. Чтобы протестировать там бизнес-идею, понадобится в 10-15 раз больше денег, чем в Европе. Поэтому ехать в США есть смысл, только если CustDev проведен, MVP выпущен и бизнес-модель уже показала жизнеспособность на международных рынках.
Читайте также: Куда идти стартапам в США. Больше — в проекте RB.RU «Куда идти стартапам за рубежом»
Большой статьей расходов, особенно для ИТ-компаний, будут затраты на фонд оплаты труд: забрать с собой российских разработчиков стоит $17,3 тыс. в месяц — это размер минимальной зарплаты для оформления рабочей визы H-1. Искать ИТ-кадры в Америке — не рекомендуется, долго и дорого. Найти специалиста с опытом соотечественников будет практически невозможно без привлечения крупных инвестиций.
Вторая проблема — бюрократия и система налогообложения. Процедура выплаты налогов многоуровневая и часто бывает непонятной даже для американцев. Часть налогов находится под ведомством штата, остальная — идет прямиком в федеральный бюджет.
Платить придется налоги на прибыль, зарплату, с недвижимости, а также на прирост капитала. Ставка первого часто прогрессивная, начинаться может с 12-15%, в зависимости от штата, и впоследствии дойти до 34%.
Правда, плюс у США все же есть. Недавно администрация Байдена восстановила программу для развития стартапов в США. Фаундер, у которого не менее 10% в компании, зарегистрированной в Штатах в период с 2015 по 2020 гг., может претендовать на упрощенную процедуру получения стартап-визы.
Придется также доказать полезность стартапа для развития экономики Америки — в виде оценки инвесторов (раунды на сумму от $250 тысяч) или государства (гранты суммой свыше $100 тысяч). Виза дает право на переезд с семьей, но могут возникнуть сложность с перевозом остальных фаундеров и команды.
Тем не менее, это позволяет обойти далеко не все проблемы, которые ждут стартап в Америке. Поэтому в маршруте «Россия-США» появляется промежуточная точка — «Европа».
Зачем стартапу европейский «буфер»
Для россиян здесь как минимум два плюса.
- Во-первых, когда есть европейский бэкграунд, у потенциальных крупных инвесторов нет предубеждений к корням стартапа, а значит, не нужно доказывать, что ты чего-то стоишь.
- Во-вторых, Европа — фокус многих американских инвесторов. За период пандемии инвестиции в европейские технологические стартапы достигли $41 млрд, при этом выросло количество мега-раундов на $100-250 млн.
В Европе гораздо дешевле жизнь, чем в США.
Так, здесь ниже арендные платы. Например, офис 55 кв.м в Америке обойдется минимум в $3500 в месяц, а в Риге за $850 у вас будет 150 кв.м. в Старом городе.
К тому же, в ЕС более понятная система налогообложения, есть льготы и специальные программы поддержки для стартапов: в Эстонии можно зарегистрировать бизнес онлайн, а Латвия — чуть ли единственная страна в ЕС, которая не прекращала выдавать ВНЖ и стартап-визы россиянам на льготной основе.
Плюс в Латвии для стартапов действует нулевой налог на прибыль. Почти в каждой стране Европы есть сильное стартап-комьюнити, в том числе и русскоязычное — тоже своего рода поддержка.
Вопрос получения американской визы тоже проще решать через Европу. Американскую визу в российских посольствах сейчас получить невозможно, а в ЕС она продолжает выдаваться. Но для ее получения необходимо быть резидентом одной из стран Евросоюза. Поэтому открытие юрлица там — отличное «окно» в Америку.
Как релоцироваться в США через Европу
Шаг первый
Выбрать европейскую страну для релокации и сделать визу. Беспроигрышный вариант для выхода — Латвия, Литва или Эстония: они возглавили рейтинг наиболее благоприятных для развития стартапов стран.
Здесь просто и недорого начинать, а еще можно быстро завести полезные знакомства и построить репутацию.
К примеру, в Латвии существуют налоговые льготы, позволяющие компенсировать 45% налоговых платежей за сотрудников, получить 0% ставки подоходного налога или 35% ставки социальных платежей.
Именно так стартовал Zelf, финтех-стартап, который занимается мгновенными денежными переводами в мессенджерах. Изначально команда планировала запуститься в Люксембурге, но потенциальные затраты там оказались в десятки раз выше, чем в Латвии.
Zelf запустился под латвийской юрисдикцией в 2019 году, а уже в начале 2021 года он поднял 2 млн евро. Стартап в этом году вышел на рынки европейских стран, в ближайших планах выход в США.
Шаг второй
Засетапиться в Европе и показать трекшн. Американских инвесторов не интересует, как развивался стартап в России: они будут смотреть только на его путь в Европе. Поэтому необходимо сначала успешно реализовать бизнес-модель здесь, прежде чем думать о Штатах.
Значимость имеют темпы роста аудитории, выручки и многие другие метрики. Они же будут важны для поиска инвестора еще в Европе.
Шаг третий
Проверить, готов ли стартап к США. Убедитесь, что протестированы все гипотезы по рынку: аудитория готова и голосует за продукт долларом, трафик хороший, чек достаточный. Кроме того, должны быть контакты и знакомства, инвестиции, стабильная положительная динамика роста.
Стартап должен пройти точку безубыточности и получать прибыль, заработать имя и репутацию. Только в таком случае есть смысл масштабироваться в Америку, меньше рисков потерять деньги и время.
Примером может служить Fixar, который занимается разработкой и производством коммерческих дронов для промышленности. Команда проекта начинала в России, привлекла $600 тысяч от the Untitled Ventures и отправилась в Европу.
Стартап открыл производство в Риге и наладил поставки дронов по всему ЕС. Первые продажи за границей начались в 2020 году, а к апрелю 2021 года уже 40% всех клиентов проекта стали зарубежные компании. Выстроенная репутация и хорошие результаты позволили поднять им $2 млн инвестиций в ходе pre-A раунда.
После этого стартап получил лицензии на производство и продажу дронов в Канаде как латвийская компания, договорился с локальными производителями о сборке на месте. Потому что канадские сертификаты и лицензии работают и в США. В течение следующих нескольких лет ребята планируют занять 10% мирового рынка беспилотных аппаратов.
Чек-лист: три шага для вывода стартапа в США через Европу
- Выберите европейскую страну, лояльную к стартапам. С простыми условиями получения визы, налоговыми льготами и другими преференциями.
- Перевезите основную команду и привлечь инвестиции — для этого нужно зарекомендовать себя и собрать как можно больше полезных знакомств. Вступите в коммьюнити — как неформальные, так и отраслевые ассоциации, светитесь в местных СМИ, ходите на мероприятия, рассказывайте о себе.
- Покажите хороший трэкшн на европейском рынке и проверьте гипотезы по американскому рынку — насколько продукт востребован, аудитория готова.
Фото на обложке: unsplash.com
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как открыть кофейню»
- 1 Ryanair призвала ограничить покупку пассажирами алкоголя в аэропортах Европы
- 2 АЕБ не исключила возврата европейского автопрома к производству в России
- 3 Газ в Европе на первых биржевых торгах 2025 года стабильно растет
- 4 Павел Дуров подвел итог года тремя предложениями
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025