Top.Mail.Ru
Колонки

Нет разницы между Нью-Йорком и Буэнос-Айресом — три сценария развития будущего

Колонки
Ольга Ковалева
Ольга Ковалева

Тренд-аналитик THI

Виктория Кравченко

Глобализация составляла основу мирового развития на протяжении веков. Однако в ближайшие десятилетия ей угрожает ряд политических, экономических и технологических трендов.

Ольга Ковалева, тренд-аналитик THI, считает, что будущее может развернуться в трех сценариях — сценарии остановки, ускорения и осторожного развития — каждый из которых в случае наступления окажет огромное влияние на состояние мира. 

Нет разницы между Нью-Йорком и Буэнос-Айресом — три сценария развития будущего

Нет разницы между Нью-Йорком и Буэнос-Айресом


Под глобализацией принято понимать процесс усиления политической, экономической и культурной зависимости между странами, апогеем которого является мир, где не существует разницы между ведением бизнеса и жизнью в Нью-Йорке, Мадриде, Пекине и Буэнос-Айресе.


И хотя реальность все еще далека от такой идиллии, количество барьеров сильно сократилось в последние десятилетия: потребители получили доступ к зарубежным товарам и услугам, а компании – к иностранным инвестициям, технологиям и рабочей силе.


Последствия глобализации ощущают все страны, компании и люди без исключения. Однако усиление взаимозависимости – не единственный сценарий развития будущего.


Движущие силы антиглобализма

Глобализация влечет за собой несколько как позитивных, так и негативных последствий.


К плюсам относятся снижение цен на товары и услуги и рост среднего класса в развивающихся странах. Именно благодаря ей у нас есть возможность есть свежие фрукты из Таиланда зимой и кататься на сноуборде в Чили летом.


Среди минусов — социальный демпинг, то есть практика найма дешевой рабочей силы, подрывающая рынки труда развитых стран, нанесение ущерба окружающей среде, сокращение числа рабочих мест на производствах и в строительстве и неконтролируемое влияние финансовых организаций на мировую экономику. То есть Европейский миграционный кризис и Пекинский экологический апокалипсис — тоже следствия процессов сближения.


Что касается технологий, то они могут как ускорять, так и замедлять глобализацию.


С одной стороны, благодаря технологиям люди получили возможность преодолевать расстояния между континентами за считаные часы (в будущем Гиперлуп значительно сократит и это время), а появляющиеся методы мгновенного перевода, такие как ili и Instant Translator, постепенно стирают языковые барьеры.


С другой — некоторые технологии, в том числе робототехника, 3D-печать, искусственный интеллект и виртуальная реальность, снизят потребность в торговле и передвижении людей.


Например, развитие робототехники и автоматизация производства снизят спрос на дешевую рабочую силу из-за рубежа, распространение доступных 3D решений сократит потребность компаний в оффшоринге, многие международные конференции и переговоры будут проводиться в виртуальной реальности, а прогресс в области солнечной и ветровой энергетики в развивающихся странах избавит их от необходимости закупать уголь и нефть за границей.


Из-за мировых антиглобализационных процессов потребители многих стран смещают фокус в сторону национальных экономик, предпочитая местные товары и услуги зарубежным аналогам.


Предпочтение местного зарубежному особенно заметно в развитых странах:

  • В Великобритании 6 из 10-ти потребителей предпочитают местные товары.
  • В Австралии патриотичных потребителей 90%.
  • В США 75% жителей хотели бы покупать местную продукцию, но считают ее слишком дорогой по сравнению с зарубежной.
  • Что касается России, то здесь для 52% покупателей российское происхождение товара положительно влияет на решение о покупке.

Развитие потребительского патриотизма привело к удивительному сосуществованию на рынке двух противоположных тенденции: давней любви к зарубежному и только зарождающейся любви к локальному. Для поддержания нового тренда Минпромторг даже инициировал проект «Сделано в России».


Различные состояния мира легко представить, если задуматься, что в 2050 году на планете будет около двух с половиной миллиардов африканцев, которые будут жить в совершенно разных условиях в зависимости от того, по какому сценарию пойдет глобальное развитие.


Сценарий №1: конец глобализации

В этом сценарии антиглобализм стал доминирующим трендом.

  • ЕС и НАФТА распались.
  • Соглашения ВТО не соблюдаются, организация потеряла свое влияние.
  • Пограничный контроль усилился как внутри Европы, так и между Европой, США и остальным миром.
  • Россия и Турция продолжили политику изоляционизма.
  • Китай, Индия и Индонезия усилили протекционистские меры.
  • Технологии, в том числе робототехника и 3D-печать, снизили потребность в импорте товаров и энергии, но неравномерно распределенные по планете виды сырья, такие как алюминий, алмазы или золото, по-прежнему торгуются на мировых рынках по завышенным ценам.
  • Конкуренция во многих отраслях бизнеса снизилась, упало качество товаров и услуг, цены выросли, и потребность в инновациях практически пропала.

В этом сценарии наиболее востребованными окажутся импортозамещающие компании в различных отраслях, от легкой промышленности до высоких технологий, а также организации, способствующие стабилизации экономики в новых условиях, например, курсы переквалификации специалистов или агентства внутреннего туризма.


Сценарий №2: осторожное развитие

Этот сценарий максимально приближен к текущей ситуации, поскольку современный мир наблюдает одновременное воздействие процессов сближения и отдаления.


  • Протекционизм стал популярнее: только за последний год страны-члены «большой двадцатки» ввели около 150 протекционистских мер.
  • Соглашение о создании Транстихоокеанского партнёрства было подписано, но в 2017 году США вышли из партнерства.
  • Европейские страны укрепили границы.
  • Технологии, в частности интернет и социальные сети, продолжили укреплять межнациональные связи, позволив людям совместно бороться с бедностью и изменением климата, развивать науку и продвигать идеи мира и взаимопонимания.

В этом сценарии глобализация обретает новые формы благодаря технологиям, но процессы сближения протекают медленнее, чем в последние 30 лет. К этому сценарию применимы современные бизнес-тренды: например, крайне востребованными в таких условиях являются P2P сервисы, от потребительских типа Uber и AirBnb до корпоративных типа Konsus и Wonder.


Сценарий №3: ускорение глобализации

История не раз показывала, что прогнозы будущего на основе событий настоящего редко бывают верными из-за тенденции преувеличить значимость недавних явлений и не принимать в расчет долгосрочный тренд.


  • Насколько сильны и устойчивы антиглобализационные настроения? Что если из-за Брексита Великобритания войдет в рецессию на годы?
  • Что если молодое поколение в США самоотверженно продолжит борьбу за объединенный мир?
  • Что если экспоненциальное развитие технологий сделает возможным трансграничное перемещение абсолютно всех услуг?

В таком случае ближайшее десятилетие может стать периодом ускоренной глобализации. Слишком быстрые процессы сближения могут привести к повышенной социальной напряженности, но окажут благотворное влияние на состояние экономики и бизнеса. На рынке появятся новые сервисы, упрощающие ведение международной торговли, в том числе в области логистических услуг, инвестиций, туризма и найма сотрудников.


Заключение

Профессор психологии Филип Тетлок, который провел впечатляющее исследование качества прогнозов различных экспертов, однажды заметил, что предсказания большинства из них не многим точнее «произвольного выбора шимпанзе, бросающего дарты». Профессор пришел к такому выводу не из-за низкой квалификации экспертов, а потому, что сделать точный прогноз будущего практически невозможно.


К счастью, это не означает, что футуристы занимаются бессмысленной работой. Напротив, они разрабатывают инструменты, позволяющие сделать практически невозможное вполне реальным. Одним из таких инструментов является сценарный анализ, позволяющий увидеть несколько вариантов развития событий и подготовиться к каждому из них.


Оценив текущее соотношение разнонаправленных сил, можно предположить, что наступление второго сценария наиболее вероятно. Но в турбулентной среде важно принимать в расчет все возможные исходы и их комбинации. Следите за переменными, из которых складываются сценарии, наблюдайте за их изменением. И тогда мир, в котором мы будем жить завтра, станет намного понятнее.


Материалы по теме:

Интернет-тренды 2017 года: отчет венчурного инвестора Мэри Микер

Что нужно знать про B2B-продажи сейчас, завтра и через 10 лет

Офисный планктон вымирает – 5 горячих HR-трендов

Главная технологическая повестка: куда смотрят лидеры индустрии?

RegTech: новый рынок на $120 млрд для финансовых стартапов

От «малиновых пиджаков» до бизнесменов-брендов: как выглядит новый тип предпринимателей в России

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Эти страхи вам знакомы: стоит ли бояться будущего
  2. 2 У роботов Boston Dynamics новый хозяин: что теперь будет?
  3. 3 5 новых HR-профессий на российском рынке
  4. 4 Давайте говорить правильно: не «виртуальная» реальность, а «альтернативная»
  5. 5 Пять трендов и кейсов будущего ритейла
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта