Андрей Мякин, сооснователь и операционный директор сервиса готовых ремонтных решений «Тномер», рассказывает о том, как выстроить бизнес-процессы при одновременном запуске двух полноценных взаимосвязанных проектов, и какие плюсы может принести такой подход.
Единовременный запуск двух проектов может быть следствием разных мотиваций. Кто-то перестраховывается и диверсифицирует риски, кто-то стремится больше зарабатывать. Иногда два самостоятельных продукта запускаются с прицелом на то, что они будут дополнять и поддерживать друг друга.
О «Тномере»
Наша бизнес-модель довольно уникальна для российского рынка, она завязана одновременно на двух проектах. Мы сразу отмели формат, где первый проект — локомотив, основной источник дохода и главный фокус вложений, а второй — так, есть и хорошо. Все на старте задумывалось как два самостоятельных бизнеса, дополняющих и развивающих друг друга.
Вот, что у нас есть
Сервис ремонта — это платформа, которая собирает в одном месте клиентов, строителей и производителей материалов. Суть проста: есть клиент, который собирается делать ремонт. Есть производители, с которыми мы сотрудничаем. И есть наши специалисты, выполняющие ремонтные работы.
Второй проект — телеканал, создавался с целью рассказать о нашем опыте, сформировать доверие к экспертизе и подробно объяснить, почему ремонт следует доверить профессионалам, а значит — стать нашим главным источником заявок. Телеканал является полноценным проектом с уникальным контентом, который мы записываем самостоятельно, снимаем ремонт от начала работ до момента сдачи заказчику. Телеканал, как и платформу, мы создавали с нуля.
Фото: Unsplash
Получается взаимный процесс — ремонтируя и снимая проекты, мы создаем контент для канала, который отлично справляется с лидогенерацией и позволяет привлечь новых клиентов, снимать свежий контент, наполнять эфирную сетку.
Аналога такой бизнес-модели в публичном пространстве нет, поэтому мы не могли просто скопировать и адаптировать уже рабочие схемы, пришлось полностью создавать инфраструктуру проектов и сталкиваться с новыми вызовами. И мы начали со стратегии.
Стратегия
Первое правило нового бизнеса — без осмысленной стратегии не стоит запускать даже первый продукт. В нашем случае все немного сложнее: стратегия должна предложить перечень конкретных мероприятий уже в трех направлениях: отдельно для каждого проекта и для всех точек, в которых они пересекаются, чтобы сократить риски и оптимизировать затраты.
Нужно очень четко понимать, что, когда и зачем вы делаете. Критично важно строго следовать плану и продумывать каждую мелочь, ведь когда на кону два пересекающихся проекта, у вас нет возможности откладывать сроки выполнения ни одной из задач.
В рамках создания мероприятий получается дорожная карта с двумя шкалами — ремонтные услуги и телеканал. С помощью карты действий можно наглядно оценить необходимые шаги, расставить приоритеты, выделить основные задачи. Но самое главное — увидеть точки пересечения проектов. Всегда будут работы в каждом из проектов, которые прямо или косвенно будут влиять на другой. Очень важно постоянно об этом помнить и поддерживать обратную связь между структурами.
Фото: Unsplash
Например, на оси X (ремонт) запланирован выход продукта на рынок Краснодара. Тогда на оси Y (телеканал) мы планируем вход в местную региональную сеть цифрового эфирного ТВ.
Для слаженной работы также нужно наладить коммуникацию между строительным департаментом и телеканалом: первые сообщают, на каких объектах и к какому времени будут готовы те или иные работы. Вторые под эти события готовят сценарий и съемку, продумывают, как сделать красивую картинку и обойти в кадре несколько тонн отделочных материалов.
Именно правильная этапность — залог того, что вы сможете фокусироваться и управлять несколькими проектами в рамках одной задачи.
Когда взаимосвязь между проектами выстроена, появляется возможность увидеть, как развитость одного или другого проекта влияет на следующий этап глобальной стратегии. Иногда бывает так, что на каком-то этапе в одном из проектов что-то просело, и для комфортного продолжения работы следует переключить часть ресурсов (люди, время, деньги) на второй. Нужно понимать ниши и видеть одновременно и долгосрочную перспективу, и краткосрочные результаты.
При одновременном контроле двух проектов можно сдвигать фокус в ту или иную сторону, если это необходимо для запланированного результата в рамках их единой стратегии.
Сложности и их преодоление
Основная сложность при запуске и поддержке двух проектов заключается в правильном фокусе. Всегда существует риск увлечься одним проектом и на время отпустить рычаги управления другим.
Поэтому крайне важно одновременно держать в голове общую цель, видеть единый эффект от запуска двух проектов параллельно и фиксировать этапы развития каждого из них. Подобное бизнес-мировоззрение хорошо масштабируется. Стоит привыкнуть к такому ведению дел, и вы сможете открывать уже любое количество стартапов. Живой пример — АФК «Система». Проектов в портфеле множество, они весьма разные — МТС, агрохолдинг, МЕДСИ, «Детский мир», гостиничный бизнес и прочее. Объединяет их одно — личный успех каждого из проектов.
Фото: Unsplash
Сам процесс — от заказа ремонта до выхода программы о нем на ТВ
На запуске мы столкнулись со следующей трудностью: одной из задач телеканала является продвижение нашего сервиса для ремонта квартир. Но чтобы снять о ремонте цикл программ и запустить бесперебойное вещание, нам нужно было сначала создать пул новых проектов, а для этого необходимо получать заказы, генерацией которых и должен заниматься канал.
Похоже на замкнутый круг, не так ли? Но при правильно выстроенной стратегии и декомпозиции процесса на этапы, задача была решена:
- Предварительно разобрав ремонт на мельчайшие атомы и проведя их анализ, создаем технологию реализации ремонта и собственную операционную модель;
- На телеканале рассказываем про технологии, которые мы будем использовать при ремонте, тем самым привлекая первых клиентов;
- Тем временем применяем эти технологии на деле: готовим универсальные дизайны, подбираем производителей материалов, работаем над поиском и квалификацией мастеров;
- Воплощаем технологии на первых реальных объектах и уже можем снимать этапы ремонта и отдельные помещения;
- Из этого материала получаем готовые передачи и привлекаем новых клиентов. Бинго!
Канал был запущен за пару месяцев до официального открытия компании для клиентов. Для его запуска мы отсняли 100 часов контента, в которых, еще не показывая ремонт квартир, делились экспертным опытом о выборе материалов, а также приглашали реальных героев с проблемным ремонтом и помогали в эфире решить их задачи.
Как только у нас появились первые клиенты, мы стали показывать настоящий процесс ремонта. Появление первых клиентов позволило в одной передаче рассказывать о демонтаже старой отделки и подготовке квартиры — это самое начало ремонтных работ. В другой — объяснять, как принимать плиточные работы и на что обратить внимание, а это уже чистовая отделка, которая начинается не ранее, чем на 45-й рабочий день с начала ремонта. Мы смогли снять разнообразный контент благодаря наличию объектов в разных стадиях ремонта.
Как организован процесс создания нового продукта
Когда мы вводим новую услугу, первым делом в процесс включается команда платформы: мы проводим сравнительный анализ производителей и характеристик материалов, разрабатываем технологическую карту, расписываем последовательность операций, из которых состоит услуга, учитываем, какие нужны материалы и сколько требуется времени. Рассчитываем стоимость с учетом всех составляющих. Готовим продукт к предложению, публикуем страницу проекта на сайте.
В это время команда канала продумывает стратегию по интеграции нового продукта в эфир — будет ли создан новый цикл передач или новый контент будет записан в рамках имеющейся программы. Если это новый цикл, нужно придумать формат, сценарий, провести кастинг, организовать съемки, смонтировать, интегрировать партнеров в эфирное время и так далее.
Фото: Unsplash
Например, когда мы подготовили услугу по установке кондиционеров, для ее освещения мы использовали текущий цикл передач: программу «Естественный отбор», которая рассказывает об эволюции известных нам в быту предметов. И вот от обычного веера и египетских систем кондиционирования мы пришли к современным сплит-системам, принципам их работы и нюансам при выборе кондиционера. А также показали преимущества сплит-системы, которую выбрали мы.
А вот для услуги «Технический надзор» (независимая экспертиза уже идущего ремонта) мы создали отдельный цикл передач в формате реалити-шоу.
Как делать не стоит
Как уже было сказано выше, не стоит запускать бизнес без стратегии. Еще одна вещь, которую точно не стоит делать, — пытаться забрать на себя все управление. Да, вы как создатель точно знаете, чего хотите от бизнеса и по какому пути ему стоит развиваться. Но по мере роста делегировать определенные части работы все же придется.
Во-первых, при определенных масштабах становится просто невозможно все успеть самому, будь у вас хоть 10 приложений-планировщиков и 50 часов в сутки. Все равно не хватит.
Во-вторых, при правильном построении команды у вас в штате будут люди, которые в своей области являются более серьезными экспертами, чем вы. Соответственно, некоторые аспекты работы лучше делегировать им.
Фото: Unsplash
Кстати, в бизнесе часто существует странное понимание делегирования: управляющие привыкли делегировать только ответственность, нагружая человека дополнительными обязанностями, при этом не расширяя круг его полномочий. Старайтесь формировать команду так, чтобы в первую очередь вы делегировали коллегам полномочия. А уже потом — ответственность.
В нашем случае за платформенным решением стоит инженерный центр, куда входят архитекторы, дизайнеры, визуализаторы, сметчики, есть строительный департамент, коммерция, продакт-менеджеры, маркетинг, IT. В команде телеканала — креативщики, съемочная группа, продюсеры спецпроектов, дистрибуция, планирование эфирного времени.
Если у вас хорошая стратегия, в рамках которой вы четко обозначили шаги по каждому из проектов и можете отслеживать их влияние друг на друга, если у вас есть хорошая команда, вы сможете решить любые трудности.
Наш опыт подсказывает, что главные советы при запуске двух проектов звучат так:
- первым делом — стратегия;
- фокусируйтесь на приоритетных целях, но никогда не упускайте мелочи из вида;
- учитесь правильно делегировать полномочия;
- прописывайте ожидаемые цели максимально конкретно и отслеживайте их исполнение.
Материалы по теме:
Чему бизнес-лидеры могут поучиться у пчел
«Технологии — это бизнес с хардкором, предательствами и поражениями»
Семь признаков того, что руководителю компании пора что-то менять
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025