Колонки

Как запустить два бизнеса одновременно и остаться на плаву

Колонки
Андрей Мякин
Андрей Мякин

Сооснователь «Тномер»

Вероника Елкина

Андрей Мякин, сооснователь и операционный директор сервиса готовых ремонтных решений «Тномер», рассказывает о том, как выстроить бизнес-процессы при одновременном запуске двух полноценных взаимосвязанных проектов, и какие плюсы может принести такой подход.

Как запустить два бизнеса одновременно и остаться на плаву
Присоединиться

Единовременный запуск двух проектов может быть следствием разных мотиваций. Кто-то перестраховывается и диверсифицирует риски, кто-то стремится больше зарабатывать. Иногда два самостоятельных продукта запускаются с прицелом на то, что они будут дополнять и поддерживать друг друга.

О «Тномере»

Наша бизнес-модель довольно уникальна для российского рынка, она завязана одновременно на двух проектах. Мы сразу отмели формат, где первый проект — локомотив, основной источник дохода и главный фокус вложений, а второй — так, есть и хорошо. Все на старте задумывалось как два самостоятельных бизнеса, дополняющих и развивающих друг друга.

Вот, что у нас есть

Сервис ремонта — это платформа, которая собирает в одном месте клиентов, строителей и производителей материалов. Суть проста: есть клиент, который собирается делать ремонт. Есть производители, с которыми мы сотрудничаем. И есть наши специалисты, выполняющие ремонтные работы.

Второй проект — телеканал, создавался с целью рассказать о нашем опыте, сформировать доверие к экспертизе и подробно объяснить, почему ремонт следует доверить профессионалам, а значит — стать нашим главным источником заявок. Телеканал является полноценным проектом с уникальным контентом, который мы записываем самостоятельно, снимаем ремонт от начала работ до момента сдачи заказчику. Телеканал, как и платформу, мы создавали с нуля.

picФото: Unsplash

Получается взаимный процесс — ремонтируя и снимая проекты, мы создаем контент для канала, который отлично справляется с лидогенерацией и позволяет привлечь новых клиентов, снимать свежий контент, наполнять эфирную сетку.

Аналога такой бизнес-модели в публичном пространстве нет, поэтому мы не могли просто скопировать и адаптировать уже рабочие схемы, пришлось полностью создавать инфраструктуру проектов и сталкиваться с новыми вызовами. И мы начали со стратегии.

Научиться эффективному управлению или прокачать свои навыки можно выбрав курс в каталоге курсов управления.

Стратегия

Первое правило нового бизнеса — без осмысленной стратегии не стоит запускать даже первый продукт. В нашем случае все немного сложнее: стратегия должна предложить перечень конкретных мероприятий уже в трех направлениях: отдельно для каждого проекта и для всех точек, в которых они пересекаются, чтобы сократить риски и оптимизировать затраты.

Нужно очень четко понимать, что, когда и зачем вы делаете. Критично важно строго следовать плану и продумывать каждую мелочь, ведь когда на кону два пересекающихся проекта, у вас нет возможности откладывать сроки выполнения ни одной из задач.

В рамках создания мероприятий получается дорожная карта с двумя шкалами — ремонтные услуги и телеканал. С помощью карты действий можно наглядно оценить необходимые шаги, расставить приоритеты, выделить основные задачи. Но самое главное — увидеть точки пересечения проектов. Всегда будут работы в каждом из проектов, которые прямо или косвенно будут влиять на другой. Очень важно постоянно об этом помнить и поддерживать обратную связь между структурами.

picФото: Unsplash

Например, на оси X (ремонт) запланирован выход продукта на рынок Краснодара. Тогда на оси Y (телеканал) мы планируем вход в местную региональную сеть цифрового эфирного ТВ.

Для слаженной работы также нужно наладить коммуникацию между строительным департаментом и телеканалом: первые сообщают, на каких объектах и к какому времени будут готовы те или иные работы. Вторые под эти события готовят сценарий и съемку, продумывают, как сделать красивую картинку и обойти в кадре несколько тонн отделочных материалов.

Именно правильная этапность — залог того, что вы сможете фокусироваться и управлять несколькими проектами в рамках одной задачи.

Когда взаимосвязь между проектами выстроена, появляется возможность увидеть, как развитость одного или другого проекта влияет на следующий этап глобальной стратегии. Иногда бывает так, что на каком-то этапе в одном из проектов что-то просело, и для комфортного продолжения работы следует переключить часть ресурсов (люди, время, деньги) на второй. Нужно понимать ниши и видеть одновременно и долгосрочную перспективу, и краткосрочные результаты.

При одновременном контроле двух проектов можно сдвигать фокус в ту или иную сторону, если это необходимо для запланированного результата в рамках их единой стратегии.

Сложности и их преодоление

Основная сложность при запуске и поддержке двух проектов заключается в правильном фокусе. Всегда существует риск увлечься одним проектом и на время отпустить рычаги управления другим.

Поэтому крайне важно одновременно держать в голове общую цель, видеть единый эффект от запуска двух проектов параллельно и фиксировать этапы развития каждого из них. Подобное бизнес-мировоззрение хорошо масштабируется. Стоит привыкнуть к такому ведению дел, и вы сможете открывать уже любое количество стартапов. Живой пример — АФК «Система». Проектов в портфеле множество, они весьма разные — МТС, агрохолдинг, МЕДСИ, «Детский мир», гостиничный бизнес и прочее. Объединяет их одно — личный успех каждого из проектов.

picФото: Unsplash

Сам процесс — от заказа ремонта до выхода программы о нем на ТВ

На запуске мы столкнулись со следующей трудностью: одной из задач телеканала является продвижение нашего сервиса для ремонта квартир. Но чтобы снять о ремонте цикл программ и запустить бесперебойное вещание, нам нужно было сначала создать пул новых проектов, а для этого необходимо получать заказы, генерацией которых и должен заниматься канал.

Похоже на замкнутый круг, не так ли? Но при правильно выстроенной стратегии и декомпозиции процесса на этапы, задача была решена:

  1. Предварительно разобрав ремонт на мельчайшие атомы и проведя их анализ, создаем технологию реализации ремонта и собственную операционную модель;
  2. На телеканале рассказываем про технологии, которые мы будем использовать при ремонте, тем самым привлекая первых клиентов;
  3. Тем временем применяем эти технологии на деле: готовим универсальные дизайны, подбираем производителей материалов, работаем над поиском и квалификацией мастеров;
  4. Воплощаем технологии на первых реальных объектах и уже можем снимать этапы ремонта и отдельные помещения;
  5. Из этого материала получаем готовые передачи и привлекаем новых клиентов. Бинго!

Канал был запущен за пару месяцев до официального открытия компании для клиентов. Для его запуска мы отсняли 100 часов контента, в которых, еще не показывая ремонт квартир, делились экспертным опытом о выборе материалов, а также приглашали реальных героев с проблемным ремонтом и помогали в эфире решить их задачи.

Как только у нас появились первые клиенты, мы стали показывать настоящий процесс ремонта. Появление первых клиентов позволило в одной передаче рассказывать о демонтаже старой отделки и подготовке квартиры — это самое начало ремонтных работ. В другой — объяснять, как принимать плиточные работы и на что обратить внимание, а это уже чистовая отделка, которая начинается не ранее, чем на 45-й рабочий день с начала ремонта. Мы смогли снять разнообразный контент благодаря наличию объектов в разных стадиях ремонта.

Как организован процесс создания нового продукта

Когда мы вводим новую услугу, первым делом в процесс включается команда платформы: мы проводим сравнительный анализ производителей и характеристик материалов, разрабатываем технологическую карту, расписываем последовательность операций, из которых состоит услуга, учитываем, какие нужны материалы и сколько требуется времени. Рассчитываем стоимость с учетом всех составляющих. Готовим продукт к предложению, публикуем страницу проекта на сайте.

В это время команда канала продумывает стратегию по интеграции нового продукта в эфир — будет ли создан новый цикл передач или новый контент будет записан в рамках имеющейся программы. Если это новый цикл, нужно придумать формат, сценарий, провести кастинг, организовать съемки, смонтировать, интегрировать партнеров в эфирное время и так далее.

picФото: Unsplash

Например, когда мы подготовили услугу по установке кондиционеров, для ее освещения мы использовали текущий цикл передач: программу «Естественный отбор», которая рассказывает об эволюции известных нам в быту предметов. И вот от обычного веера и египетских систем кондиционирования мы пришли к современным сплит-системам, принципам их работы и нюансам при выборе кондиционера. А также показали преимущества сплит-системы, которую выбрали мы.

А вот для услуги «Технический надзор» (независимая экспертиза уже идущего ремонта) мы создали отдельный цикл передач в формате реалити-шоу.

Как делать не стоит

Как уже было сказано выше, не стоит запускать бизнес без стратегии. Еще одна вещь, которую точно не стоит делать, — пытаться забрать на себя все управление. Да, вы как создатель точно знаете, чего хотите от бизнеса и по какому пути ему стоит развиваться. Но по мере роста делегировать определенные части работы все же придется.

Во-первых, при определенных масштабах становится просто невозможно все успеть самому, будь у вас хоть 10 приложений-планировщиков и 50 часов в сутки. Все равно не хватит.

Во-вторых, при правильном построении команды у вас в штате будут люди, которые в своей области являются более серьезными экспертами, чем вы. Соответственно, некоторые аспекты работы лучше делегировать им.

picФото: Unsplash

Кстати, в бизнесе часто существует странное понимание делегирования: управляющие привыкли делегировать только ответственность, нагружая человека дополнительными обязанностями, при этом не расширяя круг его полномочий. Старайтесь формировать команду так, чтобы в первую очередь вы делегировали коллегам полномочия. А уже потом — ответственность.

В нашем случае за платформенным решением стоит инженерный центр, куда входят архитекторы, дизайнеры, визуализаторы, сметчики, есть строительный департамент, коммерция, продакт-менеджеры, маркетинг, IT. В команде телеканала — креативщики, съемочная группа, продюсеры спецпроектов, дистрибуция, планирование эфирного времени.

Если у вас хорошая стратегия, в рамках которой вы четко обозначили шаги по каждому из проектов и можете отслеживать их влияние друг на друга, если у вас есть хорошая команда, вы сможете решить любые трудности.

Наш опыт подсказывает, что главные советы при запуске двух проектов звучат так:

  • первым делом — стратегия;
  • фокусируйтесь на приоритетных целях, но никогда не упускайте мелочи из вида;
  • учитесь правильно делегировать полномочия;
  • прописывайте ожидаемые цели максимально конкретно и отслеживайте их исполнение.

Материалы по теме:

Как стать гибким лидером

Чему бизнес-лидеры могут поучиться у пчел

«Технологии — это бизнес с хардкором, предательствами и поражениями»

Семь признаков того, что руководителю компании пора что-то менять

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Время большого перехода. Как подготовиться к смене старой ИТ-системы на новую и не разрушить бизнес
  2. 2 Программа лояльности клиентов: что это и какие цели бизнеса решает
  3. 3 Типы руководителей: классификация и чем отличаются
  4. 4 Гэмба: эксперимент, который помогает лучше понимать бизнес
  5. 5 Как избавиться от культуры переработок в компании: 3 этапа
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!