Top.Mail.Ru
Колонки

Можно ли построить карьеру, не вставая с любимого дивана

Колонки
Маргарита Кашуба
Маргарита Кашуба

Маркетинг-директор онлайн-школы английского языка EnglishDom

Вероника Елкина

Как не потерять контроль над командой? Как научиться не отвлекаться на домашние дела? На эти простые и сложные вопросы удаленной работы от соискателей и работодателей отвечает маркетинг-директор онлайн школы английского языка EnglishDom Маргарита Кашуба.

Можно ли построить карьеру, не вставая с любимого дивана

Удаленная работа — один из трендов современного рынка труда. Работодатели рады воспользоваться возможностями современных коммуникаций, чтобы собрать команду «звезд» со всего мира, не ограничиваясь одним городом и даже одной страной и при этом сэкономить на офисных и накладных расходах.

Казалось бы, плюсы работы удаленной команды совершенно очевидны, но когда мы проанализировали реальные спрос и предложение среди работодателей и соискателей, выяснилось, что существует очень много предубеждений и объективных возражений против такого формата работы. EnglishDom провела опрос среди HR-специалистов российского рынка и выяснила основные причины, почему работодатели не хотят набирать удаленную команду.

«Я не верю, что мои сотрудники работают, когда я их не вижу»

Это самое распространенное возражение — из полусотни опрошенных нами работодателей в самых разных сферах и с разным опытом руководящей работы были уверены, что как только работник не находится в их поле зрения, он играет в компьютерные игры, смотрит фильмы, пьет чай, играет с детьми, но только не делает порученную ему работу. Совет в этом случае один: KPI+дедлайны. Этот рецепт вам не подойдет, если вы покупаете только человекочасы — ведь вам просто нужно, чтобы офис был заполнен сотрудниками в рабочее время.

pic

Фото: ShutterStock

Если у вас все иначе, то последовательность действий должна быть следующей:

  1. Точно определите, что должен сделать конкретный сотрудник, желательно в количественных показателях — сколько звонков совершить, какое количество автомобилей продать, сколько публикаций в месяц должно выйти, сколько статей и каким объемом должно быть написано. Определяя этот объем, исходите из двух факторов — потребностей проекта и возможностей сотрудника. В первом случае заложите увеличение на 50%, во втором — на 20%;
  2. Назначьте дедлайн. Лучше ставить его на 20% раньше, чем это критично — так вы подстрахуетесь от человеческого фактора;
  3. Убедитесь, что сотрудник точно понял, что и когда он должен сделать. Если вы работаете с начинающим сотрудником и работником среднего уровня, то контрольные точки должны проставляться через каждые 30% времени до дедлайна. В случае опытного сотрудника их следует поставить за 65% и за 10% до окончания дедлайна. Например, у вас есть райтер среднего уровня, которому нужно написать 5 статей за 7 рабочих дней. Первый раз проверьте состояние дел и результат, к примеру, через 2-3 дня, второй раз — к концу пятого дня, а за финальной проверкой должен идти сразу прием работы. Если сотрудник срывает дедлайн и не выполняет KPI без объективных причин более двух раз подряд, это серьезный повод отказаться от сотрудничества с ним.

«С удаленными сотрудниками сложно связаться по оперативным вопросам. И как же работать без совещаний и планерок?»

  • Во-первых, если общие совещания и планерки так дороги вашей душе, проводите их по Skype или любому другому мессенджеру — почти во всех уже есть возможность коллективных видеозвонков. Только планерки будут проводиться без распечаток повестки дня и других документов, на которые вы уже итак перевели маленькую березовую рощу. Вы будете просто обмениваться файлами и ссылками.
  • Во-вторых, введите систему общих чатов и переписок — тут тоже большой выбор инструментов. Например, в EnglishDom мы пользуемся Slack, другие компании — WhatsApp или Telegram. Попросите сотрудников поставить уведомления с этих рабочих чатов на телефон и десктоп, чтобы не пропустить ничего важного.
  • В-третьих, как и при работе в офисе, четко определите — когда сотрудники общаются и совещаются, а когда работают индивидуально. В начале формирования нашей удаленной команды мы использовали правило «полутора часов» — если сотрудник в течение этого периода времени не отозвался на запрос, вопрос или письмо, на первый раз замечание, потом взыскания вплоть до увольнения. Сейчас, поскольку количество горизонтальных и вертикальных запросов начало вредить, мы ввели четкое разделение времени — когда наши разработчики отвечают на вопросы маркетинга, когда собирают пожелания от отдела продаж, а когда работают и никто их не должен отвлекать.

Почему сотрудники не хотят работать удаленно

«Я не могу сосредоточиться дома, меня отвлекают домашние дела, дети, включенный телевизор»

Прежде всего не нужно путать фриланс и удаленную full-time работу: в первом случае вы просто берете разовые заказы, когда у вас есть время и настроение, во втором — ваш график работы и вовлеченность в процесс мало чем отличаются от обычного офисного формата. Вы только экономите время на дорогу и на офисные костюмы. Но в остальном задайте сами себе вопрос и дайте честный ответ: можете ли вы сами себя заставить работать, если над вами не стоит надзиратель с кнутом? Если нет, можете просто дальше не читать — удаленная работа не для вас. В противном случае позвольте дать вам несколько простых советов.

  • Установите для себя четкое начало рабочего дня — например в 10.00. К этому времени встаньте, примите душ, сварите кофе, позавтракайте, то есть в точности повторите обычный утренний ритуал. Это поможет переключиться на рабочий лад.
  • Обустройте рабочее место, где можно разложить бумаги, поставить ноутбук, удобное кресло, принтер. Это куда удобнее, чем пытаться приткнуться на диване, на кухонном столе, и все время кочевать по квартире, роняя документы.
  • Введите себе правило, которое строго донесите до домочадцев — в рабочее время вы не варите обед, не ходите за продуктами, не бегаете по инстанциям, не ездите на автомойку. Ваше физическое присутствие в квартире не должно никого вводить в заблуждение: вы заняты, и займетесь домашними делами после работы, как было и во время офисного периода. Это касается не только взрослых, но и детей. Я бы даже сказала — в особенности детей.

«Работая удаленно, я окончательно одичаю, ведь больше не нужно будет никуда ходить»

Удаленная работа это большой вызов нашим собственным волевым качествам. Конечно, проще выходить из дома, когда тебя заставляют. Но гораздо интереснее попытаться в одни сутки вместить и работу, и семинары, выставки, презентации, и время, проведенное с семьей и близкими. Некоторые даже умудряются совместить работу и путешествия вокруг мира. Если просто интереса к тому или иному мероприятию недостаточно, чтобы вытащить себя из уютного домашнего мирка, впишите себе в ежедневник — не менее двух раз в месяц бывать на профессиональных мероприятиях, и не реже трех раз в месяц встречаться с друзьями вне дома. Может быть, такая плановость вас больше дисциплинирует.

Научиться эффективному управлению или прокачать свои навыки можно выбрав курс в каталоге курсов управления.

Если и это не помогает, подключите друзей и коллег — пусть те из них, кто является для вас наибольшим авторитетом, в приказном порядке вытаскивает вас на такие выходы «в свет».

«Удаленная работа не дает перспектив карьеры. Это скорее для дауншифтеров и для тех, кому свобода важнее социального статуса»

Поколение Y (те, кому сейчас еще нет 35 лет) — а именно на них опирается нынешний тренд удаленной работы  — мало ценит формальные проявления социального статуса и материальные ценности, для них куда важнее возможность развиваться, свободно передвигаться по миру, самореализовываться. Поколение Y легко меняет места работы, не ставит в качестве приоритета вертикальный рост в компании, но высоко ценит возможность расти профессионально, пробовать новые форматы работы, решать новые, ранее неизведанные задачи. Теперь важно разобраться, что вы вкладываете в понятие «карьеры». Если это хороший офис, корпоративный транспорт, медицинская страховка, социальные и пенсионные гарантии на годы вперед, плановый рост зарплаты и бонусов — тогда скорее вам стоит присмотреться к работе в крупных корпорациях, и да, это не будет удаленная работа. Удаленная работа открывает для сотрудника возможности выбора и не для всех это приемлемо. Это наверное можно сравнить с тем, что для кого-то сотня видов колбасы в магазине — это просто отлично, а для кого-то — стресс от необходимости сделать выбор.

pic

Фото: ShutterStock

Таким образом, нет, классическую карьеру, работая удаленно, вы вряд ли сделаете. Чтобы построить ту самую карьеру, о которой пишут в книгах и снимают фильмы, нужно стать частью системы, отказаться от части себя, а это возможно только почти полностью растворившись в жизни компании. И не только выполняя свои профессиональные функции, но и манипулируя слабостями коллег, строя искусные интриги, выстраивая сложнейшую схему из инсайдов, слухов, возможностей. Проще говоря, карьера в классическом представлении, как и путь к ней, это превалирование формы над содержанием. Мы не идеализируем удаленную работу, в ней, как и в любом другом формате, есть свои проблемы и сбои, но как и демократия, по словам Черчилля, это лучшее, что есть в настоящее время, и что позволяет не отставать от динамики развития профессионального сообщества.


Материалы по теме:

Почему одни хотят работать дома, а другие – в офисе? Инфографика

7 причин, по которым вашему стартапу нужны удаленные сотрудники

Жизнь удаленного сотрудника — в гифках

Я хочу стать цифровым кочевником. С чего начать?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Холодный старт: как начать бизнес, когда данных нет
  2. 2 PDCA или цикл Деминга: этапы по улучшению процессов в бизнесе в целом, и в IT-сфере в частности
  3. 3 Автоматизация или Excel: почему компании продолжают вести учет в таблицах
  4. 4 Управление качеством продукции на предприятии
  5. 5 Как найти персонального ассистента