Виктория Кравченко

Вам не обязательно ехать в Москву, чтобы стать успешным

Интернет-маркетолог и журналист Елена Ракиткина рассказывает про успешную бизнес-модель регионального стартапа и предгалает читателям Rusbase хорошо подумать, прежде чем переезжать в Москву «делать бизнес». Может, у вас и так все хорошо?


Как DeliveryClub, только в регионах


Основатели сервиса доставки еды Chibbis.ru начали с регионов и сейчас работают в 23 городах. Их самый известный конкурент DeliveryClub начинал с инвестиций в 500 тысяч долларов, аналогичный Zakazaka – с 3 миллионов долларов.


У ребят из Архангельска инвестиционных денег не было. Совсем. Может, именно поэтому они не стали штурмовать московский рынок. Вместо этого, пошли по регионам. И не прогадали – их модель позволила получить прибыль уже с первого заказа.


Роман и Сергей [основатели проекта — прим. Rusbase] вместе пробовали начать не одно дело, даже участвовали в гостендерах, правда, безуспешно.


Подсмотрели в Америке, как кнопкой можно подзывать официанта в ресторанах, привезли эту идею домой, и стали предлагать ресторанам. Наладили поставки из Китая и даже преуспели. Может быть, до сих пор кнопками бы и занимались, но однажды Романа попросили заказать еду в офис к очередному корпоративному празднику. Намучившись с многочисленными и плохо приспособленными для клиента сайтами, Роман и подумал о создании сервиса доставки еды. Это было осенью 2013 года.


Сервис надо было назвать, а идей не было, старались привязаться к привычным символам доставки. Ломали голову на кухне, пока мама Сергея не предложила: «Да назовите Чибис!». Только о том, что существует такая птица «чибис» никто не знал, детской песенки из 80-х тоже не слышал.


Чибис — это маленькая болотная птичка, если ее хохолок вытянуть, очень похожа на знак электронной почты «собака».


Нарисовали логотип, пошли в местные рестораны с предложением о сотрудничестве. Сергей был известен своей клубной деятельностью, так что связи с местными рестораторами у него были. После запуска в Архангельске он один подключил еще 17 городов. Даже не ездил туда, все вопросы решали дистанционно.


Головного офиса у компании нет – 15 человек работают удаленно: колл-центр, операционный и маркетинговые отделы в Архангельске, один человек в Москве, недавно взяли продажников из Перми и Сочи, бухгалтерия на аутсорсе. Почти все – друзья. Отдельный разговор – два разработчика, которые раньше работали над софтом для ракетных войск.


Ребята прошли акселерацию во ФРИИ — их проект понравился, они получили 2,1 миллиона рублей за 7% доли в своей компании, 900 тысяч из них отдали за участие в акселерации.


До ФРИИ проект рос на 10-15% в месяц, а после — на 15-20% в неделю. Конверсия от посетителя до заказа увеличилась до 20%.


Что говорят cооснователи


Сергей Крючков и  Роман Копнин, сооснователи проекта


Раньше мы ставили сами себе предел, идти в города не больше 700 тысяч человек. Участие во ФРИИ дало уверенность, что покорять миллионники не так уж и страшно. И через полтора года после начала бизнеса – пришли в Екатеринбург и Новосибирск.


Средний чек в городах до 700 тысяч человек – 750 рублей, в миллионниках – 1200 рублей. Но и конкуренция там выше.


Мы конкурируем с другими агрегаторами, курьерскими службами, собственной доставкой ресторанов и даже с Uber’ом. Стоимость привлечения одного клиента в городе до 700 тысяч человек – 25 рублей, а зарабатываем с заказа 70 рублей, в миллионнике начинают зарабатывать только со второго заказа.


Если бы начали с миллионников – мы бы не выжили. В небольших городах хорошо еще и тем, что там по-прежнему сохраняется диджитал разрыв.



Как это работает


  1. Начиная работу в новом для нас городе, мы смотрим по вордстату популярные рестораны и стараемся их подключить в первую очередь.
  2. Если из пяти ключевых ресторанов мы не можем подключить два, то не открываемся в этом городе.
  3. Для продвижения мы используем контекстную рекламу, SEO, таргетинг и некоторые собственные «фишки» в социальных сетях. Мы очень тщательно анализируем все метрики, особенно платные каналы. Этому нас научили во ФРИИ.


Рынок доставки еды растет на 1–2% в месяц, поэтому вся фишка в скорости. Сейчас сайт сервиса посещают свыше 200 000 уникальных пользователей ежемесячно, оборот превышает 15 миллионов рублей в месяц.


Сначала мы думали, что должны привлечь абсолютно всех, сейчас без проблем расстаемся с ресторанами, которые не соответствуют стандарту или задерживают нам оплату. И не только с отдельными ресторанами, если в регионе недисциплинированные партнеры, возможно, стоит «закрыть» целый город. Этому учит аналитика.



Комментарий эксперта


Дмитрий Калаев, директор акселератора ФРИИ

В нашем портфеле 45-50% занимают проекты из регионов, если исключить Петербург, то 40-45%. В регионах сложнее привлекать инвестиции и получать экспертизу.

Поэтому мы помогаем региональным проектам на ранней стадии — отправляем экспертов с мастер-классами. А на первом этапе инвестирования, наоборот, приглашаем основателей в Москву на 3 месяца «качать» экспертизу и рынок.

Проблема стартапов еще в том, что до 80% «ранних последователей» находятся тоже в Москве и Петербурге. Ранние последователи (early evangelists) — это клиенты, которые начинают пользоваться продуктом, не дожидаясь лидеров мнений или зрелости продукта.

Для стартапа такие потребители очень важны, так как, если никто не начнёт пользоваться продуктом, то и бизнеса не будет. В этих городах больше денег, и люди готовы попробовать что-то новое.



Материалы по теме:

Как оборонное предприятие производит тонну отборной черной икры в год

Эти 9 компаний производят практически все, что вы едите

Кушать хочется всем: как поднять food-стартап

Открыл, поработал, закрыл: как не разочароваться в ресторанном бизнесе

Зачем сооснователи Lamoda инвестировали в сервис доставки еды

После этой статьи вы точно заинтересуетесь фудтехом


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно

Нажмите "Нравится",
чтобы читать Rusbase в Facebook