Интернет-маркетолог и журналист Елена Ракиткина рассказывает про успешную бизнес-модель регионального стартапа и предгалает читателям Rusbase хорошо подумать, прежде чем переезжать в Москву «делать бизнес». Может, у вас и так все хорошо?
Как DeliveryClub, только в регионах
Основатели сервиса доставки еды Chibbis.ru начали с регионов и сейчас работают в 23 городах. Их самый известный конкурент DeliveryClub начинал с инвестиций в 500 тысяч долларов, аналогичный Zakazaka – с 3 миллионов долларов.
У ребят из Архангельска инвестиционных денег не было. Совсем. Может, именно поэтому они не стали штурмовать московский рынок. Вместо этого, пошли по регионам. И не прогадали – их модель позволила получить прибыль уже с первого заказа.
Роман и Сергей [основатели проекта — прим. Rusbase] вместе пробовали начать не одно дело, даже участвовали в гостендерах, правда, безуспешно.
Подсмотрели в Америке, как кнопкой можно подзывать официанта в ресторанах, привезли эту идею домой, и стали предлагать ресторанам. Наладили поставки из Китая и даже преуспели. Может быть, до сих пор кнопками бы и занимались, но однажды Романа попросили заказать еду в офис к очередному корпоративному празднику. Намучившись с многочисленными и плохо приспособленными для клиента сайтами, Роман и подумал о создании сервиса доставки еды. Это было осенью 2013 года.
Сервис надо было назвать, а идей не было, старались привязаться к привычным символам доставки. Ломали голову на кухне, пока мама Сергея не предложила: «Да назовите Чибис!». Только о том, что существует такая птица «чибис» никто не знал, детской песенки из 80-х тоже не слышал.
Чибис — это маленькая болотная птичка, если ее хохолок вытянуть, очень похожа на знак электронной почты «собака».
Нарисовали логотип, пошли в местные рестораны с предложением о сотрудничестве. Сергей был известен своей клубной деятельностью, так что связи с местными рестораторами у него были. После запуска в Архангельске он один подключил еще 17 городов. Даже не ездил туда, все вопросы решали дистанционно.
Головного офиса у компании нет – 15 человек работают удаленно: колл-центр, операционный и маркетинговые отделы в Архангельске, один человек в Москве, недавно взяли продажников из Перми и Сочи, бухгалтерия на аутсорсе. Почти все – друзья. Отдельный разговор – два разработчика, которые раньше работали над софтом для ракетных войск.
Ребята прошли акселерацию во ФРИИ — их проект понравился, они получили 2,1 миллиона рублей за 7% доли в своей компании, 900 тысяч из них отдали за участие в акселерации.
До ФРИИ проект рос на 10-15% в месяц, а после — на 15-20% в неделю. Конверсия от посетителя до заказа увеличилась до 20%.
Что говорят cооснователи
Сергей Крючков и Роман Копнин, сооснователи проекта
Раньше мы ставили сами себе предел, идти в города не больше 700 тысяч человек. Участие во ФРИИ дало уверенность, что покорять миллионники не так уж и страшно. И через полтора года после начала бизнеса – пришли в Екатеринбург и Новосибирск.
Средний чек в городах до 700 тысяч человек – 750 рублей, в миллионниках – 1200 рублей. Но и конкуренция там выше.
Мы конкурируем с другими агрегаторами, курьерскими службами, собственной доставкой ресторанов и даже с Uber’ом. Стоимость привлечения одного клиента в городе до 700 тысяч человек – 25 рублей, а зарабатываем с заказа 70 рублей, в миллионнике начинают зарабатывать только со второго заказа.
Если бы начали с миллионников – мы бы не выжили. В небольших городах хорошо еще и тем, что там по-прежнему сохраняется диджитал разрыв.
Как это работает
- Начиная работу в новом для нас городе, мы смотрим по вордстату популярные рестораны и стараемся их подключить в первую очередь.
- Если из пяти ключевых ресторанов мы не можем подключить два, то не открываемся в этом городе.
- Для продвижения мы используем контекстную рекламу, SEO, таргетинг и некоторые собственные «фишки» в социальных сетях. Мы очень тщательно анализируем все метрики, особенно платные каналы. Этому нас научили во ФРИИ.
Рынок доставки еды растет на 1–2% в месяц, поэтому вся фишка в скорости. Сейчас сайт сервиса посещают свыше 200 000 уникальных пользователей ежемесячно, оборот превышает 15 миллионов рублей в месяц.
Сначала мы думали, что должны привлечь абсолютно всех, сейчас без проблем расстаемся с ресторанами, которые не соответствуют стандарту или задерживают нам оплату. И не только с отдельными ресторанами, если в регионе недисциплинированные партнеры, возможно, стоит «закрыть» целый город. Этому учит аналитика.
Комментарий эксперта
В нашем портфеле 45-50% занимают проекты из регионов, если исключить Петербург, то 40-45%. В регионах сложнее привлекать инвестиции и получать экспертизу. Поэтому мы помогаем региональным проектам на ранней стадии — отправляем экспертов с мастер-классами. А на первом этапе инвестирования, наоборот, приглашаем основателей в Москву на 3 месяца «качать» экспертизу и рынок. Проблема стартапов еще в том, что до 80% «ранних последователей» находятся тоже в Москве и Петербурге. Ранние последователи (early evangelists) — это клиенты, которые начинают пользоваться продуктом, не дожидаясь лидеров мнений или зрелости продукта. Для стартапа такие потребители очень важны, так как, если никто не начнёт пользоваться продуктом, то и бизнеса не будет. В этих городах больше денег, и люди готовы попробовать что-то новое.
Материалы по теме:
Как оборонное предприятие производит тонну отборной черной икры в год
Эти 9 компаний производят практически все, что вы едите
Кушать хочется всем: как поднять food-стартап
Открыл, поработал, закрыл: как не разочароваться в ресторанном бизнесе
Зачем сооснователи Lamoda инвестировали в сервис доставки еды
После этой статьи вы точно заинтересуетесь фудтехом
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как открыть пункт выдачи заказов»
- 1 11 вещей, которые разработчики «обожают» слышать от своих коллег не из IT
- 2 14 подкастов ко дню программиста, которые интересно послушать неравнодушным к софтверу
- 3 На каких конференциях можно встретить топ-менеджеров больших компаний
- 4 Стартапу, выходящему на ICO, нужен ментор. Зачем?