Колонки

Как понять, что ты готов запустить второй бизнес

Колонки
Александр Минеев
Александр Минеев

Сооснователь вязальной фабрики Deerz и бренда Seveki

Полина Константинова

Свой первый бизнес — вязальную фабрику «Дирз», которая выпускает настоящие сибирские свитеры, братья Александр и Алексей Минеевы начинали в 2011 году, потому что на наемной работе приходилось решать не только интересные задачи, а отказаться от неинтересных было невозможно.

Второй проект — бренд косметики Seveki — братья запустили в 2018 году, потому что хотелось двигаться вперед, а больших перспектив в развитии своего первого бизнеса они не видели. Александр Минеев рассказал о том, как и почему они с братом решились на создание второго бизнеса и сколько раз жалели об этом.

Как понять, что ты готов запустить второй бизнес

Как мы начали второй проект

Наше первое дело — фабрика «Дирз» — бизнес с ярко выраженной сезонностью. Это связано с концепцией бренда, которая заключается в производстве вязаных вещей. Больше всего свитеров мы всегда продавали зимой. Если перед Новым годом мы порой не успеваем справляться с заказами, то летом сидим почти без работы. 

Чтобы исправить это, мы начали выпускать легкие, хлопковые вязаные вещи. Но даже их летом люди покупают хуже. Из-за этой особенности развивать и масштабировать бизнес стало сложно. Взять простой пример: если самим заниматься доставкой товара, то нужно, чтобы люди, которые работают на складе, большую часть года сидели почти без работы при этом продолжали получать хорошую заработную плату. Если же отдать доставку на аутсорс, то ты столкнешься с большими комиссиями и другими минусами.

Если бы у нас не было провальных месяцев, то, наверное, можно было бы и дальше развивать бренд в полную силу. Но в какой-то момент мы поняли, что проект «Дирз» достиг потолка и неплохо работает почти без нашего непосредственного участия.

Плюс нам хотелось не просто зарабатывать деньги, а пробовать себя в чем-то новом, развиваться и разбираться в чем-то, кроме вязания свитеров. 

На тот момент новый проект был для нас экспериментом, который должен был показать, сможем ли мы сделать что-то новое, что будет работать не хуже, чем первый бизнес.

Путь от одежды к косметике

Тогда мы начали искать идею. К тому моменту неплохо знали рынок одежды, поэтому выбирали среди проектов, связанных с ее производством. Мы запустили бренд качественной всесезонной одежды Seveki. Мы не стали сразу же вкладывать в этот бизнес кучу денег.

Сделали несколько продуктов и посмотрели, насколько хорошо они продаются. Только когда получили первые отклики, стали думать о том, чтобы расширять ассортимент.

С тех пор ни разу не пожалели о запуске второго проекта. Благодаря ему мы пришли к производству косметики и сейчас полностью сосредоточились на нем, отказавшись от выпуска одежды под брендом Seveki. Добавили косметику в ассортимент в качестве эксперимента.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Если вы давно хотели попробовать нашу косметику, то сейчас самое время сделать это. Чтобы вам было проще решиться на заказ, мы подарим бесплатную доставку. Набор увлажняющей косметики для лица, в который входит пенка для умывания, тоник и крем, обойдется вам в 1290 рублей уже с доставкой. ⁣ ⁣ Так делать не принято, но мы указали на этикетках продуктов подробную информацию о составе и соотношении всех ингредиентов. Надеемся, это тоже поможет принять вам решение.⁣ ⁣ Акция действует с сегодняшнего дня по 31 марта для большинства регионов России за исключением нескольких удаленных субъектов.⁣ ⁣ Для заказа пишите в директ.

Публикация от seveki (@seveki)

Но оказалось, что на нее покупатели отреагировали лучше всего, а нам самим ее разработка показалась процессом более интересным, чем создание одежды. Все это дало нам понять, что это направление более перспективно. 

Второй бизнес занял первое место

Косметика — продукт повседневного спроса, который покупают регулярно. Это важно и с экономической точки зрения, и потому, что каждый вернувшийся клиент — качество твоей работы, показатель того, что ты все делаешь правильно. Для нас получать такую обратную связь не менее важно, чем деньги. 

Сначала у нас было всего три продукта — пенка для умывания, тоник и крем. Сейчас готовим к выпуску на рынок еще несколько: шампунь и бальзам для волос, а также лосьон для тела.

В итоге сейчас больше времени мы уделяем второму проекту и считаем его более перспективным. Делать хорошо сразу много вещей, наверное, невозможно. Когда у тебя два проекта, ты уже не можешь работать в полную силу над каждым. Не бывает людей, которые являются олимпийскими чемпионами сразу и по гимнастике, и по легкой атлетике. 

Мне кажется, чтобы оба проекта развивались, нужно находить наемного управленца для одного из них и переставать быть полностью вовлеченным в процесс. Но прежде чем передать текущее управление проектом кому-то, нужно сделать так, чтобы он работал как часы. 

Мы передали управление производством «Дирз» нашему партнеру. Сами занимаемся только дизайном, развитием сервиса и продвижением проекта.

Иногда лучше ничего не менять

Я уверен, что не стоит начинать бизнес любой ценой. Это касается и первого бизнеса, но особенно второго проекта, который вы начинаете параллельно. Если дела идут не очень, у вас плохая кредитная история и многомиллионные долги, нельзя брать еще один кредит на развитие второго бизнеса, даже если вы уверены, что он выстрелит. В любом случае сначала лучше сделать минимальный рабочий продукт, проверить, как на него реагируют, прежде чем вкладывать в дело крупные суммы. 

Вообще я бы посоветовал задуматься о втором проекте, когда чувствуете, что первый подошел к стадии, на которой по разным причинам развивать его нет особого смысла. У каждого бизнеса есть три этапа: 

  1. когда он активно растет, 
  2. когда стабильно существует,
  3.  когда начинает умирать. 

Если вы уперлись в потолок, ваш бизнес стабилен и приносит доход, но вы хотите двигаться дальше, — это тоже повод задуматься о втором проекте. Если вы почувствовали, что начинается третья стадия, то через 2-3 года вы можете остаться без заказов, поэтому вам уже точно пора думать о втором бизнесе. 

О том, что наступил момент, когда нужно начинать что-то новое, вам подскажут чутье и финансовые показатели. Даже если продажи не падают, но вам нужно прилагать все больше усилий для их роста или поддержания на том же уровне, это уже повод задуматься. 

Но как ни крути, я уверен, что начинать делать новый бизнес нужно только, если вас что-то не устраивает в старом. Если у вас все хорошо и вам все нравится, не нужно ничего начинать. Управлять двумя проектами в два раза сложнее, чем одним. Если уделять им недостаточно внимания, развалиться могут оба.

Фото на обложке: Unspalsh

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Бизнес на образовании: как не разочароваться после запуска своей онлайн-школы
  2. 2 «Для запуска блога телефона достаточно». Как вести бизнес на кондитерских изделиях
  3. 3 Как мы запускали в Великобритании «убер для уборщиц» и каких ошибок не удалось избежать

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase