Колонки

Взболтать, но не смешивать: как выбрать тот самый канал финансирования

Колонки
Катерина Трубе
Катерина Трубе

Директор по стратегическому маркетингу крудсорсинг платформы CONSTART

Виктория Кравченко

Рано или поздно каждый сталкивается с вопросом поиска финансирования.

На этом этапе очень важно понимать, какой тип вложений нужен в конкретном случае. Будь то «умные деньги» — финансирование от инвестиционных компаний, банковские кредиты, гранты или альтернативные каналы привлечения инвестиций: краудфандинг, краудинвестинг, краудлендинг. 

Давайте разберемся, как выбрать канал финансирования и почему здесь все как в коктейле Джеймса Бонда – лучше взболтать, но смешивать не стоит. 

Взболтать, но не смешивать: как выбрать тот самый канал финансирования
Присоединиться

Краудфандинг

На сегодняшний день краудфандинг преобладает над другими видами краудфинансирования и подразделяется на безвозмездные отчисления и инвестиции за вознаграждение.

Безвозмездные отчисления: кому и зачем

Благотворительное финансирование в первую очередь ориентировано на развитие искусства, гуманитарных и образовательных проектов. Основная идея механизма — привлечение небольших пожертвований от большого количества инвесторов, заинтересованных в поддержании и развитии инициативы. Ярким примером является WikiMedia Foundation, первостепенный источник ресурсов которого — многочисленные пожертвования пользователей по всему миру.

Краудфандинг за вознаграждение: кому и зачем

Этот тип краудфандинга рассматривает инвесторов как первых покупателей продукта: после реализации идеи инициатор предоставляет вкладчикам конечную продукцию, сервис или символическое вознаграждение.

Такой формат, как правило, подходит проектам сектора B2C, производящим конкретный продукт и ориентированным на конечного потребителя.

Краудфандинг также подходит для воплощения социальных проектов и инициатив в сфере искусства и индустрии развлечений. Рекордной кампанией российского краудфандинга стало движение по привлечению средств на запись нового альбома группы «Алиса» на платформе Planeta.ru. Проект собрал более 11 млн рублей, превысив установленную цель на 183%. В благодарность за участие инвесторы получили бонусы в виде премьерного предпрослушивания альбома, приглашения на концерт или упоминания в буклете.

В последнее время прослеживается тенденция использовать краудфандинг для стимулирования и реализации инновационных проектов в сфере высоких технологий, биотехнологий и альтернативных источников энергии.

Подобные инициативы требуют значительной ресурсной базы, и формат краудфандинга обеспечивает финансовую поддержку. Примером может послужить история успеха фирмы Pebble Time — производителя умных часов. На платфоме Kickstarter проект собрал рекордную сумму свыше 20 млн долларов от более чем 78 тысяч инвесторов.


Ключ от квартиры, где деньги лежат: 5 составляющих успешной кампании

1. Дело не только в деньгах

Казалось бы, критерии успешной кампании лежат на поверхности. Достижение заявленной суммы во многом зависит от способности инициатора вдохновить людей и «заразить» их идеей проекта. Особенность краудфандинга как канала привлечения инвестиций именно в том, что обе стороны преследуют не только финансовые интересы.

Некоторые проекты предлагают инвесторам поучаствовать в творческом процессе создания конечного продукта, например, стать прототипом героя видеоигры или повлиять на внешние качества продукции. Так, один из акционеров, пожертвовавший 300 евро на реализацию независимого кино «Я тоже нет» режиссера Киры Выгривач, стал гостем на съемочной площадке в Париже.

2. Краудфандинговая площадка — лишь хостинг. Вы — проводник

И все же успех кампании зависит не столько от вашей способности вдохновить других, сколько от охвата аудитории и возможности рассказать о проекте максимальному количеству человек. Стоит помнить, что потенциальный донор не заходит на краудфандинговую платформу в поисках проекта для финансирования. Для массового привлечения нужно приложить немало усилий.

На первой стадии доноры — это чаще всего люди, входящие в ближний круг инициатора проекта: семья, друзья, коллеги или подписчики в социальных сетях.

Краудфандинговая площадка — это лишь хостинг кампании, тогда как на платформу направляет людей инициатор.

Наверняка, многие хотели бы знать, какие инструменты работают лучше всего. В нашем случае это перепосты и комментарии известных людей — эффективнее этого ничего нет, будь то Vkontakte или Facebook. Какая-то часть суммы поступила от близких друзей, затем пошла волна незнакомых людей, потом все замерло и вновь оживилось уже после постов. Последние 70 тысяч мы получили именно благодаря перепостам
Катя КостриковаГлавный редактор театрального журнала «Замыслы»

Для осуществления масштабных кампаний требуется провести большую работу по охвату максимальной аудитории и набору необходимой суммы. Психологические уловки, личная харизма и забавные вознаграждения могут сыграть лишь тогда, когда человек уже зашел на вашу страницу на сайте краудфандинга. Определяющий фактор успеха, который напрямую отражаются на результате, — ваша активность и публичность.

Наличие харизматичного фаундера, безусловно, поможет в продвижении проекта, но не это главное. Гораздо важнее маркетинговая подготовка самой кампании. Задача не в том, чтобы вывести проект на платформу и ждать у моря погоды. Необходимо подготовить единую обвязку, вложить значительные усилия в PR и маркетинг, обеспечить медийную поддержку: в идеале это публикации в профильных изданиях, обзоры тематических блогеров, профессиональных ревьюеров. Это обязательный пункт.
Михаил АвербахУправляющий партнер iDealMachine

3. «На что пойдут мои деньги?»

Привлечь заинтересованную аудиторию — лишь половина дела. Второй важный аспект — доказать, что пожертвования будут не напрасны и компания в состоянии воплотить проект в жизнь. Одним из сигналов надежности для инвестора является открытый доступ к информации о предполагаемых затратах. Таким образом, каждый человек, вне зависимости от того, какую сумму он пожертвовал, будет уверен, что его вклад имеет значение.

4. Подкрепите слова былыми результатами

Другой способ продемонстрировать рентабельность — рассказать о прошлых успехах и опыте.

Я бы не советовала идти в краудфандинг с голой идеей. Нужно иметь за плечами что-то материальное, опыт других проектов, так как найти аудиторию с нуля намного сложнее из-за отсутствия доверия.

5. Покажите себя и свой продукт

Помимо личных достижений, инструментом, внушающим доверие и меняющим ход кампании, является продуманное видео.

Продающую функцию выполняет именно ролик, ведь у покупателя нет возможности потрогать продукт. Безусловно, предпочтительнее создать ролик в профессиональной продакшн-студии, которая поможет донести «правильные слова», подготовит продуманный видеоряд, расставит акценты в нужных местах.

Считается хорошим тоном показывать в роликах фаундера: люди хотят видеть, кому они дают деньги. Это не является строго обязательным, и в теории можно использовать и актеров, но реальный продукт с реальными людьми, стоящими за ним, всегда выглядит честнее.

Важно помнить, что результатом регулярных инвестиций времени и внимания станет прибыль не только в денежном эквиваленте: инициатор проекта может протестировать спрос на идею, провести маркетинговое исследование и наработать целевую аудиторию.

Люди, участвующие в краудфандинговых кампаниях, представляют собой уникальный срез целевой аудитории по географическим, демографическим, социоэкономическим и прочим признакам. Это бесценные данные, «золото», которое надо тщательно собирать, анализировать и использовать в будущих маркетинговых кампаниях. На сборе средств все не заканчивается.
Михаил АвербахУправляющий партнер iDealMachine

Краудинвестинг: кому и зачем

Фокус на идее и продукте делает механизм краудфандинга неэффективным для проектов B2B и стартапов, требующих значительных вкладов. Для них наилучшим каналом привлечения средств является краудинвестиг: финансирование, при котором инвестор получает доли в компании.

Вклад одного инвестора здесь гораздо выше, чем при краудфандинге, что позволяет собрать большую сумму и, как правило, за более короткий срок. Данный канал требует от инициатора проекта четко просчитанной финансовой модели, понимания рынка и уровня доходности, так как предполагает долгосрочное взаимодействие с инвесторами.

Помимо проектов сектора B2B, краудинвестинг выгоден инновационным стартапам, масштабным промышленным инициативам и компаниям в сфере недвижимости.

Краудинвестинг подходит для поиска финансирования также при открытии франшизы. Инициаторам проще прописывать бизнес-модель, а инвесторам — понимать свою доходность, что делает проекты более надежными. Примером на российском рынке является сеть кофеен YourTime. Проект уже насчитывает 12 кофеен в 12 регионах страны, и еще 5 точек находятся на стадии открытия.

Дополнительная ценность краудинвестинга — это получение интеллектуальных ресурсов. Инвестор заинтересован в процветании компании, поэтому может выступать в роли ментора или в другой форме влиять на развитие проекта.

Инвесторы имеют огромное влияние на бизнес (мы говорим о тех, кто не только смотрит P&L, но и может предложить свою помощь). Они смотрят со стороны, соглашаются или не соглашаются с твоими решениями, и предлагают свои. Инвесторы помогают своим нетворкингом, что позволяет решить проблемы или увеличить продажи
Виталий КитаевОснователь компании Oriense

Краудлендинг: кому и зачем

Краудлендинг — относительно новое явление на российском рынке. Иностранные платформы начали расти и активно функционировать еще в 2006 году, тогда как отечественные аналоги запустились на несколько лет позже.

Этот канал финансирования позволяет привлекать займы под проценты, предлагаемые инициатором. Зачастую к краудлендингу прибегают компании сектора B2B, которые уже генерируют прибыль, абсолютно уверены в своем успехе и нуждаются лишь в краткосрочных инвестициях, например, для масштабирования проекта.

Отличительный фактор краудлендинга — низкий риск для инвестора: инициатор проекта обязуется выплатить сумму в заранее установленные временные рамки и с учетом процентной ставки, что дает инвестору абсолютную гарантию преумножения первоначальной суммы.

В случае краудинвестинга успех вложения напрямую зависит от успеха компании или от выгодной продажи доли. Нередко возврат первоначального вклада занимает более 5 лет, однако, в случае успешного вложения есть вероятность преумножить изначальную сумму более чем в 10 раз, что гораздо выше, чем при краудлендинге.


Каналы инвестиций: взбалтывать, но не смешивать

Несмотря на значительные различия, можно комбинировать несколько каналов привлечения инвестиций, чтобы максимизировать финансовую поддержку. При совмещении механизмов возникает вопрос о последовательном и одновременном их внедрении.

В случае стартапов краудфандинг, как правило, является первым каналом, который позволяет протестировать рынок и аудиторию.

При этом он более прост в вопросах бюрократического регулирования. Инициативы, успешно прошедшие краудфандинг, имеют больше шансов при запуске проекта на краудинвестинговых площадках.

Примером является компания Ubrew — открытый пивоваренный завод, который при комбинировании двух каналов инвестиций собрал более 125 тысяч фунтов. Изначально проект запустил движение на платформе Crowdfunder. Несмотря на успешную кампанию и значительное превышение поставленной цели, собранных средств было недостаточно для создания стабильной финансовой базы и продолжительного развития бизнеса.

Инициаторы проекта обратились на платформу Crowdcube для поиска инвесторов в обмен на долю в 10% и в результате получили свыше 112 тысяч фунтов от более чем 130 инвесторов.

Примером на российском рынке является компания New Wallet, производитель авторских аксессуаров из инновационного материала Tyvek. Проект предлагает помочь развитию, поучаствовав в краудфандинге, или же инвестировать и стать частью команды.


Материалы по теме:

Стартап выходца с Украины собрал $1 млн на гибрид планшета и компьютера

Вложения россиян в краудфандинг выросли на 70% за 2016 год – «Яндекс.Деньги»

Ответ всем «обиженкам»: краудфандинг реально помог мне сделать бизнес

Рыбаков Фонд проведет серию мастер-классов для студентов

Краудинвестинг в России: быть или не быть?

Российский проект диагностики рака по слюне Salitest запустил сбор средств на Boomstarter

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Где стартапу искать деньги в 2024 году: 8 мер поддержки и более 20 программ, о которых вы могли не слышать
  2. 2 Где взять деньги для запуска первого бизнеса
  3. 3 11 ошибок при запуске и ведении крауд-кампаний
  4. 4 Planeta.ru проведет бесплатный вебинар для социальных предпринимателей по краудфандингу
  5. 5 Топ-5 ошибок при создании нового продукта