Top.Mail.Ru
Колонки

За шесть лет из группы в соцсетях я создала свой продукт. Что я делала для этого?

Колонки
Ксения Соломатина
Ксения Соломатина

основатель проектов 500talents.co и «Умная Заграница»

Полина Константинова

Можно ли автоматизировать консалтинг? Как из паблика ВК вырастить продукт? Ксения Соломатина, основательница проекта «Умная Заграница», рассказывает, как создавала автоматизированную образовательную платформу, и на собственном примере показывает, как допущенные ошибки могут навредить бизнесу.

За шесть лет из группы в соцсетях я создала свой продукт. Что я делала для этого?

Об идее

«Умная Заграница» — это онлайн-проект для профессионалов и студентов, которые стремятся стать востребованными на международном рынке труда. Он вырос из агрегатора вакансий и грантов, который я создала на базе паблика ВК.

Так получилось, что с 18 лет я много путешествовала. Средняя поездка занимала от полугода до нескольких лет. И нет, у меня не было родителей-олигархов. Все мои перемещения по разным странам были связаны с тем, что мы сегодня называем «умными возможностями» — учебой, стажировками и работой за границей.

Поскольку такой образ жизни многим интересен, мне регулярно приходилось отвечать на вопросы из разряда: как выиграть грант на учебу в Сорбонне? Что сделать, чтобы пройти собеседование в такую международную компанию, где по долгу службы вас будут отправлять в потрясающие командировки (когда в воскресенье вечером вы на поезде выезжаете из Парижа в Лион, там берете машину и через десяток живописных городков движетесь к Ницце, параллельно участвуя во встречах и мероприятиях)? А еще такая работа будет хорошо оплачиваться при том, что вы занимаетесь любимым делом.

В один момент мне надоело давать одни и те же советы, и я решила всю информацию вынести в сообщество ВК. Изначально оно называлось «Хочешь за границу? Я знаю как!». Там ежедневно появлялись ссылки на стипендии и летние школы, конференции, молодежные и деловые форумы, а также вакансии в иностранных компаниях. Постепенно паблик набирал популярность. К 2012 году на него было подписано больше 30 тысяч человек.


О способах монетизации

Такие цифры стали для меня сюрпризом. Не было никакого специального продвижения, я не вкладывалась в рекламу. В первую очередь это был просто фан. А еще способ показать людям, что поступить в европейский или американский университет вполне реально. Да еще и со стипендией! И получить предложение о работе из Канады, например, тоже.

Максимум, что мы делали для расширения охвата, – это раз в 2-3 недели отдавали за репост какую-то совсем редкую возможность вроде стажировки в Apple c огромными перспективами. Или стипендии на обучение в США, которая покрыла бы абсолютно все расходы.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Следующим шагом стал YouTube-канал, куда мы выкладывали интервью с бывалыми, рассказывали о странах, делились пошаговыми инструкциями по подготовке документов. Аудитория расширялась и закономерно встал вопрос ее монетизации.

Самый простой способ — реклама. Но мы были не готовы продвигать чужие продукты, и сейчас этого также не делаем. На наших страницах можно встретить только взаимные репосты. И это всегда проекты, в которых мы уверены.

Второй вариант — стать агентством, которое консультирует по темам образования, работы и бизнеса за рубежом. Это тоже неинтересно. Я считаю, что каждый человек сам лучше знает, что ему нужно. И писать за него мотивационные письма или «продавать» его в компании — это странно. Также мне не близка идея заполнения документов в вузы или компании за комиссию — так агентства обычно работают. У них контракты с определенными вузами и компаниями и, соответственно, выбор очень ограничен.

В итоге мы решили обратиться напрямую к аудитории. Чаще других звучало: «В интернете море информации, но мы в ней тонем». В ответ на такой запрос мы сделали сводные таблицы по образованию, работе и бизнесу: по вертикали страны, по горизонтали — критерии. Например, в таблице по образованию содержалась такая информация:

  • какие сферы больше развиты в стране;
  • на каком языке проходит обучение;
  • можно ли учиться на английском;
  • за какое время нужно готовиться;
  • средняя стоимость жизни студента;
  • где искать стипендии и что нужно, чтобы их получить;
  • как оформлять визу, страховку.

С работой и бизнесом — то же самое, только с поправкой на рабочие визы, минимальную зарплату, уровень налогов. Эти таблицы мы стали продавать. Цены ставили разные — около 1500 рублей за информацию об образовании и в 2 раза больше за работу и бизнес. Причины, я думаю, понятны.

У тех, кто купил таблицы, мы попросили обратную связь. Люди ответили, что подходящую страну они по таблице выбрали, но не знают, что делать дальше. Так родился пошаговый курс «7 бесплатных способов умной иммиграции». В нем было 7 часовых видео по самым часто запрашиваемым странам, а также таблицы, шаблоны, ссылки на источники. Мы продавали диски и ссылки на скачивание. Доход был небольшой — в среднем от 100 до 300 тысяч в месяц. Иногда вообще ничего не было.


В чем ошиблись

Тем, кто купил диски, нужен был коуч. Поэтому следующим форматом, который мы обкатали, стал онлайн-марафон. В мае 2013 года нам удалось собрать более 19 тысяч участников. Те 6 дней дали нам огромный опыт — не выдерживала вебинарная комната, были недопонимания с партнерами, а еще мы допустили довольно грубую ошибку в продвижении.

Марафон был открытым, и в погоне за вирусным эффектом мы поставили условием участия подписку троих друзей. Из-за этого аудитория получилась довольно мусорная — люди регистрировали свои вторые аккаунты, просили друзей зарегистрироваться. С такой базой было сложно работать. Мы потом чистили ее руками.

Но несмотря на все эти трудности стало понятно, что продукт востребован. Подписчики хотели большего и были готовы платить тому, кто возьмет их за руку и шаг за шагом поможет выполнить все инструкции. Мы пошли по пути автоматизации процесса.

Для этого разложили весь путь на короткие отрезки, для каждого шага написали подробную инструкцию и задания. Первая версия продукта получилась совсем простой: видео и/или текст с инструкциями + задания + кураторская поддержка.

На протяжении следующих 5 лет мы бесконечно обкатывали методологию и тестировали форматы:

  • делали курсы на готовых образовательных платформах;
  • раскачивали паблики в социальных сетях;
  • отправляли email-рассылки.

В общем, пробовали все, что позволяет на коленке собрать и выпустить новую фичу, минимально вкладываясь в разработку, и быстро получить обратную связь от пользователей.


К чему в итоге пришли

Таким образом, к февралю 2018 года мы проработали более 400 кейсов, собрали, как нам казалось, все возможные косяки и вывели свою методологию. Суммарно за это время было более тысячи продаж на большой чек от 13 тысяч до 42 тысяч рублей, и более 10 тысяч — на суммы от 100 рублей до 10 тысяч. Четыре раза мы сносили все под ноль и отстраивали заново. Но почти не меняли бизнес-модель.

2018 год мы встретили с мыслью, что настало время пилить свой продукт… Обычно все с этого начинают, а мы вот только на шестой год жизни проекта доросли до собственного продакшена :) Это было только самое начало пути. В следующих статьях я расскажу обо всех шишках, которые мы собрали на пути к релизу.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 VK открыла набор на летнюю оплачиваемую стажировку
  2. 2 Где слушать музыку в России: список музыкальных сервисов
  3. 3 Плюсы и минусы мультиоблачной инфраструктуры
  4. 4 Как малому бизнесу находить клиентов во «ВКонтакте»
  5. 5 Сравнительный анализ площадок для таргетированной рекламы
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!