Ведение бизнеса сопряжено со множеством рисков. Отвечая на внешние вызовы (состояние рынка, оценка бизнеса, поиски инвестора), нельзя забывать про внутренние проблемы – заблуждения фаундера способны привести бизнес к краху.
Иван Юрченко, редактор образовательного онлайн-сервиса Puzzle English, рассказывает о том, как сделать так, чтобы заблуждения пошли на пользу стартапу.
Популярные заблуждения стартаперов: правда и мифы
В числе самых распространенных заблуждений фаундеров, мешающих ведению бизнеса:
- уверенность основателя, что он знает все;
- стремление сразу же сделать свой продукт совершенным;
- трата больших бюджетов на PR, который на первых этапах не нужен;
- пренебрежение служебной дисциплиной и субординацией;
- мнение, что лучше сразу захватить рынок, выпустив бесплатный продукт.
Однако не все так однозначно. Наш экспресс-опрос лишь частично подтвердил результаты ФРИИ.
«У меня никогда не было уверенности, что я во всем прав. Наоборот, я часто страдаю от того, что начинаю сомневаться в любых своих даже хорошо обдуманных решениях», – говорит основатель Puzzle English Александр Антонов, комментируя первый пункт.
«Есть много тех, кто думает, что не знает ничего, хотя является специалистом», – соглашается Андрей Спиридонов, основатель и гендиректор Aripix Robotics.
По мнению основателя и CEO AR Production Александра Астрова, «всезнайство» характерно прежде всего для новичков в бизнесе.
А вот сооснователь L2P Limited Дмитрий Рыбальченко склонен считать, что это не столько ошибка фаундера, сколько распространенное человеческое качество, которое вредит независимо от занимаемой позиции.
«Я бы дополнил, что хорошее мировоззрение – это когда ты уверен в том, что не знаешь всего», – добавляет сооснователь EYWA Kitchen Рубен Бабаев.
С тем, что избыточное «допиливание» продукта (второй пункт) является распространенной проблемой стартапов и вредит, согласны все спикеры: для начала подойдет минимальная проработка, которая нужна, чтобы показать продукт потенциальным клиентам.
«Очень легко на этапе проектирования заиграться в продукт, который тебе нравится, и начать придумывать к нему лишние штуковины, не проверив сначала их реальную востребованность», – говорит Антонов.
Что касается PR, вкладывать туда большие средства в принципе неразумно, независимо от этапа, на котором находится ваш бизнес. Например, в Puzzle English на ранних этапах его не было вовсе.
Андрей Спиридонов отмечает, что стартапы, которые много тратят на пиар в начале развития, в принципе являются редкостью. Александр Астров рекомендует использовать пиар исключительно для укрепления позиций продукта.
«PR практически всегда идет на благо. Другое дело, что нужно учиться работать со СМИ, с лидерами мнений, соцмедиа, не вваливая в это большие финансовые ресурсы», – добавляет Рыбальченко.
«PR на первых порах только вреден. Эту ошибку часто допускают даже опытные бизнесмены», – комментирует Рубен Бабаев.
А вот проблема субординации для начинающих стартаперов актуальна далеко не всегда.
«Я был единственным фаундером в компании. С одной стороны, это тяжело – не с кем обсудить задачи и поделиться проблемами. С другой стороны, налаживать формальные отношения тоже было не с кем. Все сотрудники в компанию нанимались сразу на понятную позицию с четко определенными зонами ответственности», – вспоминает Антонов.
Но если есть, с кем делить зоны ответственности, это следует делать четко. «Преимущество стартапов в том, что они могут очень быстро меняться, развиваться и тестировать гипотезы. Но это не значит, что не должно быть структуры и определенных зон ответственности до выхода на прибыль», – говорит Андрей Спиридонов.
Астров считает, что неформальные отношения – самый большой бич в начале работы. «Подобные вещи нужно уметь сразу пресекать, так как вам нужны профессионалы в своем деле, а не друзья», – советует он.
Но, как отмечает Рыбальченко, неформальные отношения в коллективе – вовсе не признак отсутствия разделения зон ответственности: «В моих проектах всегда были неформальные отношения, и в этом никогда не было проблемы».
Все фаундеры сходятся во мнении, что «бесплатность» с самого начала только вредит продукту. Например, Puzzle English подключил монетизацию, когда сайт состоял только из одного тренажера.
«Иногда действительно очень важно захватить рынок быстро, опередив конкурентов, но желательно все же продавать продукт, может быть со скидками, но не делать его бесплатным», – комментирует Андрей Спиридонов.
Рубен Бабаев обращает внимание на то, что платный продукт сразу показывает свою ценность для клиента, а Александр Астров призывает разделять целевые аудитории платных и бесплатных продуктов. «Всегда нужно начинать с платных тарифов и только потом для увеличения воронки добавлять триальные версии, которые нужно будет оплатить через время», – советует он.
Однако сразу собрать с клиентов деньги и расслабиться не получится. «Первые платящие редко оказываются теми, на ком вы в дальнейшем построите бизнес, ведь им достанется самый неполноценный продукт», – говорит Дмитрий Рыбальченко.
Заблуждения могут помешать развитию стартапа...
Список вредных для бизнеса заблуждений, безусловно, не ограничивается пятью пунктами.
«Я думал, что хороший продукт рекламирует себя сам, главное – сделать самое лучшее на рынке, и тогда заработает "сарафанное радио"», – вспоминает Александр Антонов.
На деле оказалось, что даже если человеку нравится сервис, он не спешит рассказывать о нем другим. Выход – в суть продукта должна быть заложена составляющая для «затягивания» друзей. Кроме того, даже если продукт хорош, далеко не факт, что люди сразу поймут это, говорит Александр. Пользователи попросту не могут оценить эффективность, так как не знают, с чем сравнивать.
«Сделать эффективный инструмент – половина дела, вторая половина – найти способы донести до аудитории информацию о том, как это работает», – комментирует основатель Puzzle English. Также не стоит думать, что вы сможете спрогнозировать последствия какого-либо решения, добавляет Антонов.
Андрей Спиридонов рекомендует не бояться, что вашу идею могут украсть, и обсуждать ее с другими людьми, которые могут дать дельные советы.
С этим согласен и Рубен Бабаев: «Действовать нужно максимально противоположно, рассказать наибольшему количеству потенциальных клиентов о своей идее, слушать их, зачастую гениальные мысли могут родиться просто в процессе беседы с таксистом. В бизнес-акселераторе, когда ты встречаешь еще 20-30 основателей и у всех классные идеи, ты понимаешь, что тут гений не ты один».
В числе заблуждений, мешающих бизнесу, Спиридонов также называет убеждение в маленьком объеме рынка и в том, что штат можно расширить легко и быстро.
«Еще одно заблуждение – «люди думают так же, как и я». В разных вопросах у людей может быть совершенно другое видение, и лучше обсуждать и синхронизировать все действия. А особенно важные моменты лучше проговаривать дважды», – комментирует Спиридонов.
Для Александра Астрова препятствием оказалось убеждение в сложности предлагаемого продукта, из-за чего обучение продавцов казалось непосильной задачей. «Это убеждение долго сдерживало наше развитие, пока мы его не развенчали и не научились нанимать правильных людей и эффективно их обучать», – рассказывает он.
А вот Дмитрию Рыбальченко мешали излишний оптимизм и недооценка новых ниш: это приводило к тому, что старые методы не работали в другой отрасли.
Все эти заблуждения являют собой абсолютно естественную «болезнь роста» и лечатся методом проб и ошибок.
«Когда много раз подряд наступаешь на одни и те же грабли, то в какой-то момент перестаешь пробовать снова наступать в то же место», – говорит Антонов. «Я всегда пользуюсь следующей позицией: любые знания и выводы в бизнесе нужно тестировать, иначе они являются ограничивающими факторами», – добавляет Спиридонов.
Дмитрий Рыбальченко рекомендует после неудачных экспериментов не отказываться от тех или иных каналов продвижения. «Необходимость решения той или иной задачи никуда не пропадает из-за того, что ты не можешь ее решить. Это толкает на новые эксперименты, переоценку ошибок, изучение чужого опыта», – комментирует он.
А могут быть полезны
Универсальных советов, как избавиться от вредящих бизнесу заблуждений, заранее «подстелив соломку», не существует: фаундеру надо самому набить шишки на нелегком пути.
«Невозможно не попадаться в ловушку всех возможных заблуждений, обучаясь исключительно на чужом опыте. Поучительных книг и советов так много, что они зачастую противоречат друг другу. Ни один из чужих советов не понимается и не осмысливается так, как вы личный опыт и выводы, основанные на собственных ошибках», – считает Антонов.
Спиридонов советует стартаперам больше общаться с покупателями, клиентами, проверять все гипотезы и искать менторов, а Астров – заниматься развитием бизнеса, а не продажами.
«Заряжайтесь на результат, а не на процессы, меньше придавайте значения каким-то «канонам»: если что-то не сработало раньше, это не значит, что оно не сработает в новой компании», – говорит Дмитрий Рыбальченко.
«Смиритесь с тем, что идея почти ничего не стоит, и не бойтесь рассказывать о ней! И обязательно прочитайте короткую книгу «Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?», – добавляет Рубен Бабаев.
Крылатая фраза «Человеку свойственно ошибаться» в полной мере применима и к ведению бизнеса. Самое важное для фаундера – всегда помнить об этом и учиться на ошибках. Пожалуй, это главный тезис, который не позволит заблуждениям взять верх над вами и пагубно сказаться на деле.
Материалы по теме:
3 ошибки предпринимателей, которые привлекают свои первые инвестиции
Три самые дорогие ошибки при запуске сайта
4 главные ошибки стартапов, которые подают заявки на корпоративные программы
Ошибки, которые вы совершите, если решите выйти на новый рынок: разбор кейсов
Предприниматели рассказали об ошибках, которые они допустили в начале своей карьеры
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
04 ноября 2024
04 ноября 2024
05 ноября 2024
05 ноября 2024