Как не надо придумывать идею для стартапа

Юля Фролова

Создатель паблика «Бесплатный стартап»

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко
Юля Фролова

Советов и инструкций о том, как придумать идею для стартапа — масса. Тем не менее начинающие предприниматели продолжают допускать ошибки. Но необязательно учиться на собственном горьком опыте.

Юля Фролова, основатель паблика «Бесплатный стартап», поговорила c бывалыми фаундерами о том, как не надо делать. 

Как не надо делать:

1. Придумывать идею в вакууме

Нельзя запустить генератор случайных комбинаций у себя в голове (или делегировать эту задачу) и штамповать беспощадные креативы. Это тупиковый путь.

Роман Гильманов, сооснователь и генеральный директор Compensair

Самое глупое и бессмысленное, что можно делать — это придумывать идею для стартапа.

Сам проходил через это.

Из таких «придумываний» в финал вышли идеи: корм для британских кошек с доставкой и тренинги для предпринимателей. Ничего хорошего из этого процесса не вышло.

Кирилл Гришанин, партнер WB—Tech

Идея должна быть у вас в голове сама собой, ею надо, без шуток, гореть, чтобы запала хватило на год-другой неудач, когда ничего не будет получаться.

Чтобы уловить реальную потребность других людей, удачным стечением будет самому испытывать такую потребность.

Кирилл Бигай, основатель международного маркетплейса для репетиторов Preply.com

Идея моего проекта родилась благодаря личному опыту. Несколько лет назад я столкнулся с проблемой поиска репетитора по изучению китайского языка, который мог бы подстроиться под мой насыщенный график и дать знания в том объеме, который был мне необходим.

Целый день я потратил на поиски языковых школ и репетиторов нужного уровня подготовки, согласование с ними времени и условий сотрудничества, но так ничего и добился.

Тогда появилась идея создать свой сервис, который стал бы универсальной платформой для учителей и учеников, нуждающихся друг в друге.

Потому я могу точно сказать, что идея стартапа, основанная на своей потребности, с большой вероятностью приведет к успеху.


2. Не думать о рынке

Под идеей должно стоять что-то большее, чем банальное желание заработать. Нужно мыслить с позиции рынка, не переоценивая его масштабов и собственных возможностей.

Эдуард Гуринович, сооснователь и директор по развитию новых проектов CarPrice

Советую начинать с вопроса, что можно изменить к лучшему и как именно люди будут реализовывать свою существующую сегодня потребность через 3–5 лет.

Более того, я бы начал думать над идеей именно со стороны рынка: выбрать очень большой существующий рынок (10+ млрд долларов), на котором давно не было инноваций и назрели изменения, далее найти в нем свою нишу.

Татьяна Санина, директор Инновационного Центра «Бирюч – НТ»

Самая типичная ошибка, которую допускают стартапы — неверная оценка потенциала рынка для продукта или услуги, которые создаются в проекте.

Например, если речь идет о новом пищевом продукте, соевом веганском йогурте, то опрос 15 друзей лидера проекта, которые сказали «да, это классная штука», принимается как свидетельство спроса и коммерческого потенциала разработки.

А ведь эти опрошенные не являются репрезентативной выборкой ни по возрасту, ни по социальному положению, ни по доходу, а значит понять по их отзывам реакцию потенциальных покупателей супермаркета — невозможно.

Частая ошибка — подход «сейчас этого рынка еще нет, но мы его сформируем». Если рынок действительно формируется и это можно подтвердить маркетинговым исследованием, то стать первыми и «снять сливки» вполне реально. Но если объективных подтверждений этому нет, то сформировать новый рынок — неподъемная для маленькой компании задача из-за колоссальных интеллектуальных и финансовых затрат, которых требует этот процесс.

С проектами B2B тоже не все так просто. Большинству стартапов сложно оценить реальный бенефит, который корпорации получат от внедрения их разработки в производство.

Например, инновационные рабочие механизмы на каких-нибудь прессах. «Мой проект дает выигрыш в 5% электроэнергии — компании ко мне в очередь должны выстраиваться», — считает стартап. На деле же экономия от внедрения инновационной разработки в общей себестоимости продукта может быть настолько малой, что делает реализацию проекта практически неокупаемой.

Важно понимать, что бизнесу неинтересно внедрять новые разработки просто потому что они новые, ему интересно внедрять разработки, которые дают ощутимый экономический эффект и дают его быстро.

Айнур Зиннатуллин, основатель агентства по подготовке стартапов к презентациям «SWS»

Не нужно создавать зубную щетку для коренных зубов.

У нас был кейс, когда команда IT-специалистов трудилась над продуктом почти в течение года... не спросив потенциальных клиентов нужен ли им этот продукт.

Николай Пацков, основатель конструктора документов FreshDoc.ru

Вы должны понимать, что это будет за продукт, чьи потребности он сможет закрыть, кто будет за него платить, во что продукт сможет развиться в долгосрочной перспективе.

Определитесь с ценовой политикой, поймите, готова ли ваша аудитория платить за продукт заявленную цену. Используйте прототипирование и фокус-группы.


3. Слепо гнаться за трендами

Где бы вы сейчас оказались, если бы запустили элитную школу по ловле редких покемонов? Слепой перенос трендовой и успешной бизнес-модели может привести к смешным ошибкам.

Дмитрий Журавлев, инвестор, основатель «Группы Компаний Просто»

Был такой проект — Uber для врачей. Мне, например, показалось, что идея очень крутая.

Зачем далеко идти или вызывать врача на дом, если в твоем (или соседнем) доме наверняка живет врач.

Тем не менее стартап провалился, потому что люди не доверяют незнакомцам.


4. Не мочь объяснить идею своей бабушке

Все гениальное просто: чем сложнее для понимания идея вашего стартапа, тем меньше шансов на оглушительный успех. Не всегда, но чаще всего именно так.

Инна Любарская-Маткова, руководитель консалтинговой компании Brand4Brand

Многие молодые компании если и разработали сложный проект, то стараются хотя бы максимально упростить его описание.

Желательно, чтобы идея проекта укладывалась в одно небольшое предложение, а лучше краткую, но емкую фразу.


5. Слушать не тех людей

Вадим Гарнаев, CEO VacuumGlow

Ценность имеют лишь советы специалистов или людей, в адекватности которых вы уверены.

В любом случае пропускайте все советы через свой фильтр.

Проверяйте полученные данные. Только после этого решайте принимать их во внимание или нет.

Эдуард Гуринович, сооснователь и директор по развитию новых проектов CarPrice

Очень помогает общение с профессионалами из рынка, которые, как правило, скептичны к инновациям, но очень хорошо понимают проблемы текущего рынка и моделей потребления.

Стоит обратиться и к менторам-предпринимателям, которые, наоборот, полны оптимизма и помогут найти сильные и слабые стороны бизнес-модели.

Вообще, перенимать опыт предпринимателя — это необходимый шаг на отработке любой идеи. Здесь мне очень помогла работа в Фонде Русской Экономики (ФРЭ), где я стал победителем первого конкурса молодых предпринимателей.


6. Не разбираться в индустрии

Роман Гильманов, сооснователь и генеральный директор Compensair

Самое важное и, скорее всего, банальное, что я понял — надо быть если не экспертом в той индустрии, в которой ты сгенерировал идею, то хотя бы разбираться в основных трендах отрасли, понимать проблемы, знать основных игроков и лидеров мнений.

В противном случае у вас либо ничего не получится, и вы потеряете кучу времени, либо вы просто потеряете кучу времени на то, чтобы изучить отрасль. Самое интересное, что, когда вы разберетесь в правилах игры, ваша идея точно изменится.

У меня ушло больше года на погружение в Travel-индустрию при работе над Compensair, при этом я всё ещё считаю, что мои знания весьма поверхностны.


7. «Не донашивать» идею

Нужно измучить себя возражениями насчет идеи. Возможно, не так уж она и хороша.

Кирилл Гришанин, партнер WB—Tech.

Помимо того, что нужно как следует погуглить, нет ли уже реализации вашей идеи, надо дать идее пожить в голове хотя бы несколько месяцев и если, спустя это время, запал все еще не пропал, а в гугле так же пусто, то надо как следует продумать, почему же это еще никто не сделал.

Если вариант только: «никто просто не придумал», то, пожалуй, надо начинать делать.

Эдуард Гуринович, сооснователь и директор по развитию новых проектов CarPrice

Итак, задайте себе эти вопросы, чтобы понять лучше собственную идею стартапа:

Идея содержит в себе win-win бизнес-модель?

Вместе с ней многие люди смогут зарабатывать деньги?

Она экономит время клиента?

Ее нельзя объяснить в 3–4 предложениях умному человеку из другой сферы?

Если есть хоть одно «нет» — идея плоха. Вообще, если у идеи нет четкой бизнес-модели, то она плоха.


Материалы по теме:

«Иметь опцион гораздо лучше, чем не иметь»: как оформить право на долю в стартапе

Как превратить жену в стартапера и не развестись – правила поведения для мужчин

Правила юридической безопасности основателей стартапов

Почему никто не захочет вложиться в вашу игровую студию

85 важных уроков, которые я извлек на посту директора компании

Студенческий билет на деловых встречах не показывают: как молодые предприниматели совмещают учёбу и бизнес





Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Sibos
16 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase