Top.Mail.Ru
Колонки

Конкурентные и неконкурентные способы закупки: что лучше выбрать бизнесу

Колонки
Мария Савина
Мария Савина

Cпециалист по правовому сопровождению ООО «Центр развития электронных торгов»

Екатерина Алипова

В отличие от контрактной системы (44-ФЗ), где все закупочные процедуры жестко регламентированы, Закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предоставляет заказчикам больше свободы в выборе: помимо описанных в законе 5 способов закупки (4 конкурентных и 1 неконкурентный), можно использовать и иные способы, если внести их в свое Положение о закупках.                  

Что такое «иные способы», как выбрать оптимальный способ закупки, какие требования включать в закупочную документацию в зависимости от выбранной процедуры, что прописать в своем Положении о закупках – рассказывает Мария Савина, специалист по правовому сопровождению ООО «Центр развития электронных торгов».

Конкурентные и неконкурентные способы закупки: что лучше выбрать бизнесу
  1. Колонки

Конкурентные способы закупки

В законе 223-ФЗ описано четыре основных конкурентных способа закупок: аукцион, запрос котировок, конкурс и запрос предложений. 

Рассмотрим каждый из них подробнее. 


Аукцион

Аукцион является одним из самых распространенных способов закупки. Критерием выбора поставщика в аукционе является цена: победителем становится участник, максимально снизивший цену в ходе торгов.

Простой аукцион проходит по такой схеме: 

После публикации извещения о закупке устанавливается срок (минимально – 15 дней) для подачи заявок участниками. По окончании этого срока комиссия заказчика рассматривает поступившие заявки и отклоняет те из них, которые не соответствуют требованиям закупочной документации (не содержат необходимых документов, не предоставлено обеспечение и т.д.).

Остальные участники допускаются к торгам, в процессе которых постепенно снижают цену своего предложения. По окончании торгов победителем становится участник, предложивший минимальную цену, и с ним заключается договор.

Срок заключения договора установлен законом: не менее 10 и не более 20 дней с даты публикации итогового протокола. В первые 10 дней заказчик подписывать договор не имеет права. В течение этих 10 дней участники, заявки которых были отклонены, могут обжаловать результаты закупки, если считают, что их права были нарушены.

Иногда этапы рассмотрения заявок и торгов устанавливаются в обратном порядке: сначала все участники, подавшие заявки, торгуются, и лишь по окончании торгов заказчик отклоняет заявки, не соответствующие требованиям.

Но я так делать не рекомендую: при подобном порядке в торги могут зайти участники, совершенно не соответствующие требованиям заказчика, – в лучшем случае, по ошибке, а в худшем – для использования незаконной схемы «таран»: 

Представьте себе закупку, где три поставщика тайно договорились о сценарии. Сначала первые два «таранщика» очень быстро снижают цены до нереально низкого уровня. Это отпугивает большинство конкурентов: они считают, что дальше торговаться им уже невыгодно, и отказываются от участия в торгах.

В самый последний момент появляется третий поставщик, который намеренно торгуется так, чтобы занять третье место. Торги заканчиваются, и наступает время проверять заявки. У первых двух поставщиков «случайно» оказываются ошибки в документах, которые делают их предложения недействительными.

В результате третий «таранщик», который изначально и был назначен на роль «победителя», остается единственным участником, удовлетворяющим требованиям закупки, и получает контракт. Такая схема становится невозможной, если проводить рассмотрение заявок до начала торгов.

Также иногда используется схема двухэтапного рассмотрения заявок:


До проведения торгов рассматривается первая часть заявки (характеристики товара), а после торгов – вторая часть (информация о поставщике, устав, лицензии и т.д.). 

Отдельные требования закон устанавливает для аукционов, проводящихся для субъектов малого и среднего предпринимательства:

У аукциона для СМСП отличается срок подачи заявок: для закупок до 30 млн. руб. – минимум 7 дней, для закупок свыше 30 млн руб. – минимум 15 дней. Рассмотрение заявки проводится обязательно в два этапа. Также при проведении торгов установлен шаг снижения цены от 0,5% до 5%. 


Запрос котировок

Процедура запроса котировок похожа на аукцион – отличие лишь в том, что участники не торгуются, как в аукционе, а указывают свою цену один раз при подаче заявки.

Минимальный срок подачи заявки – 5 рабочих дней, т.е. процедура более быстрая, чем аукцион. Договор заключается с участником, чья заявка соответствует требованиям и предлагает минимальную цену:

 Запрос котировок для субъектов МСП также имеет свои особенности: 


Срок подачи заявок сокращен до 4 рабочих дней, стоимость закупки ограничена 7 млн руб. 


Конкурс 

При проведении конкурса оценка заявок происходит по нескольким критериям, одним из которых является цена.  

На подачу заявки так же отводится минимум 15 дней, потом заявки рассматриваются, оцениваются, и с победителем заключается договор. 

  • Чем отличаются рассмотрение заявок и их оценка? 

Рассмотрение – это анализ заявок на предмет наличия обязательных документов (устав, лицензии, СРО, отсутствие состояния банкротства и т.д.). Заявки с недостающими либо несоответствующими документами отклоняются. Остальные заявки допускаются к следующему этапу. 

Оценка заявок: все заявки, не отклоненные на предыдущем этапе, оцениваются и сопоставляются по определенным критериям. По каждому критерию заявкам присваивается тот или иной балл. Баллы начисляются в соответствии с подтверждающими документами, предоставленными поставщиком.

Если поставщик по какому-либо критерию не предоставил документы – его заявка получает по этому критерию 0 баллов, но отклонить ее на данном этапе уже нельзя. Заявка, набравшая наибольшую сумму баллов по всем критериям, признается победителем.

Критерии можно использовать любые, но они обязательно должны быть прописаны в Положении о закупке. Если применять критерии, которых в  Положении нет, – поставщики могут это обжаловать.

Наиболее часто используются критерии:

  • Ценовые (цена договора, цена за единицу ТРУ, расходы на эксплуатацию и ремонт);
  • Квалификационные (опыт работы, квалификация сотрудников, репутация, обеспеченность материально-техническими ресурсами и т.д.);
  • Характеристики ТРУ (технические, функциональные, качественные, потребительские свойства и др.);
  • Условия договора (срок исполнения, гарантийный срок, условия оплаты и др.)

Важно выбирать такие критерии, которые действительно влияют на предполагаемое качество выполнения договора: нелогичные критерии могут быть обжалованы участниками. Так же при определении веса каждого критерия надо соблюдать разумную целесообразность.  

В стандартных ситуациях обычно устанавливается критерий цены с весом 60%, а остальные – суммарно 40%. Можно устанавливать и другие соотношения, главное – соблюдать принцип логичности и целесообразности.

Конкурс для субъектов МСП отличается сроками подачи заявки. Также. Как и в случае аукциона для СМСП, для закупок до 30 млн. руб. устанавливается минимальный срок 7 дней, для закупок свыше 30 млн руб. – минимум 15 дней. 



Запрос предложений 

В рамках 223-ФЗ процедуры закупок по конкурсу и запросу предложений практически одинаковы. Различия в основном связаны со сроками подачи заявок: 15 дней для конкурса и 7 рабочих дней для запроса предложений: 


Раньше существовало отличие между конкурсом и запросом предложений в критериях оценки: помимо цены, в конкурсе использовались требования к исполнителю (квалификация, опыт и т.д.), а в запросе предложений – к характеристикам товара, работы или услуги.

Сейчас в 223-ФЗ эта разница практически сошла на нет. Поэтому, если при проведении закупки необходимо провести оценку по критериям, целесообразнее выбрать запрос предложений – это более быстрая процедура, чем конкурс.  

При проведении запроса предложений для СМСП срок подачи заявок сокращен до 5 дней, ограничение цены договора – 15 млн руб.: 


Конкурс и запрос предложения – гораздо более сложные процедуры, чем аукцион и запрос котировок: оценку заявок и подсчет баллов по критериям приходится проводить вручную, тогда как в аукционе и запросе котировок победитель определяется автоматически площадкой.

Часто единственной причиной, по которой заказчики используют эти процедуры, является желание обеспечить победу нужного поставщика, прописав критерии оценки «под него». Однако это противоречит закону, и можно получить жалобу от остальных участников.

В некоторых случаях целесообразнее использовать процедуру закупки у единственного поставщика, хотя там тоже есть ограничения. Если же такой задачи не стоит – лучше использовать более простые процедуры.

Важно помнить:

  • Все конкурентные способы закупок свыше 100 тыс. руб., а также все закупки для СМСП по 223-ФЗ требуют обязательного размещения информации в Единой Информационной Системе (ЕИС).
  • Конкуренция обеспечивается участием не менее двух поставщиков. Заказчик не обязан прописывать техническое задание так, чтобы любой поставщик мог участвовать. Достаточно составить документацию так, чтобы под ее требования подходило минимум два поставщика (в идеале – три-четыре). 
  • В случае крупных закупок возможны жалобы от поставщиков, которые считают себя ограниченными в участии. Это нормальная практика, и не стоит ее бояться. Если вы правильно составили закупочную документацию (под технические требования к ТРУ подходит не менее двух поставщиков), обосновать ограничение конкуренции не удастся, и ФАС встанет на сторону заказчика. 
  • Если при проведении конкурентной закупки в описании предмета закупки используется указание на конкретный товарный знак, закон обязывает заказчика добавить слова «или эквивалент»: под требования заявки должно проходить не менее двух поставщиков и не менее двух товарных знаков. Прописывать конкретные товарные знаки без указания на возможность поставки эквивалента можно только в исключительных случаях (закупка запчастей, расходных материалов или иных товаров, требующих технической совместимости и др.). Иначе, в случае жалобы поставщика, ФАС признает ограничение конкуренции. 

Неконкурентные способы закупки

Единственный неконкурентный способ закупок, который прямо прописан в законе, это закупка у единственного поставщика. 


Читать по теме: Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ


Закупка у единственного поставщика

Этот способ предполагает прямое заключение договора и полностью регулируется Положением о закупке заказчика. Формально закон не устанавливает никаких ограничений на количество закупок у единственного поставщика (ЕП): теоретически, вы можете проводить все закупки таким образом, прописав это в Положении. Однако следует учесть некоторые нюансы:

  • Проведение большинства закупок через ЕП может вызвать вопросы у контролирующих органов, так как это противоречит принципам  открытой конкуренции и эффективного использования средств.  ФАС может потребовать снизить долю закупок у ЕП и внести изменения в Положение о закупках. Оспорить такое предписание в суде можно, но результат непредсказуем. 
  • Если ваша организация работает с регулируемыми видами деятельности, расходы по закупкам у ЕП могут не зачесть при расчете тарифов.

Поэтому рекомендую, по аналогии с 44-ФЗ, не превышать долу закупок у ЕП в 20% от общего объема, а также прописать в Положении о закупке обоснование случаев, в которых применяется единый поставщик. 

Альтернативой закупкам у единого поставщика могут служить иные неконкурентные способы закупок, которые вы можете добавить в Положение самостоятельно.


Иные способы закупок

Помимо описанных пяти основных способов закупки 223-ФЗ позволяет применять «иные» способы, т.е. заказчик может включить в Положение любой способ закупки, который не описан в законе напрямую. 

Вводить в Положение дополнительные конкурентные способы особого смысла нет, поэтому обычно в качестве «иных» используются неконкурентные способы. 

Что это за способы и зачем они нужны?

Неконкурентный способ закупки позволяет избежать ограничений, присущих конкурентным способам:

  • не требует обязательного размещения в ЕИС;
  • не требует обеспечения конкуренции;
  • не требует указания «или эквивалент»;
  • позволяет проводить закупку по конкретным товарным знакам;
  • срок заключения договора ограничен только максимумом в 20 дней, нижней границы «не ранее 10 дней» не устанавливается – т.е. можно провести закупку в 1 день;
  • заказчик может установить любой регламент неконкурентной процедуры в соответствии со своими потребностями;
  • все неконкурентные способы можно проводить для МСП;
  • использование иных способов закупки не вызывает претензий со стороны контролирующих органов (в отличие от больших объемов закупок у едпоставщика).

Часто иные способы закупки, используемые заказчиками, по своей процедуре дублируют какой-либо из 4 конкурентных способов, описанных в законе, например: 

  • Редукцион – схема проведения идентична аукциону.
  • Открытая подача предложений – схема проведения идентична запросу предложений.
  • Запрос цен – схема проведения идентична запросу котировок.

Но за счет того, что названия этих способов не фигурируют в законе, их можно отнести к «иным» и включить в Положение как неконкурентные. Это позволяет избежать ограничений, установленных для конкурентных способов закупки.

Вносить в положение множество вариантов неконкурентных способов закупок смысла не имеет: это только внесет ненужную путаницу. Достаточно добавить один-два – например, один с критерием оценки по цене и один с несколькими критериями. Сейчас некоторые заказчики также используют универсальные способы, позволяющие использовать в разных ситуациях один или несколько критериев оценки. 

Иногда используются более специфические виды закупок:

  • Зонтичная закупка – это заключение нескольких договоров с разными поставщиками в рамках одной закупочной процедуры. Объем закупаемых товаров, работ, услуг распределяется между несколькими поставщиками, подавшими наилучшие предложения. Зонтичные закупки проводятся, когда, например, необходимо закупить товары с поставкой в разные регионы или требуется закупить товар у МСП в объемах, превышающих наличие у одного поставщика.

Пример проведения зонтичной закупки способом запроса котировок:


Документацией определяется, что объём товара, который будет закупаться, распределяется между тремя первыми местами.

  • Многолотовая закупка включает в себя несколько лотов, по которым торги проходят независимо друг от друга. Заказчик может установить разные параметры для каждого лота (условия оплаты, требования к обеспечительным платежам, сроки и др.). Кроме этого, по каждому лоту может объявляться переторжка или дозапрос документов. Участники могут подать заявки на все лоты или только на те, которые им подходят. Победитель для каждого лота выбирается по отдельности. Поэтому, если поставщик отправил заявку по всем лотам, то может победить по каждому лоту в отдельности с дальнейшим заключением нескольких договоров. Также можно установить в Положении о закупке возможность для заказчика отменить один или несколько лотов, не отменяя закупки полностью.

Многолотовые закупки проводят, когда требуется закупить товары, работы или услуги, связанные технологически или функционально. Разбивка закупки на отдельные лоты позволяет расширить круг потенциальных поставщиков, привлекая не только тех, кто может поставить сразу все наименования, но и тех, кто готов поставить отдельные лоты. 

Пример закупки из двух лотов: закупка услуг по страхованию товаров заказчика и услуг по страхованию объектов недвижимости заказчика. 

Также многолотовые закупки используют, когда однотипный товар необходимо поставить в разные регионы.

Пример: автотранспортная компания закупает топливо для заправки пассажирских автобусов в 4 разных городах. Формируется 4 отдельных лота по каждому городу. 

  • Переторжка и закупка с подачей альтернативного предложения. В закупку можно добавить этап переторжки: после того как поставщики подали цены и распределились по местам, заказчик может дать им возможность еще раз подать улучшенные цены. Альтернативное предложение – это то же самое, но с возможностью улучшения не только цены, но и других условий поставки. Такая процедура довольно сложна и поэтому применяется редко, но она существует. 

При использовании «иных» способов схему закупки определяет сам заказчик. Важно своевременно и грамотно внести ее в Положение о закупке и разместить обновления в ЕИС.

Как это сделать?

Пример разработки способа закупки:

  • Возьмем за основу схему какого-нибудь базового способа, например, запроса котировок. 
  • Называем наш способ «Запрос цен». 
  • Убираем отсылку к части 6.1 ст.3  223-ФЗ об использовании эквивалентов. 
  • Уменьшаем срок подачи заявок, например, до двух дней и определяем срок заключения договора максимум в 20 дней (условие о том, что нельзя заключать договор в первые 10 дней, – убираем). 
  • Добавить фразу о том, что данный способ закупки можно использовать для МСП. 
  • Способ закупки готов!
  • Добавляем описание способа закупки в Положение о закупке.
  • Размещаем обновленное Положение в ЕИС и добавляем в перечень способов закупок в ЕИС ещё один способ.

В заключение хочется подчеркнуть, что выбор способа закупки – это не просто формальность, а важный инструмент для обеспечения прозрачности, эффективности и экономии средств.  Правильно подобранный способ закупки позволит вам избежать претензий со стороны контролирующих органов, а также получить наилучшие условия по цене и качеству. 

Не забывайте, что законодательство постоянно меняется, поэтому важно следить за обновлениями и консультироваться с юристами для правильного применения норм.  Надеемся, данная статья поможет вам разобраться в особенностях разных способов закупки по 223-ФЗ и сделать правильный выбор для вашей организации.


Читать по теме: Как подать заявку на участие в госзакупках без ошибок


Фото на обложке: Unsplash

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Аукционы в эпоху инноваций: как бизнесы применяют модель и почему она эффективна
  2. 2 Как добросовестным поставщикам выявлять сговоры в электронных торгах и противостоять им
  3. 3 Госсектор России в 2024 году потратил уже 200 млрд рублей на ИТ и «железо»
  4. 4 Как подать заявку на участие в госзакупках без ошибок
  5. 5 Стала известна причина иска Фонда НТИ к российскому производителю микроэлектроники «Микран»
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!