Колонки

Как крупные компании заботятся о здоровье сотрудников (и почему это может быть выгодно)

Колонки
Николай Гуров
Николай Гуров

Основатель компании Arktika

Полина Константинова

Николай Гуров, основатель компании Arktika, рассказывает, зачем большие компании внедряют корпоративные оздоровительные программы и почему вам тоже стоит об этом задуматься.

Как крупные компании заботятся о здоровье сотрудников (и почему это может быть выгодно)

Здоровые сотрудники – это выгодно

Здоровье сотрудников давно перестало быть исключительно их личным делом. Сегодня сложно представить успешную компанию, которая в той или иной мере не заботится о здоровье своих работников. И речь не только о привычном ДМС – современные компании активно внедряют программы поддержки здоровья (wellness program) и обеспечения благополучия сотрудников, делая это неотъемлемой частью своей корпоративной культуры.

Ведущие бренды нередко соревнуются в количестве и качестве подобного рода услуг, ведь это позволяет привлекать в компании наиболее конкурентоспособных и профессиональных работников.

Но дело не только и не столько в корпоративных ценностях и гонках за лучшими кадрами: для компаний выгодно заботиться о здоровье, физическом и психологическом благополучии сотрудников. Каждый день, который сотрудник проводит на больничном, оборачивается для компании финансовыми издержками. Наглядно этот тезис иллюстрируют абсолютные цифры. Например, по данным американского Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC), только в 2016 году экономика США понесла издержки в $2 миллиарда из-за отсутствия сотрудников компаний на работе по причине болезни.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Существуют исследования, подтверждающие долгосрочную экономическую эффективность корпоративных оздоровительных программ. Так, исследовательская корпорация Rand провела анализ данных о сотрудниках компаний за десятилетний период и пришла к выводу, что корпоративные оздоровительные программы позволяют компаниям экономить до $30 долларов в месяц на каждого сотрудника и сократить на 30% время пребывания работников в больнице.

Благодаря внедрению собственной wellness program компания Johnson&Johnson в течение шести лет смогла сэкономить порядка $250 миллионов. В свою очередь аналогичная корпоративная программа, реализуемая в SAS Institute, позволила сократить ротацию кадров до 4% и повысить коэффициент окупаемости инвестиций (ROI) до 6, тогда как в среднем показатель ROI от маркетинговых активностей составляет порядка 1,9. Очевиден и PR-эффект от деятельности, направленной на заботу о своих сотрудниках: компания SAS Intitute в прошлом году вошла в число лучших работодателей Великобритании.

 

Лечить или учить?

Современный подход к заботе о здоровье сотрудников не ограничивается предоставлением качественных медицинских услуг. Относительно недавно ведущие компании перешли на более сложный и нелинейный подход, который основывается на философии wellbeing.

Главный принцип wellbeing – это поддержание баланса между физическим, эмоциональным и финансовым благополучием, а также формирование осознанного отношения сотрудников к собственному здоровью.

Таким образом, сотрудник компании не просто становится «потребителем» услуг, предоставляемых в рамках социального пакета, но и с помощью работодателя учится «быть здоровым». Поэтому особое внимание в рамках wellbeing уделяется профилактическим мерам, будь то отказ от курения или участие в марафонских забегах. Корпоративные оздоровительные программы все чаще включают в себя Lifestyle Manage Programs – это комплекс мер, направленных на пропаганду здорового образа жизни и осознанное отношение сотрудников к себе и своему здоровью.

Современный подход к оздоровлению работников, помимо медицинской страховки, включает в себя несколько направлений работы. Приведу некоторые примеры:

  • Профилактика здоровья сотрудников

Сюда стоит отнести поощрение отказа от вредных привычек, правильное питание, занятия фитнесом, йогой и многое другое. Отмечу, что такой подход не лишен прагматической составляющей, поскольку профилактические меры также позволяют экономить средства компании, однако рассчитаны на более долгосрочный эффект. Так, согласно исследованию Rand, профилактические программы позволяют экономить компаниям порядка $6 на каждого сотрудника ежемесячно.

Работодатели по-разному стимулируют своих работников вести здоровый образ жизни: где-то это дополнительные бонусы к существующему соцпакету, а где-то – нематериальное поощрение. Например, в компании Lowe уже семь лет действует антитабачная программа, согласно которой сотрудники могут получить дополнительную скидку в $50 на медицинскую страховку, если всего лишь пообещают не курить. В свою очередь, в Chevron HR-менеджеры ежедневно организуют «перерывы на разминку» и негласные соревнования среди сотрудников по количеству пройденных за день шагов.

  • Забота о детях и родителях

В ведущих западных компаниях забота о сотрудниках, имеющих маленьких детей, давно стала одним из приоритетов корпоративной политики. Например, Google позволяет молодым родителям в любой день брать отгул и получать дополнительные средства для ухода за ребенком.

Facebook выплачивает своим сотрудникам компенсации в размере $4 тысяч при рождении ребенка, а также принимает активное участие в программе сохранения генофонда, выплачивая $20-тысячную компенсацию сотрудницам, которые решаются на заморозку яйцеклеток. Аналогичная практика существует и в Apple.

  • Развлечение сотрудников как способ оздоровления

Досуг стал неотъемлемой частью корпоративных программ оздоровления. Компании решают этот вопрос по-разному. Например, российское представительство Coca-Cola Hellenic организовало собственный беговой клуб.

Офис «Яндекс» в Москве

Airbnb ежегодно доплачивает своим сотрудникам дополнительные $2 тысячи, которые можно потратить на путешествия, а в офисе «Яндекса» три раза в неделю работает бесплатный массажист.

 

Тренды ближайшего будущего

  • Позаботиться о сотруднике сегодня, чтобы не платить за него завтра

Работодатели уже оценили эффективность превентивной работы по оздоровлению своих сотрудников. Стоит ожидать, что компании будут стараться минимизировать издержки, связанные с лечением работников, с прицелом на долгосрочную перспективу. Такой тренд будет проявлять себя в самых разных «мелочах», включая даже повседневную гигиену на рабочем месте.

Так, к примеру, мой опыт взаимодействия с клиентами нашей компании показывает, что работодатели чаще всего рассматривают установку автоматических освежителей рта не как «эстетическое» дополнение, а как способ избежать последующих затрат на стоматологическое лечение для своих сотрудников и освежить дыхание перед деловыми переговорами.

  • Психологическое здоровье работников станет заботой их работодателей

Если физическое недомогание сотрудников приводит к пропускам на работе, то депрессия и психоэмоциональное недомогание сегодня являются главными причинами снижения производительности труда. Так, согласно данным Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC), депрессия среди работников американских компаний в среднем приводит к 11,5 дням пониженной производительности труда каждый месяц. Издержки в абсолютных числах доходят до $44 миллиардов ежегодно.

Уже сегодня крупные компании внедряют инструменты психологической поддержки и помощи своих работников. Так, например, в PwC сотрудники имеют возможность получить психологическую консультацию в режиме 24/7. В компании Biltmore и вовсе сотрудникам, независимо от их религиозной принадлежности, предлагают бесплатно и конфиденциально обращаться к священникам, сотрудничающим с компанией.

  • Выгорание на работе станет повсеместной проблемой

Согласно исследованию Forbes и Kronos, выгоранию ежегодно подвержено около половины сотрудников крупных компаний. Основными причинами этого является дисбаланс между теми силами, которые затрачивает работник, и уровнем получаемой компенсации, а также нагрузки в офисе и вне него.

Способствует выгоранию и постоянная необходимость «быть на связи»: из-за современных гаджетов и использования электронной почты сотрудники вопреки собственному желанию оказываются вовлечены в рабочий процесс даже во внерабочее время.

Стоит ожидать, что в крупных компаниях профилактика выгорания станет еще одним элементом корпоративной заботы о здоровье сотрудников. Во Франции, к примеру, с 1 января прошлого года действует закон, который дает работникам «право отключиться» и не нагружать себя работой во внерабочее время.


Материалы по теме:

Что с вашим мозгом может сделать работа в слабоосвещенном офисе

Не хочу стареть: подборка книг о том, как (попытаться) победить смерть

Одежда, которая снимает стресс, защищает от всего и следит за здоровьем – большой обзор рынка

Виртуальная реальность вредна для здоровья?

«Людей, которые хотят тратить деньги на своё здоровье, чуть больше нуля». Что мешает цифровой медицине?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Тренд-гайд: как собрать бренд идеального работодателя в 2024 году
  2. 2 Лучшие практики обучения сотрудников от международных брендов, и чему нам стоит у них поучиться
  3. 3 Эмпатия в интерьере: как заботиться о сотрудниках с помощью комфортного рабочего пространства
  4. 4 Как арендатору сократить расходы на CapEx
  5. 5 «Пацаны не извиняются»: 6 главных ошибок IT-руководителя
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти