Может ли приложение автоматически списывать деньги с пользователей?

Мария Илюшина

Редактор Rusbase, отделы «Мир» и «Тренды» masha@rusbase.vc

Расскажите друзьям
Мария Илюшина
Мария Илюшина

На прошлой неделе гендиректор «Доктор на работе» Станислав Сажин поднял в своем Facebook тему того, может ли приложение списывать деньги с пользователей по автоматической подписке, если они уже не пользуются приложением — на примере приложения для изучения языка easy ten.

Сажин создал сайт, на котором висит следующее сообщение:

При первом запуске приложения пользователь видит предложение — получить бесплатный режим на 7 дней. Если пользователь соглашается, то он получает 7 бесплатных дней, а также автоподписку стоимостью 899 рублей, о которой ничего не говорится на первом окне. Эта информация сообщается уже на другой панели мелким текстом. 


По всей видимости, этот мелкий текст часто ускользает из внимания пользователя, так как отзывы о приложении пестрят негативными комментариями:

В обсуждении этой ситуации на «ЦП» Дмитрий Зарюта оставил следующий комментарий:

Мы используем стандартные инструменты из арсенала подписок, предоставляемых Apple, в соответствии с правилами. Стоит отметить, что в данном исполнении приложение проходило модерацию цензорами Apple уже 8 раз и ни разу не вызывало вопросов по этой части. Пользователи видят предложение “через 7 дней с вас будет автоматически удержано 899 рублей” и подтверждают свое согласие вводом пароля от Apple ID.

Не буду отрицать, что есть проблема с тем, что некоторые нажимают и вводят свои данные вообще ничего не читая, а потом удивляются, что деньги списались.

Rusbase решил узнать у специалистов индустрии, считается ли такой способ монетизации нормальной практикой:

Александр Васильев, AdCamp:

Данная механика действительно позволяет довольно незаметно списывать деньги у пользователей. Безусловно, это ненормально. Но все что не запрещено, как говорится, разрешено, поэтому нельзя говорить о каких-то правонарушениях со стороны разработчика. Вопрос в том, создавалось ли это приложение изначально с такой целью, чтобы вытягивать незаметно для пользователей деньги, если да, значит его создатель поступил некорректно по отношению к своим клиентам.

Егор Карпов, Appintop

Не могу сказать точно является это правовым нарушением или нет. Для подобных сервисов это точно не нормальная тактика, встречается такое очень редко и в долгосрочной перспективе принесет создателю только проблемы. 

По специфике работы часто приходится общаться с разработчиками мобильных приложений, и те, кто ставит для себя главной целью вытащить из пользователей как можно больше денег (причем любыми доступными способами), в 100% случаев проваливаются. Успеха добиваются именно те разработчики, кто ставит во главу угла сам продукт (приложение). 

Конечно подобный easy ten подход обречен на провал. Вопрос только в том, от чего быстрее, от бана магазина приложений или от банальной нерентабельности.

Стоит отметить, что такие ситуации встречаются не только в мобильных приложениях. Например, чтобы отменить электронную подписку на такие издания как The New York Times и Wall Street Journal необходимо лично звонить в офис газеты или Dow Jones соответственно. То есть подписка происходит онлайн, но отписаться онлайн невозможно. Деньги с карты автоматически списываются ежемесячно. На сайте NYT висит слоган «You can cancel anytime», но на практике дозвониться до офиса вовремя бывает затруднительно, особенно тем подписчикам, кто живет за пределами США и в другом часовом поясе.



Комментарии

  • Stanislav Sazhin 14:31, 14.05.2015
    0
    Зарюта врет. Пользователи не видят предложения "через 7 дней с вас будет автоматически удержано 899 рублей". Они видят текст "При автовозобновлении подписки с вас будет удержана сумма размером 899 рублей". Обычный пользователь как я при этом уверен, что ни на какое автовозобновление он не соглашается, так как нигде об этом не сказано.Зарюта бандит, его место в тюрьме.
  • Maxim Kasimov 08:19, 20.05.2015
    0
    Мария, про NYT неправда. Я в декабре прошлого года, когда взлетел курс доллара, отписался от NYT на сайте. Я был подписан года два или больше, не помню. Да, конечно, все сделано не для людей, но вопрос решается онлайн, если покопаться. Не знаю, кто пустил байку про звонок (как бы отписывались те, кто не знает английского?), но она не соответствует действительности. Я тоже про нее читал, поэтому после отписки для верности написал еще письмо в саппорт NYT. Мне ответили, что все уже ок, ты уже все отключил на сайте.
  • Artem 11:22, 10.06.2016
    0
    Я все время как учу инглиш жалуюсь на свой скудный словарный запас, раньше развешивала по дому стикеры, подписывала все как что называется. Эта схема, кстати, действительно полезна, но в ней есть один большой минус. Когда вы подписываете вещи, вы учите только существительные, а глаголы, наречия остаются нетронутыми. приложуха Easy Ten работает как стикеры-карточки, но только там все части речи представлены и еще плюс они даются для более простого и полного запоминания в предложениях, чтобы понять как его надо употреблять. Жалко, что Easy Ten подорожал, но уверяю, что это того стоит , потому что слова прям врезаются в память.
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase