Алексей Зеньков

Почему бедным быть дорого?

Бедные люди платят за туалетную бумагу больше. Почему? Объясняют исследователи из Мичиганского университета.


Существует множество способов сэкономить, к примеру, на покупке рулона туалетной бумаги. Можно выбрать самый дешевый вариант: бумагу от собственного бренда магазина, однослойную бумагу или нечто, напоминающее скорее упаковочную бумагу. Можно закупить большую партию, сэкономив на каждом рулоне в отдельности. А еще можно запастись бумагой по хорошей цене, например, если магазинчик за углом предлагает две пачки по цене одной.

Люди небогатые, которым прежде всего нужно пользоваться такими методами, менее склонны прибегать к двум последним из них. Им это просто не по карману, как показывают результаты исследования, проведенного профессором Йесим Орхун и аспирантом Майком Палаццоло из Университета штата Мичиган.

Используя данные, собранные за семь лет с более чем 100000 американских семей, они получили сведения о покупке туалетной бумаги. Этот товар был выбран потому, что бумага не портится и требуется всегда (без нее обойтись сложно, при этом мы не тратим больше, чем нужно, просто потому, что у нас есть запас дома). Всего было куплено около трех миллионов рулонов.

Фото: ALAMY.

Орхун и Палаццоло сравнили семьи с примерно одинаковым объемом потребления, делающие покупки в магазинах одного ценового диапазона, причем рассматривали только покупки двуслойной туалетной бумаги. Выяснилось, что семьи с низким достатком гораздо реже покупали большие упаковки или запасались во время распродаж, чем это делали семьи с более высоким достатком. При этом один лист бумаги в среднем обходился им на 5,9% дороже — это почти та же разница, какую они экономили при выборе более дешевой бумаги (8,8%).

Возможно, это не выглядит как сенсационное открытие, способное перевернуть наши представления. Однако это лишний раз доказывает парадокс, касающийся бедности: бедным быть дорого. Или, если посмотреть на это с другой стороны: если у вас есть деньги, то вы можете себе позволить тратить на вещи меньше.

Фото: Shutterstock.

В случае с туалетной бумагой или любыми другими товарами, которыми можно запастись впрок, покупателям нужно вложить сначала приличное количество денег, чтобы со временем извлечь из этого выгоду. Малообеспеченные люди не могут себе этого позволить — купить пачку из 30 рулонов за $24, а не 4 штуки за $5. Из-за того что они не могут закупиться на долгое время, они не могут ждать следующей распродажи. Если туалетная бумага кончается, приходится бежать в ближайший магазин и покупать еще немного — сколько бы она ни стоила. Неспособность следовать одной стратегии экономии денег делает невозможным выбор другой.

«Ловушку бедности можно создать даже на основе туалетной бумаги, — говорит Орхун. Представители среднего класса действуют иначе, добавляет она. — Они совершают покупку, когда цена им подходит, и выжидают, пока цена слишком высока. Бедные же не могут себе такого позволить».

Исследователи подчеркивают, что проблема не в том, что люди с более низким достатком не слышали о способах экономить. В начале месяца, когда на руках у них больше свободных денег, они могут покупать большими партиями или пользоваться скидками. В эти периоды тактика их действий похожа на поведение более состоятельных покупателей.

Разумеется, на пути экономии средств для бедных возникают и другие проблемы. Для них может быть затруднительным добраться до более крупных супермаркетов с более выгодными ценами. У них может не быть автомобиля, на котором можно привезти домой 30 рулонов туалетной бумаги, либо не хватать свободного места дома для хранения таких запасов.

На самом деле, мир полон возможностей сэкономить — главное, чтобы вам хватало денег воспользоваться ими. Можете позволить себе оплачивать членство в Costco (популярная в Америке сеть оптовых магазинов клубного типа — прим. ред.) — покупайте ящиками суп в консервах по бросовым ценам. Есть деньги оплатить подписку на Amazon Prime (годовая подписка на сервис, дающая преимущества пользователям — прим. ред.) – не переплачивайте за дорогие товары вроде подгузников. Сама покупка большой партии подгузников — это единовременная трата нескольких сотен долларов (однако это можно расценивать как заем денег у себя из будущего).

Орхун рассказывает, что она начала рассуждать о подобных шаблонах потребления в развивающихся странах, где сигареты продаются поштучно, а шампунь разливают в дорогостоящие упаковки крохотного размера.

«Когда я описываю подобные вещи людям, они говорят: “Да, это Бангладеш”. Хотя на самом-то деле в американских семьях с доходом не выше $20000 все обстоит примерно так же. Это действительно очень скромные деньги».

Результаты этого исследования, надеется Орхун, заставят нас иначе взглянуть на то, как бедность мешает людям правильно распоряжаться деньгами. Если мы просто откроем большой супермаркет в районе, где раньше не было магазинов, не факт, что живущие неподалеку люди со скромным достатком смогут получить выгоду от скидок. Одним из возможных решений проблемы стал бы перенос основных скидок в магазинах на начало месяца. Однако ритейлеры только тогда станут заинтересованы в этом — то есть в том, чтобы их клиенты платили меньше за единицу товара — когда им придется конкурировать за этих покупателей.


Материалы по теме:

Эта железная рыбка может спасти вас от анемии

Билл Гейтс: как цифровое сельское хозяйство спасет Африку

Технологическая революция усугубила глобальное неравенство

Всем финнам — по 800 евро? Суть эксперимента

Сможет ли мобильный банкинг изменить жизнь бедняков?

Самый богатый китаец. Биография Джека Ма

Видео по теме:


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно

Нажмите "Нравится",
чтобы читать Rusbase в Facebook