Top.Mail.Ru
Истории

Безопасное поведение в социальных сетях — правила сетевого этикета

Истории
Владислав Афонин
Владислав Афонин

Руководитель направления поискового контента

Владислав Афонин

Этикетом называют совокупность норм поведения, которые обеспечивают уважительное, безопасное общение между людьми. В этом наборе правил отражаются социальные и нравственные представления о добре и зле, справедливости и порядке.

С появлением интернета сформировался сетевой этикет, который во многом отражает реальный, но имеет свои особенности. Его также называют нетикетом. В статье узнаете, что такое сетевой этикет, какие правила сетевого этикета существуют и что относится к правилам безопасного поведения при видеосвязи.

Безопасное поведение в социальных сетях — правила сетевого этикета
  1. Истории

 

Сетевой этикет — что это

Правила поведения при общении в интернете. Они адаптированы под онлайн-пространство и подразумевают ряд нюансов. Например, публичность высказываний, оставленных в сообществе, возможность отправки текста и эмодзи, задержку между сообщениями.

 

Общие правила безопасного поведения в социальных сетях

Основные правила сетевого этикета затрагивают все виды связи: от пересылки текстовых сообщений до видеоконференций.


Читайте по теме:

Как можно обезопасить свои действия в интернете

Токсичный интернет: где вы делаете ошибку, когда общаетесь с клиентами в соцсетях, и как защитить репутацию


Чтобы оставаться приятным собеседником, нужно:

  1. Представляться при знакомстве. При добавлении в друзья лучше сразу сообщить человеку о своих намерениях, причине начала диалога. Благодаря этому собеседник поймет, чего от него хотят, как его нашли. Нередко таинственные односложные приветствия остаются без ответа, поскольку их воспринимают как спам.
  2. Обращаться к незнакомцам на «вы». Пока человек сам не инициировал переход на «ты», лучше держать дистанцию. Обратное может задеть собеседника, спровоцировать неловкость в общении.
  3. Использовать слова прощания, приветствия и благодарности. Простое «спасибо» иногда ведет к тому, что человек по ту сторону экрана чувствует себя намного лучше. Это повышает шансы на то, что он вновь откликнется на сообщение или просьбу, когда это понадобится.
  4. Уважать чужие личные данные. Нельзя делиться контактами без согласия человека, даже если речь идет о коллегах. Если нужно отправить письмо сразу нескольким людям, лучше скрыть адресатов или рассылать копии отдельно. В некоторых сервисах отображаются все получатели. Не все люди хотят, чтобы кто-то видел адрес их электронной почты.
  5. Стараться использовать нейтральные каналы связи. Большинство предпочитают почту, некоторые заводят рабочие аккаунты. Письма через личные страницы или мессенджеры могут быть восприняты как вторжение в личное пространство.

Если речь идет не о случайных знакомствах, а об общении с какой-либо целью, ее следует указать в заголовке письма или начале сообщения. Это повышает шансы на получение ответа.

 

Правила речевого этикета

Нужно:

  1. Соблюдать грамотность. Если есть сомнения в том, как пишется какая-либо фраза или где нужно ставить запятую, лучше обратиться с этим вопросом к поисковой системе. Автоисправление ошибок работает только с очевидными опечатками, но плохо справляется со стилистикой и пунктуацией.
  2. Умеренно использовать эмодзи. Несколько нейтральных смайликов могут расслабить собеседника и привлечь его внимание к отдельным деталям.
  3. Проявлять терпимость к чужим ошибкам. Если собеседник не просил об этом лично, не стоит поправлять его. Это может вызвать агрессию, нежелание общаться или даже вылиться в конфликт.
  4. Делить речь на абзацы. Большой текст, написанный сплошным блоком, вызывает желание сразу закрыть личные сообщения. Стоит излагать мысль последовательно и делить ее на элементы. Можно оставлять пробел между абзацами, чтобы не создавался «эффект простыни».
  5. Осторожно использовать капс-лок. Большие буквы не только привлекают внимание, но и раздражают. При виде них у собеседника может сложиться впечатление, будто на него кричат. Лучше избегать капс-лока и грамотно расставлять акценты, чтобы правильно распределить внимание без больших букв. В крайнем случае допустимо использовать полужирный шрифт или курсив.

Желательно не использовать сленг при общении с малознакомыми людьми. Непонятные слова и выражения с ярким стилистическим окрасом способны оттолкнуть собеседника, заставить его почувствовать себя неловко.

 

Как защитить детей

Перед регистрацией в социальных сетях ребенку объясняют, какие опасности может таить в себе интернет.

В первую очередь детей предупреждают о:

  1. Возможных утечках личной информации. Ребенок, привыкший общаться только с родителями, друзьями и родственниками, слишком доверчив. Он легко может передать другому человеку пароль или код доступа, если у мошенника есть хотя бы минимальное основание. Схемы злоумышленников постоянно меняются, поэтому детям важно знать, что ни под каким предлогом нельзя передавать пароли посторонним людям.
  2. Стилистике псевдонимов. Дети и подростки более склонны брать агрессивные никнеймы или раскрывать личную информацию через них. И то и другое небезопасно для ребенка. Предпочтительнее нейтральные псевдонимы без оскорбительных слов, указания года рождения, места проживания.
  3. Ботах и троллях. Первые оставляют сообщения автоматически и часто не соблюдают правила этикета, вторые — нарочно пытаются вывести собеседника из себя. Пытаться наладить конструктивную связь и с теми и с другими бесполезно, поэтому ребенок должен научиться опознавать троллей и ботов и прерывать с ними диалог.
  4. Злоумышленниках. Детей предостерегают, что стоит с осторожностью переходить по ссылкам и скачивать файлы, предоставленные незнакомыми людьми. Ко всем участникам чата следует относиться со здоровым скептицизмом: за милой аватаркой может скрываться недоброжелатель. Нельзя соглашаться на встречи со случайными людьми из социальных сетей.

Важно доверять ребенку. Предупреждения перестают работать, когда родители контролируют детей и выдвигают им требования в ультимативной форме. В ответ на подобное поведение они идут наперекор правилам назло взрослым.

 

Правила общения: сетевой этикет для личной переписки

В личной переписке действуют следующие правила:

  1. Лучше отправить одно большое сообщение, чем много маленьких. Повторяющиеся уведомления утомляют и раздражают. Если человек привык спать днем, сообщения могут разбудить его. Многим людям просто неудобно читать обрывочный текст или получать россыпь односложных ответов на свои реплики.
  2. Важно уважать чужое время. Нельзя писать ночью, особенно если человек не в сети. По возможности учитывают часовой пояс собеседника: пока в Москве день, у него может быть вечер. Если речь идет о сотрудниках или рабочих вопросах, то переписку откладывают до понедельника.
  3. Голосовые сообщения подходят не всем. Их отправляют только с разрешения собеседника, но чаще обходятся без них. Такой формат общения обязывает иметь при себе наушники, находиться в тихом месте, сосредотачиваться на аудиозаписи. Если возникла необходимость в голосовом сообщении, его стараются сделать лаконичным, исключают слова-паразиты, заминки, четко формулируют мысль.
  4. Односторонний диалог портит впечатление. Когда человек говорит только о себе и своих потребностях, не пытается выслушать других, у окружающих пропадает желание вести диалог. Важно поддерживать обратную связь, уточнять чужое мнение, предлагать компромиссные варианты, а не продавливать какую-либо точку зрения.
  5. Важно проверять текст перед отправкой. Повторная вычитка помогает точнее сформулировать мысли, убрать лишнее, сгладить острые углы. В ходе перепроверки отслеживают, хорошо ли расставлены акценты, сможет ли читатель сразу понять тему обращения, насколько текст располагает к ответу.

Ко всем собеседникам относятся уважительно. Даже если их мнение не совпадает с общепринятым, следует проявлять терпимость. В крайнем случае лучше временно прервать диалог.

 

Правила сетевого этикета для общения в сообществах

В группах и публичных сообществах важно:

  1. Следить за содержанием сообщений. Оставленное в публичном пространстве высказывание может сохраниться там навсегда. Иногда это играет не на руку автору, ведь коллеги, работодатель, партнер или клиенты могут увидеть старые комментарии.
  2. Перед публикацией перепроверять достоверность и актуальность контента. Ошибочные данные в лучшем случае выставят автора в нехорошем свете, вызовут недоверие к нему, в худшем — навредят участникам группы.
  3. Делать стилистику сообщений максимально нейтральной. Чем больше собеседников, тем больше мнений и точек зрения, которые могут не совпадать. Нужно формулировать мысли так, чтобы они никого не задевали.
  4. Демонстрировать открытость. Если есть желание стать полноценным членом сообщества, а не следить за происходящим со стороны, нужно проявлять активность: оставлять комментарии, публиковать полезные материалы, развивать новые темы, когда это уместно.
  5. Соблюдать правила, принятые в сообществе. Это касается как опубликованных модераторами, так и негласных норм. В новых группах в первое время следует ориентироваться по поведению других участников.

Модераторы, администраторы и другие люди, наделенные дополнительными привилегиями, не должны использовать свои права для демонстрации превосходства над остальными. Это оттолкнет участников и приведет к формированию токсичного комьюнити.

 

Что относится к правилам сетевого этикета при видеосвязи

Для комфортного и приятного видеообщения соблюдают следующие правила:

  1. К звонку готовятся заранее. Проверяют и настраивают оборудование, делают пробный вызов, чтобы убедиться, что все работает. Это экономит чужое время. С фона убирают неуместные и лишние предметы, чтобы они не отвлекали.
  2. Внимательно следят за внешним видом. Участники конференции должны выглядеть опрятно. В общих случаях подбирают нейтральную одежду и минимум украшений. Без срочной необходимости не отвлекаются на посторонние шумы, смартфон и вкладки.
  3. Своевременно включают и выключают камеру. Если в конференции есть ведущий, его не перебивают, пока он не даст возможности высказаться всем остальным участникам.

По видеосвязи желательно демонстрировать заинтересованность в собеседнике своими внешним видом, мимикой и жестами. Реакции должны совпадать с содержанием рассказанного. Рекомендуется избегать длинных монологов и перебивания без спроса.


Читайте также:

Новая реальность: какие угрозы несет сбор пользовательских данных

12 правил цифрового этикета


 

Выводы

Чтобы быть приятным собеседником, важно знать, каковы правила сетевого этикета в разных ситуациях, и соблюдать их. Это повышает шансы на положительный ответ, создание доверительной атмосферы при общении.

Фото на обложке: VioletaStoimenova / Getty Images

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме