Книга «Стратегия голубого океана», авторами которой являются Рене Моборн и Чан Ким, стала настоящим бестселлером и была издана огромным тиражом. Успех произведения основан на том, что книга представлена как прикладное руководство для бизнеса. Она будет полезна компаниям, которые стремятся построить свой успешный путь. В статье разберемся в сути этой стратегии, основных принципах, а также рассмотрим варианты применения ее инструментов.
Содержание
- Главные принципы теории
- Преимущества и недостатки
- Инструменты стратегии
- Варианты использования
- Как создать голубой океан
- Примеры из практики
Главные принципы теории
Авторы этой известной книги предлагают читателям, используя их стратегию, сделать несколько конкретных шагов, которые помогут найти уникальную область рынка с очень низким уровнем конкуренции или ее полным отсутствием. Книга наверняка окажется полезной как для работающих компаний, так и для стартапов. Прежде всего стоит разобраться в той теории, что авторы предлагают сделать основной в развитии бизнеса. Они предлагают рассматривать рынок, как океаны, называя один из них голубым, а другой — алым. «Стратегия голубого океана» — это инновационный термин, который считается отражением сути новой теории. Однако сначала рассмотрим обычную модель, которую авторы называют алым океаном.
Самые яркие характеристики алого океана:
- крайне высокий уровень конкуренции компаний в бизнесе;
- конкурентная борьба не дает получать высокую прибыль;
- потребности клиентов четко очерчены;
- необходимость за счет качества снижать себестоимость товара.
Второй вид авторы нарекли голубым океаном. Его концепция дарит свободу при выборе условий работы и назначении цены для своих товаров. Стратегия голубого океана — новая возможность открыть уникальное рыночное пространство и получить шанс для развития любых компаний. В голубом океане оказываются те, кто создал свою нишу или инновационное предложение — это кратчайший путь к успеху. Для них возможности бизнеса становятся гораздо шире, а благодаря авторам книги они получают целый набор аналитических инструментов. «Стратегия голубого океана» — книга о построении своего дела, где отсутствует конкуренция, угнетающая бизнес и мешающая развиваться компаниям.
Голубой океан обладает следующими характеристиками:
- имеет на рынке собственную уникальную нишу;
- есть возможность самостоятельно формировать спрос на товар;
- существующая конкуренция не мешает развиваться компаниям в своем ключе;
- стремится к раскрытию ценности своего продукта для нового потребителя.
Бизнес, который сумел попасть в голубой океан, сделал это за счет уникальной потребительской ценности своего продукта, а также его доступной стоимости для массового покупателя. Авторы бестселлера используют термин «ценностная инновация» для описания сути стратегии голубого океана.
Принципы стратегии голубого океана:
- Анализ границы рынка. Согласно этому принципу, бизнесмен должен найти свою нишу, которую еще не заняли, чтобы оказаться в голубом океане. Для этого важно глубоко изучить смежные направления бизнеса, рассмотреть дополнительные продукты и услуги, опросить клиентов, поработать с ЦА и сделать глубокий анализ полученной информации. Он поможет найти новые возможности, которые до этого находились за пределами привычного взгляда на индустрию. Для оценки перспектив развития бизнеса и поиска точки возможного роста, можно прибегнуть к помощи SWOT-анализа, его используют, когда разрабатывают стратегию развития компании.
- Концентрация на общем впечатлении. Этот принцип предполагает, что с помощью стратегической канвы предприниматель сможет определить, от чего зависит конкурентоспособность в конкретной сфере. Он не позволяет зацикливаться на тех инструментах (метриках), которые считаются показателями успешности компаний.
- Выход за пределы четко очерченного спроса. Своя ниша за счет уникальной «ценностной инновации» сокращает расходы компании на продвижение товара, поскольку стоимость привлечения новых клиентов минимальна.
- Определение собственной стратегии. Принцип заключается в том, что предприниматель должен разработать собственную стратегию, взяв за основу несколько критериев: доступную цену продукта, очевидную пользу для клиента, детальный расчет прогнозируемых проблем и вариантов их решения, прогнозирование вероятного дохода и необходимых расходов.
Преимущества и недостатки
Считается, что создатели стратегии голубого океана открыли совершенно новый подход к развитию бизнеса. Стратегия голубого океана открывает все возможности для быстрого роста. Благодаря ей создаются уникальные ниши на рынке, которые добиваются успеха из-за отсутствия аналогов своего продукта у конкурентов.
Читайте по теме:
Как создать уникальный продукт в перенасыщенной нише
Как создать свой продукт для бизнеса
Преимущества стратегии:
- уникальный продукт всегда обладает ценностью для потребителя, а значит, снижены расходы на продвижение;
- ценообразование не находится в зависимости от конкурентов, поскольку их мало;
- предприниматель не затрачивает усилий на борьбу с конкурентами;
- нет необходимости увеличивать спрос, так как на инновационные товары он всегда высокий.
То есть стратегия голубого океана не так сильно зависит от конкурентов, обладает иной степенью свободы в плане своего развития и установления цены на продукт.
Недостатки:
- Предприниматель покидает привычную зону комфорта, ведь компании придется сильно изменить внутренние процессы.
- Гарантия на быстрый и полный успех отсутствует, потому что даже самый тщательный анализ ЦА не может исключить риск, что инновация не понравится потребителю.
- Любой голубой океан со временем может покраснеть, то есть при успехе продукта, у него появятся конкуренты. А потому надо постоянно создавать новые решения, чтобы оставаться в голубом океане.
Инструменты стратегии
Ким и Моборн в книге указали, какие конкретные инструменты способны помочь предпринимателям их стратегию голубого океана претворить в реальную жизнь. Они предлагают в помощь всем ищущим голубой океан две поисковых модели:
Стратегическая канва. По сути это удобный инструмент для диагностики и моделирования ситуации на рынке. Канва помогает построить свою кривую, а также своих конкурентов. При их объективном сравнении легко обнаружить отличия. На примерах других компаний можно изучить рынок, сам продукт, определить его ценность для потребителей и найти уязвимые места конкурентов. Среди полезных аналитических инструментов всевозможные опросы, графики ценности. Полученный результат помогает избежать большого числа ошибок как на стадии разработки продукта, так и при его запуске на рынок.
Аналитическая решетка. Включает в себя ответы на 4 вопроса:
- От чего вы можете себе позволить избавиться полностью?
- Есть ли характеристики и параметры, которые надо снизить, чтобы отличаться от конкурентов?
- Есть параметры, которые вы можете значительно улучшить?
- Что стоит создать с нуля?
Первые 2 вопроса и ответы на них помогают выстроить детальный план развития, в котором учтено уменьшение затрат. Другие 2 призваны увеличить потребительскую ценность продукта.
Авторы книги рекомендуют не ограничиваться одной моделью для поиска и использовать все инструменты, чтобы иметь возможность учесть большее количество нюансов и повысить вероятность своего успеха в голубом океане.
Варианты использования
Универсальность и востребованность стратегии голубого океана определяется в том числе возможностью применения ее для бизнеса, который уже давно на рынке, а не только для начинающих.
Стратегия голубого океана может быть использована в:
- Создании уникального продукта. Предполагает анализ рынка, который поможет определить слабые и сильные стороны самых успешных компаний. Авторы предлагают провести аналитическую работу с ЦА с целью выявить незакрытые потребности, принципы выбора продукта, ожидания от новинок на рынке и прочее.
- Работе над образом продукта. Покупателя нужно привлечь не только высоким уровнем технических характеристик, но и яркими эмоциями, которые рождает продукт вашей компании. Поэтому нужна не только функциональная разработка на высоком уровне, но и эмоциональная составляющая образа. Покупатель должен думать, что ощутит счастье после приобретения именно вашего товара.
- Улучшении продукта. Следует сделать глубокий анализ успешности существующего продукта. Нужно будет учесть пожелания потребителей при выпуске обновленной линейки. Например, если клиенты жалуются на максимально сложный интерфейс ПО, то стоит прислушаться и упростить его.
- Поиске собственной ниши. Сделайте оценку рынка на перспективу, предположите, в чем будут нуждаться потребители в скором времени, какие потребности возникнут. Шансы на успех связаны со временем прихода в нишу — чем раньше, тем выше.
- Дополнении свойств. На этом этапе идет работа с клиентами, чтобы выяснить их мнение и причины выбора товара конкурентов. Так вы сможете определить привлекающие их характеристики и добавить их в свой продукт, чтобы выделиться на рынке или сделать продукт уникальным.
Как создать голубой океан
По статистике, что приводят авторы книги, более 86% бизнесменов делают свой выбор в пользу алого океана, потому что он понятен. Они не желают покидать привычную среду. При этом на их долю приходится не более 39% общего дохода. Тогда как большая часть прибыли (61%) принадлежит меньшинству, которое находится в голубом океане. Безусловно, каждый бизнесмен желает оказаться в той части, где нет конкурентов, а прибыль высока. Для этого важно начать с грамотного планирования стратегии развития бизнеса, используя авторские инструменты.
Читайте по теме:
Личный топ-5 книг для предпринимателя — где искать идеи?
Что такое стратегия голубого и красного океана в бизнесе
Для реализации стратегии в жизни, нужно сделать следующие шаги:
- Исследовать рынок и продукт. Изучайте и анализируйте основные продукты, а также сопутствующие продукты крупных и успешных компаний на рынке. Изучайте их характеристики, условия работы, свойства товара или иные параметры, которые помогут сделать выбор. С помощью этих несложных способов вы выясните потребности покупателей. Читая отзывы о компании, можно обнаружить, что многие готовы доплатить за сервис, например, за уборку после ремонта.
- Определить нишу. Не стоит создавать бизнес на основе уже существующего. Такое начинание будет заведомо проигрышным. Ищите что-то уникальное и эксклюзивное, например, среди нескольких магазинов с обычными продуктами откройте лавочку с авторскими кондитерскими изделиями или фирменными мясными полуфабрикатами, которые способны привлечь клиентов. Всегда занимайтесь тем, что понимаете и сможете дать клиентам гораздо больше конкурентов.
- Выберите тактику. Начинайте с расстановки приоритетов, а значит, стремитесь понять, что именно ищет клиент, какие характеристики ему важны. Примеры того, на что может быть ориентирован клиент: доступная цена, яркий дизайн, полезные функции. Изучите ЦА и попробуйте сформулировать те критерии, что будут для нее важны.
- Оцените результат. Важно сделать анализ прибыльности. Для точности надо применить следующие показатели — увеличение объема продаж, спрос на продукт, затраты на рекламу и прочие.
Успех зависит во многом от тщательности проведения аналитических исследований до того, как вы решитесь «погружаться» в голубой океан. Постоянно проводите исследование и мониторинг новинок продукта, его аналогов и разрабатывайте уникальные решения.
Примеры из практики
Стратегия голубого океана, ее принципы и инструменты полезно изучать на опыте успешных компаний. Их личные примеры — это наглядное доказательство того, что теория очень даже рабочая.
Cirque du soleil
Уникальная концепция бизнеса цирка «Дю Солей» в том, что он принципиально иначе подошел к представлениям, опередив своих конкурентов на годы. Он полностью отказался от использования животных в выступлениях. Это яркий пример того, как ставка, сделанная на яркость, красочность и зрелищность постановок, стала, по сути, уникальной фишкой цирка. Благодаря своему решению, цирк сейчас не имеет критики со стороны зоозащитников, а также существенных расходов на содержание животных.
Kizik
Эта компания сделала ставку на то, чтобы разработать обувь для тех, кто не любит завязывать шнурки. Уникальность выбора компании в том, что конструкция обуви сделана таким образом, что клиентам не надо даже наклоняться, чтобы надеть или снять ее. Такая концепция бизнеса имела огромный успех.
Ford
Первые автомобили компании на дорогах появились в виде очень дорогих, хотя и качественных моделей. Этим были недовольны представители среднего класса, потому что стоимость таких авто была равна доходу среднестатистической американской семьи за два года. Представители компании приняли это к вниманию и создали экономичный вариант машины — без экономии на комплектующих. Она стала в два раза дешевле, что сделало ее доступнее, потому американцы массово их стали покупать. По сути, это была та пора, когда автомобили марки Ford были уникальны, потому бренду удалось «погрузиться» в голубой океан. А благодаря внедрению конвейерного производства, компании удалось долгие десятилетия удерживать позицию лидера в автомобилестроении.
Airbnb
Airbnb предоставляет своим клиентам возможность останавливаться не в обычных отелях, а в настоящих домах. Это дает уникальный шанс на время стать частью местной культуры и жизни. При этом цены на такое размещение зачастую не выше, чем стоимость комфортабельного номера в хорошем отеле.
Apple
Приложение iTunes было разработано и запущено компанией в 2003 году. Сервис получил мегапопулярность, потому что сумел удовлетворить все потребности любителей слушать музыку, а сам процесс стал максимально комфортным. С его появлением отпала потребность скачивать любимые хиты для хранения их на компьютере или проигрывателе. Теперь требуется минимум действий, чтобы самостоятельно сформировать свой плейлист и разделить треки по категориям.
Canon
Компания прославилась как производитель качественной техники, в частности копировальной. Она существовала и ранее, то есть ее не изобретали «с нуля». Однако компании удалось сделать копировальные аппараты максимально компактными и удобными как для офисов, так и для домашнего использования. По сути, именно эта простота в использовании сразу после установки стала залогом их успеха на рынке, потому что все существующие тогда модели были громоздкими и сложными, а обслуживание было крайне затратным.
Важно понимать, что у любого уникального предложения на рынке, получившего успешное внедрение, со временем появляются конкуренты. Отрасль автомобилестроения, по сути, является ярким примером того, как голубой океан постепенно краснеет. Генри Форд и его автомобильная компания запустили массовое производство качественных авто по доступной цене.
Этот успех захотели повторить другие, а потому со временем голубой океан сменился на алый с множеством конкурентов. Еще одним примером могут стать японские производители небольших, но очень эффективных автомобилей высокого класса. Потом появился первый минивэн, затем — внедорожник. С течением времени другие компании начинают копировать эти инновации, и первоначальные голубые океаны теряют свою уникальность, превращаясь в «красные». Однако именно первооткрыватели часто имеют наибольшие шансы на успех, ведь они задают новые стандарты и направления в индустрии.
Фото на обложке: Pexels
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Как тестировать и запускать крупные бизнес-инициативы
- 2 Программа лояльности клиентов: что это и какие цели бизнеса решает
- 3 Ностальгия: почему мы платим за это
- 4 Гибридные офисы — чем они отличаются от обычных и кому подойдут
- 5 Как сделать деловое мероприятие доступным для людей с ОВЗ и другими потребностями