Top.Mail.Ru
Истории

Стратегия и методы борьбы с конкурентами в бизнесе

Истории
Владислав Афонин
Владислав Афонин

Руководитель направления поискового контента

Владислав Афонин

Когда реализацией похожих товаров занимается несколько предприятий, избежать соперничества между ними сложно. Каждая компания прикладывает все силы, чтобы обойти конкурентов в бизнесе. Как проводить анализ конкурентов, какие виды конкуренции существуют и зачем она нужна бизнесу — читайте в статье.

Стратегия и методы борьбы с конкурентами в бизнесе
  1. Истории

Содержание

Виды конкуренции

Любая фирма на рынке отстаивает свои интересы. У большинства предприятий они связаны с увеличением продаж и повышением прибыли. Когда на рынке нет доминирующей компании, возникает конкуренция между разными организациями.

Совершенная

При насыщении рынка большим количеством мелких продавцов, которые торгуют похожим товаром, и небольшим числом розничных покупателей возникает рыночная структура, она называется совершенной конкуренцией. Она появляется при наличии следующих условий:

  • свободного входа и выхода на рынок;
  • полного доступа его участников к базам данных с ценами, спросом и предложением, качеством продуктов для принятия рациональных решений и максимизации выгоды;
  • минимального или близкого к нулю вмешательства государства в регулирование рыночных отношений.

Примерами совершенной конкуренции становятся такие площадки:

  • сельскохозяйственные с множеством фермеров, продающих похожие продукты, и посетителей рынка, выбирающих поставщиков;
  • фондовые, с тысячами инвесторов, которые торгуют ценными бумагами разных компаний и владеют информацией об экономических показателях эмитентов;
  • таксомоторные, с большим числом водителей и пассажирами, которые выбирают перевозчика на основании цены, скорости и качества обслуживания.

Совершенная конкуренция отличается следующими преимуществами:

  1. Эффективностью потребления ресурсов. Соперничество снижает расходы, повышает производительность.
  2. Низкими ценами. Чаще всего они не намного выше, чем себестоимость, что увеличивает доступность товаров и повышает уровень жизни покупателей.
  3. Стимулированием инноваций. Улучшение продукции, внедрение новых функций привлекают больше клиентов.

Среди недостатков совершенной конкуренции предприниматели называют:

  • снижение выгоды при долгосрочном планировании;
  • неравномерное распределение доходов между продавцами;
  • ограничение инвестиций из-за снижения прибыли;
  • регулярные колебания и нестабильность, когда меняется спрос и предложение;
  • неравенство между продавцами из-за неравномерного доступа к ресурсам.

Монополистическая

При монополистической конкуренции на рынок выходит много продавцов похожих, но не идентичных товаров. У каждой компании есть инструменты, контролирующие свою продукцию, но они ограничены соперничеством с другими фирмами.
Основными чертами монополистической конкуренции бизнесмены называют:

  • попытки придать своему товару атрибутов уникальности — брендирования, дизайна, упаковки;
  • свободный вход на рынок новых производителей;
  • ограничение в ценообразовании из-за конкуренции между предприятиями одного направления бизнеса и одновременно независимость в нем в связи с некоторой степенью свободы компаний.

Монополистическая конкуренция характерна для таких сфер предпринимательства:

  • розничной торговли,
  • общественного питания,
  • автомобильной промышленности,
  • индустрии красоты,
  • производства бытовой техники и электроники.

Конкуренция монополистического типа приносит пользу бизнесу, поскольку:

  • стимулирует инновационные подходы, увеличивает разнообразие товаров;
  • расширяет потребительский выбор;
  • ведет к гибкому ценообразованию.

Отрицательными чертами монополистической конкуренции считаются:

  • увеличение рекламных и маркетинговых расходов;
  • ограничение развития мелких и средних компаний;
  • неэффективное использование ресурсов.

Олигополия

Это несовершенная конкуренция с присутствием на рынке малого количества больших продавцов. Они влияют на цены и поведение покупателей. Мелкие и средние поставщики вынуждены равняться на крупные компании или искать небольшие и свободные ниши.

Наиболее известными олигополистами можно назвать:

  • Airbus и Boeing в пассажирском авиастроении;
  • AMD и Intel в производстве компьютерных процессоров;
  • PWC и KPMG в аудиторском бизнесе;
  • Standard & Poor's, Moody's и Fitch Ratings среди рейтинговых агентств.

Олигополии характеризуются такими свойствами:

  • неценовым регулированием;
  • высоким входным барьером для новых участников рынка;
  • трудным поиском альтернативы товара предприятий-олигополистов;
  • большими объемами производства для компенсации расходов на выпуск товаров;
  • взаимозависимостью участников олигопольного рынка.

Абсолютная монополия

Для абсолютной монополии характерна работа единственного продавца или производителя на рынке. Поскольку рыночные отношения — конкурентная среда, компании такого типа встречаются редко.


Читайте по теме:

Конкурент уводит клиентов: что делать?

Стратегия начинается с движения: как техники дзюдо помогают превратить силу конкурентов в преимущество


Отсутствие конкуренции, или абсолютная монополия, появляются только на государственном уровне или внутри какого-то региона. В России к таким компаниям относятся РЖД и «Газпром».

При абсолютной монополии у бизнеса появляются такие черты:

  • множество покупателей на рынке и большой спрос на конкретный продукт;
  • невозможно заменить продукт монополиста на аналогичный ему или с близкими потребительскими свойствами;
  • строгие барьеры для входа на рынок или освоения выпуска похожего товара для других предприятий;
  • преимущество монополиста в ценообразовании, повлиять на которое могут только государственные органы;
  • полнота информации о тенденциях и колебаниях рынка у абсолютного монополиста.

В таких условиях невозможна работа рыночных инструментов и развитие конкуренции между производителями.

Методы конкуренции

Существуют методы, с помощью которых конкуренты борются друг с другом.

Добросовестная

Если компании соревнуются между собой за покупателя и не нарушают правила ведения бизнеса, значит, они конкурируют добросовестно. Фирма ведет честное соперничество, если она:

  • улучшает потребительские свойства услуг и товаров;
  • снижает торговые наценки;
  • проводит распродажи и акции;
  • разрабатывает необычные рекламные кампании;
  • обеспечивает гарантию и постгарантийную поддержку;
  • организует бесплатную доставку, сборку, настройку, подключение;
  • выдает подарки лучшим покупателям.

Недобросовестная

Не все компании участвуют в конкуренции честно. Чтобы завоевать преимущество в бизнесе некоторые фирмы пользуются незаконными и противоречащими правилам предпринимательства способами, например:

  • промышленным шпионажем;
  • подделкой продукции конкурентов;
  • разработкой брендов-двойников с созвучным названием;
  • шантажом соперников;
  • распространением отрицательной информации о конкурирующих фирмах;
  • порчей их имущества;
  • кражей сведений, составляющих коммерческую тайну;
  • обманом покупателей с попытками заставить их купить свои товары вместо аналогичных у конкурентов;
  • ложной рекламой.

Недобросовестность конкуренции проявляется в демпинге и коррупции. Борьба с ними прописана в законодательствах многих стран.

Ценовая

Это особая политика компаний, которые борются за рынки сбыта. Она не всегда может быть честной и включать способы, противоречащие нормам ведения бизнеса. В борьбе за покупателя предприятия пользуются следующим методами ценообразования:

  • монопольно высоким, который применяют доминирующие хозяйственные субъекты;
  • монопольно низким, когда крупные предприятия перекупают продукцию у средних и мелких;
  • демпинговым, которые устанавливаются на короткое время, чтобы устранить конкурентов;
  • дискриминационным, если цена оказывается неодинаковой для разных категорий покупателей.

Победить конкурентов в бизнесе можно таким образом:

  • представлять покупателю ценность товара с помощью статистики, прогнозов или отзывов о нем;
  • помогать клиенту выявлять проблемы, которые будут решаться через покупку товара;
  • наладить контакт с потребителями, чтобы повысить лояльность;
  • искать новых покупателей и предвидеть их запросы и ожидания.

Неценовая

Такую конкуренцию применяют, если нет возможности привлечь покупателя невысокой стоимостью. Она нужна в таких случаях:

  • невозможность снизить цену товара;
  • превышение покупательского спроса над предложением;
  • причинение убытков компании из-за того, что установленная цена товара больше издержек на его выпуск.

Существуют такие методы неценовой конкуренции:

  • продуктовый, который связан с увеличением производства продукции и расширением товарной линейки;
  • функциональный, рассчитанный на внедрение услуг, не относящихся к основному виду деятельности компании;
  • сервисный, который проводится за счет организации круглосуточной техподдержки, бесплатной доставки.
  • инновационный, основанный на внедрении новых технологий;
  • коммуникативный, который разработан для розничной торговли и рассчитан на расширение ЦА.

Примерами неценовой конкуренции предприниматели считают:

  • разработку программ лояльности,
  • открытие уникальных торговых точек,
  • создание библиотеки положительных отзывов,
  • организацию послепродажного обслуживания.

Способы обхода конкурентов в бизнесе

Без борьбы с конкурентами в бизнесе обойтись нельзя. Она мотивирует предпринимателя развивать свое дело. Существует несколько способов обойти соперников в стремлении привлечь потребителя.

Внедрение новых технологий

Этот метод больше подходит для торгового и производственного бизнеса. Установка более совершенного оборудования или переход к энергосбережению ускоряют рост количества выпускаемых товаров и снижают их себестоимость. Установка мобильного приложения для доставки продуктов поможет магазину или ресторану быстрее отреагировать на изменение экономической ситуации в стране.

Не все улучшения приносят компании преимущество в конкурентной борьбе. Иногда новшества, помогающие зарубежным фирмам обойти соперников, не срабатывают в России. Прежде чем начать внедрять инновации, надо провести анализ деятельности конкурентов, которые уже применяют обновления, и принять решение о внедрении уже испытанных ими методов работы.

Обучение и повышение квалификации работников

Независимо от направления бизнеса, обучение персонала и повышение его квалификации дает преимущество предприятию, когда оно конкурирует с другими компаниями в борьбе за покупателя. Если продавец в магазине предложит товар и обоснует преимущества одного продукта перед другим, обоснует доводы о нужности покупки, то клиент в следующий раз вернется сюда, а не к конкуренту, где ему не оказали услугу лучше.

Обучение работников положительно влияет на рост производительности труда. Повышение квалификации персонала становится методом поиска скрытых резервов, что облегчает конкурентную борьбу на рынке.

Переход к масштабированию бизнеса

Перед каждым видом бизнеса часто встает вопрос расширения. Если предприятие долго работает на одном месте, то у него постепенно перестает расти поток клиентов. Многие фирмы начинают расширять предприятие с открытия филиалов в соседних городах, сталкиваясь с конкуренцией со стороны местных предпринимателей.

Выиграть у них борьбу за покупателя можно, если у компании есть уникальное предложение, более низкие цены и издержки. Для формирования сети подходит договор франшизы.

Не всегда работа на новом месте быстро окупается. Но за счет работы старых предприятий фирме удается сохранить долю на рынке. Бизнес всегда идет туда, где есть спрос, и поиск точек роста содействует увеличению прибыли и финансовых возможностей. Поэтому масштабирование, как метод конкурентной борьбы, часто используют многие компании.

Анализ компаний-конкурентов

Это важный инструмент в борьбе за покупателя. Регулярное отслеживание работы соперников можно проводить разными способами:

  • использовать «тайного покупателя»;
  • изучать рекламные и маркетинговые кампании, публикации в прессе и соцсетях;
  • знакомиться с финансовыми отчетами;
  • мониторить продажи на маркетплейсах.

С помощью анализа конкурентов компании не только борются за клиента, но и копируют технологии, которые приносят прибыль аналогичным предприятиям. Но надо соблюдать правило, что не каждое новшество сразу внедряется. То, что получилось у конкурента, не обязательно сработает в своем бизнесе. Важно, чтобы новинки приносили пользу фирме и клиентам.


Читайте по теме:

Стратегия голубого океана: что это такое и как ее применять

Стратегия ценообразования — что это такое и ее методы


Некоторые предприятия проводят анализ конкурентов своими силами. Другие делают выбор из маркетинговых агентств, которым передают эту работу.

Улучшение качества товаров

Выиграть конкуренцию в бизнесе нельзя без постоянного улучшения качества выпускаемых товаров. У компании, предложившей лучшую продукцию, клиенты будут покупать больше. Повысить потребительские характеристики можно с помощью изучения заявок, анализа программы лояльности, консультаций с маркетологами.

Изучение динамики спроса

Анализ и прогнозирование изменения спроса в компании, которая конкурирует с другими предприятиями, помогает вовремя увеличить продажи нужных товаров или перейти на выпуск другой продукции, если старая не нужна покупателям. Существует несколько инструментов для изучения трендов и планирования объемов выпуска:

  • «Яндекс.Вордстат»,
  • Google Trends,
  • «Яндекс.Маркет»,
  • контекстная реклама,
  • лендинги.

Продвижение бизнеса

Увеличить продажи и победить конкурентов в бизнесе можно за счет способов продвижения товаров и услуг. Среди методов онлайн-раскрутки предпринимателя часто делают выбор в пользу:

  • email-рассылок,
  • рекламы в поисковых системах,
  • SEO-продвижения,
  • контент-маркетинга,
  • таргетинга в социальных сетях,
  • тематических блогов.

Хорошо работают традиционные способы рекламы:

  • ролики на радио и телевидении,
  • буклеты,
  • билборды,
  • отраслевые конференции,
  • товары с логотипом компании.

Выиграть конкуренцию можно только после использования всех рекламных и маркетинговых инструментов на протяжении всего срока жизни бизнеса.

Выдвижение и тестирование новых идей

Обойти конкурентов в бизнесе нельзя без регулярного его обновления. Основными способами выхода компании на новый уровень стали разработка новых продуктов и выдвижение актуальных идей в рекламе. В их поиске надо уделить внимание таким источникам информации:

  • покупателям,
  • сотрудникам компании,
  • конкурентам,
  • дилерам и торговым представителям,
  • руководству предприятия.

Часто появление новых идей достигается методом «мозгового штурма». В нем участвуют представители большинства подразделений компании.

Зачем нужна конкуренция бизнесу

Конкуренцией в бизнесе:

  • стимулируют инновации для разработки новых видов продукции, снижают издержки и насыщают спрос;
  • повышают качество товаров, которые будут больше покупать, улучшают финансовое положение компании на рынке;
  • снижают цены, поскольку несколько компаний, которые составляют конкуренцию друг другу, вынуждены продавать товары дешевле;
  • расширяют выбор товаров, которые могут купить клиенты.

Предпринимателям не стоит избегать конкуренции. Она дает толчок развитию бизнеса и возможность выйти на новый уровень.

Фото на обложке: Pexels

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Hard ID: что это такое и как он работает в маркетинге
  2. 2 Как вести бизнес, если клиенты — тревожные родители
  3. 3 Как продавцам повысить интерес к своим товарам
  4. 4 Telegram для бизнеса: как создать бизнес-аккаунт и какие возможности открывает
  5. 5 А ты точно продюсер? Зачем выстраивать партнерские отношения в творческой индустрии
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти