Top.Mail.Ru
Истории

Что такое скрайбинг и как использовать его в бизнесе

Истории
Владислав Афонин
Владислав Афонин

Руководитель направления поискового контента

Владислав Афонин

Чтобы привлечь и удержать внимание целевой аудитории, используют разные методы, в том числе технологию скрайбинга. Этот способ подачи информации применяется не только в бизнесе, но и в образовательных проектах. В статье узнаете, что такое технология скрайбинга, где ее использовать и как она помогает усваивать новую информацию.

Что такое скрайбинг и как использовать его в бизнесе
  1. Истории

Содержание

Технология скрайбинга

Создание скрайба требует подготовки. Сначала нужно обнаружить главную смысловую задачу. При наличии четкой цели проще донести сведения до аудитории. Если предприниматель хочет прорекламировать новый товар, можно показать его преимущества и примеры использования. Или, наоборот, продемонстрировать, что утрачивают люди, отказавшиеся от покупки. На этом этапе продумывают тезисы, которые станут основой речи на мероприятии.

Затем разрабатывают сценарий, прописывают историю. Презентация должна иметь четкую структуру, быть логичной и понятной. В противном случае слушателям сложнее будет погрузиться в тему и воспринимать речь спикера. Длинный текст не требуется, лучше сократить его, оставив только основную информацию. При этом фразы стоит выбирать короткие и простые, чтобы их было легко воспринимать на слух.


Читайте по теме:

Как делать презентации, после которых с вами захочется иметь дело

Пользователи выбирают уникальность. Как выделиться с помощью визуального сторителлинга


Когда сценарий готов, историю визуализируют. Нужно придумать емкие образы, подобрать цветовые сочетания и оттенок фона, на котором хорошо видны прочие элементы.

Действия на последнем этапе зависят от того, какой вариант подачи будет использоваться. Если это отрисовка, то нужно отобрать эскизы. Для видеоскрайбинга требуется смонтировать ролик, озвучить его, добавить при необходимости спецэффекты и опубликовать на видеохостинге или в социальных сетях. Если скрайбом дополняют лекцию, следует изобразить простые образы. Они могут быть схематичными, небольшими.

Уметь рисовать необязательно. Образы максимально упрощают, не пытаясь добиться художественной достоверности.

Фигуры изображают, используя 5 главных элементов: квадрат, окружности, треугольник, линию и точку. Сложный монтаж тоже не требуется. Сейчас есть программы для компьютеров или смартфонов, функциональность которых интуитивно понятна.

Что такое скрайбинг

Понятие «скрайбинг» возникло от английского глагола «to scribe», который переводится на русский как «начертить», «разметить», «описать». Сложную информацию визуализируют с помощью рисунков и схем. Если задействовать сразу 2 канала восприятия (слух и зрение), то усвоить материал становится проще.

Технику скрайбинга разработал художник-иллюстратор Эндрю Парк. По заказу Британской научной ассоциации он придумал, как с помощью видеоролика донести до широкой аудитории сведения о существующих глобальных проблемах.

Метод позволяет повысить процент понимания материала в несколько раз. При этом информация подается более точно.

Важно, чтобы картинки и схемы были лаконичными и понятными. Образы должны облегчать запоминание за счет упрощения подачи данных. Посредством картинок сокращают количество времени на объяснения. Требуется только компьютер с заготовленным визуальным материалом. Иногда его можно заменить на доску и маркер.

Мозг человека получает большую часть данных через визуальный канал восприятия. Исследованиями подтверждено, что услышанное запоминается лучше, если дополняется презентацией. Через 3 суток после лекции студенты вспоминают только 10% озвученной устно информации и до 35% от увиденного. Если одновременно показывать презентацию и давать пояснения, то показатель возрастает до 60%.

Поэтому технология скрайбинга помогает:

  1. Повысить уровень усвоения материала. Картинки проще запомнить, при необходимости можно зафиксировать на фото.
  2. Поднять вовлеченность аудитории. Слушатели меньше отвлекаются, когда выступление сопровождается визуальными примерами.

В социальных сетях техника способствует росту охватов. Пользователи чаще делятся образными материалами, чем текстовыми.

Виды скрайбинга

Выделяют 3 вида скрабинга:

  1. Видеоскрайбинг. Информацию подают через видеоматериалы.
  2. Отрисовку. Ключевые мысли, идеи схематично изображают в течение лекции, мероприятия.
  3. 3D-скрайбинг. Для этой техники требуются современные механизмы, например 3D-ручки или принтеры. Результат слушатель сможет не только увидеть, но и потрогать или даже забрать домой.

Есть 5 технологий скрайбинга:

  1. Рисование. Классический подход. Аудитории показывают руку, которая рисует в кадре скетчи, графики или диаграммы. Она же записывает термины, которые озвучил спикер. Чтобы процесс рисования шел синхронно с закадровым голосом, при монтаже видео ускоряют. Чтобы создать ролик, требуются поверхность, на которой можно писать мелом или маркером и письменные принадлежности. Кроме того, нужна программа для монтажа.
  2. Аппликация. На минималистичном фоне показывают вырезанные фигуры. Их помещают в кадр в соответствии со звучащей речью спикера. Чтобы создать такой скрайб, нужны однотонная ткань для фона, вырезанные фигуры, камера, микрофон, программа для монтажа.
  3. С применением компьютерных технологий. Ролик создают с помощью специальных сервисов для визуализации информации. Они могут быть платными или бесплатными. У последних функциональность ограничена, часть инструментов недоступна.
  4. Техника фланелеграфного скрайбинга. Картинки крепят к фланелевой ткани. Метод подходит для экранизации сказок, напоминает кукольный театр.
  5. С использованием магнитов. Напоминает технологию аппликации. Фигуры на доске крепятся посредством магнитов.

Где использовать технологию

Технологией скрайбинга пользуются не только в сфере образования. Она применяется и в бизнесе, в частности при разработке маркетинговой стратегии.

Фасилитация

Фасилитацией называют подход, при котором спикер фиксирует главные тезисы и делает пометки в виде простых рисунков, схем или графиков. Преимуществом этой технологии становится более живое взаимодействие со слушателями. Можно выбирать символы, более понятные для аудитории. Корректировать их в процессе, учитывая отклик, реакцию людей.

Скрайбы может создавать не только сам лектор. Рисовать на доске может помощник, он же ассистент. Он слушает спикера и делает схематичные пометки, фиксирует основные тезисы, утверждения.

Работа в паре имеет ряд преимуществ:

  1. Спикеру не приходится отвлекаться на создание картинок.
  2. Темп выступления остается динамичным.
  3. Качество набросков ассистента выше, если нанять человека, который умеет рисовать.
  4. Зрители смотрят и слушают происходящее внимательнее, поскольку рисование добавляет элемент шоу.

Видеоскрайбинг

Иначе его называют фломастерной анимацией. Видеоряд создается на глазах у зрителя. Поскольку обучение дополняется развлекательным элементом, вовлеченность возрастает. Людям при этом проще запомнить тему, у них складываются ассоциации между словами лектора и картинкой на экране.

В зависимости от стиля оформления выделяют следующие виды скрайбинга:

  1. Рисованный. Иллюстрации создаются вручную.
  2. Аппликационный. Применяются готовые фигуры, которые могут приклеивать к доске или последовательно выводить на экран.
  3. Магнитный. Крепление фигур осуществляется за счет магнитов.
  4. Компьютерный. Анимация создается с помощью специального программного обеспечения.

Обучение

Если тема сложная, а у человека нет базы знаний для понимания материала, усвоить информацию ему затруднительно. Ситуация усугубляется, если в речи спикера присутствует много терминов. Слушателям тяжело уловить смысл лекции, они могут не понимать логических связей, описанных механизмов и теорий.

Использование скрайбинга позволяет:

  1. Показать взаимосвязи между явлениями или объектами. Для этого можно использовать стрелки.
  2. Разложить сложный процесс на простые шаги. Можно показать, как протекает каждая стадия, сопроводить иллюстрациями повествование.
  3. Быстро объяснить аудитории главные положения темы. Если у людей отсутствует база знаний, посредством графиков и схем можно дать основную информацию в упрощенном виде.
  4. Сделать подачу более понятной. Рисунки помогают людям разобраться в терминологии, усвоить тему, которую спикер объясняет сложным языком.

Воспользоваться технологией можно не только на живом уроке. Применима она и в инфобизнесе, обучающих роликах. Голос диктора сопровождается видеорядом из простых образов, что делает контент проще, интереснее для зрителя.

Бизнес

К использованию метода можно прибегать при любых взаимодействиях между сотрудниками, например:

  1. При мозговых штурмах. Каждую озвученную идею можно фиксировать в виде картинки с кратким пояснением.
  2. На планерках или во время докладов. Динамику продаж, цели периода и другие важные моменты можно изобразить на схеме.
  3. При разработке или внедрении новых продуктов. Фиксируют идеи, главные особенности или преимущества.
  4. На семинарах или тренингах для сотрудников. На картинках можно продемонстрировать, как применять новое ПО или объяснить правила взаимодействия с клиентом.
  5. Во время презентации нового проекта начальству. Подчиненные могут зафиксировать ключевые моменты на рисунках, чтобы точнее донести до руководителя результаты проделанной работы.

Использовать скрайбинг можно как на собраниях в офисе, так и при групповых видеосозвонах, Zoom-конференциях. Для этого подходит опция демонстрации экрана. Спикер фиксирует главные положения своей речи, при этом остальные участники видят появляющиеся рисунки в режиме реального времени. Другой вариант — запуск видеозаписи на стороннем ресурсе с последующим обсуждением.

Скрайбинг используют и в рекламе. С его помощью удобно продвигать новые продукты. Информация о бренде, услуге или товаре предоставляется в простой форме. Люди не готовы тратить время, чтобы разобраться в преимуществах продукта, поэтому важно, чтобы из короткого рекламного ролика были понятны главные идеи. Нужно заинтересовать пользователя за первые 5 секунд, чтобы мотивировать досмотреть видео до конца. Скрайбинг привлекает и удерживает внимание, поэтому охваты ролика растут.


Читайте по теме:

Как создать презентацию, которая поможет продать продукт

Визуальный сторителлинг: как завоевать любовь клиентов с помощью наглядных историй


Повышается и вероятность того, что видео завирусится. Процесс появления картинок на экране увлекателен, поэтому зрители чаще пересылают подобный контент друзьям и знакомым, делятся им на своих страницах в социальных сетях.

Реклама с элементами скрайбинга может применяться на онлайн-площадках. Например, ее можно размещать в соцсетях, видеохостингах и онлайн-кинотеатрах или на сайте компании. Используется инструмент и офлайн. Например, на цифровых экранах, расположенных в торгово-развлекательных центрах или других локациях, где может находиться целевая аудитория.

Фото на обложке: Unsplash

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как тестировать и запускать крупные бизнес-инициативы
  2. 2 Программа лояльности клиентов: что это и какие цели бизнеса решает
  3. 3 Ностальгия: почему мы платим за это
  4. 4 Гибридные офисы — чем они отличаются от обычных и кому подойдут
  5. 5 Как сделать деловое мероприятие доступным для людей с ОВЗ и другими потребностями
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти