Top.Mail.Ru
Истории

Технологии в могиле

Истории
Анна Соколова
Анна Соколова

экс-редактор раздела «Технологии» на Rusbase

Анна Соколова

Какие инновации нужны самому стабильному бизнесу на земле?

Технологии в могиле
  1. Истории

Вдохновившись опытом стартапа «Открытое кладбище», Rusbase разразился лонгридом о том, что нового в ритуальные традиции человечества принесла цифровая эпоха и какие погребальные тренды могут прижиться в России.

Как устроен похоронный бизнес в России


За прошлый год в России умерло почти 2 млн человек, что соответствует среднегодовой убыли населения страны. По оценкам экспертов, средняя стоимость похорон в России составляет 60–70 тыс. рублей.

Отечественный рынок ритуальных услуг много лет стабильно растет и, похоже, никакие кризисы ему не страшны. В первой половине 2015 года россияне стали экономить на всех видах бытовых услуг, кроме ритуальных — расходы на них даже приросли на 0,5%.

Опрос на сайте магазина Shop-Ritual

К ритуальным услугам относятся обработка тел и бальзамирование, транспортировка тел умерших, кремация, захоронение и перезахоронение, производство и продажа гробов, урн, крестов, венков и других похоронных принадлежностей, изготовление и установка памятников, организация поминальных мероприятий, содержание кладбищ и уход за могилами.

По официальным данным, в 2014 году россияне потратили на эти цели 54,7 млрд рублей. Если верить Росстату, за последние 20 лет (1994-2014) рынок ритуальных услуг вырос в 174 раза, по сравнению с 2000 годом — в 10 раз.

Rusbase по данным Росстата

И это только легальный рынок. В 2002 году правительство отменило обязательное лицензирование похоронных компаний, что привело к сильнейшей криминализации рынка. В 2013 году доля  нелегального похоронного бизнеса достигла 60%, а объем его выручки — от 80 до 200 млрд рублей.

Союз похоронных организаций и крематориев (СПОК) обозначил шесть главных проблем отрасли:
  • продажа информации о смерти
  • дефицит земли под захоронение
  • отсутствие системы подготовки персонала
  • конфликт интересов здравоохранения и похоронного дела
  • легкий доступ на ритуальный рынок для новых игроков
  • отсутствие общественного и госконтроля за отраслью


Например, за сообщение о смерти на дому похоронные агенты платят от 20 до 30 тысяч рублей, о смерти в больнице — 6 тысяч рублей. Нередки случаи, когда они являются в квартиры граждан по ошибке или заранее.

Слайд из презентации СПОК

В 2014 году полномочия по регуляции ритуального рынка получил Минстрой. Ведомство сразу занялось реформированием отрасли и подготовило законопроект о похоронном деле. Ожидается, что он будет принят этой осенью. Новый закон определит федеральные правила оказания ритуальных услуг.

Документ введет лицензирование различных видов похоронной деятельности (организации похорон, хранения, подготовки и транспортировки тел умерших, захоронения и кремации). Лицензии будут выдавать комиссии, состоящие из чиновников, общественных представителей и отраслевых экспертов. Законопроект исключает повторное использование мест захоронения, вводит частные инвестиционные кладбища и административную ответственность за незаконное предоставление информации о смерти.

В июле Минстрой разработал требования к ритуальным агентствам и утвердил профстандарт «Специалист в области похоронного дела».

Ритуальным бизнесом в России занимаются более 10 тысяч организаций, 70% из которых находятся в частных руках. Такие данные приводит Союз похоронных организаций и крематориев (СПОК). Более половины отечественных похоронных агентств приходится на малые и микропредприятия (до 100 и до 15 сотрудников соответственно). Всего же в похоронной отрасли трудятся около 40 тысяч человек.

Точное количество кладбищ в России неизвестно. По оценке СПОК, на территории страны находится около 600 тысяч кладбищ. Ежегодно под погребение требуется отводить 250-300 гектаров земли.

Доля кремирования в РФ пока составляет всего 10% — сейчас в стране работает 19 крематориев в 16 городах. И Минстрой, и отраслевые эксперты ратуют за строительство новых крематориев. Замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис говорил, что каждому региону страны нужен свой крематорий.

Для оздоровления отечественного рынка ритуальных услуг Союз похоронных организаций и крематориев предлагает:

  • продолжать дорабатывать законодательство
  • создавать похоронные центры комплексного обслуживания
  • внедрять новые товары, услуги и технологии
  • популяризировать кремацию как экономичный и экологичный способ погребения
  • обеспечить приток частных инвестиций в отрасль
  • строить негосударственные кладбища и крематории
  • развивать системы профобразования и сертификации персонала

Ритуальные инновации в мире


Пока отечественные похоронщики борются на нормальную деловую среду, на Западе вовсю рефлексируют над традиционными ритуалами погребения и регулярно предлагают различные новшества (порой весьма экстравагантные). Как правило, люди отказываются от традиционных похорон ради более романтического прощания или из экологических соображений.

Только в США кладбища ежегодно закапывают в землю больше 70 тысяч кубометров древесины (в том числе ценных тропических пород), 104 тысяч тонн стали, 1,6 млн тонн железобетона, 2,7 тысячи тонн меди и бронзы и свыше 3 млн литров токсичных бальзамирующих жидкостей. Такие цифры называет американская организация Greensprings Natural Cemetery Preserve, выступающая за экологичные способы захоронения умерших.

Похороны в космосе




Celestis

Компания из Техаса предлагает доставить прах умершего на земную орбиту, на Луну или в открытый космос (с 2017 года).

Идея космических порохон пришла в голову основателю Celestis (лат. небесный) Чарльзу Чаферу еще в 1985 году. Однако первого посмертного космонавта удалось запустить в космос лишь в 1997 году. Еще через два года компания совершила первое захоронение на Луне.

В числе клиентов компании — знаменитости, предприниматели, ученые, космонавты и просто фанаты космоса. Например, из известных личностей, прах которых Celestis запустила в космос, психолог и родоначальник психоделической культуры Тимоти Лири и создатель научно-фантастического телесериала Star Trek Джин Родденберри.

Поскольку космические полеты по-прежнему очень дороги, Celestis берет на ракету лишь символическую порцию праха (от одного до семи граммов). Остальное развеивают рядом с местом старта.

Сегодня доставка праха на орбиту земли обойдется почти в $5 тысяч, на Луну или в открытый космос — в 12,5 тысяч. В год Celestis осуществляет 2-3 запуска с несколькими десятками капсул на борту.


В 2014 году запустилась компания Celestis Pets, которая предлагает воздать космические почести домашним любимцам (опции и цены те же).

Elysium Space

Celestis оставалась монополистом рынка до 2013 года, когда бывший инженер NASA Томас Сивейт запустил стартап по доставке праха умерших в космос. Клиенты Elysium Space могут забронировать и оплатить доставку капсул с прахом на орбиту земли (почти $2 тысячи), на Луну ($9,95 тысячи) и в открытый космос (пока в проекте).

Похороны в океане

Eternal Reefs

В конце 80-х гг. студенты из Флориды Дон Браули и Тодд Барбер увлеклись дайвингом и задумались о сохранении рифов от разрушения. Они решили создать искусственные рифы, максимально близкие к рифовой экосистеме и устойчивые к штормам. Браули и Барбер разработали и запатентовали полые бетонные шары с отверстиями. Результатом этой работы стали компания Reef Ball Development Group, фонд Reef Ball Foundation и более 700 тысяч бетонных шаров в океане.

В 1998 году приемный отец Дона Броули пожелал быть похороненным в рифах. Когда он умер, Броули смешал его прах с бетоном, изготовил рифовый шар и выполнил его волю. Так родилась компания Eternal Reefs (от англ. вечные рифы).

Оставить о себе вечную память в океане стоит от $2,5 до $7 тысяч (в зависимости от размера рифового шара). Услуга пользуется успехом у моряков и защитников окружающей среды. Представители компании обещают, что «мемориальные рифы» сохраняют форму в течение 500 лет. Подводное погребение выбрали уже более 300 человек.

Слияние с биосферой

Capsula Mundi

В 2003 году итальянские дизайнеры Анна Чителли и Рауль Бретцель предложили хоронить умерших в биоразлагаемых капсулах. Яйцевидные органические гробы производятся из биопластика. Тело располагается в них в позе эмбриона, символизируя новое начало. Поверх капсулы высаживается дерево, которое питается продуктами разложения. Цель авторов проекта — превратить кладбища в священные леса.

Capsula Mundi не только поспособствует новым насаждениям, но и сбережет другие деревья от вырубки — итальянское законодательство предписывает хоронить умерших исключительно в деревянных гробах.

Желающим оставить после себя зеленый мемориал сайт Capsula Mundi предлагает на выбор 24 вида деревьев для трех типов климата. Идея обратиться после смерти в дерево (пусть даже частично) многим пришлась по душе — на страницу проекта в Фейсбуке подписалось больше 22 тысяч человек. Capsula Mundi пользуется успехом на выставках и особенно в СМИ, которые снова и снова сообщают о создании проекта, существующего уже 12 лет. Впрочем, пока в этих погребальных капсулах так никого и не похоронили — в Италии это незаконно. Поэтому сейчас Чителли и Бретцель ищут поддержки в других странах.

Biopresence

В начале нулевых лондонские студенты Георг Треммель и Сихо Фукухара придумали для выставки смелый проект по замене каменных надгробий — биотехнологическими. Исследователи предложили внедрять ДНК умерших людей в деревья, а именно в яблони — символ плодородия и вечной молодости. Так был создан проект Biopresence (англ. биоприсутствие).

В 2004 году британский национальный фонд по поддержке науки, технологий и искусства NESTA выделил компании грант в размере 35 тысяч фунтов. Тогда же несколько англичан заказали себе живые мемориалы. Правда, реализация оказалась дороговата: создание одной трансгенной яблони стоило более 30 тысяч фунтов и занимало свыше полугода. Для этого нужно взять соскоб биоматериала с внутренней поверхности щеки человека, выделить образец ДНК, внедрить его в семечку яблока, вырастить в лаборатории саженец и, наконец, посадить его в землю.

Британский Консультативный комитет по выбросам в окружающую среду (ACRE) потребовал проверять каждое дерево на экологическую безопасность, что также добавило хлопот. Сейчас проект Biopresence приостановлен, Треммель и Фукухара продолжают исследования, а сайт компании ожидает перезапуска.

Превращение в бриллиант

LifeGem

Первая технология производства синтетических алмазов была разработана в 1953 году. В 1999 году американец Расти Ванден-Бизен придумал способ извлечения углерода из человеческих останков. Как известно, человеческое тело на 20% состоит из этого элемента. В 2001 году братья Ванден-Бизены и братья Херро основали компанию LifeGem, которая специализируется на производстве бриллиантов из пепла или волос усопших. Материал нагревают при температуре 3 тысячи градусов и прессуют, производственный цикл составляет около 4 месяцев. Затем бриллианты из праха вставляются в оправу перстня или кулона.

Стоимость мемориальных украшений варьируется от $3 до 25 тысяч в зависимости от размера. В 2006 году LifeGem заработала на них $7,5 млн, а дистрибьюторами ее услуг выступали около 600 похоронных агентств. Компания работает в США, Японии, Австралии и по всей Европе. Она превращает в бриллианты останки не только людей, но и домашних животных.

В 2007 году LifeGem синтезировала три алмаза из волос великого композитора Людвига ван Бетховена. Один из них был продан на eBay за $202,7 тысячи (вырученные средства пошли на благотворительность), второй получил американский коллекционер Джон Резников, предоставивший волосы Бетховена из своего собрания, третий остался у производителя.

Algordanza

Швейцарский конкурент LifeGem появился в 2004 году. Название фирмы означает «воспоминание». Algordanza синтезирует алмазы из останков умерших при температуре 1400 ° C и под давлением 60 тысяч бар. Сверкающая вечная память стоит от €3927 в зависимости от размера камня. Сегодня компания работает в 30 странах.

Проект по производству алмазов из человеческого биоматериала существовал и в России. В 2004 году новосибирский предприниматель Олег Латыпов открыл компанию «Бриллиант души». Правда, она превращала в персонифицированные драгоценности волосы живых людей. Год назад фирма была ликвидирована.

Вечность в жидком азоте

«КриоРус»

Крионика (от греч. kryos — ледяной холод) — замораживание только что умерших людей до ультранизких температур для дальнейшего сохранения в жидком азоте. Строго говоря, криоконсервация тела не относится к способам захоронения: люди идут на это ради будущего оживления, хотя нынешняя наука на это не способна.

Первый человек был крионирован в 1967 году. Первый российский крионавт был заморожен в 2003 году. Это осуществила отечественная фирма «Криорус» — первая и единственная компания такого профиля в Евразии (остальные три расположены в США).

Сегодня в подмосковном криохранилище пробуждения в светлом будущем ожидают 45 человек и 19 животных (7 собак, 8 кошек, три птицы и одна шиншилла). Клиентами «КриоРуса» стали граждане Великобритании, Нидерландов, Дании, Японии, Эстонии и других стран.

Шанс на вторую жизнь стоит дорого: заморозка тела обойдется в $36 тысяч, мозга (так называемое нейросохранение) — в $12 тысяч. Цена крионирования животного зависит от размера и логистики. Например, за ледяное бессмертие некрупного кота из Москвы владельцу придется выложить $10 тысяч. В случае собаки весом 50-70 кг процедура может сравняться по цене с заморозкой тела хозяина ($36 тысяч).

Что еще придумали:

  • Британский дизайнер Надин Джарвис предложила делать из праха умерших карандаши. Из останков одного человека получается коробка из 240 карандашей, на каждый должно быть нанесено имя покойного.
  • Американский архитектор Катрина Спейд ратует за превращение тел в удобрения. Родственники покойного могут использовать их в собственном саду, воплощая естественный круговорот жизни и смерти в природе.

  • Архитекторы из Иллинойса Ялин Фу и Ишуан Лин спроектировали кладбище-небоскреб под названием «Башня Мокши» (термин «мокша» в индуизме означает освобождение души), который будет возведен в индийском городе Мумбаи. Похожую идею выдвигал (на фото) норвежский дизайнер Мартин Мак-Шерри. Проекты вертикальных кладбищ периодически возникают по всем миру, ведь мегаполисам все труднее выделять землю для захоронения горожан. Сейчас самые высокие кладбища в мире находятся в Токио (6 этажей) и в бразильском городе Сантос (32 этажа).
  • В 2010 году британский музыкант и продюсер Джейсон Лич создал компанию по производству виниловых пластинок с добавлением кремированных останков.
  • После трагической смерти двух племянников при пожаре американская художница Рейвен Коллинз начала рисовать портреты из праха умерших.
  • Британская Heavens Above Fireworks организует зрелищные церемонии прощания, запуская в воздух салюты и фейерверки с прахом.

  • Шотландская текстильная компания Hainsworth предлагает экологичные шерстяные гробы.
  • В 2007 шотландский ученый Сэнди Салливан разработал ресомацию — технологию растворения трупов в специальной камере. Под воздействием раствора гидроксида калия, 180 градусов и 10 атмосфер тело разлагается за три часа. Нерастворившиеся останки сушат и выдают близким покойного. Эта процедура гораздо экологичнее кремации — она не выделяет углекислый газ и не требует много энергии.

Виртуальные кладбища

Точно не известно, кто и где создал первое в мире онлайн-кладбище. СМИ называли таковым гонконгский сайт memorial.gov.hk, хотя, скорее всего, такие проекты создавались и ранее. Похоже, идея подкупает до сих пор — полгода назад на краудфандинговую платформу Indiegogo вышел итальянский проект RipCemetery. Впрочем, заявленной суммы соцсеть для мертвых не собрала.

Более успешный цифровой погост запустил, например, немецкий предприниматель Маттиас Краге. Его сайт Stayalive зарабатывает на дополнительных услугах. Клиенты сами выбирают, о чем поведать потомкам. А за 499 евро компания обещает хранить данные покойного вечно.

Смерть в соцсетях

Хотя непонятно, зачем платить, когда популярные соцсети и так постепенно превращаются в гигантские некрополи. В 2013 году выходец из NASA, программист и автор веб-комикса xkcd Рэндел Манро проанализировал пользовательскую базу Facebook и объявил, что в 2065 году там будет больше мертвых, чем живых. Хотя некоторые исследователи утверждают, что крупнейшая соцсеть до этой даты все равно не доживет.

В мае 2014 года более 30 млн аккаунтов в Facebook принадлежало мертвецам (это больше численности населения Австралии). По расчетам издания The Loop, каждый час умирает 428 пользователей соцсети, каждый день — более 10 тысяч, каждый месяц — 312,5 тысяч.

Соцсети по-разному подходят к управлению навсегда замолкшими аккаунтами. «ВКонтакте» позволяет удалить страницу усопшего или законсервировать на память. Facebook в специальном разделе предлагает заранее определиться с судьбой аккаунта — оставить ее на память близким, назначить доверенное лицо или удалить. Twitter при получении сообщения о смерти сразу удаляет аккаунт. Меньше всего возможностей дают «Одноклассники» — эта соцсеть удаляет страницы покойных только по решению суда.

Электронные завещания


Неопределенность ситуации с цифровыми активами (порой весьма ликвидными — вспомнить хотя бы блогеров с армиями подписчиков) рождает потребность в виртуальных душеприказчиках. В 2013 году российское PR-агентство Irony Production запустило услугу по ведению страниц умерших пользователей в соцсетях. Публикация пары постов в первые дни после смерти стоит 3 тысячи рублей, серия публикаций в течение 40 дней — до 40 тысяч рублей. Можно заранее подготовить все тексты, утвердить общую стилистику постов или полностью довериться копирайтеру агентства.

Вообще посмертные сервисы в интернете представлены богато. Проекты Deathswitch, Legacy Locker и Asset Lock передают пароли от аккаунтов доверенным лицам. Приложение LivesOn запомнит стиль пользователя и будет твитить после его смерти (да-да, об этом было в «Черном зеркале»). Воспроизвести личность покойного пытается и стартап Eterni.me, только он собирает ее отпечатки по всему интернету. На бета-тестирование записалось больше 30 тысяч человек. Сервис Everplans помогает предусмотреть все на случай внезапной смерти — привести в порядок документы, распорядиться цифровыми останками, продумать детали похорон.

О неизбежной смерти своих пользователей задумались и гиганты. В 2013 году Google запустила опцию Inactive Account Manager, которая предлагает пользователю определить дальнейшую судьбу своих данных из Gmail, YouTube, Google+ и Picasa. Можно переслать контент близким или стереть вместе с аккаунтами, которые удаляются в любом случае. Система периодически проверяет активность пользователя поиске и почте. Если активности нет 3, 6, 9 или 12 месяцев (на выбор), Inactive Account Manager высылает последние проверочные сообщения и приводится в действие.

Полгода спустя Facebook запустил приложение Sanctri, которое позволяет создавать мемориальные страницы умерших (в том числе и тех, кого не было в онлайне). А в феврале этого года соцсеть дала возможность завещать свои профили наследникам, дополнив настройки пунктом Legacy Contact.

Околокладбищенские услуги

Виртуальный тур по кладбищу

Несколько лет назад китайское правительство запустило пилотный проект по переводу в онлайн национального дня поминовения усопших (праздник Цинмин). Власти профинансировали разработку сайтов кладбищ для виртуального посещения могил и принесения ритуальных жертв парой кликов. Интернет-поминовение бережет экологию — как известно, в этот день китайцы жгут на кладбищах благовония и запускают фейерверки.

Бронирование могил

В феврале этого года московские чиновники объявили о скором запуске сервиса по бронированию мест на кладбище через интернет (впервые его анонсировали еще 3 года назад). 8 сентября мэр столицы Сергей Собянин подписал постановление о реализации участков под семейные захоронения через аукцион. Стоимость земли на московских кладбищах заметно разнится. Например, начальная цена квадратного метра на Миусском кладбище составляет 292,4 тысячи рублей, на Переделкинском — 22,9 тысячи рублей. Проект рассчитан явно не на простых смертных, соглашаются профильные эксперты.

Онлайн-трансляции с похорон

На Западе сетевые похороны проводятся чуть ли не с начала века. Трансляция церемонии прощания считается прерогативой знаменитостей, но в эпоху всеобщей мобильности эта услуга востребована и простыми людьми. Большой семье бывает непросто собраться вместе. Виртуальное участие в похоронах предлагают ритуальные фирмы из Ирландии, Великобритании, Израиля и других стран.

Интерактивные надгробия

Кладбища развитых стран вовсю тестируют надгробия с QR-кодами. Посетители таких погостов наводят камеры своих гаджетов на штрих-код, чтобы взглянуть на фотографию и историю покойного. Информацию об умершем можно сделать доступной для всех или только для родственников. Опросы показывают, что современный человек знает максимум о трех-четырех поколениях своих предков. По расчетам разработчиков, это новшество поможет молодежи лучше ориентироваться в семейном древе. Цифровые надгробия внедрены в Японии, Австрии, Дании, Германии, Италии и Чехии.

Каталог захоронений

В прошлом году столичные власти заказали подрядчику «развитие и внедрение единой автоматизированной информационной системы «Ритуал» за 45,9 млн рублей. Госконтракт подразумевает создание системы онлайн-поиска захоронений по имени умершего или ответственного за могилу, а также картографических моделей кладбищ. Сейчас база будущего портала еще формируется. В итоге интерактивная карта городских кладбищ будет содержать более 8 млн могил.

Уход за могилами

Сервис по дистанционному уходу за захоронениями «Открытое кладбище» начался с переписи могил. В 2007 году екатеринбургский программист Михаил Свердлов создал онлайн-каталог российских захоронений «Ле Дор Ва Дор» (на иврите — «из поколения в поколение»). Год спустя предприниматель запустил платную услугу по уходу за могилами. Ее новизна заключалась в полной дистанционности процесса — уборку на кладбище всегда можно было поручить ритуальным агентствам, но для этого нужно очно оформить заказ и принять работы.

Летом прошлого года Свердлов объединил усилия с Алексеем Володеевым, создателем агрегатора ритуальных товаров и услуг Rip24. Так родилось «Открытое кладбище». В этом году команда прошла в 6-й набор акселератора ФРИИ и уже выбирает из трех инвесторов (оценка проекта превысила 60 млн рублей).

Сегодня база данных «Открытого кладбища» охватывает 150 тысяч захоронений на территории СНГ, а именно 32 города и 42 кладбища. Каждая карточка включает фото памятника, имя усопшего, даты рождения и смерти, сведения о надписях на надгробии и расположении захоронения. К следующей весне Свердлов и Володеев рассчитывают расширить каталог до 1 млн могил. База данных о захоронениях будет общедоступна не только для поиска могилы родственника, но и для отраслевой аналитики. Сейчас Свердлов и Володеев ведут переговоры о совместной каталогизации с несколькими регионами и готовятся к открытию первой франшизы компании в одной из республик СНГ. В планах — разработать мобильное приложение, которое напоминает клиентам о необходимости обновить буквы на памятнике и покрасить ограду.

По данным предпринимателей, в России заброшено до 75% захоронений. Особой популярностью «Открытое кладбище» пользуется у тех, кто навсегда уехал из страны или не может ухаживать за могилой близкого по другим причинам. С помощью этого сервиса за могилами родственников ухаживают 247 семей.

Ритуальный МФЦ

В июле ГБУ «Ритуал» попросило столичных чиновников передать ему в управление треть площадей в столичных моргах. Всего учреждение рассчитывало занять площади в 41 здании, чтобы создать там многофункциональные похоронные центры. Руководитель «Ритуала» Артем Екимов говорит, что эти центры будут предоставлять все ритуальные услуги в режиме одного окна, цивилизованно и без посредников. Первый похоронный МФЦ откроется на Сущевском валу весной 2016 года.

Какие стартапы нужны российским кладбищам?


Если отечественный похоронный бизнес удастся сделать прозрачнее, он может привлечь крупных инвесторов. В 2013 году фонд Pamplona Capital Management, управляющий средствами совладельцев консорциума «Альфа-Групп» Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева, купил французское похоронное бюро OGF за $1,2 млрд.

Rusbase спросил у экспертов, как сделать отрасль инвестиционно привлекательной и какие ритуальные инновации нужны России.

Исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев (СПОК) Павел Уланов убежден, что отечественному похоронному рынку прежде всего нужна грамотная нормативно-правовая база. С ритуальной коррупцией должно бороться государство. Незаконное предпринимательство в моргах остановит лишь запрет на оказание ритуальных услуг в медицинских организациях. Сотрудники моргов должны выдавать свидетельства о смерти, а не вмешиваться в обряды. Хаос на российский кладбищах, по словам Уланова, связан с невыполнением норм о захоронении, отсутствием технологического контроля и торговлей хорошими местами.

Если говорить о погребальных технологиях, позволяющих экономить земельные ресурсы, то их внедрение действительно необходимо. Это и использование веществ, ускоряющих минерализацию останков, и сооружение зданий-кладбищ, и развеивание праха... С капсулами и ресомацией, думаю, пока никак, а вот проект по крионике уже работает. Есть опыт организации погребения в космическом пространстве, видна потребность в организации развеивания праха, погребения в воду. Также возможно заказать ритуальные ювелирные украшения. Общество пока еще шарахается от «похоронки», но она вызывает все больший интерес. Культура погребения и сохранения памяти меняется — молодые поколения уже по-другому смотрят на эту тему, да и технологии открывают новые горизонты. Думаю, это направление получит серьезное развитие в будущем. Для виртуальных кладбищ у нас не тот менталитет, а вот статистический учет и единая база мест захоронений стране очень нужны.
Павел Уланов исполнительный директор СПОК
image description

Для создания единого маркетплейса ритуальных услуг (облегчит гражданам выбор агентства в и без того сложных жизненных обстоятельствах) нужна внятная госполитика развития отрасли и лобби цивилизованного похоронного сервиса, полагает представитель СПОК. Частным кладбищам и крематориям эксперт прочит хорошее будущее.

Частные инвесторы давно «на низком старте» и готовы во многих регионах страны запустить новые высокотехнологичные объекты. Государство уже признало пользу частных кладбищ и крематориев, дело за отработкой правовых норм. Не вижу здесь сложностей. Во всем мире частные похоронные объекты доказали свою эффективность и жизнеспособность. Сегодня мы можем запускать такие инвестиционные проекты в рамках государственно-частного партнерства. Очевидно, что в бюджете не хватает средств на нужды похоронного дела. Почему же не дать возможность поучаствовать в процессе частному капиталу? Нужно лишь установить разумные правила взаимодействия, сохранив баланс интересов государства, инвестора и потребителя.
Павел Уланов исполнительный директор СПОК
image description

Председатель профсоюза работников ритуальных служб Москвы Антон Авдеев на перспективы развития похоронного дела смотрит пессимистично. По его мнению, этот бизнес будет постепенно умирать, замещаясь моделью самообслуживания с элементами централизованного управления под контролем государства. «Поэтому сегодня нужны не столько инновации, сколько другая структура управления отраслью с сочетанием уже имеющихся технологий», — полагает он.

Покупательная способность населения снижается, поэтому дорогостоящие проекты будут попросту нерентабельны и даже вызовут раздражение в обществе. А значит, не будет и частных инвестиций с целью получения прибыли. «Я скорее верю в то, что государство перевалит кладбища обратно на население, назовет их частными и обложит данью», — говорит эксперт.

По его словам, идея единого агрегатора ритуальных услуг сегодня реализуема только на государственные деньги, а альтернативные способы захоронения в России не приживутся в силу традиций.

Возможно, сохранится крионика, но к ней есть два стратегических вопроса, на которые Данила Медведев ответить не может. Первый: если разрушится денежная система, построенная на ссудном проценте, а экономика бесконечно-долгого обслуживания криохранилища построена именно на нем (вложения в надежные бумаги под проценты), то какой экономический механизм сможет это заменить? Второй: как обойти предел Хейфлика при восстановлении жизнедеятельности клетки, если этот ресурс был практически израсходован в первой жизни? В лучшем случае можно будет внедрить что-то новое не как дополнительные опции, а как оптимизацию затрат. Даже на Западе QR-коды, онлайн-трансляция и прочие веяния остались эксклюзивными услугами, не перейдя в статус массовых и тем более не став инфраструктурой. А вот онлайн-поиск захоронений — это даже не услуга, а единственная альтернатива выкапыванию останков и перепродаже могил для новых умерших.
Антон Авдеев председатель профсоюза работников ритуальных служб Москвы
image description

Авторы проекта «Открытое кладбище» согласны с тем, что новые погребальные процедуры в России популярны не будут. «Если это и будет пользоваться спросом, то среди элиты и креативного класса, — рассуждает Михаил Свердлов. — Согласитесь, чтобы завещать переработать себя в капсулу для питания деревьев или в алмаз, нужен не самый тривиальный подход к жизни».

Виртуальные кладбища, по их мнению, никогда не заменят личного посещения могилы близкого — все равно человек при этом испытывает особые чувства. «А проблема соцсетей — их неспособность распознать, что пользователи уже умерли, — говорит Алексей Володеев. — Мы знаем ребят, которые пытаются автоматизировать процесс превращения страниц умерших пользователей в страницы скорби».

По словам Володеева, создание единого портала с услугами ритуальных агентств — вопрос времени и связей. Сейчас честная система с рейтингами и отзывами идет вразрез с интересами недобросовестных игроков. Но легализация рынка в ближайшие годы неизбежна, верит предприниматель.

Сегодня успехом могут пользоваться общедоступные карты кладбищ (возможно, даже с элементами дополненной реальности, когда пользователю будет рисоваться маршрут), а также видеонаблюдение за участком захоронения, которое пригодится многим представителям старшего поколения или родственникам знаменитостей, на могилах которых высок риск вандализма.
Алексей Володеев сооснователь сервиса «Открытое кладбище»
image description

Идею частных похоронных объектов стартаперы одобряют, но указывают на долгую окупаемость и слишком узкий спрос.

Сейчас люди лечатся в частных клиниках, почему бы не покупать земли на частном кладбище? Порядок и постоянный уход за могилой можно будет обеспечить еще при жизни, оплатив сервис на следующие 10, 20, 50 лет. Станет ли это массовой услугой? Скорее всего, нет. С другой стороны, это бизнес вдолгую. Основную прибыль сейчас приносят непосредственно похороны при маржинальности 50-60%. Дополнительные услуги (например, уход за захоронением) составляют 30-40% от стоимости похорон (при марже в 75-85%) и размазаны на следующие 3-4 года после смерти человека. Еще в 50% от стоимости похорон обойдется установка памятника и ограды (тут маржинальность значительно ниже и составляет порядка 15-25%). При таком раскладе вернуть инвестиции получится только через 10-12 лет. Согласитесь, это не лучшая перспектива в текущей экономической ситуации.
Михаил Свердлов сооснователь сервиса «Открытое кладбище»
image description

Если вы вспомнили другие интересные идеи для стартапа в сфере ритуальных услуг — не таитесь в комментариях.


Фото на обложке предоставлено сайтом Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта