Истории

Социальная изоляция вредит продуктивности сотрудников. Вот как это можно исправить

Истории
Анна Самойдюк
Анна Самойдюк

Редактор

Анна Самойдюк

Перемены в сфере занятости заставляют людей чувствовать себя одинокими. Журналистка Диана Пай рассказала, как компании и сотрудники могут препятствовать этому.

Социальная изоляция вредит продуктивности сотрудников. Вот как это можно исправить

В этом году я несколько месяцев работала в самой дружелюбной компании в мире. Каждую пятницу там проходили «счастливые часы». Кто-то приносил на работу шоколадки и зефирки. Сотрудники дарили друг другу открытки на День благодарения.

Эта компания сильно отличалась от тех, в которых мне доводилось работать. Переход на фриланс после нее оказался для меня очень болезненным. Иногда за весь день я могу произнести всего лишь две фразы: «Большой американо, пожалуйста» и «Не могли бы вы посмотреть за моими вещами?». Конечно, я переписываюсь и разговариваю по телефону с друзьями, но это не совсем то же самое, что общение с коллегами. И хотя я как интроверт предпочитаю тишину людям, мне все равно становится одиноко уже к середине каждой недели.

Я такая не одна. Социальная изоляция сейчас довольно распространенное явление. Она оказывает серьезное влияние на почти каждый аспект нашей жизни. Недавнее исследование показало, что одиночество может быть причиной сердечно-сосудистых заболеваний и общей смертности.

Есть определенные последствия и для карьеры. «Одинокие люди хотят знать, почему им одиноко», – утверждает Хакан Ожелик, профессор менеджмента в Калифорнийском университете в Сакраменто. Одиноким сотрудникам начинает казаться, что им не место в определенном отделе или организации в целом – иногда они даже думают, что компания обернулась против них. В результате они минимизируют свою активность. Это вызывает недовольство у менеджмента, что приводит к еще большему падению производительности.

Сервисы и услуги для вашего бизнеса от проверенных компаний. Только в B2B-магазине Rusbase.

Фото: Unsplash

Непросто и самим компаниям. Найм и обучение нового сотрудника вместо удержания старого дороже и времязатратнее. Осознавая это, компаниям следовало бы потратить больше усилий и денег на минимизацию одиночества – но это сложно. Разные фирмы работают по-разному; к тому же, очень сложно построить дружелюбную атмосферу в компании, если большая часть сотрудников работают из дома.

В течение ближайших десятилетий эти перемены в сфере труда сделают отношения на работе еще более неуловимыми. Удаленная работа и самозанятость набирают все большую популярность, отрезая людей от коллег и общения в офисе. Рабочая культура эволюционирует, и теперь все большее внимание уделяется продуктивности, а не социальному взаимодействию. Тем не менее, все еще есть шансы уберечь людей от одиночества.

Покажите пример

Менеджеры должны осознавать риск одиночества для сотрудников. «Оцените атмосферу рабочего места. Обратите внимание, как работают люди – из дома или приходят в офис каждый день, а затем подумайте, насколько агрессивные шаги необходимо предпринять для решения проблемы», – объясняет Дарси Груттадаро, директор Центра психического здоровья на рабочем месте.

«Мне кажется, главное, что должны сделать HR-менеджеры – удостовериться в том, что руководство обеспечивает крепкую и дружелюбную культуру компании», – считает Трэйси Спуненберг, вице-президент по человеческим ресурсам в The Granite Group.

С этим согласна Груттадаро: «Чем лучше руководство сможет моделировать открытое и дружелюбное пространство, тем больше сотрудников будут его чувствовать и следовать его примеру».

Фото: Unsplash

Обучайте менеджеров

Менеджеры могут играть более прямую и активную роль в борьбе с одиночеством. «Руководители нижнего звена очень важны, и плохо обученный менеджер может повлиять на многое», – рассказывает Спуненберг. Лидер команды – идеальная позиция для организации и структурирования групп в своем отделе.

«Менеджер должен действовать, как социальный архитектор», – считает Ожелик. Один из вариантов, как этого можно достичь – сделать сотрудников зависимыми: позволить им расслабиться и совершить несколько ошибок, чтобы они обратились за советом к своим коллегам. В такой среде «люди будут просить друг у друга помощи и таким образом сближаться», – продолжил он.

Обратите внимание на процесс адаптации новичков

HR-менеджеры должны помогать и новичкам – например, подыскивать им стратегическую пару. «Если в вашу организацию пришел робкий человек, вы можете назначить одного из сотрудников ответственным за его адаптацию и обучение», – рассказывает Спуненберг. По возможности просите об этом наиболее общительных членов команды.

HR-менеджерам также следует сделать все возможное, чтобы у людей, только что приступивших к управленческой роли, не было завышенных ожиданий. «Если вы впервые пробуете себя в роли менеджера, не стоит мечтать о том, что вы сможете поддерживать дружеские и теплые отношения с подчиненными», – считает профессор в Университете Кентербери в Новой Зеландии.

Используйте технологии с умом

Технологии оказывают огромный эффект на социальность, и люди могут чувствовать себя изолированными, даже когда находятся в офисе. «Например, по пути на работу люди слушают музыку в наушниках – то же самое они делают и на рабочем месте», – объясняет Груттадаро.

Фото: Unsplash

Еще одна проблема – ноутбуки на совещаниях, отмечает Дэн Швабель, директор по исследованиям в Future Workplace. «Люди жалуются, что на собраниях никто не слушает внимательно. Конечно, ведь вы смотрите вниз, а не на говорящего».

Технологии нужно использовать с умом и объяснять, когда они полезны, а когда – нет. Швабель советует руководителям подавать пример и приходить на совещание с блокнотом и карандашом или откладывать телефон во время офисных «счастливых часов».

Пересмотрите планировку офиса

Как бы парадоксально это ни было, но открытая планировка офисного пространства препятствует взаимодействию. «Вы не можете фокусироваться, когда сидите рядом с человеком, который разговаривает по телефону», – отмечает Спуненберг. В результате нехватки личного пространства люди носят наушники и стараются изолировать себя от коллег ради небольшой приватности.

Чаще устраивайте видеоконференции с удаленными сотрудниками

В данном случае технологии являются решением, а не проблемой. Устраивайте видеоконференции с удаленными сотрудниками; это довольно неловко, но все же лучше, чем телефонные звонки. «Если удаленная работа – большая часть вашего бизнеса, вы должны креативно подойти к вопросу о социальном взаимодействии персонала», – утверждает Груттадаро. Возможность видеть коллегу – будь это раз в год на корпоративе, раз в месяц на «счастливых часах» или во время виртуального совещания – очень помогает.

«Технологии могут быть инструментом, благодаря которому людям будет казаться, словно они физически присутствуют в офисе. Кроме того, во время видеоконференции вы видите жесты и мимику человека и понимаете, что он думает на тот или иной счет. Начните со звонков в Skype, а затем время от времени приглашайте удаленных сотрудников в офис или на чашку кофе, чтобы у них была возможность пообщаться с коллегами», – объясняет Спуненберг.

Источник.


Материалы по теме:

Все о трудностях управления удаленной командой

Жизнь после удаленной работы – истории десяти профессионалов

Вся правда об удаленной работе

Три ошибки управления удаленной командой

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase