Еще тысячи лет назад люди понимали, что игры — это не просто детская забава. Игральные карты помогали принимать решения, шахматы учили военному искусству, а из бросков кости и вовсе родилась теория вероятности. Нейробиолог Келли Кленси рассказывает, как игры меняют нас и какое применение они находят в бизнесе.
Келли Кленси — нейробиолог, изучающий биологию интеллекта. Она занимала исследовательские должности в Массачусетском технологическом университете, Калифорнийском университете в Беркли, Университетском колледже Лондона и компании искусственного интеллекта DeepMind.
Читайте по теме:
Как создать игру и заработать на ней
Игра вдолгую: зачем бренды идут в киберспорт и как туда попасть
Кленси поделилась ключевыми инсайтами из своей новой книги Playing with Reality: How Games Have Shaped Our World.
Игра — это инстинкт
Игра — это поразительное изобретение. Какой бы она не была — азартной, настольной, компьютерной — это совокупность идей, придуманных мозгом, чтобы получить удовольствие из ничего. Другими словами, мозг изобрел игры, чтобы «хакнуть» сам себя.
И люди предполагали что-то подобное тысячи лет назад. Еще греческий историк Геродот написал о лидийцах, которые, как утверждается, изобрели многие из игр, в которые мы играем сегодня. Он утверждал, что этому народу пришлось пережить 18 лет голода. Чтобы облегчить страдания, они чередовали день пищи с днем игр.
Игра была с нами с древних времен. Она говорит с чем-то внутри нас, что выходит за пределы времени, культуры и языка. Люди тысячи лет назад играли в шахматы, нарды и го. На самом деле, игры даже старше человечества — играют многие животные, даже насекомые. Забавляясь, звери учатся важным физическим навыкам — например, котята, прыгая на игрушки, тренируются охоте.
Люди же в играх отрабатывают умственные навыки. Игра — это учеба. Так наш мозг создает безопасную среду для приобретения нового опыта. Мы многое узнали о мире и об образовании, исследуя игры. Даже если во взрослом возрасте вы не тратите время на всякие забавы, игры, в которые вы играли в детстве, во многом формируют, как вы мыслите и познаете мир сегодня. Игра — это не изобретение, это инстинкт.
Сила вероятности
Игры могут помочь нам сделать лучший выбор. Тысячи лет люди использовали игральные карты, кости и жеребьевку, чтобы принять непредвзятое решение. В библейские времена израильтяне тянули жребий, чтобы по справедливости разделить наследство или набрать рекрутов в армию.
Раньше интерпретировать броски костей, принимать решения и судить споры позволялось лишь религиозным лидерам. Само слово «клир» (духовенство) происходит от греческого kleros, которое означает «жребий или случай».
Игры помогают не только выбирать — они могут научить нас планировать и выстраивать стратегию.
Совсем недавно математики выявили взаимосвязь между играми и принятием решений. В эпоху Ренессанса были чрезвычайно популярны азартные игры, и игроки изучали кости, чтобы повысить число выигрышей. В итоге это привело к изобретению теории вероятности. Впервые ученые смогли математическим языком описать то, чего не знают, а не известные факты.
Теория вероятности дала толчок научной революции, помогая ученым анализировать точные данные и выражать предполагаемые. Если раньше люди объясняли любое событие прихотью богов, то благодаря теории вероятности мы смогли делать количественные прогнозы о будущем.
Сегодня кажется обыденным сказать что-то вроде: «Вероятность дождя завтра составляет 40%», но это революционный прорыв. Благодаря играм мы можем принимать решения на основе данных.
Математическая революция затронула почти все академические дисциплины и породила несколько новых областей. Немецкие военные стратеги использовали статистику, чтобы превратить шахматы в Кригшпиль (нем. Kriegsspiel «военная игра») — настольную игру-симуляцию для отработки военных сражений. Война, ранее считавшаяся искусством, превратилась в науку. Кригшпиль помог немцам изменить облик Европы в конце XIX века.
Когда Чарльз Дарвин писал свою фундаментальную работу об эволюции, он переживал из-за того, что ему не хватало знаний по математике, чтобы более конкретно выразить его идеи.
60 лет спустя биологи обнаружат, что та же самая математика, описывающая броски кубиков, будет фиксировать, как проходит естественный отбор. Многие концепции, лежащие в основе современной экономики, науки и медицины, — такие как шансы, льготы и ожидаемая ценность — произошли от игр.
Люди не эгоистичны
В 1944 году Джон фон Нейман и Оскар Моргенштерн представили в своей книге новую ветвь математики, известную как теорию игр. Они хотели ответить на один вопрос: как оптимально действовать в игре, если мы не знаем, как поведет себя соперник? В теории игр фон Нейман попытался понять, что движет человеческим поведением.
Джон был венгерским евреем, покинувшим Европу в 1933 году, сразу после того как Гитлер пришел к власти. Он был глубоко обеспокоен нацистами и надеялся разработать теорию для действительно рационального поведения в глубоко нерациональное время. Вместе с Моргенштерном они смоделировали мир как игру, в которую играют люди, а затем задались вопросом: как игроку сделать выбор, максимально повышающий шансы на выигрыш?
Когда-то забытая часть математики, теория игр сегодня доминирует в современной экономике. Но теория игр никогда не была человеческой моделью. Это математическое описание полностью эгоистичной машины, которой движет лишь выигрыш. Сравнивая предсказания теории игр с тем, как настоящие люди принимают решения, мы узнали, что людям, в отличие от бездушной машины, не всё равно.
Психологи, например, Дэниел Каннеман, доказали, что с точки зрения теории игр люди нерациональны. Но это неплохо. Это означает, что люди ценят других, а не только себя. Они предпочитают быть честными. Мы не беспощадные оптимизаторы. Нейробиологи обнаружили, что общение само по себе является наградой. Мы играем в игры для того, чтобы понять, как они работают, а не только из-за выигрыша.
Игры играют нами
Теория игр лежит в основе современной экономики. А еще это принципиально неверная модель человеческого поведения. И это больше чем теоретическая проблема. Если мы строим системы, исходя из того, что люди эгоистичны, мы можем спровоцировать их на такое поведение.
Знаменитый создатель настольных игр Райнер Книция говорит, что при разработке новой игры он первым делом продумывает систему подсчета очков. Она повлияет на поведение участников.
Возьмем, например, «Монополию». Чтобы выиграть, человек должен вести себя, как алчный капиталист. Даже если в реальной жизни он придерживается социалистических взглядов, он должен придерживаться игровых правил, а не тех, которые ему больше нравятся. Он не может выиграть, если будет делиться прибылью или отказываться от ренты. В этом и заключается коварство.
Читайте по теме:
Эта игра была настолько популярной, что пришлось ограничить к ней доступ
Хомяк к успеху шёл. Как Hamster Kombat привлек 300 млн игроков
Сегодня игры спрятаны повсюду в наших технологиях. Игровому сценарию подчиняется всё: общение в соцсетях, подбор пар в дейтинговых приложениях, подача рекламы. Мы все находимся в игре, и нас вознаграждают за поведение, которым мы, может, и не гордились бы — иными словами, игры играют нами.
Игры подобны слепкам разума. Каждая фокусируется на определенных умственных функциях. Это также делает их немного опасными — люди всегда знали, что игры могут затягивать. Раджи в Древней Индии сравнивали кости с наркотиками. В Венеции эпохи Возрождения (когда появились первые казино) азартные игры едва не стали причиной краха правящего класса, так как аристократия проигрывала семейные состояния.
Сегодня компании геймифицируют продукты, чтобы привлечь нас на свои платформы. Геймифицированные рабочие приложения побуждают сотрудников работать больше и дольше вплоть до небезопасных пределов. Нам нужно осознавать, кто придумывает игры, в которых мы участвуем, и совпадают ли наши ценности.
Думайте как создатель игр
Некоторые из величайших в истории мыслителей обещали, что игры могут научить нас важным жизненным урокам. Платон верил, что детские игры критически важны для гражданского образования, потому что они учат будущих граждан следовать правилам. В Средневековье рыцари и знать должны были изучать шахматы. Считалось, что, играя в эту игру, можно было много узнать о себе — все равно что увидеть свое отражение в зеркале.
Сегодня многие бизнес-лидеры играют в покер, чтобы научиться «считывать» людей. Государственный деятель Генри Киссинджер утверждал, что для того чтобы понять китайских лидеров, западные политики должны научиться играть в го.
Игры могут помочь стать нам лучшими переговорщиками и стратегами. Но мы можем вернуться на шаг назад и задать себе более важный вопрос — не как хорошо мы играем, а играем ли мы в то, что хотим сами? Как нам создавать лучшие игры?
Удивительно много крупнейших имен в технологиях начинали именно с создания игр. Одна из ранних программ Билла Гейтса играла в крестики-нолики. Молодой Сундар Пичаи, ныне CEO Google, разработал шахматный движок. Марк Бениофф из Salesforce продавал игровой компании Atari такие игры, как Crypt of the Undead.
Можно научиться системно мыслить, изучая, как работают игры и как создаются определенные динамики. Эта отрасль называется проектированием механизмов. Экономисты используют его для разработки новых маркетплейсов, систем голосования и другого. Они надеются создать более справедливые игры, где выигрывает каждый.
Фото на обложке: Freepik
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Как (наконец-то) положить конец недопониманию на работе
- 2 5 ошибок в переговорах: как сделать так, чтобы каждый остался довольным
- 3 Почему подчиненные не выполняют требования и как заставить их это делать
- 4 Ловушка невозвратных затрат: чем больше мы вкладываем, тем сложнее отказаться
- 5 Создать психологический стартап на основе ИИ
ВОЗМОЖНОСТИ
14 октября 2024
14 октября 2024
14 октября 2024
15 октября 2024
15 октября 2024