Top.Mail.Ru
Истории

Как создать игру и заработать на ней

Истории
Елена Лиханова
Елена Лиханова

Бывший старший редактор RB.RU

Елена Лиханова

Создание компьютерных игр — сложный бизнес, но он приносит миллионы долларов прибыли. Этим увлечением охвачено население планеты, так что число возможных потребителей продукта можно считать безграничным. Для разработки несложного проекта не требуются навыки программирования: хитовую игру можно сделать в специальном конструкторе. Главное — оригинальная идея.

Как создать игру и заработать на ней
  1. Истории

Содержание

Особенности бизнеса на создании компьютерных игр

Как и любой бизнес, эта модель имеет свои достоинства и недостатки. Важно понимать, что игры — цифровой продукт, который освобождает компанию от сразу нескольких ограничений.

  1. Географических: разработчик продвигает продукт из любого города по всему миру. Для создания популярной компьютерной игры компании не придется арендовать дорогой офис в центре мегаполиса — можно работать в населенном пункте районного подчинения.
  2. Материальных: для дистрибуции приложения не требуется организовывать логистику, а для разработки не придется налаживать поставки сырья и топлива. Цифровой контент по щелчку мыши может оказаться на противоположной стороне земного шара.
  3. Творческих: при разработке игры можно проявить фантазию, создав самых фантастических персонажей и сюжет, путешествия к другим мирам и не только.

У геймдева есть и другие преимущества:

  1. Высокая доходность. Готовый продукт долго приносит прибыль, не требуя никаких затрат на повторный выпуск. Деньги поступают за счет реализации самого продукта и от продажи игровых элементов для апгрейда персонажа — эффективного оружия, усиленной защиты, здоровья, дополнительных способностей и так далее.
  2. Большой спрос. Люди сильно увлекаются играми — это свойство человеческой природы. Сегодня гейминг стал серьезным хобби как для детей, так и для взрослых.
  3. Доступность кадров. Специалисты могут находиться в разных городах и даже странах. Участнику проекта не нужно обеспечивать переезд –– он справится со своими обязанностями, оставаясь дома на удаленке.

В то же время бизнес на создании игр не лишен недостатков:

  1. Высочайшая конкуренция. В геймдеве тысячи мелких и крупных компаний по всему миру. Среди них немало настоящих гигантов. География не спасает: разработчик из другого полушария — такой же опасный конкурент, как и тот, что находится в соседнем городе.
  2. Непредсказуемость результата. Невозможно заранее сказать, заинтересуются ли игрой покупатели. Есть риск того, что к моменту выхода продукта кто-либо из конкурентов выпустит похожее, но более удачное решение.
  3. Необходимость защиты продукта. Нужна регистрация авторских прав на сюжет, персонажей, музыку и прочее. А еще озаботиться информационной безопасностью, чтобы код не утек в сеть.
  4. Зависимость от издателей. Самостоятельно продвигать компьютерные игры могут только гиганты индустрии, так как это требует крупных вложений. Компании с низким бюджетом вынуждены обращаться к издателям и отдавать им основную часть прибыли.
  5. Быстрый прогресс. Сфера цифровых технологий развивается невероятно быстро. Чтобы быть в тренде, надо постоянно учиться, осваивать новые приемы, следить за выходом новых тайтлов и так далее.

В геймдеве особенно важен творческий замысел. Графика может быть совсем незамысловатой, но если идея понравится целевой аудитории, доход разработчиков будет исчисляться миллионами долларов. Так, когда-то дети и взрослые увлеклись Minecraft или S.T.A.L.K.E.R. Классическим же примером удачной идеи был и остается «Тетрис», придуманный советским программистом Алексеем Пажитновым.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Авторское право

Компьютерная игра — объект интеллектуальной собственности. Важно защитить ее компоненты от копирования, другого несанкционированного использования, иначе на результатах творческой деятельности разработчика будут зарабатывать посторонние.

Регистрируют авторское право на:

  • логотип, название проекта (с юридической точки зрения представляет собой товарный знак);
  • код (по ст. 1261 ГК РФ защищается как литературное произведение);
  • видеоролики;
  • имена, визуальные образы персонажей;
  • игровой мир;
  • саундтреки;
  • инновационные решения;
  • сюжет;
  • тексты;
  • дизайн интерфейса.

Если компания сама разработала игровой движок или плагин к уже существующему, они тоже относятся к объектам интеллектуальной собственности.


Читайте по теме:

Карта GamingTech

Как защитить интеллектуальную собственность бизнеса


Регистрацию производят по мере готовности того или иного элемента, не дожидаясь, когда игра будет завершена. При наличии патента следующие действия в отношении продукта со стороны третьих лиц будут считаться правонарушением:

  • присвоение авторства;
  • внесение изменений в программный код;
  • правка названия;
  • несанкционированное использование элементов продукта в собственных произведениях (выпуск игрушек с логотипом и тому подобное).

Для регистрации авторских прав надо обратиться в «Роспатент». По завершении процедуры разработчик получит государственное свидетельство о депонировании. Правила и методы игр патентовать нельзя — это прописано в ст. 1350 ГК РФ.

Авторское право на программу признается всеми странами мира, подписавшими Бернскую конвенцию. Оно действует в течение всей жизни правообладателя и еще 70 лет после его смерти.

Авторские права не стоит путать с имущественными (исключительными). Обладатель последних может распоряжаться игрой в коммерческих целях: выпускать ее, тиражировать, публиковать в интернете, распространять иными способами. В большинстве случаев разработчик передает имущественные права издателю, который берется за продвижение продукта на рынке или финансирование процесса его разработки.

Автором считается тот, кто сам создал произведение. Если над игрой работает коллектив из нескольких программистов, дизайнеров, сценаристов и так далее, каждый из них признается автором той части продукта, которая вышла из-под его пера. Компания-разработчик запрашивает у всех членов команды имущественные права на использование созданных ими объектов.

Анализ рынка: конкуренция в области разработки компьютерных игр

Гейм-индустрия развивается с высокой скоростью, столь же быстро меняется и конкурентная среда. Для создания успешной игры надо провести анализ текущей ситуации. Это позволит найти наиболее выгодную нишу и сформировать конкурентную стратегию.

По способу распространения различают 2 вида игр:

  1. P2P (англ. Pay-to-Play, «плати, чтобы играть»). Продукт продается за деньги. Оплата вносится единоразово либо игрок оформляет подписку.
  2. F2P (англ. Free-to-Play, «играй бесплатно») . Пользователю не нужно платить за загрузку и использование приложения. Разработчик получает доход за счет внутриигровых покупок или рекламы.

Второй вариант завоевал абсолютное лидерство. 83% всех доходов на рынке поступает от компьютерных игр типа Free-To-Play.

как зарабатывать на компьютерных играх

Фото в тексте: Unsplash

Разработчику приходится сталкиваться с большим количеством конкурентов. Это объясняется минимальными барьерами для входа в отрасль:

  • необязательно открывать ИП или ООО — создавать игры может физическое лицо;
  • нет специализированных стандартов и процедуры обязательной сертификации продукта;
  • не предусмотрено государственное регулирование цен и уровня доходности;
  • платежеспособность потребителя может быть минимальной (для игр Free-To-Play);
  • основной канал дистрибуции — интернет — доступен массовому пользователю.

В одной только России разработкой игровых продуктов занимаются 326 компаний. Вот лишь несколько наиболее производительных:

  • «Акелла»;
  • «Софтклаб»;
  • «Бука»;
  • «Новый диск»;
  • Nival;
  • Morteshka;
  • Ice-Pick Lodge;
  • Alawar;
  • Soviet Games;
  • 1C;
  • Saber Interactive;
  • Gaijin Entertainment;
  • Mundfish;
  • Owltat Games.

Мировые лидеры геймдев-индустрии:

  • Sony Computer Entertainment;
  • Microsoft Studios;
  • Nintendo (оборот);
  • Sega;
  • Activision Blizzard;
  • Bandai Namco;
  • Electronic Arts;
  • Konami;
  • Ubisoft;
  • Square Enix.

В 2023 году доходность рынка составила $184 млрд, а в 2024 году прогнозируется рост до $189 млрд. 

Наиболее популярные жанры игр:

  • ролевые (RPG);
  • шутеры (Shooter);
  • гонки (Racing);
  • экшен (Action);
  • стратегии (Strategy).

Как показала практика, разработчики зарабатывают хорошие деньги даже на самых простых аркадных играх, если в их основе лежит остроумная идея.

Крупные компании уделяют повышенное внимание созданию игр для мобильных устройств — смартфонов и планшетов. Такие гаджеты обходятся дешевле других платформ и могут использоваться в любом месте. На них пользователи играют чаще всего.


Читайте по теме:

Главные российские игры в 2024 году

Количество разработчиков мобильных игр в RuStore увеличилось в три раза


Организация бизнеса

Создание игры начинается с разработки концепции. Необязательно придумывать идею с нуля — достаточно взять чье-то решение и привнести в него оригинальные дополнения.

Регистрация компании

На этот счет нет никаких требований. Можно создать программу в статусе физического лица и только перед самым ее выходом зарегистрировать бизнес.

Поиск спонсора

Если собственных средств на разработку продукта не хватает, ищут инвестора или обращаются к издателю. Последних в России уже немало, например:

  • Molokimoblie;
  • APP Publisher;
  • Vistrex;
  • Zeptolab;
  • «Кефир»;
  • Qmobi;
  • Alawar;
  • Pixsonic.

Сотрудничество с издателем — это не только возможность получить финансовую помощь, но и перспектива вывести игру на зарубежные рынки.

Отыскать средства можно и путем сбора пожертвований на краудфандинговых платформах, например Kickstarter.

Создание команды

В разработке игры участвуют такие специалисты:

  • программисты;
  • сценаристы;
  • художники;
  • аниматоры (отвечают за движение персонажей и элементов геймплея);
  • композитор;
  • звукооператор;
  • актеры озвучивания;
  • режиссер (гейм-дизайнер);
  • тестировщики.

Необязательно комплектовать полную команду. Часть задач, например тестирование, можно передать на аутсорсинг.

Разработка игры

Существуют сервисы, упрощающие процесс создания игры. К ним относятся:

  • онлайн-генераторы для разработки персонажей;
  • библиотеки готовых моделей и анимаций;
  • игровые движки.

Движок — это ядро игры. Это программный продукт, выполняющий следующие функции:

  • рендеринг графики;
  • управление звуком;
  • обработка ввода;
  • моделирование физических законов;
  • коммуникации в сети.

Крупная компания способна создать движок самостоятельно, но небольшому разработчику целесообразнее воспользоваться готовым решением. Чаще всего используют:

  • Godot;
  • Unity;
  • CryEngine;
  • Unreal Engine.

Стоимость лицензии исчисляется тысячами и даже миллионами долларов. Но некоторые разработчики разрешают пользоваться продуктом бесплатно. Так, движок Unity с урезанным функционалом находится в открытом доступе. На нем делают 2D- и 3D-игры для разных платформ, яркими примерами являются Angry Birds 2 и Hitman Go.

Unreal Engine можно использовать бесплатно, если прибыль от реализации разработки не превышает $1 млн. Здесь есть система визуального программирования блюпринт (blueprint), позволяющая работать без знания языка C++.

как создать игру и заработать на ней

Фото в тексте: Unsplash

Распространение

Основной канал дистрибуции игровых проектов — интернет. Перечислим самые крупные площадки:

  1. Steam. Может похвастаться аудиторией 120 млн пользователей, но комиссия составляет 20–30%, в зависимости от собранной игрой кассы.
  2. GOG. Еще один популярный магазин с комиссией 30%, сюда непросто попасть из-за тщательного отбора.
  3. Epic Games Store. Здесь комиссия составляет всего 12%, а для развлекательных программ на Unreal Engine (тоже создан Epic Games) еще и возвращают лицензионный сбор за использование движка.
  4. App Store. Комиссия составляет 15%, если разработчик зарабатывает менее $1 млн в год.
  5. Google Play Store. Комиссия на первый миллион долларов, заработанный на площадке, составляет 15%.
  6. Windows Store. Площадка забирает 12% дохода.

Менее популярные сервисы — Kartridge, Humble Store, ITTH.

Растет число приложений, размещенных на платных облачных сервисах. Их еще именуют стриминговыми.

Программа запускается на сервере, а устройство пользователя только получает изображение и отправляет команды. Таким образом, игроку не нужен мощный компьютер или дорогая приставка, требуется только быстрый интернет.

В РФ доступны 2 подобных сервиса: Playkey (российский) и GeForce Now. За рубежом, помимо GeForce Now, большой популярностью пользуются Stadia, xCloud и Luna.

Реклама

Чтобы игрой заинтересовались, проводят рекламную кампанию. Продукт представляют на тематических форумах, серверах Discord, фестивалях и выставках, продвигают в социальных сетях, публикуют трейлер.

Для раскрутки игры заказывают обзоры профильным сайтам, популярным блогерам и стримерам. Здесь можно проводить розыгрыши ключей для приложения.

Одним из наиболее эффективных способов распространения компьютерных развлечений считается участие в бандлах. Суть акции заключается в реализации нескольких проектов пакетом за невысокую плату. Этот вариант подходит тем, кто нацелен на захват рынка ценой отказа от большого дохода на первое время.

Дальнейшие шаги

После издания игры разработчик действует одним из следующих способов:

  • поддерживает проект;
  • улучшает и пополняет его либо предлагает игрокам продолжение;
  • создает новые продукты.

Крупные компании работают одновременно по всем направлениям, начинающим приходится выбирать что-то одно. Решение зависит от успеха проекта, ситуации на рынке, наличия новых идей.

Достоинства и недостатки профессии разработчика компьютерных игр

У этой профессии есть ряд преимуществ:

  1. Востребованность. Это объясняется стабильным развитием рынка.
  2. Высокая заработная плата. Опытный профессионал зарабатывает 300–350 тыс. руб. в месяц.
  3. Комфортные условия работы. Исполнитель трудится в офисе или даже дома, передавая наработки через интернет.
  4. Универсальность. Хороший специалист сможет найти работу в любой отрасли, где требуются навыки программирования.
  5. Доступ к инвестициям. Связанный с компьютерными играми бизнес отличается высокой доходностью, что привлекает инвесторов.
  6. Творческая деятельность. Работа гейм-дизайнера не связана с рутиной, она интересная и захватывающая.

К недостаткам профессии относятся:

  1. Нагрузка на глаза. Программисты нередко носят очки или контактные линзы.
  2. Сидячий образ жизни. Нужна компенсация в виде гимнастики и силовых упражнений.
  3. Необходимость в постоянном обучении. Это обусловлено быстрым развитием цифровых технологий.

К отрицательным моментам можно отнести и выраженную конкуренцию. Сейчас IT-специальности бьют рекорды популярности среди выпускников школ, что приводит к перенасыщению этого сегмента рынка труда. На соискателя без опыта работы и хорошего портфолио (статус junior) большинство работодателей не обращают внимания.

Заключение

Компьютерными играми увлекаются люди обоих полов, всех возрастов и национальностей. Бизнес на создании таких развлечений относится к числу наиболее перспективных: рынок стабильно растет и за год прибавляет в среднем 3–6%. Разработать игру может любой желающий, для этого не нужно быть опытным программистом. Главное — придумать оригинальную идею, способную увлечь потребителя.

Фото на обложке: Frame Stock Footage / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

Карта GamingTech
Интерактивная карта индустрии GamingTech объединяет российские проекты, ориентированные на геймеров и киберспорт.
90+ компаний