Учёные нашли гены, которые отвечают за развитие интеллекта

Никита Стаценко

Внештатный автор

Расскажите друзьям
Алиса Беркана
Никита Стаценко

Одним из наиболее спорных вопросов в науке является вопрос о том, что представляет собой интеллект и в какой степени он зависит от генов. Новое исследование, опубликованное в журнале Nature Genetics, смогло выявить ряд генов, которые отвечают за развитие интеллекта.

В соответствии со словарным определением, интеллект — это «способность обучаться, понимать и справляться с новыми обстоятельствами» или «способность применять знания для управления окружающей средой или мыслить абстрактно».

Это определение весьма широко. Даже животные проявляют некоторые формы интеллекта, имеющие, как правило, решающее значение для выживания: от поиска и запоминания источников пищи и спасения от хищников до разделения обязанностей внутри группы. 

Чем отличается человеческий интеллект

Человеческий интеллект сначала был «реактивным», что позволяло нам находить решение проблем, которые ставила перед нами природа. Позже интеллект стал «проактивным», и мы получили возможность использовать природные ресурсы для создания превентивных мер, нацеленных на решение проблем.

Человеческий интеллект отличается от интеллекта других животных способностью формировать окружающую среду, например, при помощи сельского хозяйства.

Это стало возможным, когда мы начали развивать общины и распределять задачи в соответствии со способностями. Когда проблема выживания перестала быть критичной, мы смогли посвятить свой разум развитию искусств и других высших навыков.

Есть много факторов, позволяющих нам формировать и обучать наш интеллект — от доступа к ресурсам и информации до навыков, приобретённых через опыт и повторение. Но, как и у большинства человеческих черт, у него есть и генетическая основа.

Как нашли генетическую основу интеллекта

Метод, использованный в новом исследовании для измерения интеллекта, назывался мерой аналитического интеллекта — так называемый «g-фактор». Этот тест часто применяется в научных исследованиях, как один из самых объективных методов.

Авторы рассмотрели результаты 78 тысяч человек европейского происхождения для поиска генетических факторов и генов, которые могут влиять на человеческий интеллект.

Учёные провели полногеномный поиск ассоциаций (GWAS), который оценивает связи между каким-то признаком и множеством маркеров ДНК, называемых однонуклеотидными полиморфизмами, или ОНП, которые могут определять вероятность развития некоторого признака у индивидуума. Тест помог исследователям выявить 336 значимых ОНП.

Подавляющее большинство значимых ОНП, дающих подобные результаты, попадают в некодируемые части ДНК Другими словами, они указывают на участки ДНК, которые могут регулировать экспрессию генов, даже когда регулируемый ген неизвестен.

Это ведёт к сложности интерпретации ОНП из полногеномного поиска ассоциаций, поэтому впоследствии авторы дополнили свой анализ полногеномным анализом генных ассоциаций (genome-wide gene association analysis or GWGAS), который подсчитывает влияние множественных ОНП в генах и может определить конкретные связанные гены.

Затем они объединили оба типа исследований, чтобы укрепить свою уверенность в определении генов, связанных с интеллектом. Эта работа привела к выделению 52 потенциальных генов, связанных с интеллектуальными способностями человека. 

Какие гены отвечают за интеллект

Исследователи обнаружили, что связанные с интеллектом гены те же самые, что и играющие роль в регулировании развития нервной системы и апоптоза (нормальной формы клеточной смерти, необходимой для развития).

Наиболее значительный ОНП был найден в гене FOXO3, отвечающем за передачу сигналов, запускающих апоптоз. Самая сильная связь оказалась у гена CSE1L, участвующего в апоптозе и клеточном размножении.

Значит ли все это, что уровень интеллекта человека зависит от молекулярных механизмов, обеспечивающих развитие и защиту нервной системы человека в течение всей жизни? Возможно.

Возможно ли также объяснить интеллект через генетику? Эта работа показывает, что да.

Тем не менее, есть основания считать, что интеллект — это очень сложное качество, и даже если генетика играет какую-то роль, такие факторы окружающей среды, как обучение, здоровый образ жизни, доступ к высшему образованию, воздействие стимулирующих обстоятельств или окружения могут иметь такое же или даже большее значение для развития и формирования интеллекта.

Стоит также учитывать, что определение «интеллекта» зачастую попадает в серую зону. Могут существовать различные типы интеллекта или же интеллект можно по-разному интерпретировать.
В какую категорию попал бы, например, гениальный физик Альберт Эйнштейн, неспособный запомнить дорогу домой? Избирательный интеллект?

Моцарт почти провалил вступительные экзамены в Болонскую филармоническую академию, потому что его гений был слишком широк и нов для оценки с помощью жёстких тестов. Является ли это другой формой избирательного интеллекта? Если да, то каков генетический базис у такого типа интеллекта?

Подобные исследования показывают, что мы начинаем раскрывать биологические основы интеллекта.

Источник.


Материалы по теме:

Американский стартап хочет создать нейронные импланты, которые сделают человечество умнее

Как в Кремниевой долине делают смерть «необязательной»

В Стэнфорде изобрели эластичную синтетическую кожу (прямо как в «Мире Дикого Запада»)

В Кембридже будут изучать рак с помощью виртуальной реальности

Как выявить рак кожи при помощи камеры смартфона



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase