Top.Mail.Ru
Истории

Как создать резервный фонд для бизнеса

Истории
Владислав Афонин
Владислав Афонин

Руководитель направления поискового контента

Владислав Афонин

Средства на черный день предприниматели держат в резервном капитале (РК). Так называются фонды, которые бизнес создает добровольно или принудительно. В статье узнаете, что такое резервный фонд и как он формируется.

Как создать резервный фонд для бизнеса
  1. Истории

Содержание

Что такое резервный капитал

В бизнесе возникают ситуации, когда по каким-то причинам появляются убытки и средств перестает хватать на текущие расходы. В этих случаях собственники пользуются финансовой подушкой безопасности — страховыми накоплениями из резервного фонда. Это самый быстрый и надежный способ рассчитаться с сотрудниками, поставщиками, закупить материалы или пополнить основные активы, не прибегая к внешним заимствованиям.

Освободите время и зарабатывайте больше с помощью ИИ! Пройдите курс и получите в подарок лучшие промты для решения бизнес-задач.

Чаще всего резервный фонд формируется из взносов учредителей и нераспределенной прибыли. Способы его создания зависят от того, какая организационно-правовая форма выбрана при регистрации организации.

Формирование страхового капитала помогает предпринимателям решить неожиданно возникшие проблемы:

  • купить новое оборудование или восстановить старое;
  • отремонтировать промышленное или офисное здание;
  • нанять дополнительный персонал для увеличения выпуска товаров;
  • компенсировать убытки покупателям.

Эти вопросы бизнес решает без заемного капитала. Таким образом компания не увеличивает задолженность и не выплачивает проценты по займу.

Резервный фонд защищает интересы учредителей ООО. Он не является отчуждаемым и возвращается собственникам при банкротстве организации. РК также становится гарантией для кредиторов при возмещении убытков.

Для АО

Работу акционерных обществ регламентирует закон «Об АО», подписанный 26 декабря 1995 года. В его п. 1 предпринимателям предписано обязательное создание резервного фонда в своей компании. Его размер оговаривается в уставных документах, но не может быть менее 5% от УК.


Читайте по теме:

Фонды для бизнеса: что это и какие бывают виды

Финансовая подушка для бизнеса: как откладывать часть прибыли «на черный день»


Отчисления в РК ведутся регулярно в течение года и составляют обозначенный в Уставе процент от чистой прибыли (ЧП). Сумма может быть любой, но не менее 1/20 от размера ЧП до того момента, пока накопления в резервном фонде не достигнут установленной величины.

За счет страхового капитала акционерные общества могут проводить жестко обозначенные в законе операции:

  • покрывать возникающие убытки,
  • гасить облигации,
  • выкупать акции.

Брать деньги из резервного фонда для использования в других целях запрещено.

Для ООО

Согласно закону «Об ООО» от 8 февраля 1998 года, создавать страховой капитал не обязательно. В нормативном акте не оговаривается его размер, но в учредительных документах сумму РК надо отражать.

Цели, на которые допускается использовать резервный фонд ООО, приводятся в «Положении о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». П. 69 рекомендует держать страховые средства на разных субсчетах.

При использовании денег из резервного фонда ООО можно проводить такие операции:

  • выплачивать долги фирмы;
  • покрывать убытки;
  • выкупать доли в компании у других основателей фирмы;
  • заключать договоры, стабилизирующие положение предприятия;
  • поддерживать бизнес в кризис, чтобы избежать банкротства организации.

Права и обязанности собственников ООО по отношению к страховому капиталу

Учредители ООО в соответствии с законодательством имеют следующие права:

  • обсуждать и принимать решения по размеру и расходованию РК;
  • интересоваться его размером;
  • получать часть прибыли, возникшей при перераспределении резервного капитала между собственниками;
  • вносить в учредительные документы и отчеты записи о существовании и величине страхового фонда.

Собственники ООО несут следующие обязанности по отношению к РК:

  • внесение взноса в резервный фонд при регистрации компании;
  • соблюдение решений общего собрания по формированию, финансированию, трате страхового капитала;
  • принятие активного участия в обсуждении и принятии постановлений, связанных с РК;
  • соблюдение условий о порядке создания и формирования страхового фонда, записанных в нормативной базе.

Перечень правил и обязанностей учредителей ООО записан в российских законах и Уставе компании. Прозрачное и точное управление резервным капиталом, защита интересов учредителей зависят от соблюдения этих норм.

Из чего формируется резервный фонд

Если в Уставе компании не отражено размещение средств в резервном фонде, надо выполнить следующие действия:

  1. Скорректировать уставные документы.
  2. Утвердить поправки на общем собрании.
  3. Отправить их в ЕГРЮЛ для фиксации изменений.

После этого можно наполнять резервный фонд из разных источников.

Нераспределенная прибыль

Большую часть капиталов в страховом фонде составляет нераспределенная прибыль. Для ООО норматива отчислений не существует. Взносы в РК обсуждают на общем собрании и вносят их размер в Устав. Отчисления ведут до тех пор, пока сумма, накопленная в резервном фонде, не достигнет назначенного показателя. Средства из страхового капитала, потраченные в отчетном периоде, восполняют в будущем до момента, пока он не будет восстановлен.

Имущество учредителей

Создавать резервный фонд можно за счет имущественных взносов учредителей ООО. Сделать это можно на основании следующих нормативных актов:

  • п/п. 3.4 п.1 ст. 254 НК о невключении в налоговую базу взносов организаторов компании в виде имущества, повышающего чистые активы и фонды;
  • п. 2 Правил бухгалтерского учета 9/99, не определяющего имущественные вложения участников ООО как доход организации.

Например, на общем собрании участников принято решении об увеличении чистых активов за счет внесения 5 млн рублей в страховой фонд, что и было сделано. В бухгалтерском отчете операция будет выглядеть как 2 проводки:

  • на дебет 51 и кредит 75.3 в сумме 5 млн рублей как взнос учредителей для зачисления в резервный капитал;
  • на дебет 75.3 и кредит 82 в размере 5 млн рублей как формирование РК из вложений участников.

Как определить размеры резервного фонда ООО

В п. 2 ст. 32 ГК РФ отмечено, что минимальная сумма в страховом фонде ООО, если он формируется на основании уставных документов, не может быть меньше, чем 1% от УК. Если он составляет менее 10 тыс. рублей, то РК будет равен УК.

Если на общем собрании учредители постановили сформировать резервный фонд выше установленных лимитов, решение вносят в Устав. В этом случае участники вписывают недостающую сумму в УК и переводят ее в резервный фонд.


Читайте по теме:

Правила управления личными финансами

Источники финансирования бизнеса: виды и примеры


Иногда собственники уменьшают страховой капитал, но не ниже установленной нормы. Тогда часть средств из него распределяется между собственниками пропорционально доле в ООО.

Перед тем как принять решение о создании или изменении размера РК, учредители анализируют потенциальные риски и негативные последствия следующих ситуаций:

  • экономической нестабильности,
  • изменения законодательной базы,
  • рыночных колебаний,
  • судебных исков.

За анализом рисков следует оценка вероятных финансовых потерь предприятия в случае форс-мажора. Для этого проверяют текущую финансовую и бухгалтерскую отчетность, сравнивают ее с аналогичной за прошедшие периоды. Таким образом отслеживают и прогнозируют тенденции и динамику изменений.

Чаще всего страховой капитал делят на несколько частей и устанавливают для каждой из них следующую норму:

Назначение средств в резервном фонде Часть от среднегодовой выручки, %
Покрытие операционных рисков 10–15
Судебные и налоговые споры 5–15
Инвестиции и расширение бизнеса 10–20

Это примерные показатели. Более точно размер страхового фонда можно посчитать на основании нужд и целей бизнеса. Если предприятие планирует расширить сферу деятельности, увеличить выпуск товаров, проникнуть на новые рынки, то РК надо увеличивать.

Внешние и внутренние условия бизнеса влияют на экономическое состояние организации. Поэтому сумма, направляемая в страховой фонд, нуждается в регулярной корректировке.

На размер РК влияет количество учредителей ООО. Чем их больше, тем выше общие и экономические риски. Значит, при появлении новых участников пересматривают страховой фонд в сторону увеличения.

Порядок формирования резервного фонда ООО

Правильное формирование страхового капитала становится важным звеном в создании и управлении организацией. В соответствии с российским законодательством, его формирование происходит в таком порядке:

  1. Исчисление величины страхового капитала. Его размер записан в учредительных документах и одобрен решением собственников на общем собрании.
  2. Начисление денег в РК. Эта операция проводится в соответствии с российским законодательством и происходит за счет чистой прибыли предприятия. Ее часть, утвержденная собственниками, ежегодно переводится в страховой капитал.
  3. Отражение в бухгалтерских документах. После начисления или расхода операции заносят в бухгалтерскую отчетность. Резервному фонду выделена отдельная статья. Для накопления средств в резервном фонде надо выполнить несколько последовательных действий.

Подсчет суммы, которую нужно выделить для РК

Чтобы узнать, какую сумму выделить для формирования РК, подсчитывают расходы, без которых организация не может вести хозяйственную деятельность. К ним относятся:

  • покупка сырья и материалов,
  • оплата труда сотрудников,
  • аренда производственных и промышленных площадей,
  • пополнение основных активов,
  • уплата налогов.

Размер резервного фонда на 1 месяц составит сумма отчислений на эти расходы. Полученную цифру умножают на продолжительность периода, на который предприятие предполагает себя подстраховать. Таким образом, если неотложные нужды фирмы равны 10 млн рублей, то в резервном фонде надо накопить:

  • 30 млн рублей на квартал,
  • 60 млн рублей на полугодие.

Результаты расчета отражают в Уставе ООО.

Расчет процента прибыли, которая будет откладываться в фонд

После того как рассчитан размер резервного фонда, в компании решают, какую долю от чистой прибыли в него направить. Цифра может быть любая — от 1 до 100%. Но она не должна препятствовать развитию предприятия, мешать выплатам дохода основателям, погашению обязательств и других непредвиденных расходов.

Поэтому выбирают удобный способ формирования резервного фонда:

  1. По проценту отчислений. Если организация получает 10 млн рублей прибыли в месяц, а в резервный фонд откладывает 20% от нее, то для накопления запасов на полгода в сумме 30 млн рублей понадобится 15 месяцев.
  2. По сроку формирования. Для создания резервного фонда на 30 млн рублей предприятию с прибылью 10 млн. рублей/мес. в течение 10 месяцев надо выделять 30 % от нее.

Чем больше процент, согласованный для перевода в резервный фонд, тем быстрее в нем накопится нужная сумма.

Наполнение фонда деньгами

После того как собственники вычислили размер и процент, который начнут направлять в резервный фонд, начинают наполнять его деньгами. Теперь учредители сталкиваются с проблемой виртуальности показателя чистой прибыли. Часто ее составляют не живые деньги, а имущество, долговые обязательства, акции и доли в уставных капиталах других организаций.

Решить эту задачу можно так:

  1. Создать копилку в виде отдельного расчетного счета, привязанного к корпоративному для перевода средств.
  2. Вычислить, какую долю от поступлений составляют проценты от чистой прибыли, которые направляются в резервный фонд организации.

Для расчетов применяют показатель рентабельности чистой прибыли. Параметр показывает, какую часть она занимает в выручке.

Рентабельность вычисляют таким образом:

  • чистую прибыль делят на выручку,
  • полученный результат умножают на 100%.

Пример:

Рентабельность = Чистая прибыль / Выручка × 100%.

  • 10 млн рублей — выручка организации;
  • 5 млн рублей — ее чистая прибыль.

Рентабельность чистой прибыли составит:

  • 5/10×100=20%.

Процедура наполнения резервного фонда деньгами будет такой:

  1. Поступление на счет организации 10 млн рублей.
  2. Расчет рентабельности, которая составит 20% или 1 млн рублей.
  3. Перевод на отдельный счет 1 млн рублей для создания накоплений в резервном фонде.

Таким образом поступают с каждым приходом средств. Операцию повторяют с любой частотой по правилам, установленным в организации. По окончании месяца проверяют, соответствует ли расчетная сумма в резервном фонде накопленной.

Выбор места хранения

Предприниматели при выборе места хранения свободных средств часто обращаются к следующим финансовым инструментам:

  • инвестициям в оборотный капитал,
  • покупке ценных бумаг,
  • участию в уставных капиталах других организаций.

Такими способами они заставляют деньги работать.

Однако средства, которые нужны для использования в резервном фонде, служат для финансовой безопасности компании, а не приумножения средств собственников. Поэтому их основное качество — легкодоступность.

Перед тем как создавать резервный фонд, надо решить, как его сохранить. Лучше всего условиям быстрого доступа соответствует банковский депозит. Для этого надо выбрать надежную кредитную организацию с минимальными задержками при возврате средств.

Использование резервного фонда

После того как участники ООО создали резервный фонд и аккумулировали в нем нужную сумму, надо утвердить правило: не брать из него деньги на покрытие текущих расходов. Эти финансы понадобятся в случае наступления кризиса, связанного с такими факторами:

  • падением доходов,
  • работой в убыток,
  • скачками валюты,
  • увеличением конкуренции.

В таких условиях использование резервного фонда организации не только оправдано. Без него шансы сохранения бизнеса становятся минимальными.

Самые часто проводимые операции за счет средств страхового капитала записывают на следующие бухгалтерские счета:

Наименование операции Дебетовый счет Кредитный счет
Расход средств страхового фонда на непредвиденные нужды 82 26, 20, 94
Погашение облигаций деньгами из РК 82 66. 67
Выплаты годового дохода по привилегированным акциям 82 75–2
Выкуп своих акций и долей 82 81
Взносы из страхового фонда на увеличение уставного капитала 82 80
Компенсация убытков из РК 82 84

Формирование отчетности

Платежи из страхового фонда и поступления в него отражаются в бухгалтерских отчетах. Из них учредители получают сведения о состоянии РК, перемещении средств. Правильное и своевременное заполнение этих документов способствует прозрачности и контролю за расходами.

Налогообложение

Операции с резервным фондом не влияют на налогооблагаемую базу. При его формировании из чистой прибыли не возникают расходы, а целевые взносы в РК считаются целевыми и не становятся доходами.

Покрытие убытков, выкуп акций, оплата незапланированных расходов тоже не влияют на налоги. Но в бухгалтерских отчетах такие операции будут отражены.

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти