Top.Mail.Ru
Истории

Фонды для бизнеса: что это и какие бывают виды

Истории
Владислав Афонин
Владислав Афонин

Руководитель направления поискового контента

Владислав Афонин

Средства для преодоления кризисных периодов, развития бизнеса и решения других задач предприниматель всегда может получить в банке в виде кредита. Однако при использовании такого способа компания рискует попасть в долговую яму из-за высоких процентных ставок. 

Более грамотный подход состоит в создании системы фондов. В статье узнаете, что такое фонды в бизнесе и какими они бывают.

Фонды для бизнеса: что это и какие бывают виды
  1. Истории

Содержание

Что такое фонды в бизнесе

Если говорить простыми словами, фонд представляет собой копилку. Ежемесячно компания перечисляет в него часть чистой прибыли. Последняя определяется как разность выручки и затрат на заработную плату, аренду помещения, закупку товара или средств производства, выплату налогов.

Где взять деньги на бизнес и как управлять финансами? Расскажут эксперты образовательной платформы для предпринимателей «Курс».

Важной особенностью фонда считается его целевая направленность. Деньги откладываются на решение задачи и представляют собой неприкосновенный запас. Это значит, что в иных целях их используют только в самом крайнем случае, когда компании грозит банкротство.

Если же предприниматель расходует средства не по назначению, например, растратил фонд развития бизнеса на организацию корпоратива или выплату дивидендов, накопительная система теряет смысл. Поставленные цели не будут достигнуты, а при наступлении кризиса или возникновении непредвиденных расходов безопасность предприятия нечем будет обеспечивать.

Какие бывают фонды

Компания может создать любое количество фондов с самым разным назначением. Например, дальновидные владельцы сезонного бизнеса копят деньги на жизнь в период снижения спроса на услуги или продукцию. А социально ответственные организации нередко собирают средства на закупку дорогих лекарств для своих сотрудников или их детей.


Читайте по теме:

Как стартапу получить деньги: 10 вариантов финансирования

Играем по-крупному: куда вложить 50 млн рублей


Но существует стандартный перечень фондов, который рекомендуется иметь любому предприятию вне зависимости от вида деятельности и формы собственности.

Резервный фонд

Резерв — это деньги, отложенные на черный день. Сейчас, когда обстановка в сфере политики и экономики становится все более непредсказуемой, такой фонд особенно необходим. Достаточно вспомнить угрозы, с которыми столкнулись российские предприниматели:

  • пандемию коронавируса,
  • глобальный экономический кризис,
  • санкции.

По причине напряженности в международной обстановке увеличивается вероятность блокирования морских коммуникаций и некоторых сухопутных путей сообщения. Подобные явления наносят существенный ущерб коммерческой деятельности. По сведениям Сбербанка из-за связанных с коронавирусом ограничений вынуждены были закрыться 4,17 млн предприятий малого бизнеса.

Резервный фонд обеспечит поддержку компании в трудные времена. Накопленные в нем средства пойдут на выплату заработной платы сотрудникам, что удержит их от перехода на другое место работы, аренду помещения и иные неотложные нужды. В периоды относительной стабильности деньги из резерва помогут:

  • Покрыть непредвиденные расходы в случае аварии, банкротства партнера.
  • Возместить убытки, например, из-за вынужденного снижения цен на продукцию в период обострения конкурентной борьбы.
  • Погасить облигации.
  • Выкупить акции АО или ООО.
  • Расплатиться с кредиторами.
  • Осуществить краткосрочные инвестиции.

АО и ООО должны обязательно иметь резервный фонд — это требование законодательства. Организации с другим видом собственности создают его на свое усмотрение.

Фонд развития

Фонд развития бизнеса нужен тем, кто не хочет останавливаться на достигнутом уровне. Накопленные деньги можно потратить следующим образом:

  • расширить производство,
  • обновить парк оборудования,
  • переехать в новый офис,
  • отправить сотрудников на курсы повышения квалификации,
  • открыть еще одну точку продаж,
  • внедрить на предприятии инновационные технологии,
  • привести компанию в соответствие требованиям стандарта ISO 9001 (регулирует сферу менеджмента качества) и получить соответствующий сертификат.

Косвенным образом фонд на развитие помогает успешно вести конкурентную борьбу и осваивать новые сегменты рынка. Даже в период временных трудностей он позволит двигаться вперед в соответствии с заранее разработанной стратегией.

В отличие от резервного фонда, сбор средств на развитие нужен не всегда. Если предприниматель работает в небольшом населенном пункте с ограниченной клиентской аудиторией и вполне доволен своим доходом, он может обойтись без такой копилки. Но для тех, кто ведет свою деятельность в мегаполисе, наличие фонда развития бизнеса — жизненно важная необходимость. Без постоянного роста компанию задушат конкуренты.

Фонд дивидендов

Бывает, что компания остро нуждается в срочном расширении, но не имеет для этого достаточных средств и ввиду отсутствия залогового имущества не может получить кредит. В таких случаях привлекают внешних инвесторов. Чтобы их заинтересовать, нужно гарантировать им постоянный доход в виде дивидендов.

В общем случае размер выплат акционерам зависит от объема чистой прибыли. Но последний почти никогда не бывает стабильным, а в какие-то периоды предприятие может работать и в убыток. Чтобы сделать проект максимально привлекательным для инвесторов, рекомендуется создать фонд дивидендов.

Выплаты из копилки производятся независимо от текущей доходности компании. Это один из самых эффективных приемов для привлечения финансов со стороны. Поддержка инвесторов способствует быстрому развитию бизнеса.

Налоговый фонд

Государство пристально следит за тем, чтобы каждый субъект предпринимательской деятельности своевременно вносил в казну налоги. Неуплата считается административным правонарушением и карается денежным взысканием, а злостный неплательщик рискует попасть и под уголовное преследование.

Чтобы всегда иметь возможность заплатить налоги в положенный срок, полезно откладывать деньги в специальный фонд. В нем должна быть и сумма для уплаты страховых взносов. Тогда кассовый разрыв и другие подобные явления не помешают своевременно перечислить деньги в Федеральную налоговую службу.

Инвестиционный фонд

От прочих видов фондов этот отличается способностью приносить прибыль. По этому признаку он похож на банковский вклад.

Инвестиционный фонд — финансовая компания, которая торгует ценными бумагами, чтобы получить с этого доход. Для привлечения средств она принимает вклады под процент, на погашение которого идет часть прибыли.

В России существуют инвестиционные фонды:

  • недвижимости,
  • денежного рынка,
  • акций,
  • облигаций,
  • смешанных инвестиций,
  • фондов,
  • индексные,
  • прямых инвестиций,
  • ипотечные,
  • особо рисковых (венчурных) инвестиций.

Создание таких организаций разрешено законодательством РФ.

Недостаток инвестиционного фонда состоит в отсутствии возможности вывести средства в любой момент. Предприниматель сам решает, на какой срок делать вклад, но до его истечения деньги будут недоступными.


Читайте по теме:

7 мифов об инвестициях в недвижимость, в которые не стоит верить

Что выбрать для инвестиций: цифровое или физическое золото. Мнение эксперта


Некоторые фонды позволяют забрать средства, когда клиент пожелает. Но по таким вкладам платят минимальный процент. И наоборот, если деньги размещаются на долгий срок, вознаграждение будет максимальным. У некоторых организаций оно достигает 30% в год.

Вклады в инвестиционные фонды, в отличие от банковских, не страхуются государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов». Это значит, что в случае банкротства организации деньги будут потеряны безвозвратно.

По состоянию на 2024 год в России доходными считаются фонды:

  • «Атон-Эшелон».
  • «Первая — Фонд Доступное золото».
  • «Альфа-Капитал Золото».
  • «Альфа-Капитал Ликвидные акции».
  • «МКБ — Российские Дивидендные Акции».
  • «Райффайзен — Золото».
  • «Райффайзен-Акции».
  • «Аленка-Капитал».

Выбирая инвестиционный фонд, внимательно изучайте условия договора. Сравнивая разные предложения, принимайте решение с учетом размера комиссии за управление средствами.

Размеры фондов для бизнеса

Размер каждого фонда предприниматель выбирает на свое усмотрение, кроме резервного для АО или ООО – его минимальный объем прописан в законодательстве.

Существуют 2 способа накопления средств:

  • Откладывают установленную долю от чистой прибыли.
  • Вносят фиксированную сумму.

Выбор метода зависит от назначения фонда. Например, предприниматель запланировал в течение года накопить средства на открытие новой точки продаж. Смета проекта показала, что для этого потребуется 6 млн рублей. Значит, в фонд развития бизнеса придется ежемесячно вносить 500 тыс. рублей. Через год на счете компании окажется нужная сумма.

По похожему принципу формируют резервный фонд. Для определения его объема необходимо знать сумму ежемесячных затрат на ведение бизнеса S. Размер фонда должен быть таким, чтобы предприятие могло просуществовать в условиях полного отсутствия спроса на продукцию или услуги как минимум 3 месяца, а лучше полгода. Таким образом, потребуется накопить от 3 до 6S. Этого хватит: нерационально хранить избыток денег вместо того, чтобы пустить его в дело.

Далее устанавливают срок накопления подушки безопасности. При этом учитывают стабильность ситуации в экономике: чем она хуже, тем быстрее нужно действовать. Например, был установлен срок в 8 месяцев. Тогда ежемесячно в фонд вносят 6S/8.

Если время создания резерва не имеет значения, в него отчисляют 20% от чистой прибыли.

В налоговый фонд перечисляют сумму, соответствующую ставке налогообложения. Например, для компаний, работающих по упрощенной системе «Доходы», она составляет 6% от всей выручки.

Фонд дивидендов фиксированного размера не имеет. Отчисляемая доля чистой прибыли зависит от того, насколько сильно компания нуждается во внешних инвестициях. Чем выше эта потребность, тем больше откладывают на дивиденды. Сумма может достигать 30% чистой прибыли.

В общем случае при определении размера фондов учитывают следующее:

  1. Наличие чистой прибыли. Если ее нет, систему фондов организовать не получится.
  2. Стадию развития компании. Если это молодой проект, величину отчислений в фонд развития бизнеса рекомендуется увеличить.
  3. Приоритетные цели. Например, владелец сезонного бизнеса в первую очередь старается накопить деньги на «мертвый» период, поэтому на эти задачи направляют максимальные отчисления.

Если перечисляемая сумма определяется как доля от чистой прибыли, выбирают подходящий процент. Это значит, что его удобно платить в любое время, а оставшихся денег хватает на удовлетворение прочих потребностей.

Суммы отчислений и перечень фондов регулярно пересматривают и при необходимости корректируют с учетом динамики развития бизнеса, изменения ситуации в экономике и финансовом мире, уровня цен на сырьевых рынках и прочих факторов.

Стоит ли открывать отдельный счет на каждый фонд

Некоторые считают, что каждый фонд целесообразно размещать на собственном расчетном счете. В этом случае система накоплений будет прозрачной и предприниматель не запутается в своих запасах.

Но у такого варианта есть и недостатки:

  1. Оформление 10–15 счетов представляет собой обременительный процесс, требующий заполнения большого количества документов.
  2. Оперировать многими счетами сложнее, чем одним.

Как показала практика, время от времени все равно приходится тратить деньги фондов не по назначению, поэтому разделение на несколько счетов не имеет никакого смысла. Правильнее воспользоваться услугой «Копилка», которую сегодня предлагают многие банки. Она состоит в разделении счета на несколько кошельков. Это позволит структурировать систему фондов, при этом проведение транзакций останется предельно простым.

Деньги рекомендуется хранить на овернайтах или краткосрочных депозитах, чтобы их можно было снять в любой момент. Под овернайтом понимают вклад на ночь, выходные или праздничные дни.

Как рассчитать сумму отчислений

Например, предприниматель решил перечислять в фонд развития бизнеса 50% чистой прибыли. Для этого рассчитывают рентабельность предприятия за прошлый отчетный период. Например, общая выручка составила 5 млн руб., из них чистой прибыли – 1 млн. То есть рентабельность (доля чистой прибыли) составляет (1/5)*100%=20%. Половина от указанной суммы, а именно столько планируется откладывать в фонд развития бизнеса, составляет 10%. Таким образом, 1/10 часть всех поступлений от клиентов переводят в копилку.

Чтобы упростить процесс управления финансами, рекомендуется настроить автоматическое перечисление части средств в фонды. Для мониторинга их состояния используют сервисы учета. Большой популярностью пользуется «Финтабло». Остаток по каждому счету или кошельку отображается в верхней панели, а функция «Баланс» поможет проанализировать использование фондов в динамике.

Заключение

Наличие фондов дает бизнесу устойчивость в неблагоприятных ситуациях. Предприниматель знает, что внезапное снижение спроса или иные трудности не приведут к банкротству его компании. Любой компании в первую очередь нужны фонд развития бизнеса, резервы, а также накопления для уплаты налогов и страховых сборов в установленный период. Стартапам, активно привлекающим инвесторов, будет полезной и копилка для дивидендов.

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!