Истории

«Армия лузеров делает нас богами»: как выглядит изнанка стриминговой культуры

Истории
Вероника Елкина
Вероника Елкина

Редактор

Вероника Елкина

Китайский режиссер Хао Ву снял документальный фильм о людях, зарабатывающих на прямых трансляциях, и фанатах, которые готовы платить, чтобы их кумир обратил на них внимание.

«Армия лузеров делает нас богами»: как выглядит изнанка стриминговой культуры

Певица Шэнь Мэн в своей квартире на юго-западе Чэнду осторожно наклеивает накладные ресницы, поправляет макияж, а затем садится напротив веб-камеры и микрофона.

«Всем добрый вечер! — бодро говорит она. — Уже поужинали? Всех люблю и целую, вы смотрите Showroom 2391!»

Шэнь исполняет песни в прямом эфире в течение двух часов с небольшими перерывами на общение с фанатами, которые смотрят ее из разных уголков Китая и покупают ей виртуальные колечки, леденцы и прочие подарки. Часть выручки от них Шэнь отдает стриминговой платформе и за год зарабатывает около полумиллиона долларов.

Шэнь — одна из стримеров, которые снялись в документальном фильме режиссера Хао Ву People’s Republic of Desire. Фильм был представлен на выставке SXSW в марте и его быстро начали сравнивать с сериалом «Черное зеркало» (режиссер картины его большой фанат). В нем показана индустрия, которая оценивается в $4,4 миллиарда. По статистике, около 17% всех жителей Китая хотя бы однажды смотрели что-нибудь в одном из стриминговых приложений.

Армия дияси

В фильме рассказывается о социальной иерархии стриминговой культуры — в нее входят звезды, их богатые спонсоры и огромное количество «дияси» (diaosi) или «фанатов-лузеров». Все эти категории отражают неравенство в экономике Китая.

«Я считаю, что стримы отражают недостижимые желания, — говорит режиссер. — Есть много бедных дияси, людей без какого-либо статуса в обществе. Они готовы тратить деньги, чтобы их кто-нибудь заметил. Стример увидит их подарок и назовет по имени».

Термин дияси существует уже несколько лет. В Китае молодые люди иронично называют себя этим словом, если они не добились традиционных показателей успешности — то есть у них нет своей квартиры, высокооплачиваемой работы и красивого партнера.

В фильме типичный дияси представлен как молодой парень или девушка, которая спит около пяти-шести часов, работает на фабрике, в сервисе доставки или на другой тяжелой и низкооплачиваемой работе. Восемнадцатилетний Сяо Йонг очень любит смотреть стримы Big Li, интернет-персоны, которая идеально подходит тем, кто мечтает «завести хорошего товарища».

picСяо. Типичный дияси.

Сяо живет в одной комнате с рабочими и получает $400 в месяц, подрабатывая в сервисе доставки. Его мать умерла, когда он был еще ребенком, а отец нашел себе новую жену. «Меня воспитывал дедушка и я рос один, — говорит в фильме Сяо. — Я чувствую себя очень одиноким».

«Дияси так привлекают стримы, потому что они одиноки и хотят пообщаться хотя бы с кем-нибудь (пусть и виртуально), а также помечтать о богатстве, — объясняет режиссер. — Они могут наблюдать за жизнью своих кумиров, боготворить или желать их и разговаривать с такими же одинокими фанатами в режиме реального времени».

Связь между стримером и фанатом позволяет последнему в какой-то мере прикоснуться к недостижимому уровню жизни. «Она может добиться всего, что мне не по силам, — говорит юная фанатка Шэнь в футболке с ее изображением. — Это так круто».

И хоть дияси в реальной жизни никем не являются, в сети у них есть власть. Группа фанатов может вознести кумира до небес или свергнуть его. Пускай они мало зарабатывают, но они все же тратят какие-то средства на своих идолов. Но, разумеется, не так много, как тухао.

Великолепные тухао

Словом «тухао» обычно обозначают «богатых выскочек». В стрим-культуре Китая так зовут богатых спонсоров, которые значительно обеспечивают стримеров. Они привлекают внимание и вызывают уважение у армии бедных фанатов.

В фильме показан только один тухао — некий Songge, чья жизнь окутана завесой тайны. По словам режиссера, про спонсоров снимать было труднее всего — многие не хотят раскрывать источники своего дохода. Ими могут быть королевские особы, дети богатых предпринимателей или политики. Возможно, их семьи даже не подозревают, что они смотрят стримы и отправляют деньги кумирам.

picФото: Unsplash

Тухао тратят на своих любимцев очень много — и ожидают от них благодарности в виде звонков и даже свиданий. По оценкам режиссера, пожертвования от богатых спонсоров составляют 80% заработка стримеров, а обычные фанаты приносят только 20% прибыли.

Кумиры и идолы

Изначально режиссер картины хотел снять фильм о том, как неизвестные люди (дияси) становятся знаменитостями. «Вскоре я осознал, что они не задерживаются на звездном пьедистале, — рассказал Ву. — Конкуренция очень высока. Тогда я решил рассказать другую историю».

Ву связался с платформой YY.com и пообщался с самыми популярными стримерами (ежемесячно трансляции на этой сайте смотрят более 100 миллионов пользователей). Ему удалось договориться с Big Li и Шэнь, чтобы те рассказали свою историю и провели параллель между ней и меняющейся экономикой Китая. Съемки начались в июне 2014 и закончились в декабре 2015. После них режиссер неоднократно связывался со стримерами, пока шел монтаж и обработка картины.

picBig Li.

Шэнь, как и многие дети в Китае, осталась одна в деревне, когда ее родители уехали на заработки в город. Мать так и не вернулась — и этот факт до сих пор удручает девушку. До того как стать стримером она работала сиделкой и получала менее $300 в месяц.

Big Li иммигрировал в страну, когда ему было 16. Вместе с отцом они работали на стройке, а еще юноша подрабатывал охранником в гостинице. Сейчас он популярный онлайн-комик и певец и получает $60 тысяч в месяц.

«Спасибо за все, что вы мне дали за последние три года, — говорит своим фанатам Big Li в фильме. — Машину, дом, ребенка и семью».

Сейчас Шэнь 21 год и она обеспечивает свою семью благодаря стримам. Однако эта работа приносит невероятное количество стресса. Отец Шэнь не обращает внимания на то, что его дочь часто атакуют тролли, а богатые спонсоры делают ей неприличные предложения. Он думает лишь о том, чтобы Шэнь не потеряла популярность.

В фильме упоминается ежегодное соревнование между стримерами на YY.com, в котором побеждает тот, на кого фанаты потратили больше всего денег. И в этот момент становится ясно, что даже обожаемые в сети звезды живут со страхом, что однажды удача и фанаты могут от них отвернуться и они снова станут дияси.

Источник.


Материалы по теме:

«Некоторые вещи просто нельзя забыть»: почему работа контент-модераторов это ад

Обратная сторона YouTube: почему перегорают видеоблогеры

История украинского стартапа, который хочет перевернуть киберспорт

Как использовать Twitch и YouTube для продвижения бренда

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

Комментарии

ВОЗМОЖНОСТИ

15 октября 2019

PwC Russia Accelerator

17 октября 2019

DataAudit

23 октября 2019

Speed Dating InsurTech

25 октября 2019

Hack.Moscow

ВОЗМОЖНОСТИ

15 октября 2019

PwC Russia Accelerator

17 октября 2019

DataAudit

23 октября 2019

Speed Dating InsurTech

25 октября 2019

Hack.Moscow

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

21 октября — 9 декабря 2019

Управление проектами

21 — 22 октября 2019

NIFI: Кластер Apache NiFi

21 — 22 октября 2019

NIFI: Кластер Apache NiFi