Истории

Основатель российской системы доставки грузов по трубам: «Сейчас наша главная задача — запустить пилот»

Истории
Светлана Зыкова
Светлана Зыкова

Главный редактор RB.RU

Светлана Зыкова

В рубрике «Стартап дня» — Maxitube, роботизированная транспортная система для перемещения грузов в контейнерах по трубопроводам. О технологии, которую разрабатывает проект, и поиске инвестиций на необычное начинание Rusbase рассказал основатель и CEO Maxitube Максим Зябкин.

Основатель российской системы доставки грузов по трубам: «Сейчас наша главная задача — запустить пилот»

«Почему, чтобы переместить пару килограмм картошки, нужно затратить столько усилий?»

Идея создания проекта пришла мне в 2010 году. И, как это обычно бывает, пришла спонтанно. Я просто стоял в пробке в аэропорт и думал, почему люди тратят столько времени на, казалось бы, самую простую логистику. Почему ради перемещения каких-то простых вещей приходится перемещать тонны, мегатонны машин, людей по городу? Почему, чтобы переместить один листок бумаги или одну флешку, или те же полкило колбасы и пару килограмм картошки, нужно затратить столько усилий, энергии и времени?

Получается, что большая часть перемещений связана с тем, что человек (допустим, весом 100 кг) едет на машине (весом 2 тонны) и везет документ (весом 100 гр) через весь город и обратно. Итого: перемещаем 2100 кг ради 100 г, и все вместе создаем хаотичное распределение людей и машин в городе. Мне не давала покоя эта мысль. Ведь в наш технологичный век движение не может быть таким напрасным и хаотичным.

Так ко мне пришло понимание, что транспортная инфраструктура современного города должна быть устроена иначе.

Как это работает?

Maxitube организует логистическую цепь, которая объединяет в единую сеть малый бизнес (кафе, рестораны, аптеки, отели) с более крупными структурами (складские комплексы, гипермаркеты, банки, больницы). И вся сеть инфраструктуры района обладает возможностью пересылать товары между бизнесом и конечными пользователями — жителями района (B2B, B2C, C2C), туристами, детскими садами, школами и так далее. Вплоть до того, что жители могут обмениваться товарами между собой. Например, бабушка может присылать внукам только что приготовленные пирожки, не выходя из дома.

Maxitube — проект, который может нивелировать самые острые моменты в логистике современного города. Убрать машины, часть трафика, переместив службу доставки под землю. Это освободит место для других инфраструктурных решений, позволит построить новые дома, медицинские, образовательные и прочие учреждения, позволит высадить деревья, заботиться об окружающей среде.

Изначально я представлял, что миру нужно решение в области технологичной перевозки людей. Образно говоря, выходишь из квартиры и отправляешься в другой город. По сути, это тот концепт, который реализует Hyperloop One. Но это очень затратный и масштабный проект. И я выбрал другой путь решения инфраструктурной логистической проблемы — технологичная доставка товаров. То, что в логистике называется грузовой последней милей.

На стадии идеи планировалось использовать магнитные подушки. Я консультировался со специалистами из МАИ, Бауманки, МФТИ. Обсуждали проблему управления магнитным полем. Однако глубокое погружение в проблематику дало понимание, что для реализации проекта на магнитном поле нужны огромные ресурсы. На деле даже крупным новым микрорайонам не нужны такие мощности: на магнитных подушках небольшой подземный локомотив в трубе может разогнаться до 800 км/ч. Оказалось, что эффективнее и быстрее будет реализовать проект на механике.

Схема работы Maxitube

Кроме того, я решил: если рынок будет готов к интеграции магнитных технологий, а механика получит на рынке признание, то займемся магнитными подвесами. (Сейчас Maxitube работает на электричестве. — Прим. Rusbase).

Maxitube — кроссплатформенное решение, ориентированное на решение проблемы экспресс-доставки товаров «последней мили», который в настоящее время привлекает всех основных игроков: Amazon Prime Now, Google Express, Uber, Walmart, Auchan, а также традиционные курьерские службы DHL, UPS. В исследовании компании DHL особо выделен новый сегмент доставки при помощи трубопроводных систем (Tube Logistics). Maxitube может обслуживать людей по всему миру: как крупные города, так и удаленные населенные пункты. Систему можно использовать как в новых жилых комплексах, так и интегрировать в уже построенную недвижимость. Однако экономическая целесообразность, разумеется, за прогрессивной урбанистикой, где стоимость Maxitube может быть заложена в стоимость новой недвижимости.

Сейчас Maxitube находится в стадии работающего прототипа. Система позволяет перевозить грузы в 5-7 кг на любое расстояние.

Во сколько обойдется прокладка труб в новый микрорайон?

Цена самой прокладки трубы системы Maxitube невысока: она близка к стоимости монтажа водопроводной трубы в стояке на этапе проектирования (около $5 за 1 кв. метр). Однако конечная стоимость внедрения системы складывается из множества частных факторов. В нее должны быть заложены геодезические работы, проектирование, стоимость траншеи для трубопровода и так далее.

По приблизительным оценкам, при застройке нового микрорайона 1 кв. метр трубопровода системы Maxitube с учетом всех факторов будет обходиться примерно в $100.

Почему у проекта до сих пор не было инвестора

Инвестиции мы ищем с сентября 2016 года. Ведем переговоры с американскими и европейскими инвесторами. Пока что письменных договоренностей нет, но на венчурном рынке smart mobility о нас знают, к нам присматриваются. Но не все условия инвесторов готовы принять мы, и не все наши — инвесторы. 

Сейчас мы планируем привлечь инвестиции в размере $3 млн при текущей оценке компании в $30 млн. Мы ведем переговоры о совместной работе с рядом компаний: как с крупнейшими ритейлерами, так и девелоперами. С властями диалог начнем вести совместно с партнерами после достижения первых письменных договоренностей.

Почему мы не планировали получать гранты от государства и входить в российские акселераторы?

На это нужно было много времени, усилий и юридическая подкованности. Мы же четко решили, что потратим все имеющиеся ресурсы на разработку качественного прототипа и запуск пилота. 

Основная проблема при взаимодействии с любым государственным фондом или акселератором заключается в юрисдикции. К примеру, если ты становишься резидентом акселератора, то именно на его территории должен зарегистрировать юрлицо, перевести туда всю команду, оплачивать услуги штатного юриста, бухгалтера, множество специалистов, которые стартапу нужны не на постоянной основе. Мы же до сих пор подбираем наиболее удачную зону юрисдикции, в зависимости от региона, откуда будут привлечены инвестиции.

Мы подавали заявки в крупнейшие американские акселераторы (Highway1 — инженерные / hardware-проекты; Techstars — технологические проекты; Airbus BizLab — авиация / космос), но пока нас не взяли.

CEO Maxitube Максим Зябкин

Планы по развитию и конкуренты

На данный момент наша главная задача — запустить пилот Maxitube. Опробовать рабочую модель в городских условиях.

У Maxitube есть конкуренты в Европе — компании, которые создают проекты smart mobility, подземную транспортную систему, как и Maxitube (но у нас система может быть не обязательно подземной). Это, например, швейцарская Cargo Sous Terrain (стадия — проект), британский Mole (стадия — испытания прототипа), немецкая CargoCap (стадия — испытание прототипа).

Мировой рынок готовится к реализации различных проектов smart city и smart mobility. И в нынешнем состоянии все игроки ниши доставки FMCG-товаров и других предметов ведут конкурентную борьбу, скрывая детали и тонкости своих технологий.

Maxitube также приходится бороться за место под солнцем, поэтому мы не показываем массово, как работает прототип. А детали и материалы работы раскрываем только при личном общении с инвесторами и партнерами.

Команда

Наша команда пока небольшая — всего пять человек. Что делает каждый из нас:

  • Максим Зябкин, CEO и основатель. Создатель Maxitube, отвечает за управление проектом. Эксперт по инженерным решениям.
  • Сергей Столбунов, CE, исполнительный директор. Отвечает за технологию производства. В прошлом — «Сбербанк», Судостроительного банк и банк «Юниаструм».
  • Руслан Кулинич, CSA, главный архитектор программного обеспечения. Отвечает за программирование (автоматика, двигатели, система управления). В прошлом — «Яндекс», Motorola GmbH (тестирование систем, оптимизация, разработка ПО).
  • Валерий Ипполитов, CTO, технический директор, главный инженер. Отвечает за точную механику и изготовление механизмов.
  • Игорь Медведев, CMO, директор по маркетингу. Отвечает за продажи и развитие международного бизнеса. В прошлом — CBDO (директор по развитию бизнеса) в SAP CIS.

О сравнении с Илоном Маском

Когда ко мне пришла идея создания Maxitube, Маск еще не озвучивал своих замыслов по созданию Hyperloop, либо они у него еще даже не появились. В 2013 году, когда мир узнал о Hyperloop One, я уже отошел от идеи использования магнитного подвеса при транспортировке груза и перешел на механику. Так что параллели между Maxitube и Hyperloop, а также между мной и Маском проводить не стоит. Я сам, например, себя с ним не ассоциирую.

Другое дело, что на такого выдающегося изобретателя и предпринимателя хочется равняться. Разумеется, и мы внутри Maxitube, и люди со стороны волей-неволей сравнивают нас с Hyperloop. Как минимум, это позволяет быстро и четко донести нашу идею: люди понимают, о чем речь, какой проект мы делаем.

Что еще нужно рынку логистики?

Прорывными, на мой взгляд, будут идеи, связанные с изменением логики пассажирских автомобилей для города. Концепция двухтонного автомобиля устарела, и, как мне кажется, вообще далека от современных технологических трендов.

В каком направлении будут развиваться технологии? По моему мнению, инженерия придет к созданию индивидуальных пассажирских капсул, которые будут перемещаться по разным транспортным потокам, на разных транспортных шасси: где-то моторизованные (скорее всего, за городом), где то аккумуляторные, где-то на общественной платформе. В целом этот тренд формируется за счет двух глобальных векторов развития:

  • стремление города обслуживать весь пассажиропоток городским видом общественного транспорта;
  • желание жителей города остаться в своем пространстве, сохранить приватность и ограничить влияние извне.

В настоящий момент активно развивают электрический транспорт и его составляющие. Например, Siemens предлагает использовать свои электрические пассажирские системы для перемещения грузов. То есть условный троллейбус или автобус на аккумуляторах дозагружается по мере его движения по маршруту и выгружается в нужных местах (pickpoint`ы / склады).

Это направление довольно практично, но сильно усложняет логистику и требует дополнительных погрузочно-разгрузочных терминалов и работ. Но в целом, считаю, в ближайшее время это направление будет активно развито, так как под него готова городская инфраструктура.

А вот под большим сомнением из нынешних тенденций — развитие направления доставки дронами. Прежде всего, меня беспокоит безопасность полетов, разрешение на проведение грузовых полетов в городских условиях. При этом у дронов довольно высокая стоимость, и непонятно, как решать задачу их приземления в городских условиях и дальнейшей транспортировки после попадания к пользователю.

Материалы по теме:

До 40% стоимости продукта – затраты на логистику. Это вообще нормально?

В Европе запускают доставку с помощью шестиколесных роботов

Как перевозят фармацевтические грузы: опыт UPS

Фото на обложке: kwest/Depositphotos.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Милти» запустила сервис доставки рационов питания
  2. 2 В 2024 году объемы белой доставки из Китая превысят карго: цифровой рубль, «Честный знак» и еще пять предпосылок
  3. 3 Топливный кризис — как работать? Опыт транспортной компании
  4. 4 Высокая конкуренция, низкий чек. Что будет с рынком доставки во второй половине 2023 года
  5. 5 Как в 2023 году платить банку за ВЭД меньше