Top.Mail.Ru
Истории

Что такое объектно-ориентированное программирование

Истории
Владислав Афонин
Владислав Афонин

Руководитель направления поискового контента

Анастасия Удальцова

Объектно-ориентированное программирование — это способ написания кода, который основан на определенных правилах. Главная идея ООП — представлять реальные или вымышленные вещи в виде объектов, которые хранят сведения и могут выполнять действия.

Благодаря этому ООП стало стандартом для многих языков и областей применения — от создания приложений до разработки игр и систем управления бизнесом.

В статье узнаете, зачем нужно объектно-ориентированное программирование, языки какого масштаба в нее входят и из чего состоит структура ООП.

Что такое объектно-ориентированное программирование
  1. Истории

 

Что такое ООП?

Это методика к написанию программ, где все строится вокруг объектов.

Это «кирпичики» программы, которые обладают своими свойствами и умеют выполнять действия. 

Например, в программе для интернет-магазина объектом может быть «товар». У него есть свойства (цена, название) и действия (добавить в корзину).

 

Зачем нужно ООП?

Помогает упрощать работу с кодом, особенно в больших проектах. В его основе лежит идея объединения данных и методов в одно целое — объект. Давайте разберемся, зачем нужен этот подход и где он может быть полезен.

Почему стоит использовать ООП?

  • С кодом удобно работать. 

Представьте, что вы создаете игру. У вас есть персонажи, каждый из которых обладает своими характеристиками: силой, здоровьем, навыками. В ООП вы можете создать класс «Персонаж», а потом создавать новых героев на его основе. 

Это упрощает работу: если нужно добавить новую способность, вы просто изменяете класс, и изменения сразу применяются ко всем персонажам.

  • Можно сэкономить время. 

Использование объектно-ориентированного программирования позволяет повторно использовать код. Например, если вы создали класс «Машина» для приложения такси, вы можете использовать этот же класс для приложения каршеринга. 

Вместо того чтобы писать все с нуля, вы берете готовый шаблон и добавляете нужные изменения.

  • Код хорошо организован. 

Например, если вы работаете над сайтом интернет-магазина, у вас могут быть объекты «Пользователь», «Товар», «Корзина». Все действия, связанные с пользователем (например, регистрация или заказ), будут в одном месте, что упрощает поиск ошибок.

  • Легко внести изменения. 

Если проект меняется, функции объектно-ориентированного программирования позволяют легко добавлять новые возможности. Например, в приложении для учета финансов вы можете добавить новый тип отчета, не переписывая большую часть кода.

Не знаешь, с чего начать бизнес? Всё о первых шагах в своём деле рассказываем на платформе «Курс».

Это пригодится в:

  • разработке игр,
  • создании бизнес-приложений,
  • разработке сайтов,
  • создании программ для обучения.

 

Что стоит помнить?

ООП не всегда нужно. Например, если вы пишете простой калькулятор, использовать объекты будет излишним. 

Но когда речь идет о сложных или растущих проектах, ООП делает код понятным, гибким и простым в поддержке.

 

Структура ООП

Объектно-ориентированное программирование строится на четкой структуре, которая позволяет разбивать программу на удобные части — объекты. Эти объекты взаимодействуют между собой, решая конкретные задачи. 

Чтобы понять, как устроено ООП, давайте разберем его основные элементы:

  1. Классы. Это шаблон или чертеж для создания объектов. Он описывает свойства (данные) и методы (действия), которые будут у объектов. Пример: Класс «Машина» может иметь свойства (модель, цвет) и методы (поехать, остановиться).
  2. Объекты. Это конкретный экземпляр класса. Если класс — это чертеж, то объект — это готовое изделие. Пример: Объект «Красная машина Toyota» создается на основе класса «Машина».
  3. Свойства (атрибуты). Это данные, которые принадлежат объекту. Пример: У объекта «машина» свойства могут включать цвет, мощность двигателя или год выпуска.
  4. Методы. Это действия, которые объект может выполнять. Пример: Метод «поехать» изменяет состояние объекта «машина» с «стоит» на «движется».
  5. Конструкторы. Это специальные методы, которые используются для создания объекта. Они задают начальные значения свойств. При создании объекта «Машина» конструктор сразу указывает ее цвет и модель.
  6. Наследование. Например, класс «Грузовик» может быть создан на основе класса «Машина» и дополнен свойством «грузоподъемность».
  7. Интерфейсы и абстрактные классы. Эти элементы задают правила, которые должны соблюдать объекты. Они помогают создавать стандарты для работы программы.

 

Принципы ООП

Программирование основывается на нескольких важных элементах, которые делают код понятным и удобным. 

Поговорим про основные принципы объектно-ориентированного программирования:

  1. Инкапсуляция. Действия и данные, которые с ними связаны, объединяются в 1 объект. Это помогает «прятать» детали работы объекта и защищать его от случайных изменений. К примеру, в объекте «машина» есть свойства «скорость и цвет», и методы, например, «поехать». Снаружи видны только действия — как машина движется.
  2. Наследование. Новый объект может «наследовать» свойства и действия от другого объекта, добавляя что-то свое. Пример: Есть объект «животное». От него можно создать «собаку» с дополнительным методом «лаять».
  3. Полиморфизм. Один и тот же метод может работать по-разному для разных объектов. Пример: Команда «прыгать» для объекта «кошка» выполняется иначе, чем для объекта «лягушка».
  4. Абстракция. Программирование сосредотачивается только на том, что нужно пользователю, скрывая сложные детали.

Читайте также: Лучшие языки программирования для искусственного интеллекта и нейросетей


Представьте, что создаете приложение для кафе. Нужно учесть:

  • Классы. Это как чертежи. Например, класс «Напиток» описывает свойства (название, цена) и действия (добавить в меню).
  • Объекты. Это конкретные напитки: «Кофе», «Чай». Они созданы на основе класса «Напиток».
  • Методы. Это действия, которые можно выполнять с напитками, например, «изменить цену» или «удалить из меню».

 

Преимущества и недостатки

Рассмотрим, что в этом подходе хорошего, а где есть слабые места.

Преимущества:

  • Удобство повторного использования кода.

Если у вас есть класс (шаблон объекта), например, «Машина», вы можете создавать десятки машин с разными характеристиками, не переписывая код каждый раз. Это экономит время и силы.

  • Простота масштабирования.

Когда проект растет, добавлять новые функции становится проще. Например, вы можете добавить к классу «Машина» новый метод «включить климат-контроль», и все машины сразу получат эту возможность.

  • Понятная структура.

Код в ООП часто легче понять, особенно если проект большой. Например, у вас есть объект «Пользователь», и все действия, связанные с ним (вход в систему, редактирование профиля), хранятся в одном месте.

  • Инкапсуляция.

Это позволяет скрыть лишние детали. Например, пользователь вводит пароль, но он не знает, как именно система его проверяет. Все работает «за кулисами», и это делает код безопаснее.


Читайте также: Zig стал самым высокооплачиваемым языком программирования — опрос Stack Overflow


Недостатки:

  1. Сложность для начинающих. Понять, как работать с объектами и классами, может быть непросто. Например, новичок может запутаться в том, зачем разделять данные и методы.
  2. Избыток кода. Иногда приходится писать больше кода, чем в других подходах. Например, для создания одного объекта может потребоваться написать целый класс, даже если он используется один раз.
  3. Сложности с производительностью. Если проект очень большой, работа с объектами может замедлить выполнение программы. Например, если объект «Пользователь» хранит слишком много данных, это замедлит их обработку.
  4. Не всегда оправдано. В маленьких проектах ООП может быть излишним. Например, для простого калькулятора проще использовать обычный функциональный подход.

ООП — это мощный инструмент, но подходит он не всегда. 

Если вы работаете над сложным и большим проектом, ООП может облегчить жизнь. Но для простых задач можно обойтись и без него. 

Главное — оценивать свои задачи и выбирать подходящий инструмент.

 

Языки объектно-ориентированного программирования

Рассмотрим наиболее популярные, которые годятся для взаимодействия с ООП:


Java.

Популярный язык программирования, который всецело учрежден на принципах объектно-ориентированного подхода. Он поддерживает такие ключевые подходы методологии. 

Java активно применяется, чтобы воплощать организационные системы, веб-ресурсы, Android-программы и распределенные сервисы. 

Одним из главных достоинств языка является его кроссплатформенность: приложения на Java можно запускать на любой системе с установленной JVM (Java Virtual Machine).


Python.

Универсальный язык. Он не сложный в освоении, поэтому он будет прекрасным выбором для тех, кто только начать осваивать сферу программирования. 

Его особенности, такие как динамическая типизация и работа с метаклассами дают разработчикам значительную гибкость.


C++. 

Это один из наиболее производительных языков, который используется, когда создаются игры, операционные системы, драйвера и высоконагруженные приложения. 

C++ дает возможность создавать усложненные иерархии классов, эффективно распоряжаться памятью и использовать шаблоны, чтобы сгенерировать код.


C#.

Мощный инструмент для разработки приложений под ОС Windows, приложения, игры (в частности, с использованием Unity) и облачные решения. 

C# поддерживает строгую типизацию, богатый набор библиотек и глубоко интегрируется с платформой .NET, что делает его популярным выбором для корпоративных разработчиков.


Ruby.

Язык, известный своей простотой и выразительностью. Каждый элемент в Ruby считается объектом, что подчеркивает его приверженность к ООП.

Ruby часто используется, чтобы создавать приложения с помощью фреймворка Ruby on Rails.


Kotlin.

Этот язык программирования совместим с Java и предназначен для работы на платформе JVM. Он постоянно применяется, чтобы создавать Android-приложения.

Kotlin реализует основные принципы методологии, а также дает опциональные работоспособные способы, чтобы упростить код.

Эти языки охватывают широкий спектр задач и предоставляют программистам инструменты, чтобы реализовать принципы ООП. Варианты использования зависят только от конкретного проекта, требований и уровня подготовки команды.

 

Итог

Объектно-ориентированное программирование позволяет разрабатывать сложные программы и приложения. Если применять принципы инкапсуляции, наследования, полиморфизма и абстракции, то разработчики могут делать гибкие, модульные и масштабируемые системы.

Фото на обложке: Freepik

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

7 писем для старта
Начни бизнес с RB.RU
Подписаться