Каждому предпринимателю нужно точно знать, сколько денег заработало или потратило его предприятие. Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ) поможет понять, какой доход принес бизнес-проект, а какое направление надо закрыть или реформировать. В статье узнаете, что такое отчет об убытках и прибылях и какая информация должна туда входить.
Содержание
- Что такое ОПиУ
- Что входит в ОПиУ
- Что включают в расходы и доходы компании для составления отчета
- Ошибки при ведении отчета о прибылях и убытках
- Анализируем отчет ОПиУ: куда смотреть и какие решения принимать
- Где вести ОПиУ
- Что будет, если ОПиУ не вести
Что такое ОПиУ
Часто собственники и руководители компаний называют прибылью то, что показывает остаток средств на расчетном счете. Они уверены в том, что дела в их организации идут хорошо до тех пор, пока не столкнутся с кассовым разрывом. Так называют недостаток денег, которыми фирма располагает по факту, на неотложные нужды. Чтобы не оказаться в такой ситуации, нужно составить ОПиУ.
Это инструмент управленческого учета, который показывает, какие издержки несет бизнес для получения прибыли. Вместе с бухгалтерским балансом и отчетом о движении денежных средств (ОДДС) он служит индикатором верного управления финансами организации и плодотворности решений, принятых менеджментом компании.
Цели ведения отчета о прибылях и убытках
Цель составления ОПиУ — демонстрация финансовой картины бизнеса собственникам и руководителям.
С его помощью собственник получает следующую информацию:
- какое влияние оказывают управленческие решения на динамику доходов и расходов;
- что нужно изменить в процессах для достижения плановых показателей;
- какова эффективность предприятия по генерации прибыли;
- куда инвестировать свободный капитал — в модернизацию производства, открытие нового канала сбыта, наем новых работников для увеличения выпуска товаров;
- сколько денег направить на выплату дивидендов.
Владение такой информацией дает собственнику возможность принимать управленческие решения на основе фактов, а не предположений.
Что входит в ОПиУ
Отчет о прибылях и убытках состоит из 3 частей:
- заголовочной,
- основной,
- справочной.
В конце отчета ставят дату составления документа и подпись руководителя. Кроме рекомендованных строк и граф компании могут дополнять ОПиУ своими параметрами или разработать собственную форму без утраты смыслового значения.
Заголовочный раздел
Титульная часть ОПиУ несет информационный характер и состоит из следующей информации:
- наименования предприятия;
- периода, за который составлен документ;
- даты заполнения;
- основных статистических кодов с расшифровкой;
- ИНН организации;
- единиц измерения, в которых ведется ОПиУ.
Основная таблица
В основной таблице отчета о прибылях и убытках 4 графы.
Они состоят из:
- Пояснений, которые заполняются при включении в документ строк и граф, отличных от предложенной формы, или данных, требующих подробного описания;
- Унифицированных показателей в строках таблицы, где приведен расчет финансового результата работы от размера выручки до учета отложенных налоговых активов (ОНА) и обязательств (ОНО), уменьшающих или увеличивающих налог на прибыль;
- Значений этих показателей за текущий период (в цифрах);
- Аналогичных результатов за предыдущий год.
Если деятельность организации составляет государственную тайну, то ОПиУ формируют в зашифрованном виде. Узнать коды можно из Приказа Минфина России от 02.07.2010 №66н. Для удобства заполнения между 2 и 3 графами вставляют дополнительную с названием «Код».
Справочная часть
Справочная таблица состоит из 2 частей, в которые заносят данные о:
- доходах, отнесенных на капитал и увеличивающих сумму прибыли;
- прибыли или убытке на 1 акцию для АО.
Структура справочной таблицы аналогична основной. Графа «Код» вставляется по таким же правилам.
Что включают в расходы и доходы компании для составления отчета
В ОПиУ включают операции, которые отражают доходы и расходы организации. Их заносят в документ нарастающими итогами с начала календарного года.
Читайте по теме:
Что такое PnL: простыми словами об отчете о прибылях и убытках
Рекомендованная периодичность составления следующая:
- первый квартал,
- полугодие,
- 9 месяцев,
- год.
Некоторые компании составляют свой регламент формирования ОПиУ.
Виды расходов
В организации всегда видят, откуда и за что поступили деньги и могут разделить выручку по направлениям, поэтому траты не всегда соотносятся с какой-то деятельностью.
В ОПиУ включают такие виды расходов:
- прямые, которые относятся непосредственно к основному производству товаров и услуг;
- косвенные, которые имеют связь с основной деятельностью компании, но прямо не влияющие на себестоимость продукции;
- переменные, растущие вместе с объемом выпуска товаров (сырье, материалы, оплата энергоресурсов, сдельная оплата труда);
- постоянные, которые не зависят от количества выпущенной продукции (аренда, амортизация, проценты по займам, заработная плата администрации);
- общепроизводственные, связь которых с основной деятельностью предприятия неочевидна (ремонт и эксплуатация оборудования, заработная плата ИТР главных цехов, страхование станков);
- административные, не связанные с основным производством, но нужные управлению организацией в целом (командировочные, представительские, обеспечение офиса);
- коммерческие, связанные с продажами и привлечением покупателей (реклама, маркетинг).
В отчет о прибылях и убытках не вносят инвестиционные издержки, то есть те, что будут приносить предприятию доходы долгое время.
К ним относятся расходы на:
- обновление автопарка,
- покупку мебели и оргтехники для офиса,
- оборудование.
В ОПиУ не учитывают финансовые издержки. В него включают только проценты по кредиту, уплачиваемые каждый месяц, но само «тело» в отчете не отражают.
Виды доходов
ОПиУ показывает, за счет чего зарабатывает предприятие, и включает следующие виды доходов:
- Операционную прибыль, или EBITDA. Для ее расчета нужно взять сумму всех доходов компании и вычесть из нее постоянные и переменные издержки. Это характеристика показывает, насколько плодотворно влияют управленческие решения на результаты работы.
- Чистую прибыль. Она рассчитывается как разница между операционным доходом и налогами, переоценкой имущества, процентами по кредитам. Чистую прибыль вносят в ОПиУ как отдельную строку, поскольку. качество управления предприятием мало влияет на ее динамику.
- Маржинальный доход. Его рассчитывают как разницу между выручкой и переменными доходами. Он показывает правильность назначения наценки и управления себестоимостью товара или услуги. С помощью маржинального дохода анализируют, от какого направления компания получает большую прибыль, а от какого — убыток.
В ОПиУ отдельно указывают валовую прибыль. Для ее расчета от маржинального дохода вычитают общепроизводственные издержки. В валовой прибыли отражается самодостаточность каждого продукта или направления. По каждому из них ведут отдельный учет по операциям. Документ показывает, какая продукция генерирует прибыль, а в каком месте нужен дополнительный денежный поток, т.е. второе направление съедает доходы, полученные от первого.
Ошибки при ведении отчета о прибылях и убытках
При заполнении ОПиУ предприниматели допускают ошибки, влияющие на достоверность финансовых показателей.
Чаще всего встречаются такие просчеты:
- Отражение в отчете выручки по факту поступления средств. Деньги в кассе и на расчетных счетах учитывают в ОПиУ только после оформления закрывающих сделку документов, например, акта приема–передачи.
- Признание выручки и расходов в разных отчетных периодах. Такие операции включают в отчет только вместе, после того как условия договора выполнены.
- Включение в ОПиУ крупной предоплаты в одном периоде. Такой взнос распределяют на весь срок, чтобы избежать ошибок в анализе. Например, если арендатор оплатил съемный офис на полгода вперед, всю сумму разбивают на 6 месяцев.
- Списание амортизации бухгалтерским способом. Эта операция в отношении основных активов при управленческом учете определяется как их текущая рыночная стоимость, а в бухгалтерии — списывается сразу.
Анализируем отчет ОПиУ: куда смотреть и какие решения принимать
Существует 2 способа, которыми собственники анализируют отчет о прибыли и убытках:
- Горизонтальный. Он нужен для просмотра динамики показателей за несколько лет. Основой считают документ, составленный раньше остальных. По нему анализируют отклонения доходов и расходов в следующих периодах.
- Вертикальный. Он показывает, каким удельным весом обладают отдельные продукты или направления в общей массе прибылей и убытков.
Анализ ОПиУ ведут по нескольким направлениям. По результатам исследования владельцы и руководители компании принимают управленческие решения, повышающие доходы и уменьшающие расходы.
Рентабельность
Для расчета рентабельности прибыль делят на выручку. Полученный результат выражают в процентах.
Этот показатель фиксирует долю выручки в каждом виде прибыли:
- маржинальной,
- валовой,
- чистой,
- операционной.
Для каждого типа рентабельности задают плановое значение, по выполнении которого принимается решение.
Например, в компании составили такой отчет о прибыли и убытках:
В последнем месяце здесь сложилась такая ситуация:
- минимальная выручка,
- максимальная рентабельность,
- выросшая по сравнению с первым месяцем валовая прибыль.
На основе анализа фактов можно понять, что первые два показателя улучшились благодаря росту маржинальности. Руководителю нужно выяснить, какие продукты и ценообразование увеличили доходы, а потом пересмотреть наценки на другие товары или прекратить производство некоторых из них.
Исследование укрепления валового дохода подталкивает менеджмент к выяснению причин роста расходов во втором месяце и его связи с увеличением объема выручки. От верного решения зависит сохранение динамики при увеличении доходности бизнеса.
Расходы и выручка
В результате анализа доли расходов в выручке можно определить целевые значения и контролировать ситуации, когда издержки выходят за их рамки или остаются в допустимых пределах.
Динамика доходов и расходов
Оценить динамику доходов и расходов можно тогда, когда отчет о прибылях и убытках составляется не впервые. На основании анализа делают вывод о том, какие изменения в лучшую или худшую сторону вызваны внутренними причинами, а какие — внешними.
Где вести ОПиУ
Чаще всего отчет о прибылях и убытках ведут в таблице Excel. Но заполнять документ удобнее в автоматизированных сервисах.
Читайте по теме:
Как и зачем вести учет доходов и расходов?
Финансовая модель бизнеса: что это такое, как составить и зачем нужна
Чтобы выбрать нужный ресурс, нужно оценить следующие критерии:
- Интеграцию с банками. Чем больше кредитных организаций передают сведения в систему, тем легче и быстрее данные об операциях переносятся в сервис. Многие банки поддерживают автоматическую загрузку информации.
- Связь с другими приложениями, например телефонией и CRM.
- Работу с операционными счетами. Она помогает анализировать отчет для принятия верного управленческого решения на основании нескольких отчетов.
- Управление правом доступа. С его помощью возможно ограничить ввод для безопасности.
- Цену содержания и модернизации сервиса и систему тарифов на обслуживание.
Чаще всего собственники и руководители компаний заполняют отчеты о прибылях и убытках на таких ресурсах:
- «Финтабло»,
- Adesk,
- «ПланФакт»,
- Seeneco,
- «Финолог».
Что будет, если ОПиУ не вести
Отсутствие отчета о прибылях и убытках приводит к тому, что руководитель пропускает важные события и не замечает изменение доходов и расходов. В такой ситуации компания начинает нести убытки, проигрывает конкуренцию. Если бы менеджер вовремя отреагировал на снижение прибыли и рост издержек, он сумел бы изменить ценообразование, снял с конвейера продукцию, не имеющую спроса, расширил географию сбыта.
Фото на обложке: Freepik
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
10 ноября 2024