Top.Mail.Ru
Истории

Зачем нужен отчет о прибылях и убытках (ОПиУ) и как его составить

Истории
Владислав Афонин
Владислав Афонин

Руководитель направления поискового контента

Владислав Афонин

Каждому предпринимателю нужно точно знать, сколько денег заработало или потратило его предприятие. Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ) поможет понять, какой доход принес бизнес-проект, а какое направление надо закрыть или реформировать. В статье узнаете, что такое отчет об убытках и прибылях и какая информация должна туда входить.

Зачем нужен отчет о прибылях и убытках (ОПиУ) и как его составить
  1. Истории

Содержание

Что такое ОПиУ

Часто собственники и руководители компаний называют прибылью то, что показывает остаток средств на расчетном счете. Они уверены в том, что дела в их организации идут хорошо до тех пор, пока не столкнутся с кассовым разрывом. Так называют недостаток денег, которыми фирма располагает по факту, на неотложные нужды. Чтобы не оказаться в такой ситуации, нужно составить ОПиУ.

Освободите время и зарабатывайте больше с помощью ИИ! Пройдите курс и получите в подарок лучшие промты для решения бизнес-задач.

Это инструмент управленческого учета, который показывает, какие издержки несет бизнес для получения прибыли. Вместе с бухгалтерским балансом и отчетом о движении денежных средств (ОДДС) он служит индикатором верного управления финансами организации и плодотворности решений, принятых менеджментом компании.

Цели ведения отчета о прибылях и убытках

Цель составления ОПиУ — демонстрация финансовой картины бизнеса собственникам и руководителям.

С его помощью собственник получает следующую информацию:

  • какое влияние оказывают управленческие решения на динамику доходов и расходов;
  • что нужно изменить в процессах для достижения плановых показателей;
  • какова эффективность предприятия по генерации прибыли;
  • куда инвестировать свободный капитал — в модернизацию производства, открытие нового канала сбыта, наем новых работников для увеличения выпуска товаров;
  • сколько денег направить на выплату дивидендов.

Владение такой информацией дает собственнику возможность принимать управленческие решения на основе фактов, а не предположений.

Что входит в ОПиУ

Отчет о прибылях и убытках состоит из 3 частей:

  • заголовочной,
  • основной,
  • справочной.

В конце отчета ставят дату составления документа и подпись руководителя. Кроме рекомендованных строк и граф компании могут дополнять ОПиУ своими параметрами или разработать собственную форму без утраты смыслового значения.

Заголовочный раздел

Титульная часть ОПиУ несет информационный характер и состоит из следующей информации:

  • наименования предприятия;
  • периода, за который составлен документ;
  • даты заполнения;
  • основных статистических кодов с расшифровкой;
  • ИНН организации;
  • единиц измерения, в которых ведется ОПиУ.

Основная таблица

В основной таблице отчета о прибылях и убытках 4 графы.

Они состоят из:

  1. Пояснений, которые заполняются при включении в документ строк и граф, отличных от предложенной формы, или данных, требующих подробного описания;
  2. Унифицированных показателей в строках таблицы, где приведен расчет финансового результата работы от размера выручки до учета отложенных налоговых активов (ОНА) и обязательств (ОНО), уменьшающих или увеличивающих налог на прибыль;
  3. Значений этих показателей за текущий период (в цифрах);
  4. Аналогичных результатов за предыдущий год.

Если деятельность организации составляет государственную тайну, то ОПиУ формируют в зашифрованном виде. Узнать коды можно из Приказа Минфина России от 02.07.2010 №66н. Для удобства заполнения между 2 и 3 графами вставляют дополнительную с названием «Код».

Справочная часть

Справочная таблица состоит из 2 частей, в которые заносят данные о:

  • доходах, отнесенных на капитал и увеличивающих сумму прибыли;
  • прибыли или убытке на 1 акцию для АО.

Структура справочной таблицы аналогична основной. Графа «Код» вставляется по таким же правилам.

Что включают в расходы и доходы компании для составления отчета

В ОПиУ включают операции, которые отражают доходы и расходы организации. Их заносят в документ нарастающими итогами с начала календарного года.


Читайте по теме:

Ведение управленческого учета

Что такое PnL: простыми словами об отчете о прибылях и убытках


Рекомендованная периодичность составления следующая:

  • первый квартал,
  • полугодие,
  • 9 месяцев,
  • год.

Некоторые компании составляют свой регламент формирования ОПиУ.

Виды расходов

В организации всегда видят, откуда и за что поступили деньги и могут разделить выручку по направлениям, поэтому траты не всегда соотносятся с какой-то деятельностью.

В ОПиУ включают такие виды расходов:

  • прямые, которые относятся непосредственно к основному производству товаров и услуг;
  • косвенные, которые имеют связь с основной деятельностью компании, но прямо не влияющие на себестоимость продукции;
  • переменные, растущие вместе с объемом выпуска товаров (сырье, материалы, оплата энергоресурсов, сдельная оплата труда);
  • постоянные, которые не зависят от количества выпущенной продукции (аренда, амортизация, проценты по займам, заработная плата администрации);
  • общепроизводственные, связь которых с основной деятельностью предприятия неочевидна (ремонт и эксплуатация оборудования, заработная плата ИТР главных цехов, страхование станков);
  • административные, не связанные с основным производством, но нужные управлению организацией в целом (командировочные, представительские, обеспечение офиса);
  • коммерческие, связанные с продажами и привлечением покупателей (реклама, маркетинг).

В отчет о прибылях и убытках не вносят инвестиционные издержки, то есть те, что будут приносить предприятию доходы долгое время.

К ним относятся расходы на:

  • обновление автопарка,
  • покупку мебели и оргтехники для офиса,
  • оборудование.

В ОПиУ не учитывают финансовые издержки. В него включают только проценты по кредиту, уплачиваемые каждый месяц, но само «тело» в отчете не отражают.

Виды доходов

ОПиУ показывает, за счет чего зарабатывает предприятие, и включает следующие виды доходов:

  1. Операционную прибыль, или EBITDA. Для ее расчета нужно взять сумму всех доходов компании и вычесть из нее постоянные и переменные издержки. Это характеристика показывает, насколько плодотворно влияют управленческие решения на результаты работы.
  2. Чистую прибыль. Она рассчитывается как разница между операционным доходом и налогами, переоценкой имущества, процентами по кредитам. Чистую прибыль вносят в ОПиУ как отдельную строку, поскольку. качество управления предприятием мало влияет на ее динамику.
  3. Маржинальный доход. Его рассчитывают как разницу между выручкой и переменными доходами. Он показывает правильность назначения наценки и управления себестоимостью товара или услуги. С помощью маржинального дохода анализируют, от какого направления компания получает большую прибыль, а от какого — убыток.

В ОПиУ отдельно указывают валовую прибыль. Для ее расчета от маржинального дохода вычитают общепроизводственные издержки. В валовой прибыли отражается самодостаточность каждого продукта или направления. По каждому из них ведут отдельный учет по операциям. Документ показывает, какая продукция генерирует прибыль, а в каком месте нужен дополнительный денежный поток, т.е. второе направление съедает доходы, полученные от первого.

Ошибки при ведении отчета о прибылях и убытках

При заполнении ОПиУ предприниматели допускают ошибки, влияющие на достоверность финансовых показателей.

Чаще всего встречаются такие просчеты:

  1. Отражение в отчете выручки по факту поступления средств. Деньги в кассе и на расчетных счетах учитывают в ОПиУ только после оформления закрывающих сделку документов, например, акта приема–передачи.
  2. Признание выручки и расходов в разных отчетных периодах. Такие операции включают в отчет только вместе, после того как условия договора выполнены.
  3. Включение в ОПиУ крупной предоплаты в одном периоде. Такой взнос распределяют на весь срок, чтобы избежать ошибок в анализе. Например, если арендатор оплатил съемный офис на полгода вперед, всю сумму разбивают на 6 месяцев.
  4. Списание амортизации бухгалтерским способом. Эта операция в отношении основных активов при управленческом учете определяется как их текущая рыночная стоимость, а в бухгалтерии — списывается сразу.

Анализируем отчет ОПиУ: куда смотреть и какие решения принимать

Существует 2 способа, которыми собственники анализируют отчет о прибыли и убытках:

  1. Горизонтальный. Он нужен для просмотра динамики показателей за несколько лет. Основой считают документ, составленный раньше остальных. По нему анализируют отклонения доходов и расходов в следующих периодах.
  2. Вертикальный. Он показывает, каким удельным весом обладают отдельные продукты или направления в общей массе прибылей и убытков.

Анализ ОПиУ ведут по нескольким направлениям. По результатам исследования владельцы и руководители компании принимают управленческие решения, повышающие доходы и уменьшающие расходы.

Рентабельность

Для расчета рентабельности прибыль делят на выручку. Полученный результат выражают в процентах.

Этот показатель фиксирует долю выручки в каждом виде прибыли:

  • маржинальной,
  • валовой,
  • чистой,
  • операционной.

Для каждого типа рентабельности задают плановое значение, по выполнении которого принимается решение.

Например, в компании составили такой отчет о прибыли и убытках:

В последнем месяце здесь сложилась такая ситуация:

  • минимальная выручка,
  • максимальная рентабельность,
  • выросшая по сравнению с первым месяцем валовая прибыль.

На основе анализа фактов можно понять, что первые два показателя улучшились благодаря росту маржинальности. Руководителю нужно выяснить, какие продукты и ценообразование увеличили доходы, а потом пересмотреть наценки на другие товары или прекратить производство некоторых из них.

Исследование укрепления валового дохода подталкивает менеджмент к выяснению причин роста расходов во втором месяце и его связи с увеличением объема выручки. От верного решения зависит сохранение динамики при увеличении доходности бизнеса.

Расходы и выручка

В результате анализа доли расходов в выручке можно определить целевые значения и контролировать ситуации, когда издержки выходят за их рамки или остаются в допустимых пределах.

Динамика доходов и расходов

Оценить динамику доходов и расходов можно тогда, когда отчет о прибылях и убытках составляется не впервые. На основании анализа делают вывод о том, какие изменения в лучшую или худшую сторону вызваны внутренними причинами, а какие — внешними.

Где вести ОПиУ

Чаще всего отчет о прибылях и убытках ведут в таблице Excel. Но заполнять документ удобнее в автоматизированных сервисах.


Читайте по теме:

Как и зачем вести учет доходов и расходов?

Финансовая модель бизнеса: что это такое, как составить и зачем нужна


Чтобы выбрать нужный ресурс, нужно оценить следующие критерии:

  1. Интеграцию с банками. Чем больше кредитных организаций передают сведения в систему, тем легче и быстрее данные об операциях переносятся в сервис. Многие банки поддерживают автоматическую загрузку информации.
  2. Связь с другими приложениями, например телефонией и CRM.
  3. Работу с операционными счетами. Она помогает анализировать отчет для принятия верного управленческого решения на основании нескольких отчетов.
  4. Управление правом доступа. С его помощью возможно ограничить ввод для безопасности.
  5. Цену содержания и модернизации сервиса и систему тарифов на обслуживание.

Чаще всего собственники и руководители компаний заполняют отчеты о прибылях и убытках на таких ресурсах:

  • «Финтабло»,
  • Adesk,
  • «ПланФакт»,
  • Seeneco,
  • «Финолог».

Что будет, если ОПиУ не вести

Отсутствие отчета о прибылях и убытках приводит к тому, что руководитель пропускает важные события и не замечает изменение доходов и расходов. В такой ситуации компания начинает нести убытки, проигрывает конкуренцию. Если бы менеджер вовремя отреагировал на снижение прибыли и рост издержек, он сумел бы изменить ценообразование, снял с конвейера продукцию, не имеющую спроса, расширил географию сбыта.

Фото на обложке: Freepik

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти