Истории

Берете на себя слишком много ответственности? Вот как это исправить

Истории
Дарья Сидорова
Дарья Сидорова

Редактор отдела «Истории».

Дарья Сидорова

Помощь другим доставляет нам удовольствие: мы чувствуем себя увереннее, меньше переживаем и конфликтуем. Однако без должного контроля это может привести к обостренному чувству ответственности, при котором человек берет на себя чужие задачи, проблемы и ошибки. От этой привычки непросто избавиться, но она может навредить как самому человеку, так и его коллективу. В материале — советы, которые помогут разобраться с этой проблемой.

Берете на себя слишком много ответственности? Вот как это исправить

Чтобы понять, что чувство ответственности стало проблемой, задайте себе следующие вопросы.

  • Часто ли вы обращаете внимание на нужды других, но пренебрегаете собственными?
  • Часто ли вы напоминаете другим об их обязанностях и раздражаетесь из-за того, что они кажутся безответственными?
  • Часто ли вы соглашаетесь на чужие просьбы, испытывая при этом обиду?
  • Чувствуете ли вы на себе всю тяжесть неудачного результата?

Положительные ответы могут говорить о склонности к гиперответственности. Чтобы найти баланс, следуйте этим стратегиям.

Проанализируйте свои убеждения

Подумайте, какие убеждения и страхи поддерживают эту привычку. Действительно ли они реальны?

Склонность к гиперответственности может зародиться еще в детские годы, а со временем стать частью самосознания. К примеру, человек может гордиться тем, что является крайне ответственным. А если это качество когда-либо приносило пользу, то можно с легкостью попасть в его ловушку.

Постарайтесь взглянуть на передачу ответственности под иным углом. Представьте, что таким образом вы предоставляете больше возможностей другим людям. Позволив им самостоятельно справляться с задачами, вы помогаете им повышать свои навыки и уверенность в себе.

Снимите с себя чужие обязанности

Неважно, как вы взяли на себя ответственность — добровольно или вынужденно — настало время передать ее.

Начните с малого. Выберите одну обязанность и передайте ее определенному человеку. Это может быть задача, которой и так должен заниматься другой сотрудник. Или же та, за которую может отвечать другой член команды, например отслеживание сроков завершения проекта.

Обязательно сообщайте, чем именно вы занимаетесь и зачем, а также совместно продумайте, как другой человек приступит к выполнению этой задачи.

Например, можно сказать так: «Недавно я пересмотрел все свои обязанности. Я писал электронные письма с новостями по этой инициативе, и за это должны отвечать вы. Сможете начать со следующей недели? Какая помощь вам для этого потребуется?».

Поначалу может возникнуть небольшая заминка, но не поддавайтесь искушению отказаться от своей задумки — иначе закончите тем, с чего начали.

Определите свой истинный список обязанностей

Оцените свой реальный процент ответственности.

Если кажется, будто тяжесть всего мира лежит на ваших плечах, попробуйте упражнение с круговой диаграммой. Возьмите лист бумаги и составьте список всех участников ситуации, в которой вы оказались.

Фото в тексте: Jacob Lund / Shutterstock

Например, если вы работаете партнером в юридической компании и в одиночку пытаетесь решить проблему, связанную с клиентом, то в такой список стоит включить CEO, команду руководителей, членов совета директоров, консультантов по вопросам стратегии и другого адвоката.

Затем нарисуйте круг и распределите отвественность за эту ситуацию между людьми и командами из списка. Сложите эти суммы и определите оставшийся процент — именно на него приходится ваша доля ответственности.

Принимайте помощь

Большое количество обязанностей может возникать из-за того, что вы соглашаетесь на любую просьбу о помощи, но не просите ее взамен.

Пришло время восстановить баланс. Для начала попробуйте принимать предлагаемую помощь. Не стоит беспокоиться о том, что вы обременяете окружающих — другой человек будет испытывать те же положительные чувства, что и вы, когда оказываете помощь.

После этого можно начать обращаться с конкретными запросами. Важно точно формулировать просьбу и избегать расплывчатых заявлений, таких как «мне может понадобиться помощь в этом проекте».

Руководители, которые обращаются за поддержкой к членам команды, помогают им становиться сплоченнее и повышать позитивный настрой.

Сопереживайте другим, но не принимайте на себя их страдания

Ваша задача — разобраться в ситуации, не становясь эмоциональной губкой.

Сейчас коллеги с большей охотностью делятся личными переживаниями, и это помогает формировать здоровую рабочую среду. Но с другой стороны это может еще сильнее перегрузить тех, кто склонен брать на себя чужой эмоциональный груз, в особенности руководителей.


Читайте по теме: 24 совета, которые помогут завоевать уважение и доверие среди коллег


Чтобы защититься от негативных эмоций, важно соблюдать баланс между эмоциональной и когнитивной эмпатией. Когнитивная предполагает принятие точки зрения другого человека, чтобы понять его мысли и чувства. В свою очередь, эмоциональная эмпатия заключается в том, чтобы ощущать то, что чувствуют другие. И без должного контроля она может навредить здоровью.

Чтобы развивать когнитивную эмпатию, следует сосредоточить внимание на поиске информации. Вместо того чтобы ставить себя на чужое место, задавайте вопросы, которые помогут лучше понять, что думает и ощущает человек относительно своей ситуации.

Проявляйте сострадание по отношению к себе

Неизбежные ошибки стоит рассматривать как возможности для обучения.

Как известно, привычки и поведение тяжело менять. Часто на это требуется больше времени, чем хотелось бы. Кроме того, окружающие, которые привыкли полагаться на вас, могут не сразу принимать эти изменения.

Обучаясь распределять обязанности между собой и окружающими, старайтесь проявлять терпение. Неудачи — естественная часть процесса изменений. Задайте себе следующие вопросы.

  • Чему может научить эта неудача?
  • Что поможет вернуться на правильный путь?

Оптимизация обязанностей заключается не в уклонении от ответственности, а в нахождении подходящего баланса. Выполняя свои задачи на 100%, но не более того, можно избежать лишнего стресса и помогать окружающим расти.

Источник.

Фото на обложке: Unsplash

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что меняется в стратегии продвижения в кризис и какие задачи решает продуктовый маркетолог
  2. 2 5 научных способов построить хорошие отношения с коллегами
  3. 3 Как перестать ждать и начать получать ответы от клиента, подрядчика, партнёра?
  4. 4 Развить антитоксичность в команде: как повысить вовлеченность и найти источники роста
  5. 5 Как выбрать язык для коммуникации с международной аудиторией