Российские топ-менеджеры рассказали, как выглядели их первые сайты

Никита Стаценко

Внештатный автор

Расскажите друзьям
Полина Тодорова
Никита Стаценко

Геометрические иллюзии, резиновая верстка и полупрозрачный логотип на пол-экрана: генеральные директора Aviasales, Lingualeo, REG.RU и топ-менеджеры креативных агентств показали Rusbase свои первые сайты.

Антон Забанных, генеральный директор компании «Яндекс.Вертикали» (сервисы Авто.ру, Яндекс.Недвижимость и другие)

«Я начинал заниматься интернет-сервисами в конце 1990-х. Мне было интересно всё изучать и делать своими руками, поэтому первых сайтов у меня было много. Ещё мне очень нравилась концепция, что я разбираюсь в чём-то с нуля и получаю за это деньги.  

Поэтому я хорошо запомнил работу над сервисом autoshina.ru – не дожившим до наших дней интернет-магазином шин и дисков, у которого была непростая база данных о соответствии размеров всех шин и дисков друг другу и различным моделям автомобилей. С грехом пополам я спрограммировал сервис поиска и выбора, все это работало. Немного жаль (а также прошу прощения за это у заказчиков), что о том, что такое индексы в базах данных, я узнал спустя несколько месяцев после того, как сдал работу и получил за неё деньги. В целом тогда я был дико рад этому опыту — проект выглядел достаточно сложным с технической точки зрения и был хорош для привлечения новых заказчиков».

2017-03-30_17-43-30.png


Макс Крайнов, генеральный директор Aviasales

«4konverta.com — не самый мой первый сайт, но он до сих пор работает. Сервис помогает контролировать личные финансы. Допустим, среднемесячный доход на семью составляет 3000 долларов. Финансовая цель семьи — иметь сбережения на «чёрный день» и некоторые долгосрочные инвестиции, которые помогут при выходе на пенсию. Вот как могут делиться эти деньги:

3000 — месячный доход

300 (10% от месячного дохода) — сразу же откладывается (150 на сберегательный счёт и 150 — на инвестиционный). Остаток: 2700

1000 — аренда квартиры и коммунальные услуги. Остаток: 1700

700 — выплаты за машину, траты на бензин, кружки по интересам для ребёнка и тому подобное. Остаток: 1000

Оставшиеся 1000 долларов делятся на четыре конверта, по 250 в каждом. Это бюджет на неделю, и нужно сильно стараться его не превысить.

Если в неделю было потрачено, скажем, 200 долларов, а не 250, то 50 долларов можно потратить на развлечения или на какую-нибудь безделушку.

В 2011 сервис был продан компании Nettrader».


Иван Кривушин, генеральный директор агентства «Бюробюро» (бывшее «Бюро Пирогова»)

«Это не первая версия сайта Бюро Пирогова, но именно этот сайт стал его визитной карточкой. Тогда у компании было позиционирование главного разработчика красивых иллюстрированных сайтов с мощной ретушью. Слоган тех лет: "Бюро Пирогова. Когда нужен красивый сайт" — и эта версия была его прямым воплощением.

Лодка покачивается на волнах, песочные замки, закат, шум морского бриза — и все это на тормозящем флеше, при слабой пропускной способности интернет-каналов. Но уж очень он не был похож на всё, что делали тогда конкуренты».

x_7d710cf3.jpg


Генеральный управляющий директор Lingualeo, Ирина Шашкина

«Это было прекрасное время. Я в 25 лет уже стала директором веб-компании m2media. Меня продали вместе с компанией за долги. В мою задачу входило вытащить компанию из кризиса, раздать долги, расти и развиваться.

Мы со всем этим справились, даже превратили компанию в брендинговое агентство и делали заказы для российских брендов. Мы точно были лучшими в Нижнем Новгороде. Нам доставались самые крутые заказы всех серьезных ребят. Из сложных и крупных заказов помню Энергосбыт, Связьстрой и Сбербанк. Сбербанк это вообще ностальгия на всю жизнь. Я неделями не вылазила из банка, общаясь с руководителями подразделений, чтобы понять, какие перед ними стоят задачи, как максимально эффективно отобразить все потребности на сайте. Каждый руководитель отделения считал, что главный отдел — его. Особенно поразил тогда отдел, продающий дорогие золотые и серебряные инвестиционные монеты.

Так выглядел сайт, который мы сделали для Сбербанка»:

unnamed.jpg


Артемий Альтман, директор по развитию digital-агентства Catzwolf

«В начале 2000-х на сайты смотрели исключительно как на красивые картинки. Ну да, уже зарождалось SEO, вовсю крутились баннеры и контекстная реклама, но digital’a и в помине не было, да и интернет еще не был панацеей. Поэтому сайты того времени оставались красивыми картинками с информацией о продукте и с контактами. Но уж как всем хотелось иметь себе такую картинку!

Конечно, вспоминаю все эти времена с улыбкой и приятной ностальгией. Рынок только начинал зарождаться и не был по-человечески сформирован, а это давало массу преимуществ — например, сайты можно было делать резиновыми ("резиновая" — верстка, при которой размер сайта подстраивается под ширину браузера — прим.ред.) и верстать в Dreamweaver.

Здесь покажу сайт для компании, которая занималась гидроизоляцией помещений. По сути, это был один из первых проектов Catzwolf, когда наше агентство состояло из двух фрилансеров, которые ночами собирали сайты. Для того времени это была запоминающаяся необычная графика. Помню, что заказчик подтвердил работу над сайтом и спросил, с чего мы начнем. А я ответил: "С предоплаты!"»

FireShot Capture 2 - ПромеТорг - устраняем сырость, грибок _ - https___web.archive.org_web_2013032.png


Алексей Королюк, генеральный директор компании по регистрации доменных имен REG.RU

«Первую версию сайта REG.RU разработало брендинговое агентство CETIS в 2007 году.

С одной стороны, в 2007 году было ощущение, что интернет — это уже сложившаяся индустрия в которой присутствует много людей. С другой — понимания, что интернет — это всё, ещё не было. Мы не могли вообразить, насколько плотно он может войти в нашу жизнь, хотя уже были и мессенджеры (ICQ), и голосовые сервисы (Skype).

2004-2009 годы были эрой глянца в интернете. Люди делали сайты по принципу "главное — чтобы было красиво". В тренде были объёмные эффекты, 3D-объекты, тени, блики. Мало кто обращал внимание на контент. О бизнесе в 1990-е говорят: "можно было просто воткнуть палку в землю, и она прорастала". Мне кажется, аналогично можно сказать и про интернет в двухтысячных.

Внешне наш сайт того времени соответствовал визуальным трендам. Но важнее было другое — в основе сайта, как и самой компании, лежала технологичность, а значит и внимания на техническую наполненность сайта было уделено больше, чем глянцевому дизайну».


Максим Павлов, креативный директор Notamedia

«В те времена деревья были большие, печень маленькая, а трава, бесспорно, зеленее, чем сейчас. Мой первый веб-макет, к сожалению, не сохранился. Это был сайт маленькой кинокомпании, которая занималась съемкой обучающих фильмов, легкой и средней эротики и прочего ширпотреба конца 1990-х. Учась в институте, я подрабатывал там внештатным дизайнером обложек для видеокассет и всего другого, что требовалось. Помню картинку главной страницы этого сайта. Естественно, огромный полупрозрачный логотип на полэкрана, фон залит градиентом, объемные кнопки навигации и прочая красота. Не сохранилось.

Зато спустя четыре года я считал себя уже матерым веб-дизайнером. Сменив пару мест работы и придя в “Ноту”, нарисовал первый сайт компании. Куда там этим вашим UI/UX. Пафос в тексте, декаданс и бренность бытия в картинке. Геометрические иллюзии под впечатлением от Мориса Эшера, текст без сглаживания, "резиновая" верстка... Все по последнему слову».

IMG_0993.jpg


Александр Ковальский, творческий директор креативного агентства Creative People

Самый запоминающийся из первых сайтов мы делали для священника, который писал иконы. На нем было не более десяти страниц, но они стоили большого количества нервных клеток. Священник оказался настоящим Художником (в отличие от нас), имел свой взгляд на картинку, и комментарии по сайту приходили в почту десятками писем. Как итог – один из самых тяжелых наших клиентов. Настоящий критик от бога! После этого мы уверовали, что с частными лицами работать нельзя, а отношения должны быть больше договорными, чем понятийными.  

В 2005 году это казалось просто бомбой, даже не смотря на то что текстуру бумаги сделали каким-то простым фильтром в Фотошопе. Рамки, вкладки, дерево и фон переделывались по несколько раз, а на читаемость текста никто тогда не смотрел. До выхода первого айфона было еще далеко, и никто не называл этот объемный стиль скевоморфизмом. На всю страну тогда было всего несколько человек, которые так умели придумывать, проектировать и рисовать сайты. И все они угорали с работ немецкой студии 24/7media (сейчас этих ребят можно увидеть только в архиве FWA). 

В таком стиле мы сделали еще две-три работы, успокоились и двинулись дальше в поисках нового».


Арсений Лебедев, SEM-директор digital-агентства JAMI

«Мой первый опыт разработки сайтов состоялся летом 2010 года. Это был проект In-Help.ru, посвященный компьютерной помощи в Санкт-Петербурге. Тогда знакомые помогли найти веб-разработчика, который предложил сделать сайт на "1С-Битрикс".

На тот момент практически не на что было ориентироваться, так что пришлось выдумывать все самому. В итоге придумал монитор с услугами (который даже сейчас копируют конкуренты на свои сайты или группы "ВКонтакте"), резиновую верстку от края до края (тогда максимальным разрешением было 1600x900 и смотрелось отлично), кнопку на Flash, летающую справа за скроллом страницы, и еще несколько фишек, которых раньше ни у кого не было. Стоит добавить, что "1С-Битрикс" в те годы совершенно не подходил под SEO, и все метатеги и прочие фишки в коде приходилось делать через "костыли".

Логотип тоже был придуман случайно. Как-то раз я пришел с основной работы и поставил свой кейс-чемодан возле компьютера. Потом крутился на стуле и уронил клавиатуру так, что она упала аккурат перед чемоданом, и получился логотип – чемодан скорой помощи со встроенными дисплеем и клавиатурой.

Заплатил я за сайт больше трех тысяч долларов! Потом узнал, что фрилансеры, которые делали дизайн и верстку, получили на двоих чуть больше 300 долларов, а все остальное забрал себе тот горе-программист. Когда я начал делать SEO, решил убрать из "подвала" ссылку на веб-студию "мастера", чтобы не терять ссылочный вес. После этого он заявил мне, что если я так сделаю, то должен заплатить ему еще полторы тысячи долларов, а сам сайт он сделал мне со скидкой, и вообще проект вышел чуть ли не в ноль.

Сейчас, конечно, это все устарело, и сайт похож на Франкенштейна. Однако, что удивительно, проект до сих пор работает, и получает от 50 до 100 входящих заявок в месяц! А это, в свою очередь, приносит чистую прибыль, которой вполне можно покрывать платежи по ипотеке в Москве».


Материалы по теме:

3 любимых книги основателя Prisma

Кто из российских топ-менеджеров ездит на работу на метро

«Отказывайтесь проиграть». Советы, которые российские топ-менеджеры дали бы себе в 20 лет

Домашние животные российских предпринимателей и топ-менеджеров



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
MIXX Conference 2017
3 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase