Top.Mail.Ru
Истории

Разговоров с родителями недостаточно: что нужно, чтобы защитить данные детей в интернете

Истории
Вероника Елкина
Вероника Елкина

Ex-Редактор «Историй»

Вероника Елкина

Можно бесконечно объяснять детям, что не стоит сообщать свои личные данные в интернете, и контролировать их присутствие в сети, но эта информация все равно попадет в руки третьим лицам.

Проблема конфиденциальности детских данных настолько сложна, что для ее решения нужны более масштабные меры.

Разговоров с родителями недостаточно: что нужно, чтобы защитить данные детей в интернете

Сейчас Федеральная торговая комиссия проводит расследование по делу YouTube после того, как платформу обвинили, что она неправильно собирала данные юных пользователей. Неясно, сколько данных было так собрано, но наверняка очень много. Для многих детей YouTube заменил телевизор — и иногда информация о детях появляется в интернете еще до их рождения.

81% детей в мире так или иначе «появляются» в интернете еще до того, как им исполняется два года. А у 95% американских подростков есть доступ к своему или родительскому смартфону. При этом 45% из них находятся в сети почти постоянно и в среднем проводят в интернете девять часов в день.

Лидеры технологий вроде Марка Цукерберга и Тима Кука признали, что для решения проблемы такого массового цифрового следа важно соблюдать правила «владения данными», то есть позволять пользователям управлять информацией о себе, чтобы они могли выбирать, каким корпорациям и правительственным организациям давать к ней доступ.

Однако этого недостаточно для защиты данных граждан — и тем более детей.

Фото: Unsplash

Во-первых, само понятие «владения» не имеет смысла, если мы не создаем контент о себе. Мы ведь не можем удалить информацию о себе, которую опубликовал кто-то посторонний. Когда детям еще совсем мало лет, их цифровые личности формируются силами других людей, в основном их родителями. А это значит, что огромное количество информации о них появляется в сети еще до того, как дети вырастут и поймут, что значит запрещать или разрешать кому-либо ее выкладывать.

Кроме того, данные могут агрегироваться. Неважно, пользуется человек онлайн-сервисами или нет, некоторые решения будут приниматься за него (и даже без его ведома) с помощью алгоритмов логического вывода.

Представьте, что у ребенка нет цифрового следа — он и его родители никогда ничего не выкладывали в интернет. Однако компании могут сделать логические выводы о ребенке на основе его сверстников, которые живут рядом или ходят в ту же школу. Другими словами, даже если ребенок ничего не сообщает о себе в интернете, на его жизнь так или иначе будет оказывать влияние присутствие в сети похожих детей.

Стать востребованным специалистом по кибербезопасности можно, выбрав онлайн-курс в каталоге курсов по информационной безопасности.

Сбор данных может повлиять на базовые права детей. Конвенция о правах ребенка защищает их права как граждан. Однако современные технологии поднимают новые вопросы: будет ли ребенок цензурировать свое поведение в интернете, если он не знает, как будут использоваться его данные? Насколько ограничен доступ к информации о нем, когда платформы используют алгоритмы для отображения персонализированного и таргетированного контента?

Поэтому для защиты фундаментальных прав детей нужны новые правила защиты информации — те, что будут регулировать, как именно используются данные, а не кто ими владеет.

Фото: Unsplash

Уже предпринимаются первые шаги для решения этой проблемы. Акт о защите конфиденциальности детей в сети (COPPA) от 1998 года обязывает владельцев сайтов и онлайн-сервисов собирать личную информацию о ребенке младше 13 лет только с согласия родителей. Личная информация принадлежит детям — или, по крайней мере, их родителям — и именно они должны решать, стоит ли им делиться ей с третьими лицами. COPPA также пытался регулировать рекламу, нацеленную на детей. Например, владельцы сайта не могут просить у ребенка персональную информацию, чтобы тот мог принять участие в какой-либо игре. Но все это не мешает компаниями до сих пор собирать, хранить и передавать информацию о детях.

Таким образом, концепции владения данными недостаточно для защиты прав детей на конфиденциальность. Нам нужен более масштабный закон об использовании данных, который бы защищал наши гражданские, политические и социоэкономические права в сети.

Сбор данных — и их использование — должны быть ограничены. Закон должен касаться всех участников, включая правительственные организации, компании и индивидуальных лиц. Он должен устанавливать технические стандарты, связанные с конфиденциальностью и безопасностью, которые должны соблюдать разработчики онлайн-платформ.

Методы обработки данных стремительно развиваются, а искусственный интеллект набирает все большую популярность. Сейчас как никогда нужны перемены. Недавно UNICEF Innovation и Центр прав человека при юридическом колледже Калифорнийского университета в Беркли опубликовали Меморандум об ИИ и правах детей в рамках программы Generation AI Initiative. Их исследования показывают, как новые технологии могут повлиять на детскую свободу самовыражения, но при этом не нарушить их права.

Прошлые поколения могли расти, не оставляя цифрового следа. Это поколение и последующие должны ответственно относиться к образу, который формируется у них в сети. Когда текущие законы изменятся, чтобы им в этом помочь, — вопрос времени.

Источник.


Материалы по теме:

Не нужно запрещать детям сидеть в интернете — надо просто правильно его оптимизировать

Как воспитывать детей в эпоху кибербуллинга, троллей и Момо

Запретить, ограничить или разрешить? Правила потребления медиаконтента для детей

Детки в сетке: как защитить детей от киберпреступников

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Пособия, выплаты и льготы семьям с детьми в 2023 году
  2. 2 Зачем бизнесу делать заведение kids-friendly
  3. 3 Начинайте с пяти лет: как помочь подростку выбрать профессию без стресса
  4. 4 Гайд для юных программистов: с чего начать знакомство со сферой?
  5. 5 Зачем бизнес вкладывается в развитие подростков? Мнения предпринимателей и экспертов