В последнее время все больше компаний стало уделять внимание работе команды и проводить тестирование персонала. В большей степени, такая необходимость возникает при приеме на работу, чтобы оценить навыки и знания будущего кандидата, однако и промежуточные тестирования сотрудников применяются достаточно часто. И делается это для того, чтобы скорректировать работу команды и получить лучшие результаты.
При этом различные методы оценки позволяют выявить действительно перспективных и талантливых сотрудников, за счет которых можно значительно повысить производительность, всего лишь разместив их на соответствующих их навыкам должностях. Но есть и масса других причин по которым руководители применяют такой подход на практике и об этом пойдет речь в этой статье.
Содержание
Что представляет собой тестирование персонала?
Тестирование сотрудников — достаточно сложное мероприятие, требующее особой подготовки. И без этого можно дать неверную оценку и даже потерять контроль над ситуацией. Поэтому профессиональное тестирование персонала происходит на основании специальных программ и методик, над которыми работали специалисты и психологи.
Однако для оценки персонала можно использовать не только стандартные тесты в виде вопроса и нескольких вариантов ответов, но и специальные логические задачи, а также устраивать индивидуальные интервью и коллективные соревнования. Выбор зависит от того, какие именно цели преследует руководитель.
Читайте по теме:
Как провести «тест-драйв» потенциального сотрудника — семь советов
Что такое профориентация и для чего нужна
Стоит отметить, что грамотно проведенное тестирование позволяет выделить лидеров и слабых игроков, что может значительно облегчить процесс управления персоналом, скорректировать его работу, обучить и повысить эффективность. А в некоторых ситуациях избавиться от того, кто тянул компанию вниз.
Для чего важно проводить тестирование персонала?
Прежде всего тестирование используется как метод отбора персонала. Еще на стадии собеседования благодаря такой методике можно выявить подходящего кандидата, который наверняка принесет пользу компании.
При помощи тестирования можно проверить и психическое состояние сотрудника, и его способность пережить стрессовые ситуации. Особенно это важно в сфере обслуживания. Сотрудник с более устойчивой психикой, как правило, решает поставленные задачи и находит выход из трудной ситуации намного быстрее остальных.
Стоит отметить, что оценка персонала и проведение тестирования позволяют произвести перестановку кадров в коллективе. Очень часто весьма перспективный сотрудник оказывается не на своем месте и не выполняет в полном объеме поставленные перед ним задачи.
Иногда стоит провести обучение и тестирование персонала, чтобы повысить качество выполнения работ. Это поможет выявить даже скрытые проблемы в коллективе. Но при этом стоит использовать профессиональное тестирование, которое было специально разработано для этих целей. При этом методы оценки персонала могут отличаться, с учетом специфики работ и занимаемой должности, так как единого идеального теста для всех не существует.
Какие существуют виды тестирования персонала?
Системы тестирования персонала достаточно схожи между собой и не имеют принципиальной разницы в зависимости от области применения, так как в основном изучаются способность сотрудника реагировать на ту или иную ситуацию, а также принимать взвешенные решения для достижения поставленных целей.
Тестирование персонала происходит согласно подобранным заданиям, которые помогают выявить какие-либо особенности у конкретного сотрудника. Все эти тесты можно поделить на несколько групп:
- для проверки личностных качеств, с помощью которых можно выявить лидера в коллективе, способного повести за собой всех;
- для проверки умственных способностей и знаний. Такой вид особенно применим для повышения квалификации сотрудников и проведения необходимой аттестации.
- для проверки физической активности, и подготовки, чтобы выполнять некоторые физические задачи;
- для оценки достижений, которые позволяют оценить работоспособность сотрудника за определенный период времени. На основании такого теста можно также проанализировать продуктивность всего коллектива и проработать детали, из-за которых сотрудники не достигают поставленных целей.
- для создания ситуаций, которые влияют на продуктивность.
Методы тестирования персонала при этом применяются в зависимости от ситуации и поставленных перед ними задач. Например, для сотрудников пожарной службы или МЧС больше подойдут проработка ситуации на основании искусственно созданных событий. А уже для повышения квалификации и переаттестации сотруднику предлагают тест для проверки его знаний в определенной области.
Стоит подбирать тесты и задачи с учетом деятельности самой компании, так как решение, например, сложных математических задач в рекламном агентстве не принесет никаких результатов, поскольку в рекламные агентства идут исключительно творческие личности.
Лучше использовать тесты на подбор определенной цветовой гаммы, умение быстро составить слоган на заданную тему или подобрать интересный сюжет для рекламы.
Каковы основные принципы тестовой оценки персонала?
Прежде всего оценка персонала должна опираться на индивидуальный подход к сотруднику. Здесь важно учесть его опыт работы, возраст, а также знания, которыми он владеет. Возможно, он показал не те результаты, которые от него ожидали, по причине неспособности справляться с сильным волнением. Однако на практике он показывает одни из лучших результатов в коллективе.
Тестирование и управление персоналом достаточно сложный процесс, который требует особого внимания и определенных профессиональных навыков. Зачастую человек не может высказать свои мысли вслух, но при этом у него масса идей, которые могли бы принести пользу компании. Далеко не все владеют ораторским искусством. И, вероятно, это качество нужно проработать в сотруднике, чтобы повысить его эффективность.
Читайте также:
Индивидуальный план развития: зачем персонализировать обучение сотрудников
Как создать и внедрить систему KPI для сотрудников
Вопросы для тестирования персонала должны быть одинаковыми для всех, чтобы оценить то, как именно сотрудник поведет себя в сложившейся ситуации при равных условиях, чтобы потом сравнить с другими результатами и выявить лучшего и наиболее способного из всех.
Далеко не последнюю роль играет и время, проведенное в коллективе конкретным сотрудником, который проходит тестирование.
Как правило, новичков не сопоставляют с теми, кто находится в компании уже несколько лет и хорошо знаком со спецификой работы. Зачастую для одного сотрудника требуется больше времени, чтобы адаптироваться.
Инструменты для тестирования персонала компании
Это могут быть обычные чек-листы с вопросами, проверкой и анализом которых занимаются представители отдела кадров или психолог, если такой есть в компании. Однако этот инструмент для оценки персонала не подходит, если численность коллектива достаточно большая. В таком случае, на обработку данных и анализ ситуации может уйти не один день. А если сложившаяся ситуация требует немедленного принятия решения, то он тем более не подойдет.
Смотрите по теме:
Курс «Подбор и адаптация сотрудников»
Для этих целей можно использовать уже готовые программы с тестами для оценки различных качеств сотрудника, там подсчет результатов проходит в автоматическом режиме.
Сегодня доступно множество инструментов, которые делают тестирование простым и удобным.
Рассмотрим основные виды инструментов:
- Онлайн-платформы для тестирования. Такие сервисы, как TestGorilla или ProProfs, позволяют создавать тесты на проверку знаний, компетенций и IQ. Например, вы можете оценить уровень владения языком у сотрудников или проверить их знания в области маркетинга.
- Психологические тесты. Помогают понять, насколько сотрудник подходит для определенной роли. Например, тест MBTI определяет тип личности, а DISC выявляет поведенческие модели. Это полезно при подборе лидеров или продажников.
- Кейсовые задания. Это тесты, где сотруднику предлагается решить конкретную рабочую задачу. Например, для бухгалтера можно предложить рассчитать налоговую отчетность, а для дизайнера — разработать макет для клиента.
- Геймифицированные платформы. Сервис Kahoot сделает тестирование увлекательным. Сотрудники пройдут мини-игры, а вы получите аналитику их навыков, включая память, реакцию и креативность.
- Опросники и анкеты. Простые опросы помогают выяснить уровень удовлетворенности работой, мотивацию или предпочтения сотрудников. Например, сервисы вроде Google Forms отлично подходят для этого.
Как выбрать инструмент?
- Если нужно оценить знания — подойдут онлайн-платформы.
- Для определения психологической совместимости — выбирайте тесты типа DISC.
- Если задача — оценить навыки в работе, кейсовые задания покажут реальные результаты.
Использование инструментов для тестирования помогает не только лучше узнать сотрудников, но и повысить эффективность всей компании. Это инвестиция в развитие команды и бизнеса в целом.
Для тестирования персонала можно использовать и задачи на логику, которые призваны увидеть в сотруднике возможности поиска выхода из сложных ситуаций. Причем в зависимости от того, что необходимо понять, предлагаются задачи разного направления и уровня. Кроме того, можно предложить решить совместную задачу вместе с коллективом, чтобы понять, как выстроена командная работа и что требуется улучшить.
Наиболее распространенным способом оценки сотрудника, особенно при приеме на работу, является собеседование, когда предполагается живое общение с кандидатом. Конечно, такой инструмент для оценки позволяет глубоко изучить оппонента, так как есть возможность задать ему дополнительные вопросы. Кроме того, такой вариант подразумевает и индивидуальный подход в оценке.
Подбор персонала и его тестирование предполагает зачастую и совместное использования различных инструментов оценки. И разные способы позволят руководителю получить более четкое представление о кандидате, увидеть все его сильные и слабые стороны, а также помочь ему быстрее адаптироваться на новом месте работы.
Конечно, тестирование как метод подбора персонала, показывает свою эффективность и помогает создать сильный коллектив, однако при неправильном подходе к нему и оценке полученных результатов может значительно исказить общую картину. Поэтому проводить тестирование могут только профессионалы или психологи, которые способны увидеть все нюансы и скрытые моменты в полученных результатах.
Не стоит забывать и о том, что далеко не все тесты реально способны выявить положительные стороны, а также недостатки в работе коллектива или отдельного сотрудника. Так как важно учитывать и то, насколько качественные ответы были даны на заданные вопросы.
Тестирование сотрудников как при приеме на работу, так и во время трудового процесса должно проводиться по определенным правилам, одинаковым для всех, но при этом учитывать некоторые особенности каждого отдельного сотрудника. Стоит помнить,что получить абсолютно одинаковый результат для всех невозможно.
Фото на обложке: C. J. Burton / Getty Images
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Выбор системы налогообложения»
- 1 «Серая» зарплата: что это такое, признаки, кого оштрафуют за «серую» зарплату и как доказать «серую» зарплату?
- 2 Как составить тестовое задание для кандидата при приеме на работу?
- 3 Что такое планерка и как провести планерное совещание эффективно
- 4 Фестиваль для лидеров нового поколения LEAD FEST пройдет 30 января
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025