Истории

«Есть ли у тебя мечта?». Какие вопросы российские топ-менеджеры любят задавать на собеседовании

Истории
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Полина Тодорова

Мы решили узнать у топ-менеджеров крупных компаний, о чем они любят спрашивать на собеседованиях, задают ли странные вопросы и что пытаются таким образом выяснить у потенциального сотрудника.

«Есть ли у тебя мечта?». Какие вопросы российские топ-менеджеры любят задавать на собеседовании

Евгений Давыдович, генеральный директор ритейлера «Связной»:

«"Умение задавать правильные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности", — говорил философ Иммануил Кант. Поэтому я часто на собеседованиях применяю такой прием: предлагаю кандидату самому проинтервьюировать меня – и как руководителя компании, и как его будущего менеджера. Это зачастую дает больше знаний о собеседнике, чем в ситуации, когда вопросы задаю я сам. Я таким образом понимаю, насколько он уже погрузился в специфику бизнеса, отследил последние действия компании на рынке, собрал инсайты. По качеству вопросов всегда можно судить о склонности анализировать. Более того, время на собеседовании всегда ограничено, поэтому, слушая вопросы кандидата, я заодно понимаю, как он расставляет приоритеты. Иногда я ограничиваю собеседника количеством вопросов, которые он может задать – например, не более пяти – и по тому, какие он выбирает, сужу о его таланте в сжатые сроки выявлять ключевые факты и моменты».

Виталий Быков, генеральный директор, соучредитель креативного агентства Red Keds:

Фото: Fасеbook

«Любимых вопросов нет – для каждой специальности я стараюсь находить особые вопросы, которые должны раскрыть человека. Например, в отношении smm-специалиста мне очень важно знать, насколько человек любит организацию мероприятий. Это может характеризовать его как понимающего механики взаимодействия с людьми. Если я собеседую копирайтера, то мне интересно знать, какие области он изучал или каким опытом владеет. Это мне говорит об эрудиции, умении учиться и докапываться до сути вещей. Ведь копирайтеры у нас каждый день сталкиваются с абсолютно разными вещами, о которых нужно писать тексты.

У меня есть пара общих вопросов, которые я задаю на собеседовании.

1. Есть ли у тебя мечта?

Я задаю этот вопрос не для того, чтобы выбить человека из колеи, а для того чтобы послушать, как человек размышляет о своей мечте. Очень многих этот вопрос ставит в ступор. Я бы и сам не смог на него уверенно ответить. Но очень интересно, что мне попадаются люди с действительно интересными мечтами. Например, недавно на собеседовании один человек мне признался, что хочет сделать деревню для домашних животных. Это фантастическая и интересная мечта. Мало кто может так ее сформулировать.

2. Иногда я задаю загадки на собеседованиях.

Это могут быть простые загадки – просто чтобы понять, как человек размышляет. Например, придумайте за минуту пять способов нетрадиционного применения карандаша. Одна девушка, наш бывший копирайтер, сказала, что надо разломать карандаш, растолочь грифель и сделать себе полосы на лице, как у Рембо».

Станислав Протасов, сооснователь и глава разработки Acronis:

«У меня нет каких-то специальных любимых вопросов: кандидаты к нам приходят неодинаковые, и собеседования могут проходить по-разному — все зависит от конкретного человека, его поведения и множества других факторов. Но обычно я пытаюсь понять, насколько человек способен логически мыслить, и поэтому предлагаю ему вопросы на логику. Например, я могу задать простую на первый взгляд задачку вроде такой: есть монеты, одна из которых фальшивая и отличается от остальных лишь по массе; необходимо за минимальное количество взвешиваний на чашечных весах обнаружить фальшивую. Могу и более сложную задачу предложить, например, про два яйца и стоэтажный небоскреб: необходимо за минимальное количество попыток рассчитать, после какого этажа яйцо начинает разбиваться. Но вне зависимости от сложности, для меня важен даже не правильный ответ, а подход кандидата к их решению, его логика. Это главное».

Ирина Шашкина, генеральный директор LinguaLeo в России и СНГ:

«Я иногда спрашиваю, что именно человек будет делать, если уже завтра он выходит на нашу позицию. Не про планы, задачи — тут все умеют отвечать правильными словами, а вот именно про первый рабочий день. Интересно слушать, как человек в голове строит себе границы возможностей и ответственности, насколько глобально и стратегически смотрит на задачи. Кто-то рассказывает, что принтер настроит и визитки закажет, а кто-то попросит рассказать ему стратегию компании и сформулировать KPI на три месяца.

Почти всегда я даю кандидату домашнее тестовое задание. Это несколько вопросов с предложением ответить на любые из них. Предполагается, что ответы не должны занять больше одной странички. Вопросы несложные и не обязательно по специализации. Например, у меня есть такой вопрос: придумайте вопрос, который был бы нацелен на проверку ваших менеджерских навыков, и ответьте на него. Интересно, как кандидат рассуждает, в каком мире живет, шутит ли, грамотно ли пишет, имеет ли логику в рассуждениях. Как выбирает факты, от которых отталкиваться, если ему не хватает какой-то информации, и так далее. Иногда мне кажется, что только по страничке текста от человека можно принять решение, брать ли его на работу.

Интересно спрашивать про то, как выглядит типичный среднестатистический день на текущем/последнем месте работы кандидата. Сколько времени он уделяет тем или иным задачам, как они распределены в рамках дня. Видно, умеет ли человек планировать, расставлять приоритеты, фокусироваться, что он вообще считает важным в работе, что ему нравится делать, что раздражает, насколько человек въедлив или быстр, как принимает решения».

Яков Зубарев, президент и сооснователь Parallels:

Фото: Parallels

«Я часто интервьюирую высокопоставленных людей маркетингового профиля для Parallels и других компаний. И неизменно задаю один и тот же вопрос: предлагаю человеку представить, что он уже подписал контракт на должность директора по маркетингу и распоряжается бюджетом $30 млн. Спрашиваю, на что он их потратит. А дальше смотрю на реакцию. Зачастую сразу обнаруживаются слабые места. Допустим, топ-менеджер, привыкший работать только в Штатах, забывает про остальной мир, про то, что задача глобального продвижения охватывает Европу, Азию, Россию. Или выходец из PR-агентства, который бросается тратить почти все деньги на работу с журналистами, соцсетями. А как же реклама, продуктовый маркетинг? Словом, полезное упражнение».

Сергей Абдульманов, директор по маркетингу компании «Мосигра»:

«Мы оцениваем не ответы на вопросы, а просто человека. Борисов (Дмитрий Борисов – коммерческий директор "Мосигры" — прим. ред.), например, спрашивает: "Как дела? " — и смотрит на реакцию будущего продавца. Если человек напрягается, в магазине ему тоже будет сложно говорить с незнакомцами. Если нормально позитивно включается в дискуссию — свой, можно обсуждать дальше. Все "сложные вопросы", которые принято задавать на собеседованиях, мы искренне считаем синтетической глупостью. Они непоказательны и служат разве что для того, чтобы прикрыть задницу того, кто ведёт собеседование. Ну, я не говорю про профессиональных психологов, а про обычные квесты "пройди долбанашку"».

Денис Матеев, глава представительства ESET в России и СНГ:

Фото: Eset

«У нас сравнительно небольшой штат в российском представительстве, поэтому я стараюсь находить время для встречи со всеми кандидатами – от руководителей департаментов до ассистентов отдела. Так как мы принимаем в команду новых людей в расчете на то, что они с нами всерьез и надолго, важно оценить, сможет ли человек влиться в коллектив. В ходе встречи я стараюсь понять, разделяет ли кандидат наши корпоративные ценности, какие у него планы и перспективы, и сочетаются ли они с развитием компании.

Самые важные вопросы с моей стороны связаны с системой ценностей кандидата, его взглядами на жизнь и карьеру и с его хобби. Среди типичных и любимых вопросов: "Какие качества вы цените в людях или хотели бы видеть в будущих коллегах?", "Что вы любите, а что не выносите?", "Каковы ваши основные недостатки и как вы с ними боретесь?"».


Материалы по теме:

Как попасть на работу в Google, даже если вы были худшим студентом на курс

«Связной» запустил бота-рекрутера для Telegram

Этот вопрос задают на собеседовании в Facebook

13 вопросов, которые могут вам задать на собеседовании в Tesla

25 вопросов потенциальному работодателю

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Фонд HR&ED-tech представил масштабное исследование развивающихся рынков HR-tech
  2. 2 Навыки — это новая валюта: как HR-tech стартапы меняют представления о найме
  3. 3 Самые актуальные HR-сервисы: рекомендации от рекрутеров
  4. 4 Проныра, молчун и корпоративный хулиган – какие сотрудники могут навредить компании
  5. 5 Индивидуалисты и любят быстрый результат — как работать с поколением Z?