Торговля, независимо от того, осуществляется она в онлайн или офлайн-формате, является важнейшим двигателем экономического развития и основным инструментом взаимодействия между производителем, продавцом и покупателем.
Как и любое экономическое явление, торговые отношения претерпевают постоянные изменения в условиях современной жизни. Разберем специфику офлайна, чем он отличается от торговли через интернет, какие у него есть плюсы и минусы.
Содержание
Понятие и специфика офлайн-торговли
Офлайн-торговля представляет собой традиционную торговлю, при которой продажи осуществляются в физических торговых точках и подразумевают непосредственное общение между продавцом и покупателем.
Особенности
- Личное общение, при котором у потребителя есть возможность ознакомиться с товаром и получить консультацию продавца.
- У всех торговых точек определяется конкретное местоположение и адрес.
- При реализации товара он представлен физически и исключает цифровые и виртуальные форматы.
- Запрос продавца удовлетворяется немедленно. После того как товар оплачен, его можно забрать.
Справка. «Офлайн» как термин используется с 70-х годов прошлого века в связи с развитием информационных технологий и в противовес онлайн-торговле. Определяет осуществление продаж вне сети интернет.
Офлайн и онлайн-торговля имеют различие только в форме взаимодействия с покупателем, в основном их бизнес-этапы совпадают:
- Приобретение товаров с целью ее последующей реализации.
- Организация торговых точек для осуществления продаж.
- Посредническая торговая деятельность и поставка от производителя товаров до конечного потребителя.
- Формирование цен с учетом затрат, спроса и предложения, а также конкурентных составляющих.
- Привлечение покупателей средствами маркетинговых и рекламных подходов.
- Осуществление услуг и постпродажного сервиса, включая доставку, гарантийные обязательства, консультации и ремонт.
Тенденции развития офлайн-торговли в 2025 году
2023 год показал, что рынок с подходом direct-to-consumer (когда товар со склада поступает к покупателю напрямую) испытывает охлаждение.
Одной из причин послужил тот факт, что покупатели в своем большинстве имеют незакрытую потребность в оценке товара и его характеристик физически.
Другой причиной стала жесткая конкуренция в интернет-среде, особенно трудно выделиться и привлечь к себе внимание начинающему бизнесу и сформировать новые бренды.
Читайте по теме:
Розничная торговля: правила ведения учета и особенности
Нестационарный торговый объект (НТО)
Важнейшая тенденция офлайн-торговли — это организация эмоционального аспекта, который приносит яркие впечатления, создает устойчивый позитивный ассоциативный ряд, способствует запоминанию бренда и осознанию его ценностей, а также повышению имиджевых характеристик компании.
Офлайн-продажи презентуют продукт в простой, понятной и доступной форме.
Выгодно ли заниматься офлайн-торговлей в 2025 году?
Даже если компания специализируется только на интернет-продажах, то расширение аудитории через офлайн-взаимодействие будет работать на рост и узнаваемость бренда, повышать осведомленность о продуктах и возможностях компании в целом.
Кроме того, это эффективный способ привлечь и удержать новый сегмент целевой аудитории.
Если компания предлагает покупателям быть «друзьями», делиться опытом и сохранять доброжелательное близкое взаимодействие, то это приводит к формированию устойчивой лояльной клиентской базы, с которой осуществляются долгосрочные отношения.
Способы улучшения офлайн-торговли:
- Кроме организации стандартных торговых точек, актуальны вложения с целью презентации и продаж собственных товаров через креативные коллаборации, участие в музыкальных фестивалях, всевозможных выставках и ярмарках, а также создание собственных билбордов и мероприятий.
- Презентация товара или услуги как способ предоставления полезных знаний и опыта (проведение встреч, мастер-классов и лекций).
- Максимальное и непрерывное использование комбинированных средств для эмоционального отклика и создания новостной среды, которая приводит к стимулированию потенциальных и постоянных покупателей оставлять положительные рекомендации и отзывы.
- После того как сформировалась устойчивая аудитория (вследствие организации мероприятий или непосредственных продаж в магазине), важно удерживать заинтересовавшихся или довольных потребителей продуктом или услугой — приглашать в группы в социальных сетях и мессенджерах (где предлагается ознакомиться с большим ассортиментным перечнем, с детальными характеристиками продуктов, новинками и акциями).
- Открытие уличного ретейла как основной или дополнительной точки продаж приносит стабильный доход даже в кризисные периоды. Прибыльность такой формы торговли напрямую зависит от локации, лучшие показатели у точек с высокой проходимостью и в новых строящихся районах.
- Открытие многофункциональных точек продаж создает собственную устойчивую покупательскую аудиторию, так как позволяет экономить время на покупки.
- Обязательный сервис не только привлечет новых покупателей, но и позволит выделиться на фоне конкурентов. Вместе с постпродажным сервисом имеет смысл внедрить зоны для отдыха, детские площадки, точки общепита, кофе-зоны и приятный интерьер.
Плюсы и минусы офлайн-торговли
Преимущества
Осмотр и оценка товара
Именно розничный офлайн-магазин предоставляет возможность качественно оценить товар (цветовую гамму, количественные и весовые показатели и другие характеристики) и получить подробную консультацию по возникающим вопросам.
Некоторые товары можно приобрести только в офлайн-магазине
Законодательство запрещает продавать через интернет некоторые группы товаров, в том числе табак, алкогольную продукцию и домашних животных.
Приобретение косметики, парфюмерии и автомобилей через онлайн-каналы также может вызывать сложности.
Высокая вероятность импульсивных покупок
В стационарных магазинах чаще реализуется поведенческая схема: «Увидел — понравилось — купил». При интернет-заказах потребитель изначально настроен критически и понимает, что товар может не соответствовать заявленному качеству.
Ниже процент возвратов
Потребитель имеет возможность тщательно ознакомиться с товаром, что снижает вероятность возвратов продукции.
Проще осуществлять гарантийные обязательства
Покупатель в большинстве случаев сам приносит товар, требующий замены или ремонта.
Повторные покупки
Офлайн-магазинам не всегда удается увеличивать продажи за счет рассылок и оповещения в сети, поэтому предлагаются карты лояльности, которые стимулируют повторные покупки.
Низкая конкуренция
В 2025 году конкурировать в интернет-пространстве сложнее. В зависимости от локации стационарного или уличного магазина конкуренция может быть низкой или отсутствовать вовсе.
Высокий уровень доверия покупателей
Магазины в сети не вызывают должного доверия, так как покупатели опасаются, что столкнутся с мошенниками, качество товаров будет низким, и они не смогут рассчитывать на постпродажный сервис и клиентоориентированность.
Легкость презентации товара
Продукция в офлайн-точке продаж не требует дополнительных фото и подробных описаний, она представлена физически, и потребитель может полагаться на собственные чувства и мысли, чтобы самостоятельно принять решение о покупке.
Наличие аудитории приверженцев
Есть категория покупателей, которые отрицают онлайн-покупки. Причины могут быть разными: они не готовы ждать, не знают, как покупать через интернет, или у них есть уникальные предпочтения (особые запросы из-за нестандартной фигуры, размеров, чувствительной кожи и прочего).
Недостатки
Ограниченное количество покупателей. Стандартная точка продаж имеет свою географию и часы работы, что не позволяет заказывать товары круглосуточно или из других локаций.
Проблемы с масштабированием. Расширение ассортиментного перечня всегда ограничено и зависит от специфики магазина или наличия складских площадей.
Трудности с поиском и выбором. Не всегда покупатель может без труда сориентироваться в магазине и найти необходимый товар, в этом случае приходится прибегать к помощи сотрудников либо искать другую точку продаж.
Анализ конкурентной среды затруднен. Чтобы оценить деятельность конкурентов, предлагаемый товарный перечень и цены, необходимо посещать магазины и делать выводы. В онлайн-пространстве осуществлять подобную оценку гораздо проще.
Высокие затраты на закуп товара и открытие магазина. Запуск офлайн-бизнеса требует значительных расходов, а заявляемый товар должен быть физически доступен для покупателей.
Трудности в анализе спроса и оценки ЦА. Если нужно опробовать один или несколько товаров, то их легче выставить на онлайн-витрину.
Читайте по теме:
Что мешает пользователям покупать: исследование приложений для заказа косметики и парфюмерии
Что такое мерчандайзинг и какие цели и задачи бизнеса он помогает решать
Высокие расходы на содержание. Офлайн-магазин требует покупки или аренды помещения, оплаты персонала и наличия торгового оборудования, что закладывается в цену товара.
Малая мобильность бизнеса. Смена локации или другие значительные изменения приводят к трудностям переезда или потери клиентов.
Автоматизация торговли затруднена. Офлайн-торговля очень сильно завязана на участии и контроле, который осуществляет персонал.
Низкая анонимность. Для некоторых ниш это важная составляющая покупки, где покупатель хотел бы остаться инкогнито.
Трата времени на посещение магазина. Многие потребители выбирают онлайн-покупки именно по этой причине.
Нельзя изучить отзывы покупателей, как в онлайне. Как в 2025 году, так и в ближайшие годы офлайн-продажи будут востребованы, так как именно этот формат закрывает потребность физического контакта с брендом и позволяет получать больше позитивного эмоционального отклика, чем при онлайн-покупках.
Возможно, для современного бизнеса лучшим решением станет сочетание онлайн и офлайн-торговли, как необходимости и возможности для усиления узнаваемости бренда и увеличения прибыли.
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025