Top.Mail.Ru
Истории

Розничная торговля: правила ведения учета и особенности

Истории
Владислав Афонин
Владислав Афонин

Редактор

Владислав Афонин

Розничная торговля (ритейл) — взаимодействие торгового предприятия с покупателем с целью продажи товаров личного пользования. Розничные продажи предназначены для потребителей, которые планируют покупки для удовлетворения индивидуальных или семейных потребностей. В отличие от оптовых покупателей, приобретающих товар для перепродажи. 

Розничный бизнес предполагает продажу поштучных товаров, оптовый — реализацию крупных партий, зачастую напрямую от производителя. В статье узнаете, какие цели преследует розничная торговля и как правильно вести внутренний учет.

Розничная торговля: правила ведения учета и особенности
  1. Истории
Автор: Владислав Афонин

Содержание

Основные виды объектов розничной торговли

При организации успешного предприятия розничной торговли учитывают ряд условий.

  • Торговая точка размещается в месте, где предполагается повышенный поток людей.
  • Предприятие приобретает соответствующее специальное оборудование.
  • Товары закупаются таким образом, чтобы ассортиментный перечень был широк.
  • Используются маркетинговые приемы для увеличения продаж.
  • Закуп товара, его хранение и реализация сопровождаются строгим бухгалтерским учетом.
  • Соблюдаются санитарные и противопожарные нормы, соответствующие правилам торговли розничных предприятий.
  • Внедряется клиентоориентированный подход в рамках существующих законодательных актов.

По способу взаимодействия с клиентами выделяют офлайн- и онлайн-торговлю, а также смешанный формат и выставки-продажи.

При смешанных продажах заказ оформляется в доступных мобильных приложениях и забирается на кассе.

Сделки на выставках-продажах проводятся дистрибьюторами и производителями в крупных помещениях. Как правило, это спорткомплексы и выставочные центры.

Начни бизнес с RB.RU: 7 писем для старта

Магазины розничной торговли отличаются по виду реализуемой продукции, занимаемой площади и расположению объектов.

Объекты, реализующие продукты питания, представляют наиболее востребованный вид продаж, который мало подвержен социально-политическим и экономическим кризисным явлениям.

Непродуктовые магазины включают товары, не относящиеся к продуктовому сегменту.

Специализированные объекты — торговые точки с узким ассортиментным перечнем. Пример такого типа магазинов — мясная или молочная продукция.

Стационарный вид розничных продаж организуется в специальных помещениях, соответствующих требованиям торговли, включая оборудование, коммунальное обеспечение и прочее.

К уличным объектам торговли относится любой розничный магазин, не являющийся стационарным торговым предприятием (рыночные точки, ларьки, павильоны и шатры).

По занимаемой площади выделяют минимаркеты, супермаркеты, гипермаркеты и торговые комплексы.

Минимаркеты расположены в шаговой доступности, ассортимент состоит из смешанных товаров. Площадь объекта, как правило, не более 500 м2.

Супермаркеты занимают больший объем площади от 1000 м2 и более, их преимущество в широкой ассортиментной линейке и демократичных ценах.

Дискаунтеры — магазины, в которых реализуется определенная узкая группа товаров (обувь, одежда, бытовая техника) с ценовыми значениями ниже рыночных.


Читайте по теме:

Маркировка товаров в 2024: перечень товаров с обязательной маркировкой

Почему сейчас выгодно продавать на ресейл-платформах и как делать это эффективно?


Гипермаркеты зачастую располагаются обособленно от конкурентов, однако имеют хорошую транспортную доступность и большую площадь торговых залов.

Торговые комплексы — объекты недвижимости, в которых владельцы предоставляют площадки для розничной торговли и оказания специализированных услуг.

Ежедневным спросом пользуются минимаркеты. Покупают в супермаркетах, гипермаркетах и торговых центрах несколько раз в месяц.

Цели, задачи и функции

Важнейшей задачей розничных продаж является удовлетворение потребностей потребителей и увеличение прибыли предприятия.

В то время, когда розничная точка не в состоянии предугадать и удовлетворить спрос, покупатель ищет альтернативные предприятия торговли с актуальным ассортиментом.

Функции розничной торговли

  • Изучение потенциального спроса и формирование ассортимента на основе его анализа. Маркетинговые исследования позволяют определить портрет покупателя, средний чек и удовлетворенность деятельностью компании.
  • Информирование покупателей и реклама товаров.
  • Влияние на производителей продукции и стимулирование выпуска определенных категорий товарных единиц.
  • Обслуживание и консультирование покупателей (в некоторых случаях оказание постпродажных услуг).
  • Открытие новых объектов торговли и расширение влияния на рынке. При организации сетей розничной торговли образуется эффективная система, объединяющая закупки, учет и логистику, что сокращает издержки компании и позволяет снизить цены для конечного потребителя.
  • Создание условий для узнаваемости бренда — кроме рекламы, внедрение производства под собственной маркой, сопровождение покупок подарочными сертификатами, пакетами и сумками с логотипом компании.

Функции розничного бизнеса заключаются в качественном обслуживании потребителей, организации специализированных торговых площадей, обеспечении широкого ассортиментного перечня, предоставлении удобных форм расчета, создании высоких конкурентных преимуществ. Для этого используются акции, скидки, накопительные системы и бонусы.

Цели

  1. Приобретение оптовых партий товаров для последующей реализации.
  2. Дробление крупных партий и подготовка к презентации в магазинах (на стеллажах и витринах). При этом часть товара перераспределяется для хранения на складах.
  3. Выкладка продукции в торговых залах, распределение ценников и дополнительное информирование покупателя о ценовых и качественных преимуществах товара.
  4. Реализация представленного товара и удовлетворение ожиданий потребителя.

Ведение внутреннего учета

Требования для торгово-розничного бизнеса

Организация обязана вести деятельность в соответствии с предписанными санитарно-гигиеническими нормами, правилами товарного соседства и хранения продуктов. Обязательно нужно соблюдать требования по поводу внешнего вида работников и наличия у них санитарных книжек.

Важно работать на торговых площадях и на прилегающей территории по правилам пожарной безопасности.

Правилами розничной торговли предписано заполнять приходно-расходную и кассовую документацию, а также вовремя предоставлять отчетность и декларации в соответствующие органы.

Оказание розничных услуг должно соответствовать нормам ФЗ-2300-1, нужно продавать качественную продукцию и внимательно относиться к каждому потребителю.

Особенности учета

Учет нужен для того, чтобы продукты сохраняли качественный товарный вид, а также для того, чтобы установить объем продаж, сформировать остатки по количеству и стоимости.

Компании розничной торговли выбирают метод учета по закупочной стоимости либо по цене реализации.

Первый вариант выбирают крупные предприятия, которые работают с НДС и опираются на базовую стоимость продукции. Второй метод проще в учете, и большинство небольших розничных магазинов выбирают его.


Читайте по теме:

Нестационарный торговый объект (НТО)

Что мешает пользователям покупать: исследование приложений для заказа косметики и парфюмерии


В соответствии с учетом реализуемых товаров эффективно решаются задачи по контролю и исполнению материальной ответственности сотрудников, грамотно оформляется отчетность, корректируется ценообразование, соблюдаются стандарты хранения и инвентаризации.

Использование автоматизированных систем учета помогает вовремя списывать некачественный товар, считать остатки, а также выявлять факт воровства.

Товарооборот отслеживается при помощи расчетно-кассовых документов и бухгалтерских отчетов.

Установить торговое оборудование не составляет труда, оно считается универсальным, в отличие от программного обеспечения, при котором учитывают специализацию торгового предприятия и его ассортимента. Для товаров, которые подлежат обязательной маркировке, требуются одни программы, и другие для той продукции, которая не попадает под обязательный контроль.

При ведении бухгалтерской отчетности применяют 1 из 2 распространенных форм:

  1. Суммовая — используется небольшими магазинами. При ней производятся записи операций, приходов и расходов. Однако этот метод малоинформативен.
  2. Аналитическая отражает данные детального электронного отчета, включая виды сделок, наименование и сроки хранения. Этот метод высокоинформативен, но затратен по времени и требует специальных навыков, чтобы вести такой учет.

Этапы контроля

  1. Приемка поступившего товара и проверка его соответствия накладной документации.
  2. Размещение товарных единиц в складских помещениях (с учетом требований хранения).
  3. Регулярный контроль качества вплоть до реализации или списания продукции.
  4. Размещение на торговых полках и сопровождение реализации товара.
  5. Учет спроса и поддержание ассортимента.

Способы контроля на складах

Партионный способ используется в случае, когда поступивший товар хранится на складе.

Сортовой предполагает сортировку по ряду критериев, таких как наименование или срок годности.

Партионно-сортовой подразумевает оба способа контроля.

Номенклатурный — хранение продукции осуществляется с учетом маркировки.

Контроль со стороны надзорных органов

Основными проверяющими органами считаются ИФНС, Роспотребнадзор, трудовая инспекция и пожарный надзор. Проверки Ростехнадзора и Россельхознадзора предназначены только для предприятий, которые ведут соответствующую деятельность.

Налоговая осуществляет плановые, внеплановые, камеральные и выездные проверки.

Плановые проверки проходят по заранее известному графику.

Внеплановая проверка может быть проведена при нарушении законодательства.

Камеральная проверка проходит после сдачи налоговой отчетности, а выездная — в случае возникновения подозрений в отношении предприятия.

Как правило, сотрудники ИФНС предупреждают о проведении проверок за 3 дня до выезда (исключая случаи с контрольными закупками).

Соответствия требованиям противопожарной безопасности могут быть проверены с помощью:

  • инспекционных визитов, 
  • рейдовых осмотров, 
  • выездных мероприятий,
  • внеплановых посещений пожарным надзором. 

Проверки проходят 1 раз в 2 года.

Трудовая инспекция имеет право провести проверку дистанционно или организовать выездную, если для этого есть серьезные основания или жалобы.

Роспотребнадзор проводит документарные проверки. Для выездного контроля требуются основания:

  • время плановой выездной проверки,
  • жалобы,
  • истекший срок предыдущих предписаний,
  • неблагоприятная эпидемиологическая обстановка и прочее.

Возможные последствия при нарушении правил розничной торговли

Штрафы накладывают на юрлицо или сотрудников за нарушение санитарно-гигиенических требований и норм.

Конфискация применяется, если продукция реализуется без разрешительных документов.

Если торговля идет незаконно, то ведомства могут применить серьезные штрафные или иные санкции.

Розничный бизнес непрерывно взаимодействует с потребителями, учитывая их потребности. При этом важно извлекать прибыль и вести деятельность с учетом действующего законодательства.

Фото на обложке: Unsplash

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что могут продавать самозанятые на маркетплейсе
  2. 2 Как расширить ассортимент магазина и не просчитаться со спросом
  3. 3 Подпорченная репутация: как отзывы влияют на продажи
  4. 4 Что такое трипваер и зачем он нужен
  5. 5 Что продавать на маркетплейсах в 2024 году? ТОП 10 товаров для маркетплейсов
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти