Розничная торговля: правила ведения учета и особенности
Розничная торговля (ритейл) — взаимодействие торгового предприятия с покупателем с целью продажи товаров личного пользования. Розничные продажи предназначены для потребителей, которые планируют покупки для удовлетворения индивидуальных или семейных потребностей. В отличие от оптовых покупателей, приобретающих товар для перепродажи.
Розничный бизнес предполагает продажу поштучных товаров, оптовый — реализацию крупных партий, зачастую напрямую от производителя. В статье узнаете, какие цели преследует розничная торговля и как правильно вести внутренний учет.
Содержание
- Основные виды объектов розничной торговли
- Цели, задачи и функции
- Ведение внутреннего учета
- Контроль со стороны надзорных органов
Основные виды объектов розничной торговли
При организации успешного предприятия розничной торговли учитывают ряд условий.
- Торговая точка размещается в месте, где предполагается повышенный поток людей.
- Предприятие приобретает соответствующее специальное оборудование.
- Товары закупаются таким образом, чтобы ассортиментный перечень был широк.
- Используются маркетинговые приемы для увеличения продаж.
- Закуп товара, его хранение и реализация сопровождаются строгим бухгалтерским учетом.
- Соблюдаются санитарные и противопожарные нормы, соответствующие правилам торговли розничных предприятий.
- Внедряется клиентоориентированный подход в рамках существующих законодательных актов.
По способу взаимодействия с клиентами выделяют офлайн- и онлайн-торговлю, а также смешанный формат и выставки-продажи.
При смешанных продажах заказ оформляется в доступных мобильных приложениях и забирается на кассе.
Сделки на выставках-продажах проводятся дистрибьюторами и производителями в крупных помещениях. Как правило, это спорткомплексы и выставочные центры.
Магазины розничной торговли отличаются по виду реализуемой продукции, занимаемой площади и расположению объектов.
Объекты, реализующие продукты питания, представляют наиболее востребованный вид продаж, который мало подвержен социально-политическим и экономическим кризисным явлениям.
Непродуктовые магазины включают товары, не относящиеся к продуктовому сегменту.
Специализированные объекты — торговые точки с узким ассортиментным перечнем. Пример такого типа магазинов — мясная или молочная продукция.
Стационарный вид розничных продаж организуется в специальных помещениях, соответствующих требованиям торговли, включая оборудование, коммунальное обеспечение и прочее.
К уличным объектам торговли относится любой розничный магазин, не являющийся стационарным торговым предприятием (рыночные точки, ларьки, павильоны и шатры).
По занимаемой площади выделяют минимаркеты, супермаркеты, гипермаркеты и торговые комплексы.
Минимаркеты расположены в шаговой доступности, ассортимент состоит из смешанных товаров. Площадь объекта, как правило, не более 500 м2.
Супермаркеты занимают больший объем площади от 1000 м2 и более, их преимущество в широкой ассортиментной линейке и демократичных ценах.
Дискаунтеры — магазины, в которых реализуется определенная узкая группа товаров (обувь, одежда, бытовая техника) с ценовыми значениями ниже рыночных.
Читайте по теме:
Маркировка товаров в 2024: перечень товаров с обязательной маркировкой
Почему сейчас выгодно продавать на ресейл-платформах и как делать это эффективно?
Гипермаркеты зачастую располагаются обособленно от конкурентов, однако имеют хорошую транспортную доступность и большую площадь торговых залов.
Торговые комплексы — объекты недвижимости, в которых владельцы предоставляют площадки для розничной торговли и оказания специализированных услуг.
Ежедневным спросом пользуются минимаркеты. Покупают в супермаркетах, гипермаркетах и торговых центрах несколько раз в месяц.
Цели, задачи и функции
Важнейшей задачей розничных продаж является удовлетворение потребностей потребителей и увеличение прибыли предприятия.
В то время, когда розничная точка не в состоянии предугадать и удовлетворить спрос, покупатель ищет альтернативные предприятия торговли с актуальным ассортиментом.
Функции розничной торговли
- Изучение потенциального спроса и формирование ассортимента на основе его анализа. Маркетинговые исследования позволяют определить портрет покупателя, средний чек и удовлетворенность деятельностью компании.
- Информирование покупателей и реклама товаров.
- Влияние на производителей продукции и стимулирование выпуска определенных категорий товарных единиц.
- Обслуживание и консультирование покупателей (в некоторых случаях оказание постпродажных услуг).
- Открытие новых объектов торговли и расширение влияния на рынке. При организации сетей розничной торговли образуется эффективная система, объединяющая закупки, учет и логистику, что сокращает издержки компании и позволяет снизить цены для конечного потребителя.
- Создание условий для узнаваемости бренда — кроме рекламы, внедрение производства под собственной маркой, сопровождение покупок подарочными сертификатами, пакетами и сумками с логотипом компании.
Функции розничного бизнеса заключаются в качественном обслуживании потребителей, организации специализированных торговых площадей, обеспечении широкого ассортиментного перечня, предоставлении удобных форм расчета, создании высоких конкурентных преимуществ. Для этого используются акции, скидки, накопительные системы и бонусы.
Цели
- Приобретение оптовых партий товаров для последующей реализации.
- Дробление крупных партий и подготовка к презентации в магазинах (на стеллажах и витринах). При этом часть товара перераспределяется для хранения на складах.
- Выкладка продукции в торговых залах, распределение ценников и дополнительное информирование покупателя о ценовых и качественных преимуществах товара.
- Реализация представленного товара и удовлетворение ожиданий потребителя.
Ведение внутреннего учета
Требования для торгово-розничного бизнеса
Организация обязана вести деятельность в соответствии с предписанными санитарно-гигиеническими нормами, правилами товарного соседства и хранения продуктов. Обязательно нужно соблюдать требования по поводу внешнего вида работников и наличия у них санитарных книжек.
Важно работать на торговых площадях и на прилегающей территории по правилам пожарной безопасности.
Правилами розничной торговли предписано заполнять приходно-расходную и кассовую документацию, а также вовремя предоставлять отчетность и декларации в соответствующие органы.
Оказание розничных услуг должно соответствовать нормам ФЗ-2300-1, нужно продавать качественную продукцию и внимательно относиться к каждому потребителю.
Особенности учета
Учет нужен для того, чтобы продукты сохраняли качественный товарный вид, а также для того, чтобы установить объем продаж, сформировать остатки по количеству и стоимости.
Компании розничной торговли выбирают метод учета по закупочной стоимости либо по цене реализации.
Первый вариант выбирают крупные предприятия, которые работают с НДС и опираются на базовую стоимость продукции. Второй метод проще в учете, и большинство небольших розничных магазинов выбирают его.
Читайте по теме:
Нестационарный торговый объект (НТО)
Что мешает пользователям покупать: исследование приложений для заказа косметики и парфюмерии
В соответствии с учетом реализуемых товаров эффективно решаются задачи по контролю и исполнению материальной ответственности сотрудников, грамотно оформляется отчетность, корректируется ценообразование, соблюдаются стандарты хранения и инвентаризации.
Использование автоматизированных систем учета помогает вовремя списывать некачественный товар, считать остатки, а также выявлять факт воровства.
Товарооборот отслеживается при помощи расчетно-кассовых документов и бухгалтерских отчетов.
Установить торговое оборудование не составляет труда, оно считается универсальным, в отличие от программного обеспечения, при котором учитывают специализацию торгового предприятия и его ассортимента. Для товаров, которые подлежат обязательной маркировке, требуются одни программы, и другие для той продукции, которая не попадает под обязательный контроль.
При ведении бухгалтерской отчетности применяют 1 из 2 распространенных форм:
- Суммовая — используется небольшими магазинами. При ней производятся записи операций, приходов и расходов. Однако этот метод малоинформативен.
- Аналитическая отражает данные детального электронного отчета, включая виды сделок, наименование и сроки хранения. Этот метод высокоинформативен, но затратен по времени и требует специальных навыков, чтобы вести такой учет.
Этапы контроля
- Приемка поступившего товара и проверка его соответствия накладной документации.
- Размещение товарных единиц в складских помещениях (с учетом требований хранения).
- Регулярный контроль качества вплоть до реализации или списания продукции.
- Размещение на торговых полках и сопровождение реализации товара.
- Учет спроса и поддержание ассортимента.
Способы контроля на складах
Партионный способ используется в случае, когда поступивший товар хранится на складе.
Сортовой предполагает сортировку по ряду критериев, таких как наименование или срок годности.
Партионно-сортовой подразумевает оба способа контроля.
Номенклатурный — хранение продукции осуществляется с учетом маркировки.
Контроль со стороны надзорных органов
Основными проверяющими органами считаются ИФНС, Роспотребнадзор, трудовая инспекция и пожарный надзор. Проверки Ростехнадзора и Россельхознадзора предназначены только для предприятий, которые ведут соответствующую деятельность.
Налоговая осуществляет плановые, внеплановые, камеральные и выездные проверки.
Плановые проверки проходят по заранее известному графику.
Внеплановая проверка может быть проведена при нарушении законодательства.
Камеральная проверка проходит после сдачи налоговой отчетности, а выездная — в случае возникновения подозрений в отношении предприятия.
Как правило, сотрудники ИФНС предупреждают о проведении проверок за 3 дня до выезда (исключая случаи с контрольными закупками).
Соответствия требованиям противопожарной безопасности могут быть проверены с помощью:
- инспекционных визитов,
- рейдовых осмотров,
- выездных мероприятий,
- внеплановых посещений пожарным надзором.
Проверки проходят 1 раз в 2 года.
Трудовая инспекция имеет право провести проверку дистанционно или организовать выездную, если для этого есть серьезные основания или жалобы.
Роспотребнадзор проводит документарные проверки. Для выездного контроля требуются основания:
- время плановой выездной проверки,
- жалобы,
- истекший срок предыдущих предписаний,
- неблагоприятная эпидемиологическая обстановка и прочее.
Возможные последствия при нарушении правил розничной торговли
Штрафы накладывают на юрлицо или сотрудников за нарушение санитарно-гигиенических требований и норм.
Конфискация применяется, если продукция реализуется без разрешительных документов.
Если торговля идет незаконно, то ведомства могут применить серьезные штрафные или иные санкции.
Розничный бизнес непрерывно взаимодействует с потребителями, учитывая их потребности. При этом важно извлекать прибыль и вести деятельность с учетом действующего законодательства.
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Популярное
Материалы по теме
-
Пройти курс «Где взять деньги на бизнес»
- 1 Аналитики спрогнозировали уменьшение среднего чека на маркетплейсах В 2025 году он может составить 1,3 тыс. рублей 26 марта 11:34
- 2 Wildberries обновил ИИ-фоторедактор Маркетплейс добавил в него новые функции, в том числе создание коллажей 25 марта 16:58
- 3 Как продать криптовалюту в России в 2025 году С 1 сентября 2024 года разрешены внешнеторговые расчеты и торги на биржах цифровым активом 25 марта 08:43
- 4 Продажи книг по бизнесу в России возобновили рост Читателей интересует ведение бизнеса в условиях неопределенности 24 марта 18:21