Истории

Как женщины-руководители влияют на бизнес?

Истории
Вероника Елкина
Вероника Елкина

Редактор

Вероника Елкина

Какими чертами характера и лидерскими навыками должна обладать женщина, чтобы достичь вершин карьерной лестницы или успешно вести собственный бизнес? Обладают ли изначально женщины таким стилем руководства, который дает преимущество перед мужчинами?

Как женщины-руководители влияют на бизнес?

«Современный стиль ведения бизнеса больше благоприятствует женскому стилю. Люди хотят видеть руководство, которое им сопереживает. Лидера, который занимается сотрудниками, дает им разнообразные права и согласовывает все планы, — утверждает Эми Хиллман, декан кафедры W. P. Carey School of Business Университета штата Аризона. — Мы уже стали смотреть на образ лидера гораздо шире».

Условия труда меняются, в центре внимания теперь «умная экономика», которая генерирует множество идей и инноваций — все это влияет на то, как относятся к женщинам, продвигающимся по карьерной лестнице. «Раньше считалось, что если ты хочешь сделать карьеру, то руководить нужно более властно, по-мужски. Чтобы получить должность, приходилось вести себя, как мужчина», — говорит Хиллман.

Руководят ли женщины иначе, чем мужчины?

Devil wears Prada

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada»

Франсин Хардавей считает, что из-за того, что женщины руководят в своем стиле, им все чаще удается занимать места на высоких должностях:

«Сейчас люди начали понимать, что к сотрудникам нельзя относиться, как к рабам, и что их таланты нужно подпитывать. Такое внимательное отношение уходит корнями к материнской заботе и главенству в семье. Зачастую женщины принимают большую часть решений в семье и стараются сделать так, чтобы все дети (включая супруга) приходили к единому мнению».

Хардавей является соучредителем бизнес-инкубатора Stealthmode Partners, который существует уже 13 лет. Она помогла уже более чем 700 компаниям. Хардавей ведет блог о технологиях, бизнесе и вопросах здравоохранения на корпоративном сайте, а также пишет статьи для Huffington Post и Fast Company.

«Почти 20 лет я была единственной женщиной в офисе. Каждый раз, когда я начинала что-то говорить, все закатывали глаза. Чтобы изменить отношение коллег, мне пришлось очень много работать и всегда отстаивать свое мнение, — рассказывает Хардавей. — Я никогда не боялась сказать то, что думаю».

Хардавей уверена, что одним из главных различий в стилях руководства между мужчинами и женщинами является отношение к власти. Женщины «скрывают свою власть», а мужчины постоянно стремятся ее показать — причем даже тогда, когда ей не обладают. Хардавей советует женщинам полагаться на интуицию:

«Обычно женщины ставят перед собой более скромные цели, а значит, они реже терпят неудачу и не так сильно рискуют. Женщины более склонны к сотрудничеству, в этом их преимущество. Мужчины начинают понимать, что им приходится работать с женщинами, поэтому они пытаются подражать нашему стилю руководства. Спустя много поколений, когда больше мужчин станет заниматься домашним хозяйством, из них определенно получатся более хорошие менеджеры и руководители».

Сара Странк — глава компании Fennemore Craig и один из четырех членов управленческого комитета. Она руководит бизнесом, которому уже более 127 лет. В детстве дедушка Сары сказал ей: «Девочки не могут быть юристами». Теперь же она гордится, что 26% долевых партнеров ее фирмы — женщины. Странк считает, что женщины стали чаще занимать высокие должности вовсе не потому, что у них есть особый стиль руководства. Просто ушло очень много времени, чтобы женщины могли претендовать на рабочие места в качестве высококвалифицированных специалистов.

GirlBoss

Фото: GirlBoss.com

Сотрудничество и поощрение — вот два главных качества, которыми должен обладать успешный лидер, неважно, мужчина он или женщина.

«Поощряйте людей, которые хотят вам помочь — в противном случае надолго они с вами не останутся, — говорит Станк, намекая что хорошему лидеру иногда нужно уступать инициативу. — Многие юристы любят быть в центре внимания и неохотно его покидают.

Но нельзя жертвовать развитием своего дела ради внимания. Чтобы ваш бизнес протянул долго, учитесь перекладывать часть ответственности на младших юристов».

Жюттен вспоминает, как в 1980-х работала специалистом по финансовому аудиту и была единственной женщиной не только в своей фирме, но и в аналогичных конторах.

«В те годы некоторые безуспешно пытались разработать для женщин специальный план продвижения по карьерной лестнице, но в итоге все сводилось к часам, проведенным на рабочем месте. Большинство женщин не хотело следовать какому-то четкому плану. Все, что нам было нужно, это чтобы нас оценивали по существу», — рассказывает Жюттен.

Что касается разных стилей руководства, то тут она не согласна, что пол как-то на него влияет.

«Я работала с руководителями как женского, так и мужского пола и, насколько я помню, их стиль правления не зависел от пола. Мне кажется, ошибочно предполагать, что женщины больше склонны к сотрудничеству, а мужчины более прямолинейны. Скорее, все зависит от самого человека», — считает Жюттен.

Медленный тренд

В 2000 году во главе компаний из рейтинга Fortune Global 500 стояло лишь три женщины. К 2009 году их количество увеличилось до 15, причем среди них была Урсула Бернс, глава Xerox и первая афроамериканская женщина-руководитель в США. В ноябре 2012 число женщин, стоящих во главе тысячи крупнейших мировых компаний, выросло до 40. Получается, что женщины руководят 3,8% фирм из рейтинга Fortune Global 500 и 4% компаний из Fortune Global 1000.

«Сейчас все думают, что теперь будет больше случаев, как с Мариссой Майер, но на деле такие ситуации скорее будут исключением, чем правилом. Статистика показывает, что количество женщин в руководстве растет, но очень и очень медленно», — сообщает Сюзанна Петерсон, доцент кафедры менеджмента Университета штата Аризона. — Сейчас женщины составляют половину работников компании, так что в некоторых случаях все это лишь дело статистики. Помимо этого, наблюдается интересная тенденция: если женщина руководит компанией или хотя бы состоит в ее совете директоров, то в фирме появится больше женщин-лидеров».

Изменения в руководстве происходят очень медленно. USA Today сообщает, ссылаясь на исследовательскую группу Catalyst, что в 2009 году женщины занимали руководящие должности лишь в 15,2% фирм из рейтинга Global Fortune 500. В 2009 и 2010 году лишь в 12% крупных компаний не было ни одной женщины в руководстве.

Это исследование показывает, что иногда более выгодно брать на должность руководителя именно женщину. В 2007 году Catalyst обнаружила, что доход от акций компаний, в совете директоров которых было как минимум три женщины, составил 16,7%, в то время как у остальных организаций — в среднем 11,5%.

Первопроходцы

Snowwhite

Кадр из фильма «Белоснежка и охотник»

Энни Мариуччи тоже хочет видеть больше женщин на высоких должностях. Она работает в сфере прямых инвестиций с такими крупными компаниями, как Совет управляющих штата Аризона. В строительной компании Del Webb Corporation она работает уже 23 года и в итоге стала ее президентом.

«Есть множество образованных и талантливых женщин, у которых превосходные навыки общения и построения отношений. Не понимаю, почему сейчас в советах директоров в основном находятся только белые мужчины. К счастью, сейчас многие руководства, крупные владельцы акций и кадровые агентства стали уделять больше внимания гендерному разнообразию», — заявляет Мариуччи.  

Мариуччи выросла в городе Омаха и с детства научилась приспосабливаться к переменам. Первую полноценную работу она получила в 19 лет — занималась бухгалтерией в компании, сейчас известной под названием KPMG. Через три года она перешла в American Continental, на тот момент крупнейшую строительную компанию в штате Аризона.

В 1984 она заняла низкую должность в компании Del Webb и следующие два десятка лет потратила на «личностный рост». В итоге она еще до 50 лет реализовала все свои корпоративные амбиции. Мариуччи приходится руководить компанией в соответствии со сложившейся корпоративной культурой.

«Жесткость и агрессия всегда были у нас чем-то ожидаемым и поощряемым, — вспоминает Мариуччи. — От женщин требовалось выкладываться на полную, ошибки практически не прощались. Многие боялись, что женщины будут слишком мягкосердечными, поэтому мне и другим сотрудницам приходилось очень сильно стараться, чтобы не выбиваться из коллектива. В некоторых случаях просто приходилось становиться тем, кем тебя хотели видеть».

В те годы Мариучи была одной из первых женщин-руководителей.

«В начале моей карьеры было очень мало примеров для подражания. В совете директоров вообще не было женщин. Когда мне исполнилось 30 лет, ни одна женщина не занималась тем же, чем и я. Конечно, на меня как на женщину-руководителя легко обращали внимание, но тогда я чувствовала себя одиноко», — рассказывает Мариуччи.

Мариуччи очень рада видеть современных женщин-лидеров. Особенно она гордится успехами тех, кого когда-то наставляла.

«Сейчас женщины могут быть более честными по отношению к себе. Да, кто-то может быть по своей натуре агрессивным человеком, но в наши дни мы видим все больше примеров того, как женщина руководит компанией, не проявляя агрессии. Это уверенные работящие и требовательные лидеры, вроде Шерил Сэндберг [СОО Facebook]. Они занимаются делами и при этом остаются приятными в общении людьми».  

Великие лидеры тратят время на людей, а не на дела

Margery

Кадры из сериала «Игра престолов»

Сюзанна Петерсон считает, что мужчины и женщины отличаются друг от друга, но это не главное. Главное в том, как эти различия воспринимаются.

«Если мужчина на заседании выходит из себя, то все говорят, что он просто вкладывает в свои слова много страсти, а если женщина — то ее считают излишне эмоциональной. Когда мужчина говорит то, что думает, — он прямолинеен, когда женщина — то она агрессивная.

О мужчинах, у которых нет времени на отношения, говорят, что они нацелены на успех в работе, а женщины называют недотрогами. Так в чем же дело? Действительно ли мужчины и женщины действуют по-разному, или мы просто иначе воспринимаем их поступки?», — спрашивает Петерсон.

Кроме того, исследование Петерсон показало, что мужчины чаще стараются работать в неформальных кругах, а женщины предпочитают оставаться в офисе.

«По работе приходится много общаться, и из-за этого мужчины оказываются в своеобразном социальном кругу, который дает им знать, когда есть работа и появляются какие-то интересные возможности. Женщины же в основном «прячутся» за перепиской, потому что считают, что это более эффективный метод общения. Но только действительно ли это так? — говорит Петерсон, подчеркивая иронию ситуации. Считается, что у женщин от природы проще получается строить отношения, но зачастую они не могут проявить эту способность. — Погоня за результатом порой мешает реализации лидерского потенциала. Стоит помнить, что великие лидеры тратят время на людей, а не на дела».

В наши дни все больше женщин занимает высокие должности, и Смит считает, что все дело в смене поколений.

«Границы между полами начинают стираться, все больше женщин получает высшее образование, а значит становится еще больше талантливых людей. Поколение моих детей не видит особых различий между полами. Я считаю, что через двадцать лет нас ждут большие перемены». 

Источник.


Материалы по теме:

Женщины в бизнесе — выше доходность

30 женщин, которые перевернули индустрию «мужского» бизнеса

Ищите женщину: дело об инвесторе в юбке

Эти женщины доказали, что им самое место в бизнесе

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

16 ноября 2019

Website Optimization

18 — 20 ноября 2019

INTR: Основы Hadoop