Какими чертами характера и лидерскими навыками должна обладать женщина, чтобы достичь вершин карьерной лестницы или успешно вести собственный бизнес? Обладают ли изначально женщины таким стилем руководства, который дает преимущество перед мужчинами?
«Современный стиль ведения бизнеса больше благоприятствует женскому стилю. Люди хотят видеть руководство, которое им сопереживает. Лидера, который занимается сотрудниками, дает им разнообразные права и согласовывает все планы, — утверждает Эми Хиллман, декан кафедры W. P. Carey School of Business Университета штата Аризона. — Мы уже стали смотреть на образ лидера гораздо шире».
Условия труда меняются, в центре внимания теперь «умная экономика», которая генерирует множество идей и инноваций — все это влияет на то, как относятся к женщинам, продвигающимся по карьерной лестнице. «Раньше считалось, что если ты хочешь сделать карьеру, то руководить нужно более властно, по-мужски. Чтобы получить должность, приходилось вести себя, как мужчина», — говорит Хиллман.
Руководят ли женщины иначе, чем мужчины?
Кадр из фильма «Дьявол носит Prada»
Франсин Хардавей считает, что из-за того, что женщины руководят в своем стиле, им все чаще удается занимать места на высоких должностях:
«Сейчас люди начали понимать, что к сотрудникам нельзя относиться, как к рабам, и что их таланты нужно подпитывать. Такое внимательное отношение уходит корнями к материнской заботе и главенству в семье. Зачастую женщины принимают большую часть решений в семье и стараются сделать так, чтобы все дети (включая супруга) приходили к единому мнению».
Хардавей является соучредителем бизнес-инкубатора Stealthmode Partners, который существует уже 13 лет. Она помогла уже более чем 700 компаниям. Хардавей ведет блог о технологиях, бизнесе и вопросах здравоохранения на корпоративном сайте, а также пишет статьи для Huffington Post и Fast Company.
«Почти 20 лет я была единственной женщиной в офисе. Каждый раз, когда я начинала что-то говорить, все закатывали глаза. Чтобы изменить отношение коллег, мне пришлось очень много работать и всегда отстаивать свое мнение, — рассказывает Хардавей. — Я никогда не боялась сказать то, что думаю».
Хардавей уверена, что одним из главных различий в стилях руководства между мужчинами и женщинами является отношение к власти. Женщины «скрывают свою власть», а мужчины постоянно стремятся ее показать — причем даже тогда, когда ей не обладают. Хардавей советует женщинам полагаться на интуицию:
«Обычно женщины ставят перед собой более скромные цели, а значит, они реже терпят неудачу и не так сильно рискуют. Женщины более склонны к сотрудничеству, в этом их преимущество. Мужчины начинают понимать, что им приходится работать с женщинами, поэтому они пытаются подражать нашему стилю руководства. Спустя много поколений, когда больше мужчин станет заниматься домашним хозяйством, из них определенно получатся более хорошие менеджеры и руководители».
Сара Странк — глава компании Fennemore Craig и один из четырех членов управленческого комитета. Она руководит бизнесом, которому уже более 127 лет. В детстве дедушка Сары сказал ей: «Девочки не могут быть юристами». Теперь же она гордится, что 26% долевых партнеров ее фирмы — женщины. Странк считает, что женщины стали чаще занимать высокие должности вовсе не потому, что у них есть особый стиль руководства. Просто ушло очень много времени, чтобы женщины могли претендовать на рабочие места в качестве высококвалифицированных специалистов.
Фото: GirlBoss.com
Сотрудничество и поощрение — вот два главных качества, которыми должен обладать успешный лидер, неважно, мужчина он или женщина.
«Поощряйте людей, которые хотят вам помочь — в противном случае надолго они с вами не останутся, — говорит Станк, намекая что хорошему лидеру иногда нужно уступать инициативу. — Многие юристы любят быть в центре внимания и неохотно его покидают.
Но нельзя жертвовать развитием своего дела ради внимания. Чтобы ваш бизнес протянул долго, учитесь перекладывать часть ответственности на младших юристов».
Жюттен вспоминает, как в 1980-х работала специалистом по финансовому аудиту и была единственной женщиной не только в своей фирме, но и в аналогичных конторах.
«В те годы некоторые безуспешно пытались разработать для женщин специальный план продвижения по карьерной лестнице, но в итоге все сводилось к часам, проведенным на рабочем месте. Большинство женщин не хотело следовать какому-то четкому плану. Все, что нам было нужно, это чтобы нас оценивали по существу», — рассказывает Жюттен.
Что касается разных стилей руководства, то тут она не согласна, что пол как-то на него влияет.
«Я работала с руководителями как женского, так и мужского пола и, насколько я помню, их стиль правления не зависел от пола. Мне кажется, ошибочно предполагать, что женщины больше склонны к сотрудничеству, а мужчины более прямолинейны. Скорее, все зависит от самого человека», — считает Жюттен.
Медленный тренд
В 2000 году во главе компаний из рейтинга Fortune Global 500 стояло лишь три женщины. К 2009 году их количество увеличилось до 15, причем среди них была Урсула Бернс, глава Xerox и первая афроамериканская женщина-руководитель в США. В ноябре 2012 число женщин, стоящих во главе тысячи крупнейших мировых компаний, выросло до 40. Получается, что женщины руководят 3,8% фирм из рейтинга Fortune Global 500 и 4% компаний из Fortune Global 1000.
«Сейчас все думают, что теперь будет больше случаев, как с Мариссой Майер, но на деле такие ситуации скорее будут исключением, чем правилом. Статистика показывает, что количество женщин в руководстве растет, но очень и очень медленно», — сообщает Сюзанна Петерсон, доцент кафедры менеджмента Университета штата Аризона. — Сейчас женщины составляют половину работников компании, так что в некоторых случаях все это лишь дело статистики. Помимо этого, наблюдается интересная тенденция: если женщина руководит компанией или хотя бы состоит в ее совете директоров, то в фирме появится больше женщин-лидеров».
Изменения в руководстве происходят очень медленно. USA Today сообщает, ссылаясь на исследовательскую группу Catalyst, что в 2009 году женщины занимали руководящие должности лишь в 15,2% фирм из рейтинга Global Fortune 500. В 2009 и 2010 году лишь в 12% крупных компаний не было ни одной женщины в руководстве.
Это исследование показывает, что иногда более выгодно брать на должность руководителя именно женщину. В 2007 году Catalyst обнаружила, что доход от акций компаний, в совете директоров которых было как минимум три женщины, составил 16,7%, в то время как у остальных организаций — в среднем 11,5%.
Первопроходцы
Кадр из фильма «Белоснежка и охотник»
Энни Мариуччи тоже хочет видеть больше женщин на высоких должностях. Она работает в сфере прямых инвестиций с такими крупными компаниями, как Совет управляющих штата Аризона. В строительной компании Del Webb Corporation она работает уже 23 года и в итоге стала ее президентом.
«Есть множество образованных и талантливых женщин, у которых превосходные навыки общения и построения отношений. Не понимаю, почему сейчас в советах директоров в основном находятся только белые мужчины. К счастью, сейчас многие руководства, крупные владельцы акций и кадровые агентства стали уделять больше внимания гендерному разнообразию», — заявляет Мариуччи.
Мариуччи выросла в городе Омаха и с детства научилась приспосабливаться к переменам. Первую полноценную работу она получила в 19 лет — занималась бухгалтерией в компании, сейчас известной под названием KPMG. Через три года она перешла в American Continental, на тот момент крупнейшую строительную компанию в штате Аризона.
В 1984 она заняла низкую должность в компании Del Webb и следующие два десятка лет потратила на «личностный рост». В итоге она еще до 50 лет реализовала все свои корпоративные амбиции. Мариуччи приходится руководить компанией в соответствии со сложившейся корпоративной культурой.
«Жесткость и агрессия всегда были у нас чем-то ожидаемым и поощряемым, — вспоминает Мариуччи. — От женщин требовалось выкладываться на полную, ошибки практически не прощались. Многие боялись, что женщины будут слишком мягкосердечными, поэтому мне и другим сотрудницам приходилось очень сильно стараться, чтобы не выбиваться из коллектива. В некоторых случаях просто приходилось становиться тем, кем тебя хотели видеть».
В те годы Мариучи была одной из первых женщин-руководителей.
«В начале моей карьеры было очень мало примеров для подражания. В совете директоров вообще не было женщин. Когда мне исполнилось 30 лет, ни одна женщина не занималась тем же, чем и я. Конечно, на меня как на женщину-руководителя легко обращали внимание, но тогда я чувствовала себя одиноко», — рассказывает Мариуччи.
Мариуччи очень рада видеть современных женщин-лидеров. Особенно она гордится успехами тех, кого когда-то наставляла.
«Сейчас женщины могут быть более честными по отношению к себе. Да, кто-то может быть по своей натуре агрессивным человеком, но в наши дни мы видим все больше примеров того, как женщина руководит компанией, не проявляя агрессии. Это уверенные работящие и требовательные лидеры, вроде Шерил Сэндберг [СОО Facebook]. Они занимаются делами и при этом остаются приятными в общении людьми».
Великие лидеры тратят время на людей, а не на дела
Кадры из сериала «Игра престолов»
Сюзанна Петерсон считает, что мужчины и женщины отличаются друг от друга, но это не главное. Главное в том, как эти различия воспринимаются.
«Если мужчина на заседании выходит из себя, то все говорят, что он просто вкладывает в свои слова много страсти, а если женщина — то ее считают излишне эмоциональной. Когда мужчина говорит то, что думает, — он прямолинеен, когда женщина — то она агрессивная.
О мужчинах, у которых нет времени на отношения, говорят, что они нацелены на успех в работе, а женщины называют недотрогами. Так в чем же дело? Действительно ли мужчины и женщины действуют по-разному, или мы просто иначе воспринимаем их поступки?», — спрашивает Петерсон.
Кроме того, исследование Петерсон показало, что мужчины чаще стараются работать в неформальных кругах, а женщины предпочитают оставаться в офисе.
«По работе приходится много общаться, и из-за этого мужчины оказываются в своеобразном социальном кругу, который дает им знать, когда есть работа и появляются какие-то интересные возможности. Женщины же в основном «прячутся» за перепиской, потому что считают, что это более эффективный метод общения. Но только действительно ли это так? — говорит Петерсон, подчеркивая иронию ситуации. Считается, что у женщин от природы проще получается строить отношения, но зачастую они не могут проявить эту способность. — Погоня за результатом порой мешает реализации лидерского потенциала. Стоит помнить, что великие лидеры тратят время на людей, а не на дела».
В наши дни все больше женщин занимает высокие должности, и Смит считает, что все дело в смене поколений.
«Границы между полами начинают стираться, все больше женщин получает высшее образование, а значит становится еще больше талантливых людей. Поколение моих детей не видит особых различий между полами. Я считаю, что через двадцать лет нас ждут большие перемены».
Материалы по теме:
Женщины в бизнесе — выше доходность
30 женщин, которые перевернули индустрию «мужского» бизнеса
Ищите женщину: дело об инвесторе в юбке
Эти женщины доказали, что им самое место в бизнесе
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Искусственный интеллект в малом бизнесе: теория и практика»
- 1 Почти 30% женщин продают на Wildberries больше чем на 500 тыс. рублей в месяц
- 2 32% женщин и 51% мужчин предпочитают работать под началом мужчины
- 3 Среди необычных подарков на 8 марта женщины называли дверь, соленые грибы, бабочек, варенье и бензин
- 4 Доля женщин в IT выросла с 18% до 23%