Top.Mail.Ru
Истории

Как работается в Snapchat — самой закрытой компании в сфере технологий

Истории
Вероника Елкина
Вероника Елкина

Ex-Редактор «Историй»

Полина Тодорова

Однажды в понедельник утром группа сотрудников Snapchat оказалась запертой в офисе. Вскоре они осознали, что оказались в таком затруднительном положении неслучайно.

Как работается в Snapchat — самой закрытой компании в сфере технологий

Сверхсекретная команда Snapchat буквально ввалилась в офис, попутно деактивируя все карточки-ключи текущих работников. Новоявленные секретные агенты затем, конечно же, позволили своим коллегам вернуться в офис и выделили им место. Но вот третьей команде инженеров Snapchat, которая должна была в то утро переехать в этот офис, пришлось дальше работать за пластиковыми столиками в тесном старом здании.

Для хаотичной жизни быстро развивающегося стартапа из Лос-Анджелеса подобный инцидент был как внезапным, так и вполне типичным.

Работа в компании Snapchat, которая недавно переименовалась в Snap Inc, подразумевает скрытность и внезапные перемены. Эван Шпигель, 26-летний основатель и глава компании, передвигается между офисами в Венис-бич на черном Range Rover в окружении охраны. Знакомство нового сотрудника с компанией начинается со списка запретных тем — прямо как в «Бойцовском клубе». Внутренние проекты возникают ниоткуда, а затем внезапно исчезают без каких-либо объяснений.

Изданию Business Insider удалось побеседовать с десятком нынешних и бывших сотрудников Snap, а также с близкими к делам компании людьми, чтобы составить общую картину внутреннего мира организации, которая планирует самый крупный выход на IPO за многие годы (по оценкам экспертов, стоимость компании составляет $25 миллиардов).

snapchat

Изображение: Саманта Ли/Business Insider

Многие из тех, с кем удалось пообщаться, утверждают, что во главе компании стоит уверенный в себе, прогрессивный руководитель, у которого есть талант к созданию продуктов, привлекающих молодежь. Но сама Snap никак не может создать чувство сплоченности среди растущих рядов своих сотрудников, где царит строгая иерархия. Большинству работников не нравится текущая корпоративная культура.

«Я совершенно не ощущал себя важной частью команды, — вспоминает один из бывших сотрудников. — Когда не знаешь, что происходит, и просто узнаешь все новости из газет, чувствуешь себя чужаком. Я бы даже сказал, дураком».

Сейчас Шпигелю очень важно суметь сплотить команду и не потерять ее особой магии, поскольку из разработчика мобильного приложения Snap превращается в более амбициозную «компанию по производству камер» и вскоре ее ждет давление и пристальное внимание открытого рынка, которое не прощает ошибок.

Шпигель одержим секретностью

Шпигель старается подражать основателю Apple Стиву Джобсу — он даже повесил его портрет у себя в офисе. Известно, что Джобс был одержим секретностью и контролем — по словам сотрудников Snap, то же самое можно сказать и про Шпигеля.

Обычно кабинеты сотрудников и прочих руководителей Snap расположены недалеко друг от друга на одном открытом этаже. Офис Шпигеля же возвышается на старом верхнем этаже здания, куда ведет отдельная лестница. Дверь кабинета всегда заперта и открывается только набором кода на специальной панели.

«Когда я впервые его увидел, то подумал, что он символизирует недоступность Шпигеля, — рассказывает о кабинете Шпигеля бывший сотрудник. — Шпигель принимает все решения и смотрит на остальных сверху вниз».

Недавно Snap представила Spectacles — очки с видеокамерой. Этот продукт всего лишь начало амбициозного плана развития компании, которой исполнилось уже пять лет. Над Spectacles работала секретная группа инженеров Snap Labs. Как сообщил бывший сотрудник отдела кадров, этот проект был настолько приоритетен, что в начале этого года компания поставила себе цель нанять 200 новых сотрудников всего за 60 дней. Такой план найма работников выглядел особенно агрессивным для организации, где работает чуть более 1000 человек.

snapchat
Генеральный директор Snap Эван Шпигель. Фото: Саманта Ли/Business Insider

Но у такого быстрого роста компании есть и обратная сторона — точно так же быстро компания отказывается от ненужных сотрудников. В прошлом месяце Snap решила, что ей больше не нужны редакторы, занимающиеся подборкой местных видеоисторий в приложении, и собрала всех сотрудников этого отдела.

К удивлению сотрудников, собрание прошло в секретном помещении с охраной. По словам одного из участников этого события, в комнату вошел вице-президент по контенту Ник Белл и сообщил всем присутствующим, что сегодня их последний день работы в Snap.

«Все это было совершенно внезапно и неожиданно», — сказал очевидец.

Snap отказалась комментировать эту историю, Шпигель и прочие руководители не стали давать интервью по этому поводу.

Многие сотрудники сказали, что им казалось, будто они в стороне от развития и миссии компании. Помимо пространных слов о создании «лучшей в мире камеры» и «настоящего естественного общения», внутри компании практически ничего не говорилось о том, над чем все действительно работают.

Многие технологические компании позволяют своим сотрудникам опробовать продукты перед их официальным релизом. В Snap все иначе — большинству работников не говорят когда увидит свет их новый продукт, даже если это скажется на дальнейших целях и рабочих показателях их отдела. Когда компания запустила функцию линз (тех самых фильтров, которые позволяют менять лица пользователей Snapchat), многие сотрудники впервые узнали об этом из официального блога Snap.

snapchat

Изображение: Саманта Ли/Business Insider

Такой подход позволяет избежать утечки информации, но, с другой стороны, из-за него сотрудники не знают, в каком направлении двигается компания, в которой они работают.

Когда один из работников решил скооперироваться с другими отделами Snap, начальник назвал его «слишком общительным».

Да, стремление к секретности — вполне распространенное явление среди технологических компаний. Но бывшие и нынешние сотрудники Snap считают, что их организация чересчур скрытная, даже по меркам своих аналогов.

В первый день работы новичкам больше говорят о том, что можно, а что нельзя рассказывать за пределами компании. Знакомству с миссией организации уделяется гораздо меньше внимания. Сотрудникам Snap нельзя указывать свою должность в социальных сетях и обсуждать корпоративные дела в барах и общественных местах. «В итоге создается атмосфера особой секретности, — рассказал бывший сотрудник. — Возникало чувство, что если ты раскроешь секрет, тебя ждут серьезные последствия».

Даже после того, как в сеть попало видео про Spectacles, компания отказалась признать, что она работает над этим продуктом. Сотрудники Snap получили корпоративные письма, в которых их убедительно просили воздержаться от публичного обсуждения Spectacles. Спустя несколько часов издание The Wall Street Journal опубликовало официальный анонс продукта и новость о смене названия компании.

Жизнь в Венисе

В отличие от Google и Apple, у Snap нет единого главного офиса. Сотрудники работают в разных зданиях в Венисе, хаотичном и испещренном граффити районе Лос-Анджелеса.

snapchat

Офис Snap в Венисе. Фото: Glassdoor

Офисы компании в основном представляют собой переделанные жилые дома в паре шагов от океана. Рядом с ним обычно расположены специальные души, чтобы можно было смыть с себя песок (кстати, сейчас офисы Snap проходят проверку жилищного управления Лос-Анджелеса). Помимо регулярного завтрака, ланча и обеда в столовой Snap, сотрудники могут получить бесплатную порцию еды в местных кафе, если покажут их владельцам свой бейдж.

Шпигель редко появляется на собраниях своей фирмы, в отличие от руководителей большинства IT-компаний Кремниевой долины. Чаще всего в собраниях Snap участвует небольшая группа сотрудников, которая проводит встречи «Совета» каждые две недели. На идею «Совета» Шпигеля вдохновили школьные годы в Crossroads (среди выпускников этой школы —Гвинет Пэлтроу и Кейт Хадсон). Это типичные американские школьные собрания, где все садятся в круг, передают друг другу палочку, чтобы дать слово, а потом кормят цыплят и занимаются химией.

По словам одного из бывших сотрудников, компания даже организовывала выездные собрания, где все сидели в деревянных хижинах и ели вегетарианские блюда.

Теперь, когда компания разрослась, на этих собраниях появляется гораздо меньше людей. Говорят, что на таких совещаниях сильнее ощущалось неравенство сотрудников, поскольку зачастую там обсуждались вопросы, которые касались лишь некоторых из присутствующих.

«Туда приходили люди из привилегированных слоев, — сказал один из бывших сотрудников, который со временем перестал посещать подобные собрания. — И мне казалось, что я попал не в то общество».

Несмотря на то что офисы Snap расположены в идиллической обстановке побережья, сотрудники ощущают изолированность между командами. Например, если инженеры захотят поработать с дизайнерами, им нужно будет потратить как минимум 15 минут на то, чтобы дойти до нужного офиса.

Многие сотрудники даже не знают, где находятся их коллеги и как расположены другие здания Snap. Единственной подсказкой служит маленькое привидение у главного входа — символ Snap.

Черные автомобили и оттенки желтого

Когда Шпигелю нужно заехать в какой-то офис, его доставляет личный водитель на Range Rover. По словам бывшего сотрудника, все это выглядело как приезд президента: подъезжает черный автомобиль, и оттуда выскакивает Шпигель в окружении охраны.

Бывшие работники также говорят, что Шпигель, обучавшийся дизайну продуктов в Стэнфордском университете, в основном проводит свое время в здании отдела дизайна и руководит организацией так, будто это дизайнерская студия, а не обычная технологическая компания.

«Иногда мы делали презентации в PowerPoint, и 50% времени уходило на их оформление, — рассказал один из бывших сотрудников. — Ну, знаете, тут нужно взять другой оттенок желтого и все в таком духе».

Вместо того чтобы набирать инженеров из Кремниевой долины, Snap зачастую нанимает людей с Уолл-стрит или из индустрии развлечений. Также в компании работают друзья Шпигеля, которые учились с ним в школе и университете.

Именно Шпигель стоит за всеми постоянными переменами в компании. Несмотря на то что он работает в окружении старших и более опытных руководителей, все решения касаемо продуктов он принимает единолично.

«Ничто не происходит без согласия Эвана, — сказал один из бывших сотрудников. — Ничто».

Но, тем не менее Шпигеля редко можно заметить на территории кампуса. Те, кто не занимается вместе с ним дизайном продуктов, видели его лишь пару раз. Один из инженеров сообщил, что за два года работы в Snap он ни разу не видел Шпигеля вживую.

А вот другого основателя компании, Бобби Мерфи, частенько можно заметить в столовой.

snapchat

Офис Snap в районе Венис, Калифорния. Фото: Кеворк Джансезян/Getty Images

Это шоу Шпигеля

Внимательность к деталям и идеи Шпигеля превратили приложение Snapchat в невероятно популярный сервис, которым пользуется 150 миллионов человек, и растущий рекламный бизнес, который, согласно оценкам The Wall Street Journal, принесет в этом году более $350 миллионов прибыли. Его конкуренты, вроде Facebook, безуспешно пытались купить Snapchat или сделать его копию, но им не удалось замедлить рост Snapchat.

По мере роста компании, Шпигель должен участвовать в каждом решении компании, которое может привести к последствиям. В отличие от типичных руководителей технологических стартапов, Шпигель довольно мало рассказывал об истории создания своей компании и редко обсуждал ее миссию на публике. Некоторые считают, что из-за этого людям будет сложно составить мнение о компании, а ведь это очень важно перед выходом на IPO.

Шпигель не использует данные о пользователях, и этот нестандартный подход является гордостью компании. Как сказал бывший сотрудник, приложение Snapchat получает много информации о желаниях пользователей, но по большей части она игнорируется. Это шоу Шпигеля, и ему решать, что будет дальше.

Несмотря на давление конкурента в лице Instagram, дела пока идут в пользу Snap. Когда Instagram запустил функцию историй, как в Snapchat, сотрудники Snap ворчали, что их труд копируют. Но Шпигеля не впечатлила такая внезапная конкуренция. По словам одного из очевидцев, ни он, ни менеджеры не обратились к сотрудникам с мотивирующей речью.

Шпигель продолжает самостоятельно руководить компанией, однако даже несмотря на рост количества пользователей, Snapchat может в итоге сдать позицию самого популярного мобильного приложения, бишет Business Insider.

«Стоит признать, Эван сделал потрясающий продукт, — сказал один из бывших топ-менеджеров. — Продукт до сих пор работает и растет. Этого у него не отнять. Очень часто он принимал правильные решения, не проверяя, а просто веря в себя. Но ничто не вечно. Бывает, ты угадываешь два раза, четыре, десять. Но нет никаких гарантий, что ты и в дальнейшем будешь прав».

Источник.


Материалы по теме:

Что такое Snapchat и как им пользоваться?

На чем зарабатывает Snapchat

Почему Snapchat лучше, чем Facebook

Эван Шпигель (CEO Snapchat) — «король засранцев»

Видео по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Telegram добавил раздел «Мой профиль», бессрочную трансляцию геопозиции и фото при пересылке сообщений
  2. 2 6 рисков для владельцев телеграм-каналов
  3. 3 Как и зачем интегрировать чат-боты в систему 1С
  4. 4 Самые сомнительные обновления Telegram за последний год
  5. 5 ​​Как использовать фреймворк JTBD в разработке IT-продукта: пошаговая инструкция