Истории

13 первых вопросов, которые возникают у каждого стартапера

Истории
Алексей Зеньков
Алексей Зеньков

Редактор направления Истории

Светлана Зыкова

Тут и там встречаются одни и те же формулировки: компания Х привлекла $Х млн при оценке в $Х. Однако тем, кто не работает в области венчурных инвестиций или финансов, это может мало что говорить. Вот что все это значит.

13 первых вопросов, которые возникают у каждого стартапера

Зачем стартапам дают деньги?

Инвесторы вкладывают деньги в стартап в обмен на долю в компании. Они надеются, что стартап вырастет в крупную компанию, и цена акций существенно вырастет.

Должны ли стартапы возвращать эти деньги?

Нет. Если стартап прогорает, инвесторы остаются ни с чем. С другой стороны, если компания будет куплена другой или станет публичной, инвесторы могут заработать очень много.

Источник: HBO

Почему бы просто не взять кредит?

Молодой компании может быть очень трудно получить кредит в банке. К тому же, хотя при кредите банк не получает доли в компании, спустя какое-то время деньги придется отдавать с процентами. При этом нередко стартапы берут кредит в дополнение к полученным инвестициям. В Кремниевой долине, например, этим занимаются организации вроде Silicon Valley Bank и Square 1 Bank. Иногда банки тоже получают небольшую долю в компании.

Что такое оценка и как она рассчитывается?

Оценка дает понять, сколько стоит стартап. Определить эту сумму может быть непросто, особенно для стартапов на ранних стадиях. Многие стартапы привлекают инвестиции еще до того, как начинают получать прибыль, так что остается лишь гадать, какого масштаба может достигнуть бизнес в будущем. Сначала учитывается примерный размер рынка для продукта или сервиса. Затем оценивается прибыльность, траектория роста и вероятность успешного исхода (IPO, продажа компании).

Нужно, чтобы оценка была как можно выше?

Не всегда. Чем выше оценка, тем выше ставки. Если стартап привлекает инвестиции при оценке в $500 млн, а затем его покупают за $200 млн, то инвесторы, которые вошли в долю при более высокой оценке, теряют деньги. Также проигрывают сотрудники компании с компенсацией в виде акций, если они пришли в стартап в тот момент, когда оценка была выше.

Что означают раунды инвестирования для сотрудников?

Стартапы часто привлекают новых людей значительными пакетами акций. Если компанию кто-то купит, или она становится публичной, эти акции могут принести очень много денег. Этот потенциал роста тем выше, чем раньше сотрудник присоединился к стартапу. Обычно со временем оценка растет, и вместе с этим растет ценность пакета акций. Часто это всего лишь бумажки до наступления события ликвидности, например IPO или приобретения, но во многих стартапах сотрудникам разрешено продавать свои акции через вторичное предложение. Обычно стоимость этих акций зависит от самой актуальной оценки. В то же время, если стартап прогорает, эти акции обесцениваются.

В чем различие посевного раунда и серии A?

Эти термины обозначают разные стадии инвестирования. Посевной раунд становится для стартапа первым, а все последующие раунды обозначаются латинскими буквами, начиная с «A». Многие инвесторы специализируются на определенных стадиях, часто называя себя «фондами посевных инвестиций» или «фондами поздних стадий».

В чем разница между бизнес-ангелом и венчурным инвестором?

Ангелы вкладывают собственные средства, а инвестор управляет средствами фонда. Доверять свои деньги фондам могут финансовые организации, состоятельные частные лица, пенсионные фонды, университетские фонды и различные другие источники.

Многие венчурные фонды имеют жизненный цикл в десять лет и по истечении этого срока должны обеспечить прибыль. Она генерируется через различные выходы – к примеру, IPO и M&A-сделки (поглощение и слияние). Часть прибыли отходит самому фонду. Предполагается, что большинство стартапов прогорят, но лучшие из них обеспечат достаточную прибыль, чтобы покрыть все затраты и заработать.

Фото: Pexels

На что стартапы тратят эти деньги?

Деньги используются для ускорения роста. Часто это означает найм новых сотрудников, дополнительные усилия в области продаж и маркетинга, а также покрытие всех производственных затрат. В основном это зависит от типа конкретной компании.

Как часто стартапы должны привлекать инвестиции?

По-разному, но большинство стартапов привлекают инвестиции каждые один-два года. Все зависит от того, сколько денег остается, сколько еще нужно и сколько инвесторы готовы в вас вложить. Многие стартапы стараются привлечь деньги до того, как начнут в них нуждаться, на случай возникновения проблем.

Как найти инвесторов?

Разумеется, ваш бизнес-план должен выглядеть убедительно, но никто не отменял важность деловых контактов.

Почтовые ящики самых известных инвесторов ломятся от презентаций стартапов, и лучший способ выделиться на их фоне – иметь рекомендацию. Многие инвесторы скажут вам, что их решение инвестировать «зависит только от вашей команды». Они знают, что часто стартапы встречают на своем пути непредвиденные сложности и могут быть вынуждены сменить курс, поэтому предпочитают доверять свои деньги тем, кто сможет довести дело до победы при любых условиях. Поэтому стоит развивать свою сеть контактов. Посещайте профильные мероприятия, налаживайте связи и просите, чтобы вас представили новым людям.

Пусть большинство крупнейших инвесторов все еще сосредоточены на Кремниевой долине, хабы высоких технологий разрастаются по всему миру.

Как выбирать инвесторов?

После того как бизнес начнет набирать обороты, некоторые стартапы сами смогут выбрать инвесторов. Часто одним из главных вопросов становится репутация венчурного фонда. Если за стартапом стоит известный фонд вроде Sequoia Capital, это помогает компании налаживать деловые контакты и привлекать персонал.

Многие инвесторы стараются занять место в совете директоров, так что лучше искать людей, имеющих опыт в данной сфере и в масштабировании стартапов. Инвесторы могут направить по правильному пути решения проблем или познакомить с нужными людьми. Иногда к работе привлекают знаменитостей, чтобы обратить на стартап внимание публики.

Итак, вы привлекли миллионы. Это значит, что вы преуспеете?

К сожалению, нет. Несмотря на то, что стартапы привлекают миллиарды долларов, большинство из них прогорает. Умные и трудолюбивые люди часто берутся за решение сложных задач. Успевать за темпами развития технологий может быть проблематично, особенно, если на вашем поле начинает играть кто-то из крупных корпораций. Но если у вас есть достойная идея, не стоит бояться. Просто нужно понимать, что вы многим рискуете.

Источник.


На Rusbase есть раздел с инструкциями для начинающих предпринимателей. Узнайте, как искать инвестора (даже на голую идею), защитить свои права и нанять нужных вам людей.


Материалы по теме:

MVP — это не прототип. Прототип нельзя продавать, а MVP — можно

CEO, CTO, CRMO... Словарь иностранных должностных аббревиатур

Burn rate, P&L и еще 4 важных термина

«Не все технопарки полезны»

Единственный документ, который прочтут ваши инвесторы

4 вопроса, которые нужно задать себе перед запуском стартапа

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 MarTech-словарь: термины, которые стоит знать каждому маркетологу
  2. 2 15 терминов из eCommerce и что они значат: подборка
  3. 3 «УТП» — насколько вообще актуален этот термин?
  4. 4 Soft skills: что это такое и как их прокачать
  5. 5 Минимально жизнеспособный опыт отношений с брендом: что это и как его создать
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!