«Не все технопарки полезны»

Расскажите друзьям
iDealMachine
iDealMachine

В рубрике «Словарь предпринимателя» мы рассматриваем ключевые понятия в сфере бизнеса, которые нужно знать каждому. Сегодня будем говорить о технопарках.

Определение

Технопарк — проект недвижимости, нацеленный на создание компактного места размещения новых бизнесов в конкретном месте — городе, стране или районе. Обычно спонсируется государственной или муниципальной организацией, реже — крупной корпорацией. Предлагает предпринимателям офисное пространство на льготных условиях.

Плюсы технопарков:

  • внутри можно найти все необходимые вам услуги от бухгалтерии до прототипирования (иногда по льготным ценам)
  • компании, связанные с производством и высокими технологиями, могут разместить здесь свое оборудование и лаборатории
  • в технопарке можно встретить компании, с которыми у вас есть точки соприкосновения для взаимовыгодных партнерств

Минусы:

  • технопарки обычно размещены на окраине или за городом
  • бюрократическая нагрузка для резидентов. Так как технопарки дотируются государством, они обязаны отчитываться за потраченные средства. В том числе множество бумаг приходится сдавать резидентам технопарка

Обычно технопарки обслуживают интересы какой-то сферы (например, IT или Hardware).

Научные кадры за годы перестройки заметно поредели из-за невостребованности. Задача технопарков не стать девелоперским проектом в чистом виде, а обеспечить комфортные условия для научной мысли, акселерацию предпринимателей-инноваторов, выстроить коммуникации с инвесторами и крупным бизнесом. У технопарка должна быть «легенда» — специализация, тема, ниша, вектор. В работе Фонда часто появляются инновационные проекты, несмотря на то что мы в них не инвестируем. Замечаем, что предпринимателям, которые взялись за коммерциализацию научных разработок, просто не хватает опыта. Должно пройти еще какое-то время для того, чтобы он появился.

Инновационные проекты требуют особых компетенций и должны иметь свою экосистему. Технопарки и должны ей быть для выполнения своего предназначения.

Опыт предпринимателей

Компания «Твоя обувь» (производит обувь по индивидуальным замерам) с самого начала своей деятельности размещается в технопарке «Строгино». Представитель проекта Антон Барановский рассказал Rusbase о том, что предоставляет предпринимателям этот технопарк:

Площадка нас интересовала в первую очередь как наименее затратный вариант по организации офиса и некое место встречи с потенциальными инвесторами. Перед заключением договора аренды требовалось пройти экспертный совет в самом технопарке и конкурсную комиссию в ДНПП (Департаменте науки промышленной политики и предпринимательства г. Москвы). Нужно было доказать, что у нас есть инновационная составляющая и возможность коммерциализации.

Помимо помещения, технопарк предоставляет в аренду мебель и оргтехнику, так что можно организовать полноценные рабочие места.

Сотрудники «Строгино» постоянно находятся в контакте с резидентами, организовывают семинары, бизнес-завтраки, консультации, присутствие и освещение в СМИ, вообще стараются максимально привлечь внимание общественности к проектам участников. Все дело в том, что эффективность работы технопарка оценивается в том числе по таким показателям, как количество созданных рабочих мест и перечисленных налогов в бюджет проектами-резидентами. Приходится заполнять массу отчетов, а непредставление такой информации в срок грозит расторжением договора аренды.

Ставка аренды для организаций, которые находятся в бизнес-инкубаторе при технопарке, рассчитывается со скидкой. Причем с каждым последующим годом эта скидка уменьшается. В принципе, к третьему году базирования в «Строгино» экономический эффект сводится к нулю.

С четвертого года пребывания у вас появляются льготы по налогообложению, но для тех организаций, которые за 3 года (максимально возможный срок пребывания в инкубаторе со льготной арендой) ни во что не выросли, это не так существенно.

Хочется отметить, что и «Строгино» (как и технопарк «Сколково») входит в международную ассоциацию технопарков IASP, и если работать с иностранными компаниями или думать о выходе на международный рынок, то здесь открываются серьезные возможности для сотрудничества.

Но не все технопарки одинаково полезны. Однажды мы попали в промышленную зону на задворках какой-то железнодорожной станции, куда без компаса и болотных сапог было не дойти. Впрочем, внутри оказались довольно милые люди. Правда, при вопросе о налоговых льготах для малого и среднего бизнеса на нас посмотрели, как на сумасшедших, и сообщили, что в этих вопросах каждый сам за себя. Но и в таком месте нашлись плюсы: неограниченное количество электроэнергии за умеренную плату.

Однако не всем компаниям так везет с технопарками. Дмитрий Нечаев искал помещение под производство (станки и сварка) велосипедов Triton Bikes. Он позвонил в 2 технопарка, которые, судя по их сайтам, обещали производственные помещения. В одном технопарке сообщили, что не найдут нужную площадь (150—200 кв. м), а в другом ответили, что «не пустят» сварку и станки.

Другие термины в словаре:

Акселератор

Бизнес-модель

Executive summary

Экзит

M&A

IPO

Business development

Soft skills

Customer development

Пивот

White label

MVP

Питч

Бутстрэппинг

Smart money



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Web Summit 2017
6 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase