Архив rb.ru

Автомобильную промышленность ожидает "почти идеальный шторм"

Архив rb.ru
Ольга

Ольга

Глава Nissan-Renault Карлос Гон прогнозирует общемировой спад автомобильной промышленности

Автомобильную промышленность ожидает "почти идеальный шторм"
Автопромышленность стоит на пороге глобального спада, заявил сегодня The Wall Street Journal глава альянса Nissan-Renault Карлос Гон. По его мнению, автомобильный кризис, начавшийся в Америке, теперь перекинется на весь остальной мир. Прогноз эксперта подтверждают итоги первого полугодия: тенденция к сокращению спроса на машины уже дошла до Европы и начинает пробираться к Китаю.  Гон видит лишь один выход из сложившейся ситуации - объединение и слияние автопроизводителей.

"Мы движемся к ослаблению темпов роста отрасли по всему миру, - заявил сегодня The Wall Street Journal глава альянса Nissan-Renault  Карлос Гон. - Это все - стечение неблагоприятных обстоятельств".

В течение двух последних лет основным источником беспокойства для автопроизводителей был американский рынок. Теперь "американская зараза" начала распространяться за пределы страны.  Последние несколько месяцев наблюдается стабильное падение продаж авто во многих странах Западной Европы, а также замедление роста продаж в Китае. Теперь бурно растущий китайский рынок не сможет оказывать автопроизводителям такую же значительную поддержку, как раньше. "Это почти идеальное шторм", - говорит эксперт.

Кризис по-американски

Жилищный кризис и вялая экономика в США спровоцировали общее падение продаж автомобилей. В то же время, высокие цены на бензин вызывали неожиданное изменение автомобильных пристрастий у американцев. Теперь они предпочитают маленькие машины вместо прожорливых внедорожников и пикапов.

"Большая тройка" закрывает в Северной Америке заводы, сокращает персонал и пытается приспособиться к новым реалиям. Как сообщил WSJ источник, близкий к компании, 24 июля Ford объявит о планах переориентации трех заводов в Северной Америке, выпускающих грузовики, на выпуск небольших автомобилей. Заводы будут переоборудованы для производства компактных машин на основе традиционных компонентов, используемых Ford для выпуска ряда моделей в Европе. GM еще раньше объявил о планах перейти на выпуск экономичных моделей.

Европа в шоке

Снижение продаж в Америке до сих пор компенсировалось ростом за пределами родного рынка. Однако в этом году продажи машин стали резко падать и в Западной Европе. Продажи новых автомобилей в первом полугодии снизились на 2,7% до 7,7 млн в 18 европейских странах, по данным Ассоциации европейских автопроизводителей. В июне падение в Европе было еще более значительным (в общем на 8,3%). Рекордное снижение продаж  в этом месяце отмечается в Испании (30,8%) и в Италии (19,5%). Участники рынка и производители опасаются, что сокращение европейского рынка дальше может только усилиться, пишет сегодня Automotive News Europe. Британская аналитическая группа Global Insight прогнозирует снижение продаж в Европе как минимум на полмиллиона автомобилей до 14,29 млн штук в 2008 году, и до 14 млн - в 2009 году.  Следующий год покажет самый низкий показатель продаж в Европе за последнее десятилетие, считают в группе. Причины тому все те же: "ухудшение экономической ситуации, жесткие условия кредитования, высокие цены на топливо и перспектива повышения цен на автомобили, связанная с резким удорожанием сырья", - говорится в отчете Global Insight.

Чтобы справиться со снижающимся спросом, европейские автопроизводители начинают сокращать производство. Пока о закрытии заводов, как в Америке, в Европе речи не идет, однако некоторые компании намерены продлить летние каникулы. Так, PSA остановит свой французский завод в Мюлузе на пять недель вместо запланированных четырех. Renault из-за низкого спроса на модель Laguna остановит производство на заводе в Сандовиле в сентябре на 7 дней вдобавок к четырехнедельному отпуску в августе. Такому же примеру последует и итальянский концерн Fiat.

Китай

Основной рост автомобильного рынка приходится на четыре крупных страны с быстроразвивающейся экономикой: Бразилию, Россию, Индию и Китай (страны БРИК). Китайский рынок, который в прошлом году стал вторым в мире после американского, был спасением для многих мировых автопроизводителей, продажи которых на родных рынках падали. Однако в этом году наблюдается снижение темпов роста и в Китае, пишет WSJ.

Ford и GM

В самой патовой ситуации - на грани банкротства - сейчас оказались крупнейшие американские автоконцерны General Motors и Ford. Ухудшение ситуации за пределами американского рынка еще больше осложнит их жизнь. На фоне падения продаж на родном рынке, Китай был спасителем для General Motors, а Европа - для Ford. Теперь от них спасения ждать не приходится.

По мнению главного в мире специалиста по банкротству Эдварда Альтмана, вероятность того, что эти два автомобильных гиганта объявят дефолт в ближайшие пять лет, равна 46%. Профессор из Школы бизнеса Стерна Нью-йоркского университета Эдвард Альтман - автор известной математической формулы расчета вероятности банкротства. И так называемый  Z-коэффициент Альтмана, показывает, что GM и Ford -  "на грани банкротства". При этом для GM ситуация выглядит несколько хуже, чем для Ford, сказал Альтерман телеканалу Bloomberg. В прошлом году GM в 2007 году потерял $38,7 млрд - это самые серьезные потери за всю 100-летнюю историю компании, которая не приносила прибыли с 2004 года.

Отрасль ждет консолидация

Как считает Карлос Гон, в такой ситуации выход для автопроизводителей может быть только один - объединение и создание альянсов, а также слияния и поглощения. "Думаю, отрасль будет консолидироваться", - заявил Гон.  Nissan уже давно (с 1999 года) тесно сотрудничает с французским автопроизводителем Renault, а французы в этом году купили четверть российского "АвтоВАЗа". 

Несмотря ни на что, автогиганты продолжают верить в светлое будущее. Они возлагают большие надежды на рынки развивающихся стран, в том числе и Россию. В то время как в Америке автозаводы закрываются, в России и в других быстро растущих странах появляются новые. Как ранее писал RB.ru, GM уже начал искать площадку для строительства второго завода в России, ранее о намерениях открыть второе предприятие в России говорил и вице-президент Ford of Europe Джим Титро (подробнее читай здесь).

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ВОЗМОЖНОСТИ

25 октября 2020

30 октября 2020