Архив rb.ru

"АвтоВАЗ" пал жертвой сокращения объемов автокредитования

Архив rb.ru

Спрос на автомобили в России падает из-за нежелания банков выдавать автокредиты

"АвтоВАЗ" пал жертвой сокращения объемов автокредитования
Крупнейший российский автопроизводитель "АвтоВАЗ" жалуется, что финансовый кризис ударил по его поставщикам и дистрибуторам. Сокращение объемов кредитования российскими банками угрожает радикально сократить спрос на автомобили на российском рынке. Даже переживающий бум российский автомобильный рынок оказался уязвим для кредитного кризиса, пишет Financial Times.

Сокращение объемов кредитования российскими банками угрожает радикально сократить спрос на автомобили на доселе быстрорастущем российском рынке, высказал опасения в интервью газете Financial Times Йенн Венсан, вице-президент "АвтоВАЗа" по операционному управлению. Автодилеры не в состоянии заплатить за уже поставленные производителем машины. Поставщики тоже переживают финансовые трудности, что в свою очередь вредит балансовым отчетам "АвтоВАЗа".

Поставщики сетуют

По словам Венсана, порядка 40-45% покупок автомобилей в России в последнее время совершалось по кредиту. Но теперь их выдача резко ограничена. "Вплоть до конца сентября мы не замечали никаких перемен, но в последнее время кредиты стало получить все сложнее", - поведал Венсан.

Многие мелкие дилеры, которые сначала получают автомобили, а потом их оплачивают, тоже испытывают проблемы с получением кредитов. "Для нас это создает финансовую угрозу, - сказал Венсан. - Если они не получат кредит, значит они нам не заплатят". Поставщики "АвтоВАЗа" находятся в точно такой же ситуации. "У нас поставщики плачут, - признался он. - Они говорят: если вы не заплатите нам Х млн рублей, мы не сможем ничего производить, потому что кредитов нам не дают".

Соломинка ненадежна

Как известно, 25% "АвтоВАЗа" принадлежит французской Renault. Сегодня "АвтоВАЗ" и российский рынок в целом являются центральными элементами в стратегии Renault, призванными компенсировать спад продаж в Западной Европе за счет повышения объемов на стремительно растущих развивающихся рынках. Но иностранные производители тоже начали сталкиваться с проблемами в России, на которую многие рассчитывали как на "соломинку", которая спасет утопающих и компенсирует резкий обвал спроса на автомобили, происшедший в этом году на западных рынках.

Карлос Гон, гендиректор Renault & Nissan на Парижском автосалоне, попытался успокоить рынок: "Есть все причины для оптимизма по поводу России. Даже если автомобильный рынок не будет расти со скоростью 30% в год, а только со скоростью 8-10% в год, это все равно хорошо".

Автомобильный рынок России за август вырос всего на 6%, тогда как еще в июле рост составлял целых 22%, по данным консультантов J-D Power. "АвтоВАЗ" продает около 900 тыс. машин в год, в основном в России и ближнем зарубежье.

Конвейер встанет

Рост продаж автомобилей в России в августе замедлился почти вдвое: россияне стали обладателями только 175,6 тыс. иностранных авто с учетом сделанных в России (рост 23%). При этом месяцем ранее  было продано 199,3 тыс. иномарок, что на 40% больше, чем в июле 2007 г., по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEB). В августе объемы продаж упали у Renault на 7%, у Kia - на 8%. Больше всех в минусе оказались Mitsubishi - падение продаж на 19% и Volvo - на целых 48%. Сократились продажи машин у лидера рынка иномарок - Chevrolet - на 5%. На этом фоне положение отечественных производителей выглядит не столь плохим: падение продаж "Лады" по сравнению с июлем составило всего 9%. Но учитывая сложности всё большего числа банков с выдачей кредитов, рынок ждет, что продажи машин будут сокращаться и далее. По информации журнала "Огонёк", автоконцерн ГАЗ не исключает приостановки главного конвейера из-за сокращения спроса на свои машины.

Ряд зарубежных автоконцернов уже пересматривает прогнозы по российским продажам на 2009 г. Первой это сделала Toyota. Недоволен ростом своих российских продаж и Ford: в начале года они росли на 25%, а сейчас замедлились до 5%. Признает риск замедления темпов роста российского рынка и Renault, который, однако, делать выводы не спешит: компания решила подождать, чтобы понять, в какую сторону идет рынок. Пока не торопится пересматривать прогноз (15%) и Nissan.



Возможна стагнация

Из-за бурного развития автокредитования российский авторынок в 2008 г. вышел на первое место в Европе. По данным "Автостата", сейчас каждая вторая машина в России покупается в кредит. По итогам прошлого года из 2,42 млн новых автомобилей в кредит было продано 1,15 млн машин в России.

Многие банки в последнее время если и не отказались от выдачи автокредитов, то значительно ужесточили требования к заемщикам, а также готовятся повысить процентные ставки рублевых кредитов, по мнению экспертов, опрошенных RB.ru, в среднем на 1-2%.

Некоторые автодилеры считают, что ужесточение кредитной политики банков только начинает сказываться на продажах, а наиболее заметно его влияние будет в IV квартале. Пока что самим дилерам непонятно, в какую сторону кризис повлияет на их бизнес. Участники рынка надеются на рост продаж в 2009 г. в пределах 10%, но не исключают и стагнации.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Китайский агрегатор такси DiDi выходит на IPO: вот все что нужно знать о компании
  2. 2 «Вычеркнуть человека из уравнения сложно»: основатель BaseTracK о полубеспилотных технологиях и российских дорогах
  3. 3 «Любой переезд замораживает капитализацию компании на два года». Интервью с управляющим партнёром Sistema VC
  4. 4 Дилерская сеть в машиностроении: по каким принципам взаимодействовать с партнерами
  5. 5 «Apple тоже начинал в гараже». Как построить бизнес в маленьком городе