Бизнес без отрыва от учебы

Расскажите друзьям

В Высшей школе экономики создали бизнес-инкубатор для студентов

У студентов Выcшей школы экономики теперь есть возможность открыть собственное дело в стенах родного вуза. Университет предоставляет начинающим предпринимателям помещение с компьютерами, телефонами, принтерами и факсами. На поиск денег и раскрутку проекта 18-20-летним бизнесменам дается до двух лет. Чтобы фирма была успешной, студентам придется жертвовать учебой, опасаются эксперты.


Елена Масолова стала предпринимателем в 2005 г., будучи студенткой экономического факультета Госуниверситета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ). Ее интернет-проект "Smart-книга" победил на внутривузовском конкурсе. На сайте smart-kniga.ru выкладывается краткое изложение - на 5-8 страницах - книг, которые могут оказаться полезными в работе менеджера, поясняет Масолова. Деловым людям это удобно, ведь у большинства нет времени читать объемные издания, добавляет она.

Из $5000 призовых команде Масоловой досталось $3500. Еще столько же понадобилось, чтобы задумка стала реальностью: в сентябре 2005 г. Масолова с тремя партнерами зарегистрировала фирму, из знакомых набрала 30 авторов, которые работают с книгами - суммируют содержание, выбирают самые любопытные факты.

Прежде чем запустить процесс, новоиспеченные предприниматели провели эксперимент: попросили разных людей прочесть одну и ту же книгу и выбрать наиболее яркие, по их мнению, факты. Совпадение на 80%, констатирует Масолова.

Сейчас в портфеле компании 80 книг. Каждую неделю он пополняется еще тремя новинками. Критерии отбора просты: книга должна быть бестселлером или просто интересной. Новая услуга предоставляется по подписке: для физических лиц - 10 000 руб. в год, для юридических - от $3000 до $5000. Продвижению проекта на взаимовыгодных условиях помогает издательство "Манн, Иванов и Фербер". "К книге, заказанной через интернет-магазин издательства, прилагается компакт-диск с кратким изложением другой книги от нашей фирмы и презентацией сайта", - рассказывает Масолова.

По ее словам, к маю 2007 г. у smart-kniga.ru должно быть не менее 25 корпоративных подписчиков. По данным на февраль - ни одного. Частных подписчиков около 30 человек. Об окупаемости и доходах речь пока не идет. Так что помощь ГУ-ВШЭ в виде бесплатного помещения, телефонной связи, Интернета, факса и принтера весьма кстати. Но это не благотворительность, это учебный бизнес-инкубатор, который в марте официально откроется в "Вышке". Команда Масоловой станет его первым обитателем.

Идея создать бизнес-инкубатор возникла у студентов, которые обратили внимание на подобный опыт ведущих западных университетов - Гарварда, Оксфорда, Стэнфорда, рассказывает Дмитрий Репин, профессор ГУ-ВШЭ. Они хотят быть предпринимателями, но возможностей получить практические навыки, например составления бизнес-плана, в вузе нет. Соцопрос "Отношение к предпринимательству и потребности в предпринимательском образовании", проведенный среди студентов ГУ-ВШЭ в ноябре - декабре 2006 г., не оставил сомнений в необходимости бизнес-инкубатора.

Более 70% респондентов (всего в опросе участвовало 329 человек) видят себя в будущем предпринимателями, у 3% уже есть свое дело, 8% планируют открыть его после вуза, 9% ходят сделать это еще во время учебы, делится результатами Репин. Он поддержал молодежную инициативу, взяв на себя организационную работу и управление бизнес-инкубатором. В здании "Вышки" на Покровском бульваре под инкубатор отыскалось два помещения: в одном - 12 рабочих мест, в другом - переговорная и библиотека. В инкубаторе можно одновременно разместить 3-5 команд. Продолжительность проживания - от трех месяцев до двух лет. Отбор проектов решено проводить на конкурсной основе. Любой желающий из 14 000 студентов "Вышки" может подать заявку на участие, приложив к ней краткий - на 2-4 страницы - бизнес-план и видеопрезентацию проекта на 5-7 минут.

"Видео может быть снято даже мобильным телефоном, - говорит Репин. - Главное - доказать жюри, что идея стоящая: почему проект может быть выгоден потенциальному инвестору, чем он отличается от конкурентов и почему займет лидирующие позиции на рынке". Оценкой займется внешний инвестиционный комитет, состоящий, по словам Репина, "из профессионалов с хорошей репутацией". Заседание комитета планируется проводить один раз в полгода. Тематику проектов определяет гуманитарная специализация ГУ-ВШЭ. "Предпочтение будет отдано инновациям, например, в области логистики, финансовых услуг, маркетинга, а не технологии, - уточняет Репин. - Я не говорю, что технология - это плохо, но не она во главе угла".

Содействует вуз и формированию "социальных сетей", куда войдут студенты, преподаватели, инвесторы, а также разработке "экономически целесообразного механизма вовлечения преподавателей ГУ-ВШЭ в компании, основанные студентами". Среди тех, кто читает лекции в "Вышке", много представителей частного сектора и госструктур, почему бы им не стать советниками или помощниками начинающих предпринимателей, рассуждает Репин. Проще говоря, университет готов создать пул инвесторов и профессионалов, чтобы существенно облегчить задачу студентам при поиске денег. А вот убедить раскошелиться - это задача автора проекта. Если не удалось найти инвестора, значит, проект плох, категоричен Репин.

Предоставляя студентам разнообразные ресурсы - вплоть до типовых договоров, инкубатор ни в коем случае не будет заниматься спонсированием, предупреждает он. "Вероятность моего вхождения в студенческий бизнес-проект почти нулевая - очень высоки риски", - говорит Антон Данилов-Данильян, бизнес-ангел, председатель комитета по инвестполитике Торгово-промышленной палаты России. Главный риск, по его словам, возраст. Молодость - период поиска, спонтанных решений и легкомысленного отношения к жизни, философски отмечает он. Невозможно совмещать учебу и собственное дело: и то и другое требует большой отдачи, времени, сил, добавляет Данилов-Данильян. С ним согласен Владимир Миронов, проректор МГУ: "Студентам придется выбирать - образование или бизнес. Боюсь, что второе окажется сильнее. Тогда зачем вообще учиться? Для диплома?" Да и в целом идея бизнес-инкубатора не вызывает у Миронова оптимизма: "Это как пытаться прыгнуть тройной тулуп, не умея кататься на коньках".

"Знания и навыки мы получали на практике, поэтому и шишки набивали", - вспоминает Максим Протасов, совладелец, председатель правления компании "Помидорпром". Он двумя руками за то, чтобы учить предпринимательству в вузах: "А точнее прививать удовольствие делать что-то самому".

Человек, однажды попробовав себя в бизнесе, вряд ли захочет перейти в категорию наемного работника. Протасов указывает и на то, что изменились условия, в которых открывается дело: если в 90-е гг. поле было свободным, иди и делай, то сейчас при возрастающей конкуренции знания - это бесспорное преимущество. Это и возможность для молодого человека понять, что ему ближе - предсказуемая наемная работа или "свободное плавание", считает Олег Медведев, владелец компании "Голден райт". Готов ли человек рисковать, работать сутками, верить в успех дела, когда к тому, казалось бы, нет никаких предпосылок? Может ли собрать команду единомышленников, быть не только генератором идей, но уметь выбрать стоящую и реализовать ее. Таких людей на планете всего 5%, добавляет Протасов. Елена Масолова смело причисляет себя к этому меньшинству.

Анастасия Дагаева

Опубликовано в газете
"Ведомости" 15 февраля 2007 года


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
EMERGE
31 мая 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase