Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Ежегодно в России отмываются триллионы рублей

Архив rb.ru

"Ведомости" выяснили, почему государство не пресекает незаконное обналичивание денег

Ежегодно в России отмываются триллионы рублей
Условия ведения бизнеса год от года видоизменяются, однако обналичивание по-прежнему остается одной из самых популярных финансовых операций. Обналичка позволяет выводить средства, существенно "экономить" на налогах, за счет наличных до сих пор выплачиваются "черные" зарплаты, различные бонусы и, конечно, взятки, на которые приходится раскошеливаться даже "белому" и "пушистому" бизнесу. Однако бороться с обналичкой все также сложно: механизм реагирования на проблему неэффективен. 

Год за годом через российские банки незаконно обналичиваются триллионы рублей, а государство ничего с этим не может поделать. И дело тут не только в коррупции, выяснили "Ведомости": те, кто должен пресекать обналичивание, не имеют для этого рычагов, а те, кто их имеет, не обязан ими пользоваться. Газета решила выяснить, как устроен отмывочный бизнес в России.

Используемая схема обналичивания  всегда по сути одна, разница лишь в деталях. Компания, которой нужны наличные, заключает договор с фирмой-однодневкой о покупке каких-нибудь услуг, платит за них деньги по безналу, фирма в свою очередь снимает эти деньги со счета и за вычетом своего процента доставляет заказчику. В реальности схема усложняется - используется несколько фирм, счета у них открыты в разных банках, сумма разбивается на части и пр. В целом, чем длиннее цепочка фирм и мельче суммы, тем меньше вопросов может возникнуть у налоговой и правоохранительных органов.

У руля процесса, как правило, "физлица, которые используют банковскую систему; среди них встречаются и сотрудники самих банков, но доказать их участие обычно сложно", -  рассказал "Ведомостям" замначальника отдела по делам об особо опасных преступлениях в сфере экономической деятельности СК при МВД Владислав Четвериков. Без неформальных связей в банке физлицам организовать такую схему практически невероятно.

Дело "Интелфинанса"

Однако частности бывают разные. Например, как рассказал газете председатель правления небольшого (активы немногим более 100 млн рублей) московского банка "Интелфинанс" Михаил Завертяев, в декабре 2007 года он был избит некими людьми, которые угрожали его близким, требуя "подписывать бумаги не глядя".   Далее за три недели, которые банкир провел в госпитале им. Склифосовского, через банк по фиктивным документам прогнали и похитили через его корсчет в ЦБ 11,7 млрд рублей, причем 7,5 млрд рублей было обналичено (более 600 млн рублей в день), а остальное выведено за рубеж.

Представитель Центробанка опроверг, что наличные были получены в его хранилище и что операции шли через счет банка в ЦБ. По данным ЦБ, с 4 по 24 декабря два клиента "Интелфинанса" получили из кассы банка наличными 7,5 млрд рублей на покупку ценных бумаг. Деньги в кассу банка поступали за счет продажи физлицам  инвалюты (на $213,6 млн и 62,5 млн евро), которая покупалась у трех российских банков. С банками "Интелфинанс" расплачивался безналом через открытые в них корсчета. О таких операциях ЦБ может узнает только из отчетности банка в начале следующего месяца.

ЦБ долго раскачивается

Завертяев считает, что ЦБ мог и должен был предотвратить обналичку, т.к. в конце ноября - начале декабря он сообщил сначала в СК при МВД, а затем в ЦБ и в МГТУ ЦБ (территориальное подразделение по Москве) об угрозе незаконных операций, потом о захвате банка и своей госпитализации. Банкир просил ЦБ приостановить лицензию и ввести в банке временную администрацию. Председатель совета директоров "Интелфинанса" Антон Мазур 3 декабря сообщил в МГТУ, что подал в отставку, т.к. люди, ставшие "по поддельным документам" владельцами долей банка, планируют использовать "Интелфинанс" "для незаконных операций через счета в странах ближнего зарубежья". В результате, сотрудники ЦБ появились в банке с проверкой только 24 декабря, а лицензия у банка была отозвана в январе 2008 года.

Но оказывается не все так просто. "В ситуации с "Интелфинансом" мы очень быстро отреагировали, учитывая, что до 10 января были каникулы", - сказал "Ведомостям" первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян. - Сначала мы должны проверить банк, составить промежуточный акт и сделать выводы. Чтобы организовать проверку, нужно около недели". Сейчас на отзыв лицензии у банков, занимающихся незаконным обналичиванием, уходит месяц, ранее дело занимало два-три, добавляет сотрудник ЦБ.

ЦБ - единственная структура, которая может видеть банковские проводки по корсчету практически в режиме онлайн и приостанавливать отдельные операции в банках без решения суда, однако, по словам Меликьяна, по закону ЦБ не вправе "вмешиваться в оперативную деятельность" банков, а меры воздействия (ограничения, запреты, отзыв лицензии) может применять только на основании документов о нарушении законодательства или нормативных актов ЦБ. При этом сомнительные операции в список таких оснований не входят. "Банк России не является правоохранительным органом и не наделен соответствующими такому статусу полномочиями", - заключил Меликьян.

МВД: быстро не получается

Правоохранительные органы получают информацию о незаконном обналичивании от ЦБ как надзорного органа, а также от Росфинмониторинга, которому банки докладывают обо всех сомнительных сделках. Но ЦБ в основном дает информацию уже после отзыва лицензии у банка, когда после проведенной проверки написан акт, т.е. примерно через месяц. Росфинмониторинг, который получает от банков в среднем 23 тыс. сообщений в день, может "затянуть" и на несколько месяцев, рассказал газете сотрудник СК при МВД.

Иногда информация поступает от конкурентов или бывших сотрудников банков, а также от самих банков в отношении их клиентов. Но одного заявления для возбуждения дела недостаточно, т.к. нужно подсчитать ущерб или полученный доход, на что в силу загруженности сотрудников ревизионной службы МВД, может уйти до месяца.

Арестовать средства на счетах банка и тем самым пресечь обналичку сотрудники МВД не могут без решения суда. Для этого необходимо иметь возбужденное уголовное дело с конкретными подозреваемыми, должно быть доказано, что деньги получены в ходе совершения преступления. В общем быстро среагировать в любом случае не получается, т.к.  действия правоохранительных органов "жестко регламентированы УПК".

По событиям, связанным с "Интелфинансом", возбуждено уже 10 уголовных дел, но до суда пока не дошло.

"Черный рай"

Между тем обналичивание остается очень востребованной услугой. Сегодня тариф на обналичку составляет 4,5%. Для постоянных крупных клиентов ставка понижается до 3%, а в конце года, когда растут выплаты различных бонусов "в конвертах", или во время очередной кампании по борьбе с обналичиванием  увеличивается до 12%. Тем не менее, предпринимателям все равно выгодно обналичивать деньги: не нужно "тратиться" на НДС (18%), уменьшается налогооблагаемая база по прибыли (20%). В случае выплаты налом "черных" зарплат экономятся средства на ЕСН (26%). "Если мы не будем пользоваться обналичкой, то проиграем конкуренту, - говорит московский предприниматель. - Рентабельность будет меньше - взятки ведь все равно приходится платить, даже если бизнес белый и пушистый".

Ежегодно российские банки проводят фиктивных операций на 1,5-2 трлн рублей. Бюджет при этом теряет 800 млрд рублей. Такие цифры называл в феврале 2007 года председатель ЦБ Сергей Игнатьев. В месяц обналичивалось 50-80 млрд рублей, еще $3-4 млрд выводилось за рубеж. В начале 2008 года зампред ЦБ Виктор Мельников оценивал годовой объем фиктивных операций примерно в 1 трлн рублей. Более свежие цифры ЦБ предоставить отказался.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Новое ограничение эквайринговых комиссий: как это повлияет на бизнес?
  2. 2 Чем грозит заморозка зарубежных активов Центробанка для бизнеса
  3. 3 Олег в Clubhouse и биометрия в «Перекрестке»: финтех-дайджест
  4. 4 Число выданных IT-ипотек в Москве выросло в три раза
  5. 5 Акционеры банка «Тинькофф» одобрили дополнительную эмиссию акций для покупки «Росбанка»

ВОЗМОЖНОСТИ

10 мая 2024

13 мая 2024