Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Евро-2008 дал заработать УЕФА и российскому футболу

Архив rb.ru
Илья

Илья

Но выйти на самоокупаемость наш футбол сможет еще не скоро

Евро-2008 дал заработать УЕФА и российскому футболу
УЕФА подсчитал барыши, заработанные на Евро-2008 в июне 2008 г. Если верить бухгалтерам этой футбольной организации, на ее счетах после проведения чемпионата осталось 250 млн евро ($393,7 млн) чистой прибыли. Это на 50% больше по сравнению с португальским Евро-2004. Помимо этого, европейская экономика заработала на мероприятии около $1,5 млрд.

В целом на счета УЕФА после проведения Евро-2008 пришло 1,34 млрд евро ($2 млрд) дохода. Это как раз столько, и даже чуть больше, чем рассчитывали организаторы: в июне, незадолго до открытия футбольного праздника, генсек УЕФА Дэвид Тейлор сообщал, что ожидает от чемпионата рекордных доходов порядка 1,3 млрд евро. А еще раньше, в конце прошлого года, прибыль - уже не УЕФА, а всего европейского бизнеса - предсказывал генеральный спонсор мероприятия, компания MasterCard. Названа была почти та же цифра - 1,4 млрд евро. Страны-хозяева мероприятия - Австрия и Швейцария - получили около 470 млн евро на двоих.

"Евро" поставил рекорд по количеству евро

Самая большая часть доходов поступила от продаж прав на трансляцию матчей телеканалам - они принесли 60% прибыли. Реализация коммерческих прав (продажа околофутбольной атрибутики), принесла 21% заработанных средств. Еще 12% дал гостиничный бизнес - размещение участников и гостей чемпионата. И малая доля дохода - 7% - пришла от продажи билетов, сообщает Reuters.

Не поскупились и спонсоры: по данным компании Sport+Markt, каждый из них заплатил по 26 млн евро за право быть причастным к Евро-2008. Среди них Cannon, McDonalds, Mastercard и Adidas. Все они разместили рекламу на ТВ и других медиа-носителях. И они не остались внакладе. Глава Adidas сообщил, что с помощью чемпионата его компания уже выполнила 80% от плана продаж на целый год.

Заработанные деньги организация пообещала потратить с умом: на финансирование юношеских и женских турниров, программ подготовки судей и тренеров. Ну и, конечно же, на административные нужды.

Мартин Каллен, один из топ-менеджеров УЕФА, на пресс-конференции рассказал, что Евро-2008 почти по всем показателям превзошел Евро-2004 в Португалии. Из недостатков минувшего чемпионата Каллен отметил плохую погоду в начале турнира и множество билетных спекулянтов. Более чем 1,7 млн заявок на билеты пришлось отклонить из-за опасения, что они попадут на "черный рынок". В ходе чемпионата было изъято около 1300 поддельных билетов. И все же "очень, очень многие из них все же попали на "черный рынок", посетовал Кален.

На операционные расходы чемпионата УЕФА потратил около 618 млн евро (не считая 464 млн евро, перечисленных 53 ассоциациям-членам УЕФА на развитие футбола у себя в странах). Сюда вошли средства, ушедшие на призы для команд. Каждая получила стартовый бонус в 7,5 млн евро, а те, кто "хорошо поработал", набегали по миллиону за каждую победу и по полмиллиона - за ничью. Сборная Испании по мере прохождения вверх по "лестнице" получала дополнительные призовые деньги, а став победителем, увезла домой максимальные призовые (23 млн евро).

Забивать и зарабатывать

Российские футболисты, выступавшие в сборной на Евро-2008, в среднем заработали по 370 тысяч евро каждый по итогам успешного выступления на чемпионате, рассказал на прошлой неделе глава фонда "Национальная академия футбола" (НАФ) и вице-президент Российского футбольного союза (РФС) Сергей Капков. Суммарный призовой фонд нашей сборной, по его словам, составил порядка 12 млн евро. Он также сообщил, что часть средств на премирование игроков сборной было заложено в бюджет РФС, а другую выделили спонсоры. "5 млн долларов выделил Алишер Усманов (глава холдинга "Металлоинвест") и 1 млн долларов - Леонид Федун (вице-президент компании "Лукойл")... Они тоже были на футболе, видели игру нашей сборной и приняли такое решение (о премировании)", - заявил Капков.

Если европейский футбол давно научился успешно зарабатывать на телевизионных показах и атрибутике - другими словами, на своей зрелищности, то российский до сих пор перебивается на деньги спонсоров. Как известно, многие ведущие российские клубы убыточны или работают на грани самоокупаемости. Не помогут ли последние победы нашего футбола, в том числе и на европейском чемпионате, наконец-то превратить в полноценный прибыльный бизнес? Эксперты, опрошенные RB.ru, не сомневаются в этом, но говорят, что это произойдет далеко не сразу.

"Лого на майках дает увеличение продаж"

"Уже последние сезон-полтора стала очевидной тенденция, что в футбол стали приходить деньги, привлеченные коммерческими способами, а не свалившиеся по разнарядке от спонсоров, - считает Станислав Гридасов, главный редактор журнала PROспорт. - Рекламодатели видят, что футбол становится в стране все популярнее, и наблюдают, что их реклама или лого на майках или баннерах во время трансляций дает увеличение продаж".

Чемпионат Европы эту тенденцию только усилил, так как это первый крупный чемпионат за десятелитие, когда сборная Россия добилась какого-то ощутимого эффекта, - поясняет эксперт. "Впервые аудитория нашего футбола значительно выросла: если обычно после окончания чемпионатов Европы или мира массовая аудитория у футбольных трансляций исчезает, то на этот раз телевизионные рейтинги матчей резко не упали: широкая аудитория, воодушевленная успехами нашей сборной, продолжает интересоваться футболом - сейчас многие смотрят матчи чемпионата России".

Эту тенденцию подтверждает Дмитрий Навоша, главный редактор стайта Sports.ru, причем в том числе и на примере своего ресурса, посещаемость которого до сих пор, по его словам, очень высока, несмотря на то, что чемпионат Европы уже почти месяц как позади.

"Футбол стал спортом миллиардеров"


"Процесс все более успешного перехода на самоокупаемость более характерен пока что для московских и питерских клубов, нежели для клубов из провинции", - считает Станислав Гридасов. Но с переходом на "рентабельное существование" торопиться нельзя, считает он: если это произойдет сегодня, клубы будут вынуждены распродать большинство своих лидеров и существовать на очень небольшие деньги.

Дмитрий Навоша говорит, что, по грубым подсчетам, средний клуб российской премьер-лиги сегодня зарабатывает самостоятельно не более 30% своего бюджета. В ближайшие 3-5 лет клуб сможет зарабатывать, по его мнению, примерно 50%. Переход клубов на чисто рыночные рельсы он тоже не считает возможным в полной мере: "Футбол стал спортом миллиардеров, и такие бизнес-инструменты повышения прибыльности, как, к примеру, снижение расходной части, здесь не предполагается: если "Газпром" захочет удержать Аршавина в команде, то он на это денег не пожалеет, как дорого бы это не стоило".

В то же время эксперты не считают, что спортивные результаты и коммерческая прибыльность всегда шагают рука об руку. "Локомотив", построивший новый хороший стадион, в коммерческом плане выиграл больше, чем ЦСКА, который победил в кубке УЕФА в 2005 г., - считает Дмитрий Навоша.- На новую арену сразу захотелось чаще ходить болельщикам, у клуба выросла аудитория, которая у "Локомотива" обычно была небольшой. Стало можно брать больше денег за билеты и продавать места в ложах. Очень многое зависит от маркетинговой политики клуба, от того, как он развивает свой бренд".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 10 тысяч шагов в день — обязательная норма или миф? Разбираемся с врачами
  2. 2 Как Web3-проекты меняют взаимодействие между болельщиками и спортсменами
  3. 3 На платформе in_Sport 365 обсудят технологичные решения в спорте
  4. 4 Клиентская база спортивной студии: как работать с данными, чтобы продавать и не страдать от падения трафика
  5. 5 Forum.Digital Sport 2022 пройдет 28 июля